В статье рассматривается творчество малоизвестного дальневосточного писателя А. В. Стогнея. Для анализа выбран жанр литературной сказки. В статье сделана попытка провести типологическое сопоставление произведений А. В. Стогнея (на примере сказок «Цирк» и «Волшебница Небо») и фольклорных одноименных жанров, что позволило проследить соединение традиционного и индивидуально-авторского в картине мира писателя. В сказках А. В. Стогнея выявляется ценностное начало, особенности мифопоэтики и художественного языка; выявлена система нравственных констант, прослежены основные мотивы.
Идентификаторы и классификаторы
Н. Кабушкин говорит о поэзии Александра Стогнея как о «живой частичке того неуловимого чуда, которое вечно живет, вечно позвенькивает, поплескивается неземной своей музыкой в душе, даруя человеку то окрыляющее чувство, которое возносит его к немеркнущим и вечно зовущим вершинам жизни, радости и счастья»
Список литературы
1. Кабушкин Н. Поэзия А. Стогнея // Стогней А. В. После первого снега. Барнаул : Новый формат, 2019. С. 6.
2. Завьялов В. Н. Вступительная статья // Стогней А. В. Санька капитан. Барнаул : Новый
формат, 2019. С. 5. (238 с.)
3. Урманов А. В. Дальневосточный текст русской литературы и проблемы
филологической регионалистики // Книжная культура Дальневосточного региона:
проблемы истории, методики, межкультурной коммуникации: материалы IV Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием) (Хабаровск, 8-16 декабря 2022 г.): сборник материалов. Хабаровск : Издательство ТОГУ, 2022. С. 12.
4. Стогней А. В. Санька капитан. Барнаул : Новый формат, 2019. С. 228237.
5. Кузьмина Е. О. Жанр литературной сказки в творчестве С. Кржижановского //
Актуальные вопросы филологических наук: материалы I Междунар. науч. конф; Чита : Молодой ученый, 2011. С. 9–12. URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/25/1236/ (дата
обращения: 01.12.2023).
6. Исмайлова С. Н. О жанре литературной сказки // Развитие русского языка и
культуры за рубежом: традиции и инновации: Сборник материалов международной
научно-практической конференции. Махачкала : Алеф, 2017. С. 51–56.
7. Кремнева Н. П. Жанр сказки в творчестве А. С. Пушкина // Оригинальные исследования. 2023. Т. 13, № 8. С. 65–70.
8. Овчинникова Л. В. Русская литературная сказка XX века: история, классификация,
поэтика: учебное пособие. 2. изд., испр. и доп. Москва : Флинта, 2003. 311 с.
9. Вагурина Л. М. Славянская мифология. Словарь-справочник. Москва, 1998. С 200.
12. Токарев С. А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX – начала
XX в., Москва, 1957.
13. Овчинникова Л. В. Указ. соч.
Выпуск
Другие статьи выпуска
История возникновения, закрытия и двух попыток возрождения альманаха «Биробиджан» представляет собой интересный исторический сюжет. Он интересен, прежде всего, тем, что отражает неоднократно менявшийся за время существования (и многозначительного перерыва в существовании) альманаха общественно-политический контекст.
В статье определены лексико-семантические особенности некоторых слов и устойчивых выражений дальневосточного региолекта. Выявлена и описана специфика русской разговорной речи жителей Дальнего Востока, а именно г. Хабаровска. Анализ языкового материала дан через призму региональных черт: экстралингвистических и лингвокультурных. Рассмотрены случаи языковой игры хабаровчан и примеры народного словотворчества. Научная новизна исследования заключается в привлечении нового регионального материала. В результате исследования выявлены уникальные лексико-фразеологические единицы, являющиеся в определенной степени «языковым кодом» г. Хабаровска, индикатором дальневосточного региолекта. Языковой материал систематизирован по тематическим группам, которые раскрывают лингвистический облик г. Хабаровска, его особую речевую и психологическую атмосферу.
