В работе рассматривается эстетическая категория безобразного в качестве универсального и этноспецифического феномена. Цель исследования заключается в выявлении и описании признаков универсальности и этноспецифичности безобразного в литературной с казке. Объект исследования - эстетическая категория безобразного. Предмет исследования - образы универсального и этноспецифического безобразного в сказке. Используя методы эстетического и интерпретативного анализа, авторы приходят к выводу о том, что универсальность безобразного выражена в противопоставлении зла добру, в частности, посредством характеризации. В свою очередь, этноспецифичность безобразного представлена в культурно обусловленных образах и символах.
Идентификаторы и классификаторы
Категория безобразного играет важную роль в развитии искусства и литературы. Ее значимость возрастает в аспекте исследования такого жанра, как сказка, характеризуемого более схематичным и функциональным представлением событий и персонажей, раскрываемых в мифопоэтическом противопоставлении добра и зла, хорошего и плохого, красивого и уродливого и проч. Одной из проблем остается само жанровое понимание сказки и соотношения в ней фольклорного, литературного и авторского. Это определяет актуальность настоящего исследования, обусловленную интересом гуманитарных наук к проблеме безобразного как важнейшей художественно-эстетической категории и специфике ее выражения в художественном и фольклорном тексте. Новизна исследования состоит в том, что впервые произведения дальневосточного писателя Д. Д. Нагишкина подвергаются эстетическому анализу в аспекте представления в них универсального и этноспецифического содержания безобразного.
Список литературы
1. Большой толковый словарь русского языка. / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. Санкт-Петербург : Норинт, 2000. С. 1191.
2. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. Институт научн. информации по общественным наукам РАН. Москва : Интелвак, 2001. С. 989.
3. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. URL: https://www.booksite.ru/localtxt/
ist/ori/che/sky/kor/ny/ska/zki/propp/index.htm (дата обращения: 22.02.2024).
4. Литературная энциклопедия терминов и понятий. Указ. соч. С. 992.
5. Сухоруков Е. А. Соотношение понятий «фольклорная – литературная – авторская сказка» (напримере современных экологических авторских сказок) // Вестник МГЛУ, 2014. Вып. 19 (705). С. 144–151.
6. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А. А. Беляева и др. Москва : Политиздат, 1989. С. 28.
7. Эстетика: Учебник / Под ред. В. В. Бычкова. Москва : КНОРУС, 2012. С. 166.
8. Шкепу М. А. Эстетика безобразного Карла Розенкранца. Киев : Феникс, 2010. С. 43–46.
9. Нагишкин Д. Д. – дальневосточный писатель. Биография. URL: https://www.kmslib.ru/
nagishkin-d-d-dalnevostochnyy-pisatel-biografiya (дата обращения: 22.02.2024).
10. Нагишкин Д. Д. Амурские сказки. URL: https://bibliogid.ru/archive/krug-chteniya/mify-legendynarodnye-skazki/2100-nagishkin-d-d-amurskie-skazki (дата обращения: 22.02.2024).
11. Нагишкин Д. Д. Сказка и жизнь. Москва, 1957. С. 109.
Выпуск
Другие статьи выпуска
История возникновения, закрытия и двух попыток возрождения альманаха «Биробиджан» представляет собой интересный исторический сюжет. Он интересен, прежде всего, тем, что отражает неоднократно менявшийся за время существования (и многозначительного перерыва в существовании) альманаха общественно-политический контекст.
В статье определены лексико-семантические особенности некоторых слов и устойчивых выражений дальневосточного региолекта. Выявлена и описана специфика русской разговорной речи жителей Дальнего Востока, а именно г. Хабаровска. Анализ языкового материала дан через призму региональных черт: экстралингвистических и лингвокультурных. Рассмотрены случаи языковой игры хабаровчан и примеры народного словотворчества. Научная новизна исследования заключается в привлечении нового регионального материала. В результате исследования выявлены уникальные лексико-фразеологические единицы, являющиеся в определенной степени «языковым кодом» г. Хабаровска, индикатором дальневосточного региолекта. Языковой материал систематизирован по тематическим группам, которые раскрывают лингвистический облик г. Хабаровска, его особую речевую и психологическую атмосферу.
