В статье рассматривается проблема использования произведений искусства в христианской педагогической традиции. Вопрос об отношении к произведениям изобразительных искусств исследован главным образом внутри философского дискурса. Мы же исключаем из сферы внимания религиозную проблематику образа (отказываясь от рассмотрения проблемы «портрета» и его статуса) и анализируем изображения, не предполагавшие культового использования. В статье показано, что в античной педагогической мысли подчёркивалось значение художественной образности и поэтической наглядности и признавалось, что они по качеству и онтологической ценности превосходят «внешние образы». Изобразительные искусства считались при этом агентами знаний, пригодными для обучения простолюдинов. Фактическая роль изобразительности в эллинистическом обществе и гражданской коммуникации была высока. Однако поскольку образование носило элитарный характер, то тема наглядности не получала специального осмысления. Развитие иудейского и христианского изобразительного искусства показывает, что оно принимает принципы использования изображений, характерные для эллинистических городов, но с рядом определённых оговорок, касающихся культового использования образов. Стены синагог, домов христианских собраний, катакомб, церквей и пр. расписывались фресками и украшались мозаиками; не менее важны были малые изобразительные формы (предметы декоративно-прикладного искусства, иллюстрированные кодексы). Анализ изобразительного наследия подтверждает его связь с религиозным образованием. В заключительной части статьи рассматривается христианская рецепция роли изобразительного искусства, развивающая мысль античных педагогов об изображениях как агентах знания. Христианские авторы распространили на изображения (внешние образы) те концепции, которые раннее касались только поэтической и умозрительной образности; часто звучала мысль о психоэмоциональном воздействии изображений. Латинские авторы, вполне разделяя эти идеи, подчёркивали, что изображения особенно хороши для научения безграмотных. Важным является представление об ограниченной агентности изображений: они требуют пояснения и даже могут вводить в заблуждение.
Идентификаторы и классификаторы
Изучение христианской изобразительной традиции вне формального искусствоведческого подхода традиционно связано с проблемой богословия образа, его роли в культе и иконоборческими спорами VII–IX вв. По ряду причин, среди которых необходимо вслед за Э. Шварцем указать на конфессиональный фактор [Schwartz 1991, 82–83], исследователи часто противопоставляют «высокое» платоновское понимание образа1 прагматическому подходу, который оценивается как упрощение и шаг к иконоборчеству2 . Показательны в этом отношении работы Х. Бельтинга и А. Безансона, опубликованные в 1990 и 1994 гг. [Бельтинг 2002; Безансон 1999], а также относительно новые работы отечественных исследователей [Раевская 2006; Рыжов 2024 и др.]. Противопоставление «высокого» и «низкого» отношения к образу, однако, противоречит данным источникам и современным методам работы с ними. Высказывания некоторых латинских христианских писателей против изображений следует рассматривать в контексте решения дисциплинарных проблем и учитывая специфику исторической ситуации в Северной Африке3 . В то же время «прагматические» аргументы в защиту образов были равно характерны для западных и восточных отцов Церкви; это группа общепедагогических аргументов, основанных на античной литературной и риторической традиции [Elsner 1997; Weitzmann, Kessler 1990; Kessler 2000; Elsner 2002; Ludlow 2020; Carruthers 1990; Carruthers 1998 и др.].
Список литературы
- Барышников 2010 – Барышников А. Е. Головы римских императорских статуй в реках Альбиона: к проблеме интерпретации источников // Античный мир и археология. 2010. Вып. 14. С. 163–172.
- Безансон 1999 – Безансон А. Запретный образ. Интеллектуальная история иконоборчества / Пер. с фр. М. Розанова. Москва, 1999.
- Бельтинг 2002 – Бельтинг Х. Образ и культ. История образа до эпохи искусства / Пер. с нем. К. А. Пиганович. Москва, 2002.
