Статья посвящена исследованию взаимосвязи между личностными особенностями и склонность к риску у военнослужащих летного и наземного состава. Представлен обзор теоретических и эмпирических исследований, раскрывающих проблему проявления черт личности и склонности к риску. Приведены результаты эмпирического исследования на выборке, которую составили 60 человек – военнослужащие мужского пола в возрасте 30–45 лет, их них 31 – военнослужащие летного состава (ЭГ-1), 29 – военнослужащие наземного состава (ЭГ-2). Методы: при помощи сравнительного анализа с применением непараметрического U-критерия Манна–Уитни были выявлены различия и определены особенности проявления личностных черт и параметров склонности к риску у испытуемых двух эмпирических групп. При помощи корреляционного анализа rs-Спирмена выявлены значимые взаимосвязи между личностными особенностями и склонностью к риску у военнослужащих летного и наземного состава. Результаты: проведенный сравнительный анализ позволил установить, что существуют особенности в проявлении исследуемых параметров у испытуемых ЭГ-1 (летный состав) и ЭГ-2 (наземный состав). При анализе корреляционных зависимостей были определены наиболее содержательные конфигурации взаимосвязей между параметрами личностных особенностей и склонности к риску у испытуемых в каждой эмпирической группе.
Идентификаторы и классификаторы
Современная общественно-политическая обстановка не только не снижает, но и зачастую увеличивает риски в осуществлении деятельности по обеспечению безопасности государства и общества. Риск сопутствует военнослужащим и в условиях военного времени, и в условиях мирной жизни.
Список литературы
- Абчук В., Альгин А. Риск как продукт экономической деятельности // Экономист. 1997. № 6. С. 26–34.
- Авдулова Т. П., Мотылева Л. А. Социальные представления подростков, склонных к риску // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6, № 2. С. 105–116.
- Айзенк Г. Парадоксы психологии. М.: Эксмо, 2009. 352 с.
- Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М: Медицина, 1975. 448 с.
- Балашова В. А., Звездина А. А. Склонность к риску как психологическая готовность к преодолению препятствий в условиях противодействия // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 6. С. 309–313.
- Балашова В. А., Звездина А. А. Склонность к риску как психологическая готовность к преодолению препятствий в условиях противодействия // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 6. С. 310–314.
- Белов В. В., Корзунин А. В., Юсупов В. В. и др. Методы оценки нервно-психической устойчивости военнослужащих // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2014. Т. 5, № 3. С. 75–85.
- Белов П. Г. Управление рисками, системный анализ и моделирование. М.: Юрайт, 2018. 736 с.
- Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. 4-е изд., расш. М.; СПб.: АСТ: Прайм-Еврознак, 2009. 811 с.
- Бочарова Е. Е. Стратегии совладающего поведения личности различных возрастных групп // Психология. Социология. Педагогика. 2015. № 2 (45). С. 8–12.
- Врублевский А. В. Склонность и готовность к риску. Восприятие риска офицером-спасателем в условиях чрезвычайной ситуации // Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси. 2017. № 3. С. 332–340.
- Горжий Ю. В., Пчелкина Е. П. Склонность к риску студентов с разными типами ценностных ориентаций // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: сборник трудов конференции. Белгород: ГиК, 2018. С. 331–335.
- Губанов Н. Н., Губанов Н. И., Черемных Л. Г. Наука о сущности риска и характеристиках рисковой ситуации [Электронный ресурс] // Гуманитарный вестник. 2017. Вып. 11. URL: http://hmbul.ru/articles/483/483.pdf (дата обращения: 21.11.2021).
- Дворянчиков Н. В., Бовин Б. Г., Бовина И. Б. Оценка риска радикализации в подростково-молодежной среде: потенциал социально-психологического знания // Психология и право. 2022. Т. 12, № 2. С. 207–223.
- Ерофеева С. С. Понятие «риск» в экономической деятельности // Огарёв- Online. 2018. № 1 (106). С. 1–6.
- Залесский М. Л. Зависимость уровня самоорганизации студентов в условиях пандемии от их готовности к риску // Образовательные технологии. 2020. № 2. С. 87–93.
- Ибрагимова А. Ф., Лебедева А. В. Актуальные вопросы страхования жизни и здоровья сотрудников ОВД // Моя законотворческая инициатива: сборник тезисов. М.: Государственная Дума ФС РФ: Интеграция, 2017. С. 339–341.
- Иванова Т. В., Лукьянова Е. Л., Козлова Ю. В. Представления о риске и рискованном поведении курсантов с экстернальным и интернальным локусом контроля // Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. 2016. № 3. С. 170–174.