Статья посвящена анализу особенностей так называемой «новой русской фронтовой поэзии» - произведений, связанных общей темой - событиями последних лет на Донбассе. Авторы публикации исследуют содержание, основные способы и приемы создания образов войны в лирике поэтов-донбассцев: аллюзии, метафоры, аналогии, параллелизм, контраст и т. п. на материале сборника «ПоэZия русского лета» (2023). В произведениях «поэзии русского лета», при всем ее разнообразии, обнаруживается основной мотив происходящего: противостояние двух систем ценностей.
В статье рассмотрен концепт «Судьба» на материале произведений А. С. Пушкина. Целью исследования является раскрытие смыслов концепта. В качестве задачи определено выявление смысловых типов концепта, с привлечением таких философских понятий, как детерминизм, свобода, воля, интенция, время, фатализм. Результатом исследования является типология смыслов, реализующихся как отдельные стороны концепта. Полученный результат дает возможность интерпретировать речевой материал, обращаясь к проблемам учений о бытии и о человеке.
Целью работы является анализ репрезентации тематической группы «Внешность человека» в произведениях А. С. Пушкина и анализ художественных приемов описания внешности человека в идиостиле поэта. Для исследования были взяты «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». В работе проанализированы способы приемов описания и выделены самые частотные соматизмы, используемые автором для передачи внутреннего и внешнего психологического состояния героев; выявлена сочетаемость выделенных слов с метафорами, эпитетами и другими средствами выразительности. Раскрыта взаимосвязь соматизмов и эмотивов, с помощью которых А. С. Пушкин изображал различные эмоциональные сценарии. Проанализировано влияние байронизма и тенденций моды на создание персонажей.
В работе рассматривается эстетическая категория безобразного в качестве универсального и этноспецифического феномена. Цель исследования заключается в выявлении и описании признаков универсальности и этноспецифичности безобразного в литературной с казке. Объект исследования - эстетическая категория безобразного. Предмет исследования - образы универсального и этноспецифического безобразного в сказке. Используя методы эстетического и интерпретативного анализа, авторы приходят к выводу о том, что универсальность безобразного выражена в противопоставлении зла добру, в частности, посредством характеризации. В свою очередь, этноспецифичность безобразного представлена в культурно обусловленных образах и символах.
В работе на материале книги «Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь. Вакационные дни профессора С. П. Шевырева в 1847 году» (1850) [1] осмысливается духовный потенциал русской классики в пространстве образовательного процесса. Обучение русскому языку студентов-иностранцев - это не только набор дидактических и методических приемов и технологий, это прежде всего формирование пространства культуры, сферы межкультурного д иалога. Знакомство с книгой выдающегося русского педагога, филолога XIX века С. П. Шевырева может стать для студентов источником страноведческой информации, позволит узнать о традиционной духовной (в том числе, религиозной) культуре России и позволит выявить точки пересечения русской и китайской культур.
Рассматриваются колоративы как важные элементы стилистики художественного текста. На конкретных примерах из поэмы А. Молочного «Амурская Одиссея» показывается, что в колоративах раскрывается отношение автора к окружающей действительности. Определены отличия группы цветонаименований в зависимости от контекста и переживаний лирического субъекта. Установлено, что колоративы в поэме способствуют точному и четкому обозначению, создают яркие зрительные образы путем выделения отличительных качеств предметов и явлений, окружающих автора.
В настоящей статье анализируются работы дореволюционных, советских и современных исследователей, посвященные деятельности «молодой редакции» в журнале «Москвитянин». На сегодняшний день в литературоведении утвердилось положение о наличии у «молодой редакции» литературно-эстетической программы. В данной статье представлены письменные заявления ее членов, имеющие декларативный характер и образующие программный манифест.
Перед входом в пединститут тогда стоял памятник А. С. Пушкину. С того времени прошло уж более сорока лет, а он все стоит, тихий и задумчивый.
Такое соседство ко многому обязывает.
Издательство
- Издательство
- ТОГУ
- Регион
- Россия, Хабаровск
- Почтовый адрес
- 680035, Россия, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136
- Юр. адрес
- 680035, Россия, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136
- ФИО
- Марфин Юрий Сергеевич (Ректор)
- E-mail адрес
- mail@togudv.ru
- Контактный телефон
- +7 (421) 2979700
- Сайт
- https://togudv.ru