В работе на материале книги «Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь. Вакационные дни профессора С. П. Шевырева в 1847 году» (1850) [1] осмысливается духовный потенциал русской классики в пространстве образовательного процесса. Обучение русскому языку студентов-иностранцев - это не только набор дидактических и методических приемов и технологий, это прежде всего формирование пространства культуры, сферы межкультурного д иалога. Знакомство с книгой выдающегося русского педагога, филолога XIX века С. П. Шевырева может стать для студентов источником страноведческой информации, позволит узнать о традиционной духовной (в том числе, религиозной) культуре России и позволит выявить точки пересечения русской и китайской культур.
Идентификаторы и классификаторы
Цель настоящего исследования – осмыслить духовный потенциал русской классической литературы (на материале путевой прозы С. П. Шевырева) и возможности использования его для формирования содержательных и ценностных основ образовательного процесса со студентами-иностранцами.
Новизна исследования обусловлена материалом (творчество Шевырева неизвестно в Китае), а также задачей исследования – проследить точки пересечения русской и китайской духовной культуры.
Список литературы
1. Шевырев С. П. Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь. Москва : Индрик, 2009. 368 с. То же: URL: https://avidreaders.ru/read-book/poezdka-v-kirillo-belozerskiy-monastyr-vakacionnye.html (дата обращения: 15.09.2022).
2. Нахимова Е. А., Сунь Юй. Развитие лингвополитических компетенций у российских студентов, изучающих китайский язык: культурные смыслы государственных символов Китая. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. №2. С. 151–161.
3. Цит. по: Ван Лэй, Чжао Дан. История русской литературы XX века (20 – 90-е годы): Основные имена. Нанкин : Издательство Нанкинского университета, 2017. 591 с. // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2017. С. 218.
4. Ли Иннань. Русская литература и ценностные ориентации китайской интеллигенции //
Русская литература XIXXXI вв.: метаморфозы смысла: Юбилейный сборник научных трудов, посвященный Н. И. Якушину и В. В. Агеносову. Москва, 2017. С. 230–237.
5. Ли О. Д., Лю Сянчунь. Обучение россиеведению как элемент образовательного процесса
иностранных студентов // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 10 (100). Ч. 2. С. 156.
6. Цит. по: Аксенова М. В., Чарчоглян Т. Г. Дидактическая ценность «Путешествия на Запад» У Ченъэня на занятиях китайским языком в вузе // Высшее образование сегодня. 2019. № 9. С. 37.
7. Захарова Н. В. Дневники дипломатов и эволюция жанра травелога в китайской литературе конца XIX – начала ХХ в. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 7(73): в 3-х ч. Ч. 1. C. 21–23 ; Цянь Ту. Китайский травелог как речевой жанр: определение понятия // Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения. Сборник материалов VI (XX) Международной конференции молодых ученых. Томск : СТТ, 2020. С. 145–146.
8. Шевырев С. П. Указ. соч.
9. Александрова-Осокина О. Н. Духовное пространство России в книге С. П. Шевырева «Путешествие в Кирилло-Белозерский монастырь» // Вестник Новгородского государственного университета. Материалы XV Международной научной конференции «Духовные начала русского искусства и просвещения (Никитские чтения). 2016. № 3 (94). С. 1–4.
10. Ходякова Л. А., Чжан Лиянь. Диалог культур при обучении русскому языку с использованием произведений живописи в китайской аудитории // Преподаватель XXI век. 2007. № 1. С. 175.
11. Ян Чуньлэй. Живопись как экстралингвистический материал для обучения речевой
деятельности китайских студентов на уроках русского языка как иностранного // Наука и школа. 2014. № 2. С.193
Выпуск
Другие статьи выпуска
История возникновения, закрытия и двух попыток возрождения альманаха «Биробиджан» представляет собой интересный исторический сюжет. Он интересен, прежде всего, тем, что отражает неоднократно менявшийся за время существования (и многозначительного перерыва в существовании) альманаха общественно-политический контекст.
В статье определены лексико-семантические особенности некоторых слов и устойчивых выражений дальневосточного региолекта. Выявлена и описана специфика русской разговорной речи жителей Дальнего Востока, а именно г. Хабаровска. Анализ языкового материала дан через призму региональных черт: экстралингвистических и лингвокультурных. Рассмотрены случаи языковой игры хабаровчан и примеры народного словотворчества. Научная новизна исследования заключается в привлечении нового регионального материала. В результате исследования выявлены уникальные лексико-фразеологические единицы, являющиеся в определенной степени «языковым кодом» г. Хабаровска, индикатором дальневосточного региолекта. Языковой материал систематизирован по тематическим группам, которые раскрывают лингвистический облик г. Хабаровска, его особую речевую и психологическую атмосферу.
