Статья посвящена дискуссионным вопросам истории шлемовидных (псалтиревидных) гуслей России. Анализируя гипотезу А. С. Фаминцына, автор предлагает рассматривать как альтернативную версию происхождения псалтиревидных гуслей, складывающуюся в работах Р. Б. Галайской, Ф. П. Павлова, М. Н. Нигмедзянова.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.48201/22263330_2024_47_51
- eLIBRARY ID
- 75169410
Псалтериум изображался только в руках народных профессионалов, каковыми реально были скоморохи. В простонародном музыкальном быту русских провинций шлемовидные гусли не фиксировались. Этот факт объясняется через чисто логическое умозаключение. Указывается, например, что «гусли, пожалуй, самый сложный из русских народных инструментов» [1. С. 22]. «Шлемовидные гусли развитого вида, в силу их конструктивной сложности, относились, несомненно, к числу профессиональных, скоморошеских инструментов», — подтверждает другой автор [4. С. 106]. Поэтому делается вывод, что в непрофессиональной среде псалтериум не мог привиться.
Список литературы
1. Агажанов А. П. Русские народные музыкальные инструменты. М.; Л.: Музгиз, 1949. 56 с. EDN: GSAGNJ
Agazhanov A. P.Russkie narodnye muzykal’nye instrumenty [Russian folk musical instruments]. Moscow; Leningrad, Muzgiz, 1949, 56 p. (In Russ.).
2. Баскаков Н. А. Алтайская семья языков и её изучение. М.: Наука, 1981. 133 с.
Baskakov N. A. Altajskaja sem’ja jazykov i ejo izuchenie [The Altai family of languages and its study]. Moscow, Nauka, 1981, 133 p. (In Russ.).
3. Бусыгин Е. П., Яковлев В. И. Гусли у поволжских народов // Советская этнография. 1985. № 2. С. 109-116. EDN: VJVZXF
Busygin E. P., Jakovlev V. I. Gusli u povolzhskih narodov [Gusli of the Volga peoples]. Sovetskaja jetnografija. 1985, no. 2, pp. 109-116. (In Russ.).
4. Вертков К. А. Русские народные музыкальные инструменты. Л.: Музыка, 1975. 280 с.
Vertkov K. A.Russkie narodnye muzykal’nye instrumenty [Russian folk musical instruments]. Leningrad, Muzyka, 1975, 280 p. (In Russ.).
5. Вертков К. А., Благодатов Г. И., Язовицкая Э. Э. Атлас музыкальных инструментов народов СССР. М.: Музыка, 1963. 275 с.
Vertkov K. A., Blagodatov G. I., Jazovickaja Je. Je. Atlas muzykal’nyh instrumentov narodov SSSR [Atlas of musical instruments of the peoples of the USSR.]. Moscow, Muzyka, 1963. 275 p. (In Russ.).
6. Галайская Р. Б. Опыт исследования древнерусских гуслей в связи с финно-угорской проблематикой // Финно-угорский музыкальный фольклор и взаимосвязи с соседними культурами. Таллин: Ээсти раамат, 1980. С. 21-31.
Galajskaja R. B. Opyt issledovanija drevnerusskih guslej v svjazi s finno-ugorskoj problematikoj [Experience of studying ancient Russian gusli in connection with Finno-Ugric issues]. Finno-ugorskij muzykal’nyj fol’klor i vzaimosvjazi s sosednimi kul’turami. Tallin, Jejesti raamat, 1980, pp. 21-31. (In Russ.).
7. Греков Б. Д., Калинин Н. Ф. Булгарское государство до монгольского завоевания // Материалы по истории Татарии. Вып. 1. Казань: Татгосиздат, 1948. С. 97-184.
Grekov B. D., Kalinin N. F. Bulgarskoe gosudarstvo do mongol’skogo zavoevanija [The Bulgarian state before the Mongol conquest]. Materialy po istorii Tatarii. Vol. 1. Kazan’, Tatgosizdat, 1948, pp. 97-184. (In Russ.).