- Гончарова 2012 – Гончарова Н. Ю. Общетеоретические основы изучения понятия «образ» // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Филология и искусствоведение. 2012. Т. 3 (2). С. 33–37.
- Григер 2015 – Григер М. В. Свидетели иудаизма ΙΙΙ века (фресковый цикл синагоги Дура-Европос) // Учёные записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. Т. 157. Кн. 3. С. 141–151.
- Дюмулен 2002 – Христианское вероучение: догматические тексты учительства Церкви (ΙΙΙ–ΧΧ вв.) / Пер. с фр. Н. Соколовой, Ю. Куркиной; отв. ред. П. Дюмулен. Санкт-Петербург, 2002.
- Журбина 2010 – Журбина Е. В. Сюжеты и образы в мозаиках римской Африки // Вестник Московского университета. Серия 8: История. 2010. № 1. C. 108–119.
- Каргальцев 2022 – Каргальцев А. В. «Весьма часто бывает град, который всё уничтожает»: христиане как виновники городских бедствий // Диалог со временем. 2022. Вып. 80. С. 310–316.
- Лурье, Татти 2021 – Лурье З. А., Татти Е. А. О роли иллюстраций в дидактических произведениях Мартина Лютера // Средние века. 2021. Т. 82. № 3. С. 91–112.
- Лучицкая 2002 – Лучицкая С. И. Слово и образ в средневековой культуре: вместо предисловия // Одиссей. Человек в истории. Москва, 2002. С. 5–8.
- Маковецкий, Дриккер 2019 – Маковецкий Е. А., Дриккер А. С. Искусство памяти в «Картинах» Филострата Старшего: аргументы и предположения // ΣΧΟΛΗ: Философское антиковедение и классическая традиция. 2019. Т. 13. 2. С. 596–616.
- Пантелеев 2019 – Пантелеев А. Д. Статуи «обычные» и «культовые»: границы художественного и религиозного в язычестве и иудаизме в начале новой эры // Актуальные проблемы теории и истории искусства. 2019. № 9. C. 80–89.
- Пантелеев 2020 – Пантелеев А. Д. Что Афины Иерусалиму? Раннее христианство и Вторая софистика // ΣΧΟΛΗ: Философское антиковедение и классическая традиция. 2020. Т. 14. 2. С. 567–586.
- Пожидаева 2021 – Пожидаева А. Сотворение мира в иконографии средневекового Запада: Опыт иконографической генеалогии. Москва, 2021.
- Раевская 2006 – Раевская Н. Ю. Священные изображения и изображения священного // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. 2006. Вып. 2. С. 172–178.
- Рыжов 2024 – Рыжов Ю. Философия иконы в традиции Востока и Запада // Электронная библиотека Marco Binetti. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.binetti.ru/studia/ryzhov_2.shtml#1 (дата обращения: 16.02.2024).
- Херрин 1994 – Херрин Дж. Женщины и иконопочитание в ранней церкви / Пер. с англ. // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. Санкт-Петербург, 1994. С. 81–106.
- Шварц 2023 – Шварц Д. Пайдейя и культ: Христианская инициация Феодора Мопсуестийского / Пер. с англ. З. А. Лурье. Санкт-Петербург, 2023.
- Шёнборн 1999 – Шёнборн К. Икона Христа. Богословские основы / Пер. с нем. Е. М. Верещагина. Милан, Москва, 1999.
- Шмитт 2002 а – Шмитт Ж.-Кл. Вопрос об изображениях в полемике между иудеями и христианами в ΧΙΙ в. / Пер. с фр. О. С. Воскобойникова // Одиссей. Человек в истории. Москва, 2002. С. 30–43.
- Шмитт 2002 б – Шмитт Ж.-Кл. Историк и изображения / Пер. с фр. С. И. Лучицкой // Одиссей. Человек в истории. Москва, 2002.
- С. 9–29.
- Brendel 1979 – Brendel O. Prolegomena to the Study of Roman Art. New Haven, 1979.