Статья посвящена анализу особенностей так называемой «новой русской фронтовой поэзии» - произведений, связанных общей темой - событиями последних лет на Донбассе. Авторы публикации исследуют содержание, основные способы и приемы создания образов войны в лирике поэтов-донбассцев: аллюзии, метафоры, аналогии, параллелизм, контраст и т. п. на материале сборника «ПоэZия русского лета» (2023). В произведениях «поэзии русского лета», при всем ее разнообразии, обнаруживается основной мотив происходящего: противостояние двух систем ценностей.
В статье рассмотрен концепт «Судьба» на материале произведений А. С. Пушкина. Целью исследования является раскрытие смыслов концепта. В качестве задачи определено выявление смысловых типов концепта, с привлечением таких философских понятий, как детерминизм, свобода, воля, интенция, время, фатализм. Результатом исследования является типология смыслов, реализующихся как отдельные стороны концепта. Полученный результат дает возможность интерпретировать речевой материал, обращаясь к проблемам учений о бытии и о человеке.
Целью работы является анализ репрезентации тематической группы «Внешность человека» в произведениях А. С. Пушкина и анализ художественных приемов описания внешности человека в идиостиле поэта. Для исследования были взяты «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». В работе проанализированы способы приемов описания и выделены самые частотные соматизмы, используемые автором для передачи внутреннего и внешнего психологического состояния героев; выявлена сочетаемость выделенных слов с метафорами, эпитетами и другими средствами выразительности. Раскрыта взаимосвязь соматизмов и эмотивов, с помощью которых А. С. Пушкин изображал различные эмоциональные сценарии. Проанализировано влияние байронизма и тенденций моды на создание персонажей.
В работе рассматривается эстетическая категория безобразного в качестве универсального и этноспецифического феномена. Цель исследования заключается в выявлении и описании признаков универсальности и этноспецифичности безобразного в литературной с казке. Объект исследования - эстетическая категория безобразного. Предмет исследования - образы универсального и этноспецифического безобразного в сказке. Используя методы эстетического и интерпретативного анализа, авторы приходят к выводу о том, что универсальность безобразного выражена в противопоставлении зла добру, в частности, посредством характеризации. В свою очередь, этноспецифичность безобразного представлена в культурно обусловленных образах и символах.
В статье рассматривается творчество малоизвестного дальневосточного писателя А. В. Стогнея. Для анализа выбран жанр литературной сказки. В статье сделана попытка провести типологическое сопоставление произведений А. В. Стогнея (на примере сказок «Цирк» и «Волшебница Небо») и фольклорных одноименных жанров, что позволило проследить соединение традиционного и индивидуально-авторского в картине мира писателя. В сказках А. В. Стогнея выявляется ценностное начало, особенности мифопоэтики и художественного языка; выявлена система нравственных констант, прослежены основные мотивы.
Рассматриваются колоративы как важные элементы стилистики художественного текста. На конкретных примерах из поэмы А. Молочного «Амурская Одиссея» показывается, что в колоративах раскрывается отношение автора к окружающей действительности. Определены отличия группы цветонаименований в зависимости от контекста и переживаний лирического субъекта. Установлено, что колоративы в поэме способствуют точному и четкому обозначению, создают яркие зрительные образы путем выделения отличительных качеств предметов и явлений, окружающих автора.
В настоящей статье анализируются работы дореволюционных, советских и современных исследователей, посвященные деятельности «молодой редакции» в журнале «Москвитянин». На сегодняшний день в литературоведении утвердилось положение о наличии у «молодой редакции» литературно-эстетической программы. В данной статье представлены письменные заявления ее членов, имеющие декларативный характер и образующие программный манифест.
Перед входом в пединститут тогда стоял памятник А. С. Пушкину. С того времени прошло уж более сорока лет, а он все стоит, тихий и задумчивый.
Такое соседство ко многому обязывает.
Издательство
- Издательство
- ТОГУ
- Регион
- Россия, Хабаровск
- Почтовый адрес
- 680035, Россия, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136
- Юр. адрес
- 680035, Россия, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136
- ФИО
- Марфин Юрий Сергеевич (Ректор)
- E-mail адрес
- mail@togudv.ru
- Контактный телефон
- +7 (421) 2979700
- Сайт
- https://togudv.ru