В статье представлены взгляды ряда отечественных и зарубежных писателей-фантастов на образование в т. н. описываемом будущем. Данный вопрос получил освещение в ряде произведений, относящихся к жанру социальной фантастики, преимущественно написанных в 1950-х - 1970-х гг. Показано, что преобладающими являются две позиции - изоляция детей в школах-интернатах до достижения ими зрелости или машинное обучение. В первом случае, по мнению И. Ефремова и А. и Б. Стругацких, дети будут ограждены от возможного негативного влияния родителей и общества, и их обучение и воспитание будет доверено профессионалам - педагогам, статус которых в обществе будущего очень высок. Впрочем, тот же подход, по мнению Р. Брэдбери и Н. Горькавого, может использоваться для образовательной сегрегации - подготовки элиты, тогда как из большинства в обычных школах будут готовить законопослушных потребителей. Во втором случае, по мнению А. Азимова, необходимости в учителях и школах не будет, так как их заменит компьютер. Другие авторы, такие как К. Булычев и Г. Мелентьев, допускают замену классов группами по интересам, в том числе и разновозрастными. Согласно представлениям советских писателей, в будущем у обучающихся будет больше экскурсионно-туристических поездок, возрастёт уровень академической мобильности школьников, они будет вовлечены в проектную и научно-исследовательскую деятельность. Таким образом, настоящее исследование позволяет получить представление о том, каким виделось образование в XXI-XXIII вв., и соотнести образ школы будущего с современным состоянием и тенденциями в этой сфере.
Идентификаторы и классификаторы
Уже много лет в научных журналах и прессе поднимаются вопросы реформирования (чаще называемого словом «модернизация») образования. Эта тенденция обнаруживается и в ряде европейских государств, где предпринимаются попытки создать пусть не единое, но интегрированное образовательное пространство.
Список литературы
1. Азимов, А. Профессия / Избранное/ А. Азимов. - Москва : Мир, 1989. - С. 157-222. - Текст: непосредственный.
2. Азимов, А. Как им было весело/ На волне космоса: антология/ сост. А Громова. - Москва: Московский рабочий, 1988. - С. 307-310. - Текст : непосредственный.
3. Альтов, Г. (1974) Третье тысячелетие/ Г. Альтов. - Текст : электронный - URL: https://www.fant-lib.ru/author/90/fantasybook/57520/altov_genrih_saulovich/trete_tyisyacheletie/read/2.
4. Аматуни, П. Г. Парадокс Глебова/ П. Г. Аматуни. Ростов-н/Д.: Ростовское книжное издательство, 1966. - 200 с. - Текст : непосредственный.
5. Алкуин Беседа с Пипином. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. / Сост. А.И. Пискунов. 2 изд. перераб. - Москва, Просвещение, 1981. - 512 с. - Текст : непосредственный.
6. Билет в детство. Воспитание и образование в русской и зарубежной фантастике. Антология/ сост. Н. В. Нестерова. - Москва : Университет Натальи Нестеровой, 2005. - 296 с. - Текст : непосредственный.
7. Богданов, А. А. Красная звезда /А. А. Богданов. - Москва: ТЕРРА Книжный клуб, Санкт-Петербург: Северо-Запад, 2009. - 224 с. - Текст : непосредственный.
8. Брэдбери, Р. 451° по Фаренгейту/ Р. Брэдбери. - Москва : Эксмо, 2013 - 272 с. - Текст : непосредственный.
9. Булычёв, К. Сто лет тому вперёд/ К. Булычев. - Ростов-н/Д: Полиграф, 1992. - 224 с. - Текст : непосредственный.
10. Велтистов, Е. Что значит - думать? Всё о приключениях Электроника/ Е. Велтистов. - Текст : электронный - URL: http://lib.web-malina.com/getbook.php?bid=1182&page=18.
11. Высокая теория воспитания. - Текст : электронный - URL : https://ru.wikipedia.org/wiki/Высокая_теория_воспитания.
12. Горькавый, Н. Астровитянка / Н. Горькавый. - Москва : АСТ, 2008. - 507 с. - Текст : непосредственный.
13. Гуревич, Г. Мы - из Солнечной системы/ Г. Гуревич. - Москва : Мысль, 1965 - 416 с. - Текст : непосредственный.
14. Дудюк, Л. Школа будущего в романе И. А. Ефремова «Туманность Андромеды»/ Л. Дудюк - Текст : непосредственный // Тезисы докладов и сообщений на Всесоюз. науч. конференции-семинара, посвящ. творчеству И. А. Ефремова и проблемам науч. фантастики. - Николаев, 1988. - С. 44-48.