- Brown 1971 – Brown P. H. The World of Late Antiquity: AD 150–750. London, 1971.
- Brown 2003 – Brown P. H. The Rise of Western Christendom: Triumph and Diversity, A.D. 200–1000. London, 2003.
- Carruthers 1990 – Carruthers M. The Book of Memory: A Study of Memory in Medieval Culture. Cambridge, 1990.
- Carruthers 1998 – Carruthers M. The Craft of Thought: Meditation, Rhetoric, and the Making of Images, 400–1200. Cambridge, 1998.
- Charles-Murray 1981 – Charles-Murray M. Rebirth and Afterlife:
- A Study of the Transmutation of Some Pagan Imagery in Early Christian Funerary Art. Oxford, 1981.
- Charles-Murray 2007 – Charles-Murray M. The Emergence of Christian Art. Picturing the Bible: The Earliest Christian Art. Yale, 2007. Pp. 51–63.
- Chazelle 1990 – Chazelle C. Pictures, Books, and the Illiterate: Pope Gregory I’s Letters to Serenus of Marseilles. Word & Image. 1990. Vol. 6. 2. Pp. 138–153.
- Deichmann 1983 – Deichmann F. W. Einführung in die christliche Archäologie. Darmstadt, 1983.
- Donner 2020 – Donner S. A. Using Art in Adult Christian Education:
- An Option for Reflecting on Scripture and Building Relationships amongst Internally Displaced Adults in Colombia. Christian Education Journal: Research on Educational Ministry. 2020. Vol. 17. 1. Pp. 38–51.
- Duby 2000 – Duby G. Art and Society in the Middle Ages. Cambridge, 2000.
- Duggan 1989 – Duggan L. G. Was Art Really the ‘Book of Illiterate’? Word & Image. 1989. Vol. 5. 3. Pp. 227–251.
- Elsner 1997 – Elsner J. Art and the Roman Viewer. The Transformation of Art from the Pagan World to Christianity. Cambridge, 1997.
- Elsner 2002 – Elsner J. The Verbal and the Visual Cultures of Ekphrasis in Antiquity. Cambridge, 2002.
- Fine 2005 – Fine S. Art and Judaism in the Greco-Roman World: Toward a New Jewish Archaeology. Cambridge, 2005.
- Freedberg 1989 – Freedberg D. The Power of Images: Studies in the History and Theory of Response. Chicago, London, 1989.
- Hadley 2014–2015 – Hadley J. T. Early Christian Perceptions of Sacred Spaces. Material Culture Review. 2014–2015. Vol. 80–81. Рp. 89–107.
- Halbertal 1998 – Halbertal M. Coexisting with the Enemy: Jews and Pagans in the Mishnah. Tolerance and Intolerance in Early Judaism and Christianity. Cambridge, 1998. Pp. 159–172.
- Heal 2017 – Heal B. A Magnificent Faith: Art and Identity in Lutheran Germany. Oxford, 2017.
- Henry 1987 – Henry A. Biblia Pauperum: A Fifteenth-Century. Aldershot, 1987.
- Jensen 2007 – Jensen R. M. Early Christian Images and Exegesis. Picturing the Bible. The Earliest Christian Art. Yale, 2007. Pp. 65–85.
- Karivieri 2016 – Karivieri A. Divine or Human Images? Neoplatonic and Christian Views on Works of Art and Aesthetics. Numen. 2016. Vol. 63. 2–3. Pp. 196–209.
- Kessler 2000 – Kessler H. L. Spiritual Seeing: Picturing God’s Invisibility in Medieval Art. Philadelphia, 2000.
- Kraeling 1979 – Kraeling C. H. The Synagogue (Excavations at Dura Europos, Final Report 8, Pt. 1). New York, 1979.