Статья посвящена анализу особенностей так называемой «новой русской фронтовой поэзии» - произведений, связанных общей темой - событиями последних лет на Донбассе. Авторы публикации исследуют содержание, основные способы и приемы создания образов войны в лирике поэтов-донбассцев: аллюзии, метафоры, аналогии, параллелизм, контраст и т. п. на материале сборника «ПоэZия русского лета» (2023). В произведениях «поэзии русского лета», при всем ее разнообразии, обнаруживается основной мотив происходящего: противостояние двух систем ценностей.
В статье рассмотрен концепт «Судьба» на материале произведений А. С. Пушкина. Целью исследования является раскрытие смыслов концепта. В качестве задачи определено выявление смысловых типов концепта, с привлечением таких философских понятий, как детерминизм, свобода, воля, интенция, время, фатализм. Результатом исследования является типология смыслов, реализующихся как отдельные стороны концепта. Полученный результат дает возможность интерпретировать речевой материал, обращаясь к проблемам учений о бытии и о человеке.
Целью работы является анализ репрезентации тематической группы «Внешность человека» в произведениях А. С. Пушкина и анализ художественных приемов описания внешности человека в идиостиле поэта. Для исследования были взяты «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». В работе проанализированы способы приемов описания и выделены самые частотные соматизмы, используемые автором для передачи внутреннего и внешнего психологического состояния героев; выявлена сочетаемость выделенных слов с метафорами, эпитетами и другими средствами выразительности. Раскрыта взаимосвязь соматизмов и эмотивов, с помощью которых А. С. Пушкин изображал различные эмоциональные сценарии. Проанализировано влияние байронизма и тенденций моды на создание персонажей.
В статье рассматривается творчество малоизвестного дальневосточного писателя А. В. Стогнея. Для анализа выбран жанр литературной сказки. В статье сделана попытка провести типологическое сопоставление произведений А. В. Стогнея (на примере сказок «Цирк» и «Волшебница Небо») и фольклорных одноименных жанров, что позволило проследить соединение традиционного и индивидуально-авторского в картине мира писателя. В сказках А. В. Стогнея выявляется ценностное начало, особенности мифопоэтики и художественного языка; выявлена система нравственных констант, прослежены основные мотивы.
В работе на материале книги «Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь. Вакационные дни профессора С. П. Шевырева в 1847 году» (1850) [1] осмысливается духовный потенциал русской классики в пространстве образовательного процесса. Обучение русскому языку студентов-иностранцев - это не только набор дидактических и методических приемов и технологий, это прежде всего формирование пространства культуры, сферы межкультурного д иалога. Знакомство с книгой выдающегося русского педагога, филолога XIX века С. П. Шевырева может стать для студентов источником страноведческой информации, позволит узнать о традиционной духовной (в том числе, религиозной) культуре России и позволит выявить точки пересечения русской и китайской культур.
Рассматриваются колоративы как важные элементы стилистики художественного текста. На конкретных примерах из поэмы А. Молочного «Амурская Одиссея» показывается, что в колоративах раскрывается отношение автора к окружающей действительности. Определены отличия группы цветонаименований в зависимости от контекста и переживаний лирического субъекта. Установлено, что колоративы в поэме способствуют точному и четкому обозначению, создают яркие зрительные образы путем выделения отличительных качеств предметов и явлений, окружающих автора.
В настоящей статье анализируются работы дореволюционных, советских и современных исследователей, посвященные деятельности «молодой редакции» в журнале «Москвитянин». На сегодняшний день в литературоведении утвердилось положение о наличии у «молодой редакции» литературно-эстетической программы. В данной статье представлены письменные заявления ее членов, имеющие декларативный характер и образующие программный манифест.
Перед входом в пединститут тогда стоял памятник А. С. Пушкину. С того времени прошло уж более сорока лет, а он все стоит, тихий и задумчивый.
Такое соседство ко многому обязывает.
Издательство
- Издательство
- ТОГУ
- Регион
- Россия, Хабаровск
- Почтовый адрес
- 680035, Россия, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136
- Юр. адрес
- 680035, Россия, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136
- ФИО
- Марфин Юрий Сергеевич (Ректор)
- E-mail адрес
- mail@togudv.ru
- Контактный телефон
- +7 (421) 2979700
- Сайт
- https://togudv.ru