8. Димитриев В. Д. Чувашские исторические предания. 2-е изд., доп. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1993. 447 с. EDN: WDLMKV
Dimitriev V. D. Chuvashskie istoricheskie predanija [Chuvash historical legends]. 2nd еd. Cheboksary, Chuvashskoe knizhnoe izdatel’stvo, 1993, 447 p. (In Russ.).
9. Казанская история. М.; Л.: АН СССР, 1954. 195 с.
Kazanskaja istorija [Kazan history]. Moscow; Leningrad, AN SSSR, 1954, 195 p. (In Russ.).
10. Казанское ханство // Чувашская энциклопедия. В 4 т. Т. 2: Ж-Л. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2008. С. 183-184.
Kazanskoe hanstvo [Kazan Khanate]. Chuvashskaja jenciklopedija. In 4 Vol. Vol. 2: Zh-L. Cheboksary, Chuvashskoe knizhnoe izdatel’stvo, 2008, pp. 183-184. (In Russ.).
11. Миллер Г. Ф. Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, яко-то: черемис, чуваш, вотяков. СПб.: Академия наук, 1791. 101 с.
Miller G. F. Opisanie zhivushhih v Kazanskoj gubernii jazycheskih narodov, jako-to: cheremis, chuvash, votjakov [Description of pagan peoples living in the Kazan province: Cheremis, Chuvash, Votyaks]. Saint Petersburg, Akademija nauk, 1791, 101 р. (In Russ.).
12. Михайлов С. М. Труды по этнографии и истории русского, чувашского и марийского народов. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1972. 423 с.
Mihajlov S. M. Trudy po jetnografii i istorii russkogo, chuvashskogo i marijskogo narodov [Works on the ethnography and history of the Russian, Chuvash and Mari peoples]. Cheboksary, Chuvashskoe knizhnoe izdatel’stvo, 1972, 423 p. (In Russ.).
13. Мошков В. А. Мелодии Волго-Камья. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2011. 366 с.
Moshkov V. A. Melodii Volgo-Kam’ja [Melodies of the Volga-Kama region]. Cheboksary, Chuvashskoe knizhnoe izdatel’stvo, 2011, 366 p. (In Russ.).
14. Научный архив ЧГИГН. Отд. VIII. Фотоматериалы.
Nauchnyj arhiv ChGIGN. Otd. VIII. Fotomaterialy [Scientific archive of ChGIGN. Department of VIII. Photographic materials]. (In Russ.).
15. Нигмедзянов М. Н. Татарские народные музыкальные инструменты // Музыкальная фольклористика. Вып. 2. М.: Советский композитор, 1978. С. 266-297.
Nigmedzjanov M. N. Tatarskie narodnye muzykal’nye instrumenty [Tatar folk musical instruments]. Muzykal’naja fol’kloristika. Vol. 2. Moscow, Sovetskij kompozitor, 1978, pp. 266-297. (In Russ.).
16. Нигмедзянов М. Н. Татарские народные песни. Казань: Татарское книжное издательство, 1984. 240 с.
Nigmedzjanov M. N. Tatarskie narodnye pesni [Tatar folk songs]. Kazan’, Tatarskoe knizhnoe izdatel’stvo, 1984, 240 p. (In Russ.).
17. Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно / Введ., пер., прим. А. М. Ловягина. СПб.: Издание А. М. Суворина, 1906. 582 с.
Olearij A. Opisanie puteshestvija v Moskoviju i cherez Moskoviju v Persiju i obratno [Description of the journey to Moscow and through Moscow to Persia and back]. Ed. A. M. Lovjagin. Saint Petersburg, Izdanie A. M. Suvorina, 1906, 582 p. (In Russ.).
18. Павлов Ф. П. Собрание сочинений. В 2 т. Т. 2 / Пер. Н. С. Павлова. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1971. 318 с.
Pavlov F. P. Sobranie sochinenij [Collection of essays]. In 2 Vol. Vol. 2. Trans. N. S. Pavlov. Cheboksary, Chuvashskoe knizhnoe izdatel’stvo, 1971, 318 p. (In Russ.).