- Loewe, Firth 2022 – Loewe A., Firth K. Martin Luther and the Arts: Music, Images and Drama to Promote the Reformation. Leiden, 2022.
- Ludlow 2020 – Ludlow M. Art, Craft, and Theology in Fourth-Century Christian Authors. Oxford, 2020.
- Noble 2009 – Noble T. F. X. Images, Iconoclasm, and the Carolingians. Philadelphia, 2009.
- Pichugina 2014 – Pichugina V. The Shield as Pedagogical Tool in Aeschylus’ Seven against Thebes. Hypothekai. 2020. 4. Pp. 121–170.
- Schwartz 1991 – The Oxford Handbook of Byzantine Art and Architecture. Ed. by E. S. Schwartz. New York, 1991.
- Spier 2007 – Spier J. The Earliest Christian Art: From Personal Salvation to Imperial Power. Picturing the Bible. The Earliest Christian Art. Yale, 2007. Pp. 1–24.
- Trout 1996 – Trout D. Town, Countryside, and Christianization at Paulinus’ Nola. Shifting Frontiers in Late Antiquity. Aldershot, 1996. Pp. 175–186.
- Warnke 1988 – Warnke M. Bilderstürme. Die Zerstörung des Kunstwerks. Frankfurt am Main, 1988. S. 7–13.
- Weitzmann, Kessler 1990 – Weitzmann K., Kessler H. L. The Frescoes of the Dura Synagogue and Christian Art. Washington, 1990.
- White 1990 – White L. M. Building God’s House in the Roman World: Architectural Adaptation among Pagans, Jews and Christians. Baltimore, London, 1990.
- Whitmarsh 2001 – Whitmarsh Th. Greek Literature and the Roman Empire. Oxford, 2001.
- Yates 1966 – Yates F. A. The Art of Memory. London, 1966.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В ходе краткого исследования, посвящённого иконе «Богоматерь Умиление» из частного собрания, довольно сильно потёртой, но отличающейся высоким художественным качеством, автор приходит к выводу, что она, вероятно, была создана в Средиземноморском регионе в первой половине XIII века итальянским мастером. Использование традиционной иконографии Богоматери Умиление и стилистические особенности, которым пока не удалось найти близких аналогий, не позволяют уточнить эту атрибуцию.
Мы касаемся в публикации лишь двух, основных, с нашей точки зрения, тем: произведением итальянского или византийского искусства является икона «Богоматерь Умиление» из московского частного собрания и каковы могут быть основные вехи для её датировки. Икона пережила в Москве коммерческие реставрации, что могло исказить её живопись. Ещё зимой 2021–2022 гг. были хорошо видны многочисленные вмешательства и тонировки, особенно на пострадавшем лике Богоматери, большая часть из них теперь удалена, хотя и до сих пор не полностью. Задачей той реставрации, вероятно, было создать иллюзию чисто византийской иконы в коммерческих целях. Предварительно можно заключить, что обсуждаемая икона не является византийским памятником, но создана итальянским мастером. Возможно, итальянский художник создавал её, ориентируясь на византийский образец. В её стиле нет чисто византийских черт, византийское влияние присутствует в ней настолько, насколько оно было присуще итальянскому искусству XIII в. и распространено в разных центрах и в разные периоды этого столетия. Версия о происхождении иконы с Сицилии или с юга Италии вполне правдоподобна, возможно, она верна. Однако для окончательного обоснования такой атрибуции нужно провести дополнительное детальное современное исследование. Пока определение иконы как итальянского произведения представляется наиболее осторожным и взвешенным. Датировки памятника концом XIII в. или первой четвертью столетия не представляются убедительными. Реминисценции позднекомниновского искусства встречаются ещё очень долго, в том числе и в памятниках конца XIII в., их присутствие не может рассматриваться как датирующий признак. Предварительная датировка, как нам представляется, может быть связана с серединой XIII в. или шире – с периодом между 1230-ми и 1260-ми годами.