15. Емельянов, И. С. Проблемы воспитания в романе И. А. Ефремова «Туманность Андромеды» / И. С. Емельянов - Текст : непосредственный // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 11(77): в 3-х ч. Ч. 3 - С. 19-22.
16. Ефремов, И. Школа третьего цикла. Туманность Андромеды / И. Ефремов. - Москва : Молодая гвардия, 1976. - С. 194-206. - Текст : непосредственный.
17. Зеликович, Э. С. Следующий мир/ Э. С. Зеликович. - Текст : электронный - URL: https://libking.ru/books/sf-/sf-social/1096424-38-emmanuil-zelikovich-sleduyuchij-mir.html.
18. Кард, О. С. Игра Эндера. - Москва : АСТ, 1996. - 672 с. - Текст : непосредственный.
19. Косинцева, В. М. Теория воспитания молодого поколения в творчестве А. и Б. Стругацких как вариант возможной утопии для человечества/ В. М. Косинцева - Текст : непосредственный // Материалы Всероссийской научной конференции молодых ученых, посвящённой 95-летию со дня рождения Рэя Брэдбери «Проблемы современной научной фантастики». Грани науки. - 2015 - Т.3, № 3 - С. 21-24.
20. Малов, В. Царские книги / В. Малов. - Москва : Диалог, 2000 - 240 с. - Текст : непосредственный.
21. Мартынов, Г. С. Гость из бездны Г. С. Мартынов. - Текст : электронный - URL: https://books.rusf.ru/unzip/add-2003/xussr_mr/martyg10.htm?37/51.
22. Мелентьев, В. Г. Голубые люди розовой земли / В.Г. Мелентьев. - Москва : Детская литература, 1966 - 256 с. - Текст : непосредственный.
23. Мелентьев, В. Г. Обыкновенная Мёмба / В. Г. Мелентьев. - Москва : Детская литература, 1978. - 255 с. - Текст : непосредственный.
24. Советские фантасты как воспитатели. - Текст : электронный - URL: https://derrunda.ru/sovetskie-fantasty/?ysclid=lq80o16ogm25446660.
25. Стругацкие, А. и Б. В поисках Странников, или История космических свершений человечества в XXII веке, рассказанная Аркадием и Борисом Стругацкими/ А. и Б. Стругацкие. - Москва : АСТ, 2005 - 976 с. - Текст : непосредственный.
26. Черняховская, Ю. С. Идеалы общества познания в репрезентации А. и Б. Стругацких / Ю.С. Черняховская - Текст : непосредственный // Философия политики и права. - 2016. - № 7. - С. 180-193.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Проектная деятельность в детских садах предоставляет детям уникальную возможность стать активными участниками образовательного процесса. Этот метод обучения позволяет детям исследовать интересующие их темы, развивает навыки работы в команде и умения критического мышления. А также играет важную роль в образовании и развитии детей старшего дошкольного возраста. Она позволяет малышам проявить свои творческие способности, сформировать исследовательские навыки, развить коммуникативные умения и расширить кругозор.
Одна из главных задач современного образования - воспитать у старших дошкольников любознательность. Любознательность помогает ребёнку активно исследовать окружающий мир, задавать вопросы и искать ответы. Она служит основой для развития познавательного интереса, критического мышления и креативности.
Один из самых эффективных способов развить любознательность у детей - проектная деятельность. Участвуя в проектной деятельности, старшие дошкольники становятся активными участниками образовательного процесса, могут самостоятельно изучать интересные им темы и развивать свои умения.
Исследования учёных Т. А. Данилиной, М. Б. Зуйковой, Л. С. Киселёвой, Т. С. Лагоды показали, что активное интеллектуальное развитие помогает дошкольникам успешно заниматься проектной деятельностью. Это эффективно развивает их любознательность и учит их быть активными участниками образовательного процесса.
В статье раскрыта психологическая сущность понятия «познавательная активность» и особенности её развития у дошкольников. Она имеет огромное значение, так как является неотъемлемым условием для формирования комплексно развитой личности, а также ее самостоятельности и инициативности. Дошкольное детство - это длительный период, который закладывает основы будущей личности и во многом определяет ее. Это время, когда и семья, и общество совместными усилиями создают все необходимые и доступные условия для развития ребенка. Познавательная активность дошкольника возникает из стремления получить новые впечатления и опыт, которое присуще каждому человеку с самого рождения. Значимость выявленной нами проблемы объясняется важностью преодоления противоречия между необходимостью развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста и поиском концептуально новых средств в этом направлении. Исследование проводилось на основе методов включенного наблюдения, контент-анализа, обобщения, сравнения и конкретизации информации. Объект исследования: развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: сущностные характеристики познавательной активности дошкольника и механизмы её развития. Целью статьи является изучение сущности познавательной активности ребенка, принципов и методов её развития в дошкольном возрасте. Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении теоретического материала в рамках проблемы развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Разработанные теоретические положения дополняют и углубляют данные, существующие в возрастной психологии, относительно особенностей развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
В статье на основании архивных документов и материалов отдельных регионов РСФСР показано состояние специальных учебных заведений для детей с нарушениями развития к июню 1941 г., примеры повседневной жизни школы в эвакуации и в тыловых районах во время Великой Отечественной войны, приведены данные по восстановлению сети школ. Отдельное внимание уделено действиям государства по поддержке этих образовательных учреждений, решению системных проблем их функционирования.