19. Фаминцын А. С. Скоморохи на Руси. СПб.: Типография Э. Арнгольда, 1889. 191 с.
Famincyn A. S. Skomorohi na Rusi [Buffoons in Rus’]. Saint Petersburg, Tipografija Je. Arngol’da, 1889, 191 p. (In Russ.).
20. Фаминцын А. С. Гусли. Русский народный музыкальный инструмент: Исторический очерк. СПб.: Академия наук, 1890. 135 с.
Famincyn A. S. Gusli.Russkij narodnyj muzykal’nyj instrument: Istoricheskij ocherk [Russian folk musical instrument. Historical essay]. Saint Petersburg, Akademija nauk, 1890, 135 p. (In Russ.).
21. Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории музыки в России. С древнейших времен до конца XVIII века. Т. 1. Вып. III: C древнейших времён до начала XVIII века. М.; Л.: Госиздат, 1928. 364 с.
Findejzen N. F. Ocherki po istorii muzyki v Rossii. S drevnejshih vremen do konca XVIII veka. T. 1. Vol. III: S drevnejshih vremen do nachala XVIII veka [Essays on the history of music in Russia. From ancient times to the end of the 18th century]. Moscow; Leningrad, Gosizdat, 1928, 364 p. (In Russ.).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Освоение европейских форм и методов организации музыкальной ткани китайскими композиторами - актуальная проблема современного музыкознания. На примере сборника «40 китайских народных песен в полифонической обработке для фортепиано» Чэнь Хундуо анализируются приёмы, характерные для полифонического двухголосия на основе китайских народных песен.
Данная статья посвящена рассмотрению записей татарских музыкантов-гармонистов - соло на гармонике, осуществлённых в начале XX века граммофонными компаниями и фирмами, работавшими в России. Автор расширяет границы изучения татарской музыкальной культуры за счёт введения в научный оборот граммофонных записей (аудиодокументов) соло на гармонике. Автор анализирует архивные документы, сохранившиеся граммофонные пластинки из архивов и частных коллекций с записями соло на гармонике музыкантов-гармонистов И. Кудашева-Ашказарского, Х. Юсипова, М. Бабажанова, В. Нурлгатинова.
В статье рассматривается темброво-артикуляционная специфика трёх баянных сонат К. Волкова. Выделяются элементы фактуры, связанные с фонетикой и дикцией речи. Опосредованно затронуты и другие музыкальные средства данных композиций в темброво- артикуляционном контексте.
Целью данной статьи является попытка реконструкции ранней техники пения пассажей и украшений, которой пользовались музыканты в эпоху барокко. Автор статьи выдвигает гипотезу о важности изучения данной техники современными певцами, исполняющими старинную музыку, что позволит приблизиться к исторически информированному пению.
Статья посвящена проблеме научной трактовки пентатоники в музыкальной теории первой половины ХХ века. Показана специфика данного лада, терминологические версии, эволюция в его трактовке. Отражён относительно широкий спектр научных подходов в понимании пентатоники, обусловленный общетеоретическим и идеологическим контекстом времени конца ХIХ - первой половины ХХ века. Принципиально фокусируется внимание на проблеме тонально-многоголосной трактовки пентатоники, получившей разное теоретическое толкование.
В статье рассматривается роль короля Карла II Стюарта в формировании интернациональной скрипичной школы в Англии; освещаются его музыкальные вкусы, а также продиктованные ими действия, имевшие прямое или косвенное влияние на исполнительское искусство в стране.
Издательство
- Регион
- Россия, Казань
- Почтовый адрес
- Большая Красная ул., 38, Вахитовский район
- Юр. адрес
- Большая Красная ул., 38, Вахитовский район
- ФИО
- Дулат-Алеев Вадим Робертович (Руководитель)
- E-mail адрес
- priem@kazancons.ru
- Контактный телефон
- +7 (917) 2663011