В исследовании рассматриваются некоторые иконографические и стилистические особенности иконы «Богоматерь Умиление» из частного собрания, экспонировавшейся в Музее русской иконы имени Михаила Абрамова в октябре 2023 – феврале 2024 года. Рафинированный художественный язык памятника свидетельствует о том, что исполнивший его живописец органично владел приёмами византийского изобразительного искусства. Иконе присущи, однако, и несомненные итальянизирующие интонации. Так, ближайшие аналогии несколько аморфному рисунку лика Богоматери могут быть найдены в итальянских станковых произведениях середины
XIII столетия. Широкие полнокровные лики ангелов, представленных в медальонах по обе стороны от нимба Марии, наделены почти чувственной выразительностью и демонстрируют близость некоторым византинизирующим итальянским произведениям второй половины XIII – раннего XIV вв. Принимая во внимание тот факт, что мастер виртуозно владеет всем арсеналом формальных приёмов византийской живописи, присутствие отдельных западных элементов должно объясняться созданием иконы в смешанной греко-латинской культурной среде. Наиболее вероятным кажется предположение о её сицилийском происхождении. Ряд памятников, сохранившихся на Сицилии от XIII – начала XIV вв., обнаруживает стилистическую близость константинопольским произведениям, поэтому их атрибуция вызывает существенные затруднения: они могли создаваться как приезжими византийскими мастерами, так и их местными учениками – греками или италийцами. Классицизирующий стиль иконы сохраняет лишь лёгкие отголоски экспрессии позднекомниновского маньеризма,
а успокоенная отточенность драпировок, круглящаяся объёмность форм и, в особенности, типы ликов дают все основания для её датировки временем около середины XIII века.
Происхождение иконы «Умиление» из московского частного собрания неизвестно. В 1949 г. образ находился в частном собрании в Риме. Памятник дошёл до нас с утратами. Доска иконы снизу и её поля опилены, фон заново загрунтован, красочные слои сохранились не полностью. Иконография образа византийская, типы ликов и манера письма исполнены преимущественно по византийским канонам. Однако лики и обнажённые части тела впечатляют своей статуарностью и вещественностью. Мы предполагаем местом создания иконы Сицилию. Решающим аргументом является органическое знание художником византийской традиции. Также можно предположить влияние скульптуры на художника-иконописца, что связано с высоким художественным уровнем каменной пластики на Сицилии и в Южной Италии в первой половине XIII в. Подобное подражание скульптурному образу было характерно для художников Рима, Пьетро Каваллини
и Якопо Торрити, но уже во второй половине XIII века.
Статья посвящена анализу рисунков и коллажей Сергея Параджанова, выполненных им за время отбывания второго срока заключения (17 декабря 1973 – 30 декабря 1977). Показано, как Параджанов раскрывает свои тяжёлые переживания через визуализацию христианских образов и ценностей. На основе анализа эмпирического материала автор семиотически реконструирует эмоциональный мир Параджанова. В статье прослеживается, как инстинкты и этические ценности Параджанова-человека породили его архетипические визуальные тексты, основанные на оппозициях «вор vs святой», «верх vs низ», «правое vs левое» и т. д. Исследование визуального материала производится в контексте тюремных писем Сергея Параджанова, соответственно, его художественные произведения интерпретируются в контексте вербального дискурса. Такой подход позволяет увидеть творчество Параджанова в аспекте комбинации вымысла с реальностью.
В статье обосновывается тезис, согласно которому заключённый Параджанов целенаправленно выражал свои эмоциональные состояния посредством архетипических (христианских) нарративов, оппозиций, символов. За время пребывания «на зоне» художником создано немало «сжатых» визуальных
текстов – рисунков, коллажей, главным нарративом которых является «святой» в тюрьме в разных визуальных мизансценах.
