Проектная деятельность в детских садах предоставляет детям уникальную возможность стать активными участниками образовательного процесса. Этот метод обучения позволяет детям исследовать интересующие их темы, развивает навыки работы в команде и умения критического мышления. А также играет важную роль в образовании и развитии детей старшего дошкольного возраста. Она позволяет малышам проявить свои творческие способности, сформировать исследовательские навыки, развить коммуникативные умения и расширить кругозор.
Одна из главных задач современного образования - воспитать у старших дошкольников любознательность. Любознательность помогает ребёнку активно исследовать окружающий мир, задавать вопросы и искать ответы. Она служит основой для развития познавательного интереса, критического мышления и креативности.
Один из самых эффективных способов развить любознательность у детей - проектная деятельность. Участвуя в проектной деятельности, старшие дошкольники становятся активными участниками образовательного процесса, могут самостоятельно изучать интересные им темы и развивать свои умения.
Исследования учёных Т. А. Данилиной, М. Б. Зуйковой, Л. С. Киселёвой, Т. С. Лагоды показали, что активное интеллектуальное развитие помогает дошкольникам успешно заниматься проектной деятельностью. Это эффективно развивает их любознательность и учит их быть активными участниками образовательного процесса.
Идентификаторы и классификаторы
С введением федеральных государственных образовательных стандартов формируется новая система дошкольного образования, которая нацелена на эффективное развитие детей.
Список литературы
1. Веракса, Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. Серия «Библиотека программы «От рождения до школы» / Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. - Москва : Мозаика-Синтез, 2022. - 77 с. - Текст : непосредственный.
2. Дьяченко, О. М. Чего на свете не бывает? / О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса. - Москва : Знание, 2021. - 157[2] с. : ил.; 20 см. - (Готовимся к школе) (Педагогический факультет). - Текст : непосредственный.
3. Кудинов, С. И. Психология любознательности: теоретические и прикладные аспекты / С. И. Кудинов. - НИЦ БиГПИ, 2020. - 273 с. : ил.; 20 см. - Текст : непосредственный.
4. Лобова, Н. Т. Диагностика и стимулирование развития любознательности как профессионально значимого свойства личности будущего учителя : диссертация.. кандидата психологических наук : 19.00.07. - Киев, 2020. - 192 с. - Текст : непосредственный.
5. Морозова, Н. Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье / Н. Г. Морозова. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 2022. - 224 с. - Текст : непосредственный.
6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Москва [и др.] : Питер, 2022. - 705 с. - Текст : непосредственный.
7. Пеньковских, Е. А. Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике / Е. А. Пенковских. - Текст : непосредственный // Вопросы образования. - 2010. - С. 307-318.
8. Рычагова, Т. Г. Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФОП / Т. Г. Рычагова. - Текст : непосредственный // Образовательный альманах. - 2023. - № 8 (70). - Часть 2. - С. 45-46.
9. Юревич, С. Е. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими): учеб. пособие для СПО / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 181 с. - Текст : непосредственный.
10. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Мин-вом Образования и науки РФ от 17.10.2013 г., № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва : 2013. - Текст : непосредственный.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье раскрыта психологическая сущность понятия «познавательная активность» и особенности её развития у дошкольников. Она имеет огромное значение, так как является неотъемлемым условием для формирования комплексно развитой личности, а также ее самостоятельности и инициативности. Дошкольное детство - это длительный период, который закладывает основы будущей личности и во многом определяет ее. Это время, когда и семья, и общество совместными усилиями создают все необходимые и доступные условия для развития ребенка. Познавательная активность дошкольника возникает из стремления получить новые впечатления и опыт, которое присуще каждому человеку с самого рождения. Значимость выявленной нами проблемы объясняется важностью преодоления противоречия между необходимостью развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста и поиском концептуально новых средств в этом направлении. Исследование проводилось на основе методов включенного наблюдения, контент-анализа, обобщения, сравнения и конкретизации информации. Объект исследования: развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: сущностные характеристики познавательной активности дошкольника и механизмы её развития. Целью статьи является изучение сущности познавательной активности ребенка, принципов и методов её развития в дошкольном возрасте. Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении теоретического материала в рамках проблемы развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Разработанные теоретические положения дополняют и углубляют данные, существующие в возрастной психологии, относительно особенностей развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
В статье представлены взгляды ряда отечественных и зарубежных писателей-фантастов на образование в т. н. описываемом будущем. Данный вопрос получил освещение в ряде произведений, относящихся к жанру социальной фантастики, преимущественно написанных в 1950-х - 1970-х гг. Показано, что преобладающими являются две позиции - изоляция детей в школах-интернатах до достижения ими зрелости или машинное обучение. В первом случае, по мнению И. Ефремова и А. и Б. Стругацких, дети будут ограждены от возможного негативного влияния родителей и общества, и их обучение и воспитание будет доверено профессионалам - педагогам, статус которых в обществе будущего очень высок. Впрочем, тот же подход, по мнению Р. Брэдбери и Н. Горькавого, может использоваться для образовательной сегрегации - подготовки элиты, тогда как из большинства в обычных школах будут готовить законопослушных потребителей. Во втором случае, по мнению А. Азимова, необходимости в учителях и школах не будет, так как их заменит компьютер. Другие авторы, такие как К. Булычев и Г. Мелентьев, допускают замену классов группами по интересам, в том числе и разновозрастными. Согласно представлениям советских писателей, в будущем у обучающихся будет больше экскурсионно-туристических поездок, возрастёт уровень академической мобильности школьников, они будет вовлечены в проектную и научно-исследовательскую деятельность. Таким образом, настоящее исследование позволяет получить представление о том, каким виделось образование в XXI-XXIII вв., и соотнести образ школы будущего с современным состоянием и тенденциями в этой сфере.
