В статье рассматривается роль короля Карла II Стюарта в формировании интернациональной скрипичной школы в Англии; освещаются его музыкальные вкусы, а также продиктованные ими действия, имевшие прямое или косвенное влияние на исполнительское искусство в стране.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.48201/22263330_2024_47_9
- eLIBRARY ID
- 75169406
Слуховой опыт короля не ограничивался французской музыкой. Согласно Дж. Уэстрепу, в 1645 году стараниями кардинала Мазарини итальянская опера проникла в Париж, а Карл, который приехал туда в 1646 году [См.: 11. С. 60], «посетил несколько оперных спектаклей и концертов» [17. С. 80]. Р. Роллан сообщает, что «принц Уэльский (будущий Карл II) был тоже в числе гостей двора» в 1647 году как минимум на одной из постановок оперы «Орфей» С. Росси [См.: 15. С. 78–79]. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что король имел богатый спектр музыкальных впечатлений, и эти впечатления были напрямую связаны с последними достижениями музыкальной драмы и инструментальной культуры.
Список литературы
1. Арнонкур Н. Мои современники Бах, Моцарт, Монтеверди / Пер. С. В. Грохотова. М.: Классика-XXI, 2024. 280 с.
Arnonkur N. Moi sovremenniki Bah, Mocart, Monteverdi [My contemporaries Bach, Mozart, Monteverdi]. Trans. S. V. Grohotov. Moscow, Klassika-XXI, 2024, 280 p. (In Russ.).
2. Березин В. В. Музыканты королей Франции. М.: Современная музыка, 2013. 384 с. EDN: SUNBPR
Berezin V. V. Muzykanty korolej Francii [Musicians of the Kings of France]. Moscow, Sovremennaja muzyka, 2013, 384 p. (In Russ.).
3. Борман Т. Частная жизнь Тюдоров. Секреты венценосной семьи / Пер. А. В. Жирнова. М.: Эксмо-Пресс, 2017. 464 с.
Borman T. Chastnaja zhizn’ Tjudorov. Sekrety vencenosnoj sem’i [Private Life of the Tudors. Secrets of the Royal Family]. Trans. A. V. Zhirnova. Moscow, Jeksmo-Press, 2017, 464 p. (In Russ.).
4. Браун Е. Д. Ричард III и его время. Роковой король эпохи Войн Роз. М.: Вече, 2016. 432 с.
Braun E. D. Richard III i ego vremja. Rokovoj korol’ jepohi Vojn Roz [Richard III and His Time: The Fatal King of the Wars of the Roses]. Moscow, Veche, 2016, 432 p. (In Russ.).
5. Гинзбург Л. С. История виолончельного искусства. Кн. 1. Виолончельная классика. М.; Л.: Музыка, 1950. 512 с. EDN: IHPDLC
Ginzburg L. S. Istorija violonchel’nogo iskusstva. B. 1. Violonchel’naja klassika [History of cello art. B. 1. Cello classics]. Moscow; Leningrad, Muzyka, 1950, 512 p. (In Russ.).
6. Гинзбург Л. С., Григорьев В. Ю. История скрипичного искусства. В 3 вып. Вып. 1. М.: Музыка, 1990. 285 с.
Ginzburg L. S., Grigor’ev V. Ju. Istorija skripichnogo iskusstva [History of violin making]. In 3 Vol. Vol. 1. Moscow, Muzyka, 1990, 285 p. (In Russ.).
7. Дженкинс С. Краткая история Англии / Пер. И. Мельницкой. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2019. 416 с.
Dzhenkins S. Kratkaja istorija Anglii [A Brief History of England]. Trans. I. Mel’nickaya. Moscow, KoLibri, Azbuka-Attikus, 2019, 416 p. (In Russ.).
8. Карс А. История оркестровки / Пер. Е. П. Ленивцева, В. Э. Фермана, Н. С. Корндорфа. М.: Музыка, 1989. 304 с.
Kars A. Istorija orkestrovki [History of orchestration]. Trans. E. P. Lenivcev, V. Je. Ferman, N. S. Korndorf. Moscow, Muzyka, 1989, 304 p. (In Russ.).
