В статье подчеркивается актуальность проблематики эмоционального интеллекта в современном мире, рассматриваются теоретические подходы и модели к пониманию и изучению эмоционального интеллекта. Анализируются основные отличия и сходства взглядов зарубежных и отечественных авторов, выражающихся в подходах к пониманию феномена эмоционального интеллекта. В заключении делается вывод о том, что через повышение уровня эмоционального интеллекта человек повышает качество своей жизни.
Идентификаторы и классификаторы
На сегодняшний день отсутствует единое понимание феномена эмоционального интеллекта. Сложность в однозначной трактовке этого понятия связана с множеством моделей для его изучения.
Список литературы
- Айзенк Г. Ю. Интеллект: Новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 111–129.
- Андреева И. Н. Интегративная модель эмоционального интеллекта // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2019. № 1. С. 125–133.
- Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. Новополоцк: ПГУ, 2011. 388 c.
- Андреева И. Н. Структура и типология эмоционального интеллекта: автореф. дис. … д-ра психол. наук. Минск, 2017. 46 с.
- Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Смысл: Эксмо, 2005. 1136 с.
- Гилфорд Дж. Психология мышления / под ред. А. М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. 534 с.
- Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / пер. с англ. А. П. Исаевой. М.; Владимир: ACT-МОСКВА: ВКТ, 2009. 478 с.
- Губский Е. Ф., Кораблева Г. В., Лутченко В. А. Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, 1997. 576 с.
- Емельянов Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: дис. … д-ра психол. наук. Л., 1990. 403 с.
- Ермолова Е. О. Особенности эмоционального интеллекта у лиц с разными типами психологических границ // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9, № 1. С. 2581–2588.
- Люсин Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3–22.
- Люсин Д. В., Марютина О. О., Степанова А. С. Структура эмоционального интеллект и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д. В Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 129–140.
- Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29–39.
- Тихомиров О. К. Психология мышления: учебное пособие. М.: Академия, 2007. 287 с.
- Тихомиров О. К. Структура мыслительной деятельности человека. М.: Изд-во Московского университета, 1969. 304 с.
- Южанинова А. Л. К проблеме диагностики социального интеллекта личности // Проблемы оценивания в психологии. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1984. С. 95–111.
- Allport G. W. Pattern and growth in personality. New York: Holt Rinehart and Winston, 1961. 132 p.
- Mayer J. D., Salovey P. The intellegence of emotional intelligence. New York: Intelligence, 1993. 442 p.
- Thorndike E. L. Intelligence and its uses. Harper’s Magazine, 1920. 235 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются этапы подмены смыслов и языка в традиционных славянских танцах, которые выражаются в нарушении тождества числовых значений музыкального размера, ритма, темпа с ритмо-двигательными константами и вербальными рифмам, которые не согласуются с внутренними образами генетической памяти. Это приводит к нарушению изоморфизма функциональных систем, снижению национального иммунитета, социального оптимизма и деформации национального образа.
В статье под новым психологическим углом впервые и подробно рассматриваются составляющие экономической формулы Р. Оуэна, насчитывающей два столетия и отводящей по восемь часов работе, сну и свободному времени индивида. Авторы начинают с того, что демонстрируют и подвергают критике негативные, вредные для физического здоровья и психологического благополучия тенденции, ныне преобладающие в каждом из указанных интервалов. Затем приводятся рекомендации, основанные на данных современной науки, которые позволяют оптимизировать каждый из указанных интервалов в целях общего улучшения внутреннего состояния человека. Так, авторы советуют увеличить продолжительность сна, а также уменьшить усилия, связанные с конкуренцией и соперничеством в профессиональной деятельности. Высвободившиеся ресурсы становятся доступными в сложной творческой деятельности, предпринимаемой в свободное время в целях саморазвития индивида и получения им максимума приятных и полезных для физического и психического здоровья переживаний. Предлагается и подробно обосновывается полезность общего смещения интересов человека из «экономической» в «индивидуально-психологическую» сферу. Приводимые в статье рекомендации, обоснованные современными научными данными, оказываются поддержаны идеями К. Маркса, высказанными в середине XIX в. Согласно этим воззрениям, в обществе будущего мерой истинного богатства станет именно свободное время, а свободно выбранный творческий труд превратится в первейшую потребность, источник саморазвития человека. Аргументы, используемые в статье, позволяют информированному индивиду принять осознанные решения по оптимизации собственной жизни и повышению внутреннего благополучия.
В статье рассматриваются возможности сочетания в образовательном процессе современного вуза задач профессионального развития личности с задачами ее социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей. Ставится цель экспериментально исследовать возможности применения проектного метода обучения как комплексного педагогического инструмента, одновременно создающего условия для успешного профессионального развития студентов вузов и способствующего процессу формирования и развития коллективов студенческих групп.