В статье на основании архивных документов и материалов отдельных регионов РСФСР показано состояние специальных учебных заведений для детей с нарушениями развития к июню 1941 г., примеры повседневной жизни школы в эвакуации и в тыловых районах во время Великой Отечественной войны, приведены данные по восстановлению сети школ. Отдельное внимание уделено действиям государства по поддержке этих образовательных учреждений, решению системных проблем их функционирования.
Статья посвящена исследованию проблемы становления и развития инклюзивного подхода в образовании в Республике Италия. Рассматриваются эволюция становления и развития инклюзивного образования, его специфические черты и характеристики, а также практика применения инклюзивного подхода в образовательном процессе итальянских школ и университетов. На основе историко-педагогического анализа проблемы представлен процесс формирования законодательной базы инклюзивного образования, выявлены и обоснованы ключевые особенности в организации образовательного процесса на основе инклюзивного подхода, уточнена специфика его реализации в Республике Италия. В статье подчёркивается эффективный практический опыт внедрения инклюзивного подхода в школьной и университетской образовательных практиках в Республике Италия. Акцентируется необходимость учёта данного опыта по организации инклюзивного образования при условии детального анализа положительных и возможных отрицательных моментов, а также реальных национальных условий и возможностей своей страны для их внедрения.
Статья посвящена выдающемуся итальянскому педагогу Марии Монтессори (1870-1952). Приводятся малоизвестные факты биографии, дается характеристика ее многогранной организаторской, писательской и методической работы. Раскрываются основные идеи М. Монтессори: свободного воспитания, спонтанного развития ребенка в специально подготовленной обучающей среде, индивидуальной свободы и опоры на сенсорное развитие, отказа от классно-урочной системы, принижение активной воспитывающей роли педагога, создание педагогом авторских дидактических материалов, помощь ребенку в реализации его индивидуальной внутренней программы, экспериментальная работа как основа общения педагога с ребенком и др. Публикация статьи приурочена к 155-летию со дня рождения первой в истории образования женщины - выдающегося педагога.
В статье содержатся педагогические взгляды основоположника русской научной педагогики, «учителя русских учителей» и «действительно народного педагога» Константина Дмитриевича Ушинского (1824-1870 гг.) об организации и деятельности воскресной школы. Анализ его статей «Воскресные школы», «Из отчета о командировке за границу», «О нравственном элементе в воспитании» и др. позволил выявить непременное условие «хорошего устройства воскресной школы». Раскрыв педагогические воззрения Ушинского на целевые установки, автор знакомит с перечнем предметов, рекомендуемых для воскресной школы. Среди них особенное место принадлежит Закону Божию. При этом весь учебно-воспитательный процесс должен строится на позициях православия. Статья содержит идеи ученого по вопросу преподавания. В частности, указано, что Ушинский подчеркивает важность специальной педагогической подготовки, без которой невозможна образовательная деятельность, а также важность женского труда в воскресной школе.
В статье обращается внимание на вопрос, над которым задумывался ученый: почему «до сих пор педагогика больше думает о том, как учить, чем о том, для чего учиться…». Автор, указывая на глубокую религиозность Ушинского, видит его ответ в области христианской педагогики. Позиция автора солидарна с мнением великого педагога о значительном нравственном влиянии воскресной школы на учащихся. Опираясь на мнение Константина Дмитриевича Ушинского, в статье сделан вывод о том, что воскресные школы - «замечательное и отрадное явление», и их поддержка со стороны церкви, государства и общества откроет «перед глазами нашими успокоительную и светлую будущность».
В статье характеризуется личность видного советского педагога первой половины XX в. Иннокентия Николаевича Жукова (1875-1948) и дается анализ его многогранной организаторской и практической образовательной деятельности. Педагог показан как один из видных скаутмастеров и, в то же время, как организатор всесоюзной пионерской организации. Жуков предложил само слово пионер для обозначения членов детской коммунистической организации. И. Н. Жуков показан также как литератор, автор детских приключенческих книг с педагогическим уклоном; как деятель культуры и скульптор, который своим творчеством содействовал решению актуальных для его времени задач воспитания подрастающего поколения. Статья приурочена к 150-летию со дня рождения И. Н. Жукова.
Перед Вами первый номер журнала в 2025 году. Традиционно тематика статей посвящена наиболее перспективным направлениям развития наук об образовании. Отмечу, что спектр публикаций достаточно обширен: от персоналистики до методики преподавания отдельных дисциплин.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/