9. Ковнацкая Л. Г. Английская музыка XX века (истоки и этапы развития): Очерки. М.: Советский композитор, 1986. 216 с. EDN: VAHVRN
Kovnackaja L. G. Anglijskaja muzyka XX veka (istoki i jetapy razvitija): Ocherki [English music of the 20th century (origins and stages of development): Essays]. Moscow, Sovetskij kompozitor, 1986, 216 p. (In Russ.).
10. Конен В. Дж. Пёрселл и опера: Исследование. М.: Музыка, 1978. 262 с.
Konen V. Dzh. Pjorsell i opera: Issledovanie [Purcell and Opera: A Study]. Moscow, Muzyka, 1978, 262 p. (In Russ.).
11. Кут С. Августейший мастер выживания. Жизнь Карла II / Пер. Н. А. Анастасьева. М.: АСТ, Ермак, 2004. 446 с. EDN: QOVCCJ
Kut S. Avgustejshij master vyzhivanija. Zhizn’ Karla II [The August Master of Survival: The Life of Charles II]. Trans. N. A. Anastas’ev. Moscow, AST, Ermak, 2004, 446 p. (In Russ.).
12. Мортимер Я. Елизаветинская Англия: Путеводитель путешественника во времени / Пер. А. В. Захарова. М.: Эксмо, 2019. 432 с.
Mortimer Ja. Elizavetinskaja Anglija: Putevoditel’ puteshestvennika vo vremeni [Elizabethan England: A Time Traveler’s Guide]. Trans. A. V. Zaharov. Moscow, Jeksmo, 2019, 432 p. (In Russ.).
13. Мортимер Я. Средневековая Англия: Путеводитель путешественника во времени / Пер. А. В. Захарова. М.: Эксмо, 2018. 416 с.
Mortimer Ja. Srednevekovaja Anglija: Putevoditel’ puteshestvennika vo vremeni [Medieval England: A Time Traveler’s Guide]. Trans. A. V. Zaharov. Moscow, Jeksmo, 2018, 416 p. (In Russ.).
14. Наумова Н. И. Король Генрих VIII - музыкант // Старинная музыка. 2018. № 1(79). C. 1-10. EDN: XPLAWT
Naumova N. I. Korol’ Genrih VIII - muzykant [King Henry VIII is a musician]. Starinnaja muzyka. 2018, no. 1(79), pp. 1-10. (In Russ.).
15. Роллан Р. Музыкально-историческое наследие. В 8 вып. Вып. 3: Музыканты прошлых дней. Музыкальное путешествие в страну прошлого / Ред., сост. и коммент. В. Брянцевой. М.: Музыка, 1988. 448 с.
Rollan R. Muzykal’no-istoricheskoe nasledie. In 8 Vol. Vol. 3: Muzykanty proshlyh dnej. Muzykal’noe puteshestvie v stranu proshlogo [Musical and Historical Heritage. Musicians of the Past. A Musical Journey to the Land of the Past]. Ed. V. Brjanceva. Moscow, Muzyka, 1988, 448 p. (In Russ.).
16. Фармер Г. Происхождение и развитие военной музыки / Пер. К. Сперанского и М. Д. Чертока // Хрестоматия по истории зарубежной военной музыки: Франция, Англия, Германия / Сост. М. Д. Черток. М.: Канон, Реабилитация, 2013. 456 с.
Farmer G. Proishozhdenie i razvitie voennoj muzyki [The origin and development of military music]. Trans. K. Speranskij, M. D. Chertok. Hrestomatija po istorii zarubezhnoj voennoj muzyki: Francija, Anglija, Germanija. Ed. M. D. Chertok. Moscow, Kanon, Reabilitacija, 2013, 456 p. (In Russ.).
17. Уэстреп Дж. А. Генри Пёрселл / Пер. А. Кочнева. Л.: Музыка, 1980. 240 с.
Ujestrep Dzh. A. Genri Pjorsell [Purcell]. Trans. A. Kochnev. Leningrad, Muzyka, 1980, 240 p. (In Russ.).
18. Ashbee A. John Jenkins 1592-1678: The Viol Consort Music in Four, Five and Six Parts // Early Music. 1978. Vol. 6. № 4. Р. 492-500. EDN: INOVIP
Ashbee A. John Jenkins 1592-1678: The Viol Consort Music in Four, Five and Six Parts. Early Music. 1978, Vol. 6, no. 4, pp. 492-500. (In Engl.). EDN: INOVIP
19. Bridge F. Twelve Good Musicians from John Bull to Henry Purcell. London: Kegan Paul, Trench, Trubner & Co. LTD; New York: E. P. Dutton & Co, 1920. 144 p.