Представлен общий обзор научного подхода к институциализированной форме профессионального развития студентов высшей школы как будущих участников трудовых отношений. Описываются сложившиеся представления об этапах профессионального становления, которые соотносятся с формированием отдельных знаний, умений и навыков в рамках разработанного в науке компетентностного подхода. Приводятся теоретические аспекты формирования коллектива, а также принципы коллективной деятельности и «коллективного способа обучения». Представлен краткий обзор теоретических основ, понятийного аппарата, алгоритмов осуществления проектного метода, опираясь на современные научные работы.
Приводятся результаты исследования участия студентов в учебном проекте по дисциплине «Маркетинг». Формулируется вывод о существующем влияния совместной проектной деятельности студентов на их профессиональное развитие и на показатели формирования коллективов в студенческих группах, также о возможностях использования проекта в качестве комплексного педагогического инструмента.
В статье представлено изучение ценностных ориентаций у лиц ранней и поздней взрослости в сравнении. В интернет-пространстве опрошены 500 человек, из них: периода ранней взрослости (20–25 лет) – 250 чел., периода поздней взрослости (55–65 лет) – 250 чел. Применялась методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. Выявлено, что основные различия в ценностных ориентациях у лиц периода поздней взрослости по сравнению с аналогичными у лиц ранней взрослости выявлены в шкалах «Здоровье», «Красота», «Познание», «Продуктивная жизнь», «Развитие», «Семейная жизнь». Показано, что с увеличением возраста происходит смещение к увеличению конкретных ценностей и снижение важности абстрактных и профессиональных ценностей. С увеличением возраста женщины начинают больше беспокоиться о своем здоровье, ценность которого возрастает, а для мужчин более важной остается ценность общения с друзьями, т. е. социальная включенность.
В статье представлено исследование баланса чувственного и рационального у испытуемых разных клинических групп, а также выявление особенностей регуляции эмоций во взаимосвязи с соматическим компонентом личности. Обследовались пациенты с соматическим профилем отделений эндокринологии и пульмонологии и пациенты отделения неврозов. В качестве группы сравнения были опрошены люди, активно занимающиеся спортом. Выявлена взаимосвязь между алекситимией и способами эмоциональной дисрегуляции. Чем выше уровень алекситимии, тем ниже телесная осознанность. Выявлено, что пациенты отделения неврозов имеют высокие баллы по шкале алекситимии, группа с соматической патологией находится на промежуточном уровне. Основными дисрегуляторными способами эмоционального реагирования являются руминация и трудности ментализации.
В статье рассматривается взаимосвязь между исследованиями любовной аддикции и аддиктивного поведения. Представлены определения любовной аддикции и ее характеристика, анализ аддиктивного поведения химической природы, а также произведено сравнение поведения субъектов с химической зависимостью и любовной аддикцией. В ходе исследования было показано, что романтическая любовь может быть рассмотрена как положительная зависимость, когда отношения любовной пары взаимны, нетоксичны и уместны, а также может быть рассмотрена как негативная зависимость, т. е. вредная, когда она не взаимна, токсична, неуместна или формально отвергнута. Опыт аддиктиологии химических зависимостей подсказывает и обогащает исследование и понимание любовной аддикции.
Статья посвящена исследованию взаимосвязи между личностными особенностями и склонность к риску у военнослужащих летного и наземного состава. Представлен обзор теоретических и эмпирических исследований, раскрывающих проблему проявления черт личности и склонности к риску. Приведены результаты эмпирического исследования на выборке, которую составили 60 человек – военнослужащие мужского пола в возрасте 30–45 лет, их них 31 – военнослужащие летного состава (ЭГ-1), 29 – военнослужащие наземного состава (ЭГ-2). Методы: при помощи сравнительного анализа с применением непараметрического U-критерия Манна–Уитни были выявлены различия и определены особенности проявления личностных черт и параметров склонности к риску у испытуемых двух эмпирических групп. При помощи корреляционного анализа rs-Спирмена выявлены значимые взаимосвязи между личностными особенностями и склонностью к риску у военнослужащих летного и наземного состава. Результаты: проведенный сравнительный анализ позволил установить, что существуют особенности в проявлении исследуемых параметров у испытуемых ЭГ-1 (летный состав) и ЭГ-2 (наземный состав). При анализе корреляционных зависимостей были определены наиболее содержательные конфигурации взаимосвязей между параметрами личностных особенностей и склонности к риску у испытуемых в каждой эмпирической группе.
Издательство
- Издательство
- НГПУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- Юр. адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- ФИО
- Герасёв Алексей Дмитриевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@nspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2441161
- Сайт
- https://nspu.ru/