Статья посвящена исследованию проблемы становления и развития инклюзивного подхода в образовании в Республике Италия. Рассматриваются эволюция становления и развития инклюзивного образования, его специфические черты и характеристики, а также практика применения инклюзивного подхода в образовательном процессе итальянских школ и университетов. На основе историко-педагогического анализа проблемы представлен процесс формирования законодательной базы инклюзивного образования, выявлены и обоснованы ключевые особенности в организации образовательного процесса на основе инклюзивного подхода, уточнена специфика его реализации в Республике Италия. В статье подчёркивается эффективный практический опыт внедрения инклюзивного подхода в школьной и университетской образовательных практиках в Республике Италия. Акцентируется необходимость учёта данного опыта по организации инклюзивного образования при условии детального анализа положительных и возможных отрицательных моментов, а также реальных национальных условий и возможностей своей страны для их внедрения.
Статья посвящена выдающемуся итальянскому педагогу Марии Монтессори (1870-1952). Приводятся малоизвестные факты биографии, дается характеристика ее многогранной организаторской, писательской и методической работы. Раскрываются основные идеи М. Монтессори: свободного воспитания, спонтанного развития ребенка в специально подготовленной обучающей среде, индивидуальной свободы и опоры на сенсорное развитие, отказа от классно-урочной системы, принижение активной воспитывающей роли педагога, создание педагогом авторских дидактических материалов, помощь ребенку в реализации его индивидуальной внутренней программы, экспериментальная работа как основа общения педагога с ребенком и др. Публикация статьи приурочена к 155-летию со дня рождения первой в истории образования женщины - выдающегося педагога.
В статье содержатся педагогические взгляды основоположника русской научной педагогики, «учителя русских учителей» и «действительно народного педагога» Константина Дмитриевича Ушинского (1824-1870 гг.) об организации и деятельности воскресной школы. Анализ его статей «Воскресные школы», «Из отчета о командировке за границу», «О нравственном элементе в воспитании» и др. позволил выявить непременное условие «хорошего устройства воскресной школы». Раскрыв педагогические воззрения Ушинского на целевые установки, автор знакомит с перечнем предметов, рекомендуемых для воскресной школы. Среди них особенное место принадлежит Закону Божию. При этом весь учебно-воспитательный процесс должен строится на позициях православия. Статья содержит идеи ученого по вопросу преподавания. В частности, указано, что Ушинский подчеркивает важность специальной педагогической подготовки, без которой невозможна образовательная деятельность, а также важность женского труда в воскресной школе.
В статье обращается внимание на вопрос, над которым задумывался ученый: почему «до сих пор педагогика больше думает о том, как учить, чем о том, для чего учиться…». Автор, указывая на глубокую религиозность Ушинского, видит его ответ в области христианской педагогики. Позиция автора солидарна с мнением великого педагога о значительном нравственном влиянии воскресной школы на учащихся. Опираясь на мнение Константина Дмитриевича Ушинского, в статье сделан вывод о том, что воскресные школы - «замечательное и отрадное явление», и их поддержка со стороны церкви, государства и общества откроет «перед глазами нашими успокоительную и светлую будущность».
В статье характеризуется личность видного советского педагога первой половины XX в. Иннокентия Николаевича Жукова (1875-1948) и дается анализ его многогранной организаторской и практической образовательной деятельности. Педагог показан как один из видных скаутмастеров и, в то же время, как организатор всесоюзной пионерской организации. Жуков предложил само слово пионер для обозначения членов детской коммунистической организации. И. Н. Жуков показан также как литератор, автор детских приключенческих книг с педагогическим уклоном; как деятель культуры и скульптор, который своим творчеством содействовал решению актуальных для его времени задач воспитания подрастающего поколения. Статья приурочена к 150-летию со дня рождения И. Н. Жукова.
Перед Вами первый номер журнала в 2025 году. Традиционно тематика статей посвящена наиболее перспективным направлениям развития наук об образовании. Отмечу, что спектр публикаций достаточно обширен: от персоналистики до методики преподавания отдельных дисциплин.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/