- Ильин Е. П. Психология риска. М.: Питер, 2012. 286 с.
- Киршбаум Э. И., Еремеева А. И. Психологическая защита. М.: Смысл, 2018. 181 с.
- Кленова М. А. Субъективное благополучие как фактор готовности личности к риску // Ананьевские чтения – 2017: Преемственность в психологической науке: В. М. Бехтерев, Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов: материалы традиционной международной научной конференции. СПб.: Айсинг, 2017. С. 296.
- Ковалинская А. Г. Склонность к риску и экстремальная активность подростков // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты: сборник статей
студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. Пермь: ИП Сигитов Т. М., 2017. С. 140–141. - Корнилова Т. В. Психология риска и принятия решений: учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2017. 286 с.
- Кушнарев А. П. Результаты изучения психогенетических особенностей эффективности профессиональной деятельности лиц опасных профессий в экстремальных условиях // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2019. № 3. С. 69–73.
- Кырлан Н. С. Представления о разумном риске и стратегии преодолевающего поведения курсантов военных вузов // АНИ: педагогика и психология. 2016. № 4 (17). С. 373–375.
- Линевич В. Л. Взаимосвязь конформизма и социально-психологических характеристик личности сотрудников полиции, формирующих мотивацию их поведения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2020. № 1 (80). С. 19–23.
- Мамчун В. В. Риск в юридической деятельности: сущность и детерминация // Юридическая техника. 2019. № 13. С. 243–248.
- Маралова Т. П. Взаимосвязь нормативности поведения с готовностью к риску у сотрудников органов внутренних дел // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. № 1. C. 87–91.
- Мосейчук С. В. Интуиция как психологический фактор в структуре управленческих решений // Общество: социология, психология, педагогика. 2014. № 1. С. 48–50.
- Мосунова А. А., Коноплева Е. А. Личностные детерминанты склонности к риску у сотрудников правоохранительных органов // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2018. № 3. С. 54–55.
- Пузыревич Н. Л. Ценность жизни у современных подростков с рискованным поведением // Диалог. Психологический и социально-педагогический журнал. 2019. № 4. С. 19–24.
- Рягузова Е. В. Репутация личности: риски и опасности // Социальная психология и общество. 2014. Т. 5, № 3. С. 5–14.
- Сергиенко Н. П. Склонность к риску как профессионально-личностная особенность работников МЧС // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций. 2013. Т. 2, № 1 (2). С. 170–173. - Чуприкова Е. В. Риск в рамках современного общества: анализ и содержание данного феномена // Научный альманах. 2019. № 1-2 (51). С. 223–226.
- Шаболтас А. В. Риск и рискованное поведение как предмет психологических исследований // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2014. № 3. С. 5–16.
- Шамионов Р. М., Созонник А. В. Динамика и личностные предикторы предпочитаемых стратегий // Известия Саратовского Университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, № 2 (18). С. 128–136.
- Яныхбаш А. В. Склонность к риску в структуре личностных особенностей // Прикладная юридическая психология. 2012. № 2. С. 79–87.
- Claxton G. Investigating human intuition: Knowing without knowing why // Psychologist. 1998. Vol. 11, Issue 5. Р. 219.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются этапы подмены смыслов и языка в традиционных славянских танцах, которые выражаются в нарушении тождества числовых значений музыкального размера, ритма, темпа с ритмо-двигательными константами и вербальными рифмам, которые не согласуются с внутренними образами генетической памяти. Это приводит к нарушению изоморфизма функциональных систем, снижению национального иммунитета, социального оптимизма и деформации национального образа.
В статье под новым психологическим углом впервые и подробно рассматриваются составляющие экономической формулы Р. Оуэна, насчитывающей два столетия и отводящей по восемь часов работе, сну и свободному времени индивида. Авторы начинают с того, что демонстрируют и подвергают критике негативные, вредные для физического здоровья и психологического благополучия тенденции, ныне преобладающие в каждом из указанных интервалов. Затем приводятся рекомендации, основанные на данных современной науки, которые позволяют оптимизировать каждый из указанных интервалов в целях общего улучшения внутреннего состояния человека. Так, авторы советуют увеличить продолжительность сна, а также уменьшить усилия, связанные с конкуренцией и соперничеством в профессиональной деятельности. Высвободившиеся ресурсы становятся доступными в сложной творческой деятельности, предпринимаемой в свободное время в целях саморазвития индивида и получения им максимума приятных и полезных для физического и психического здоровья переживаний. Предлагается и подробно обосновывается полезность общего смещения интересов человека из «экономической» в «индивидуально-психологическую» сферу. Приводимые в статье рекомендации, обоснованные современными научными данными, оказываются поддержаны идеями К. Маркса, высказанными в середине XIX в. Согласно этим воззрениям, в обществе будущего мерой истинного богатства станет именно свободное время, а свободно выбранный творческий труд превратится в первейшую потребность, источник саморазвития человека. Аргументы, используемые в статье, позволяют информированному индивиду принять осознанные решения по оптимизации собственной жизни и повышению внутреннего благополучия.