Bridge F. Twelve Good Musicians from John Bull to Henry Purcell. London, Kegan Paul, Trench, Trubner & Co. LTD; New York, E. P. Dutton & Co, 1920, 144 p. (In Engl.).
20. Brown J. D., Stratton S. S. British Musical Biography: a Dictionary of Musical Artists, Authors and Composers, born in Britain and its Colonies. Derby: Chatfield and son, LTD, 1897. 463 p.
Brown J. D., Stratton S. S. British Musical Biography: a Dictionary of Musical Artists, Authors and Composers, born in Britain and its Colonies. Derby, Chatfield and son, LTD, 1897, 463 p. (In Engl.).
21. Davey H. History of English Music. London: J. Curwen and Sons, 1895. 518 p.
Davey H. History of English Music. London, J. Curwen and Sons, 1895, 518 p. (In Engl.).
22. Pulver J. The Viols in England // Proceedings of the Musical Association. 1920. Vol. 47. P. 1-21.
Pulver J. The Viols in England. Proceedings of the Musical Association. 1920. Vol. 47, pp. 1-21. (In Engl.).
23. Ritter F. L. Music in England. New York: Charles Scribner’s Sons, 1883. 231 p.
Ritter F. L. Music in England. New York, Charles Scribner’s Sons, 1883, 231 p. (In Engl.).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Освоение европейских форм и методов организации музыкальной ткани китайскими композиторами - актуальная проблема современного музыкознания. На примере сборника «40 китайских народных песен в полифонической обработке для фортепиано» Чэнь Хундуо анализируются приёмы, характерные для полифонического двухголосия на основе китайских народных песен.
Данная статья посвящена рассмотрению записей татарских музыкантов-гармонистов - соло на гармонике, осуществлённых в начале XX века граммофонными компаниями и фирмами, работавшими в России. Автор расширяет границы изучения татарской музыкальной культуры за счёт введения в научный оборот граммофонных записей (аудиодокументов) соло на гармонике. Автор анализирует архивные документы, сохранившиеся граммофонные пластинки из архивов и частных коллекций с записями соло на гармонике музыкантов-гармонистов И. Кудашева-Ашказарского, Х. Юсипова, М. Бабажанова, В. Нурлгатинова.
Статья посвящена дискуссионным вопросам истории шлемовидных (псалтиревидных) гуслей России. Анализируя гипотезу А. С. Фаминцына, автор предлагает рассматривать как альтернативную версию происхождения псалтиревидных гуслей, складывающуюся в работах Р. Б. Галайской, Ф. П. Павлова, М. Н. Нигмедзянова.
В статье рассматривается темброво-артикуляционная специфика трёх баянных сонат К. Волкова. Выделяются элементы фактуры, связанные с фонетикой и дикцией речи. Опосредованно затронуты и другие музыкальные средства данных композиций в темброво- артикуляционном контексте.
Целью данной статьи является попытка реконструкции ранней техники пения пассажей и украшений, которой пользовались музыканты в эпоху барокко. Автор статьи выдвигает гипотезу о важности изучения данной техники современными певцами, исполняющими старинную музыку, что позволит приблизиться к исторически информированному пению.
Статья посвящена проблеме научной трактовки пентатоники в музыкальной теории первой половины ХХ века. Показана специфика данного лада, терминологические версии, эволюция в его трактовке. Отражён относительно широкий спектр научных подходов в понимании пентатоники, обусловленный общетеоретическим и идеологическим контекстом времени конца ХIХ - первой половины ХХ века. Принципиально фокусируется внимание на проблеме тонально-многоголосной трактовки пентатоники, получившей разное теоретическое толкование.
Издательство
- Регион
- Россия, Казань
- Почтовый адрес
- Большая Красная ул., 38, Вахитовский район
- Юр. адрес
- Большая Красная ул., 38, Вахитовский район
- ФИО
- Дулат-Алеев Вадим Робертович (Руководитель)
- E-mail адрес
- priem@kazancons.ru
- Контактный телефон
- +7 (917) 2663011