ISSN 2713-1610 · EISSN 2713-1955
Язык: ru

Статья: Об особенностях архитектуры и программ фресковой декорации монастырских церквей Новгорода второй половины XIV века (2024)

Читать онлайн

При исследовании росписей новгородских монастырских храмов второй половины XIV века приходится сталкиваться с тем, что назначение внешних пристроек и отдельных внутренних компартиментов, их функционирование в богослужебном контексте всё ещё представляются нечётко. Такая неразработанность архитектурной «иконографии» дополнительных пространств осложняет понимание многослойности содержания росписей и их смысловых оттенков. Монастырские храмы Новгорода в этом плане бывали устроены весьма своеобразно и неодинаково, но имели тенденцию к редуцированию пристроек и, напротив, к увеличению западной части основного объёма. В статье делается попытка уточнить назначение этих пространств на примере новгородских загородных монастырских храмов, имевших роспись, и кратко охарактеризовать специфику фресковой декорации (там, где она сохранилась) исходя из полифункционального характера этих архитектурных частей и их символики. Более «учёная» программа росписи притвора церкви Успения в архиепископском Волотове монастыре служила своего рода увертюрой к декорации основного объёма и точно соответствовала началу вечерней службы на храмовый праздник Успения, наследуя традиции палеологовского ренессанса. Более демократичная программа притвора церкви Спаса в монастыре на Ковалёве, ктиторами которого были бояре, акцентировала тему связи исцеления тела и души со Спасением во Христе, указывая на приверженность местной традиции почитания и, вместе с тем, на знакомство с художественной культурой западных Балкан. Но, несмотря на различие традиций, декоративным программам притворов в равной степени свойственно приготовление входящего в основной объём храма как в мир средоточия Премудрости. Состав женских изображений в этих памятниках позволяет говорить о характере монастырей: в случае Волотова – мужского, Ковалёва – вероятно, смешанного. Особенность локализации монастырской тематики в росписи на хорах церкви ещё одного загородного монастыря – Рождества на Красном поле – обусловлена, на наш взгляд, спецификой монастыря, обслуживавшего большое кладбище.

Ключевые фразы: древнерусское искусство, архитектура великого новгорода, средневековая монументальная живопись, ФРЕСКА, ХРАМ, ИКОНОГРАФИЯ, монастыри, литургическое пространство
Автор (ы): ЦАРЕВСКАЯ ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА
Журнал: ВИЗУАЛЬНАЯ ТЕОЛОГИЯ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
7.033. Искусство средневековья (Христианское. Исламское)
Для цитирования:
ЦАРЕВСКАЯ Т. Ю. ОБ ОСОБЕННОСТЯХ АРХИТЕКТУРЫ И ПРОГРАММ ФРЕСКОВОЙ ДЕКОРАЦИИ МОНАСТЫРСКИХ ЦЕРКВЕЙ НОВГОРОДА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIV ВЕКА // ВИЗУАЛЬНАЯ ТЕОЛОГИЯ. 2024. ТОМ 6, № 2
Текстовый фрагмент статьи