В статье рассматриваются возможности сочетания в образовательном процессе современного вуза задач профессионального развития личности с задачами ее социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей. Ставится цель экспериментально исследовать возможности применения проектного метода обучения как комплексного педагогического инструмента, одновременно создающего условия для успешного профессионального развития студентов вузов и способствующего процессу формирования и развития коллективов студенческих групп.
Представлен общий обзор научного подхода к институциализированной форме профессионального развития студентов высшей школы как будущих участников трудовых отношений. Описываются сложившиеся представления об этапах профессионального становления, которые соотносятся с формированием отдельных знаний, умений и навыков в рамках разработанного в науке компетентностного подхода. Приводятся теоретические аспекты формирования коллектива, а также принципы коллективной деятельности и «коллективного способа обучения». Представлен краткий обзор теоретических основ, понятийного аппарата, алгоритмов осуществления проектного метода, опираясь на современные научные работы.
Приводятся результаты исследования участия студентов в учебном проекте по дисциплине «Маркетинг». Формулируется вывод о существующем влияния совместной проектной деятельности студентов на их профессиональное развитие и на показатели формирования коллективов в студенческих группах, также о возможностях использования проекта в качестве комплексного педагогического инструмента.
В статье представлено изучение ценностных ориентаций у лиц ранней и поздней взрослости в сравнении. В интернет-пространстве опрошены 500 человек, из них: периода ранней взрослости (20–25 лет) – 250 чел., периода поздней взрослости (55–65 лет) – 250 чел. Применялась методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. Выявлено, что основные различия в ценностных ориентациях у лиц периода поздней взрослости по сравнению с аналогичными у лиц ранней взрослости выявлены в шкалах «Здоровье», «Красота», «Познание», «Продуктивная жизнь», «Развитие», «Семейная жизнь». Показано, что с увеличением возраста происходит смещение к увеличению конкретных ценностей и снижение важности абстрактных и профессиональных ценностей. С увеличением возраста женщины начинают больше беспокоиться о своем здоровье, ценность которого возрастает, а для мужчин более важной остается ценность общения с друзьями, т. е. социальная включенность.
В статье представлено исследование баланса чувственного и рационального у испытуемых разных клинических групп, а также выявление особенностей регуляции эмоций во взаимосвязи с соматическим компонентом личности. Обследовались пациенты с соматическим профилем отделений эндокринологии и пульмонологии и пациенты отделения неврозов. В качестве группы сравнения были опрошены люди, активно занимающиеся спортом. Выявлена взаимосвязь между алекситимией и способами эмоциональной дисрегуляции. Чем выше уровень алекситимии, тем ниже телесная осознанность. Выявлено, что пациенты отделения неврозов имеют высокие баллы по шкале алекситимии, группа с соматической патологией находится на промежуточном уровне. Основными дисрегуляторными способами эмоционального реагирования являются руминация и трудности ментализации.
В статье подчеркивается актуальность проблематики эмоционального интеллекта в современном мире, рассматриваются теоретические подходы и модели к пониманию и изучению эмоционального интеллекта. Анализируются основные отличия и сходства взглядов зарубежных и отечественных авторов, выражающихся в подходах к пониманию феномена эмоционального интеллекта. В заключении делается вывод о том, что через повышение уровня эмоционального интеллекта человек повышает качество своей жизни.
В статье рассматривается взаимосвязь между исследованиями любовной аддикции и аддиктивного поведения. Представлены определения любовной аддикции и ее характеристика, анализ аддиктивного поведения химической природы, а также произведено сравнение поведения субъектов с химической зависимостью и любовной аддикцией. В ходе исследования было показано, что романтическая любовь может быть рассмотрена как положительная зависимость, когда отношения любовной пары взаимны, нетоксичны и уместны, а также может быть рассмотрена как негативная зависимость, т. е. вредная, когда она не взаимна, токсична, неуместна или формально отвергнута. Опыт аддиктиологии химических зависимостей подсказывает и обогащает исследование и понимание любовной аддикции.
Издательство
- Издательство
- НГПУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- Юр. адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- ФИО
- Герасёв Алексей Дмитриевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@nspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2441161
- Сайт
- https://nspu.ru/