Статья посвящена изучению процессов восприятия города со стороны человека, что тесно связано с проблематикой структурирования коллективных представлений о городе. Автором раскрывается один из возможных векторов анализа восприятия города через феномен городского воображаемого как синтеза реальных и виртуальных коллективных представлений о городе. В структуру городского воображаемого входят визуальные образы, благодаря которым человек воображает город, включая архитектуру города или образы увиденных когда-то праздничных событий. В работе показано, что отдельное место в городском воображаемом, особенно в таких исторических городах, как Великий Новгород, имеют православные образы. Основные выводы автор делает на основе эмпирического исследования городского воображаемого, которое было проведено посредством методики глубинного интервью с жителями Великого Новгорода. В исследовании приняли участие 52 новгородца с квотой по возрасту, времени проживания в городе, полу и сфере деятельности для того, чтобы выявить, как воспринимается и воображается, посредством чего представляется современный город. В работе показано, что православные образы составляют сакральное ядро городского воображаемого Великого Новгорода. Для новгородцев особое место в представлениях о своём городе занимают Софийский собор как важнейший символ города, средневековые храмы, являющиеся неотъемлемой частью культурного ландшафта и элементом городской идентичности, а также новгородские монастыри, иконы и древнерусские книги. Православные образы создают основу для самоощущения и идентификации города, они важны для познания и эмоционального приобщения к городу через духовный опыт его восприятия со стороны обычного человека.
Статья посвящена исследованию визуальных форм выражения кросскультурных процессов в средневековой Руси XV–XVI вв. на примере Новгорода и Москвы. В указанный период происходило формирование общего культурно-политического пространства Московского государства. Одним из наиболее выразительных аспектов данного процесса являлось помещение региональных святых («гениев места») в общее литературное, художественное и литургическое пространство. В статье анализируются первые случаи создания иконографических композиций (ансамблей), главными действующими лицами которых становились местночтимые святые – преподобный Варлаам Хутынский (Новгород) и преподобный Сергий Радонежский (Москва).
Это (1) роспись церкви преп. Сергия Радонежского в Новгородском Кремле, (2) роспись церкви св. Симеона Богоприимца в Новгородском Зверине монастыре, (3) белый клобук Новгородского архиепископа Василия Калики,
(4) московская икона Богоматери Одигитрии, (5) икона-таблетка из «святцев» Новгородского Софийского собора и (6) икона «Спас Смоленский» на Спасской башне Московского Кремля. Исследование позволяет сделать вывод о том, что практика сакральной визуализации кросскультурных процессов демонстрирует важнейшую роль религиозного осмысления и художественного воплощения тех духовных авторитетов, которые могли выступить своеобразными гарантами объединительных тенденций. Священные изображения при этом не столько иллюстрировали, сколько инициировали новые культурно-политические тренды, входя в сферу повседневных религиозных практик в качестве прообразов или предвестников желаемого положения дел. Именно в таком качестве местночтимые святые Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский, соприсутствуя в едином художественном пространстве, визуально отмечают формирование общерусской культурной традиции, тем самым перерастая свой прежний локальный статус и входя в глобальный круг подвижников вселенской Церкви.
Орнаментальный репертуар ансамбля росписи храма Успения на Волотовом поле отличался необыкновенным богатством и разнообразием. На стенах и столбах храма были помещены орнаментальные фризы с «архитектурными» мотивами антикизирующего характера. Это были разные варианты поребрика, брусковый и консольный фризы, меандр и геометризованные растительные формы на деревянных связях. Все они вполне традиционны для византийской живописи первой половины XIV в., отличающейся активным интересом к пластическим классицизирующим мотивам. Орнаментальные композиции в верхней части росписи, на откосах окон, на сводах камер на хорах и на своде предалтарной арки, а также в алтарной зоне имели особый характер. Это были вариации на темы восточной орнаментики и почти точные копии с образцов золотоордынской торевтики. Монгольские завоевания способствовали масштабным миграционным процессам, новым культурным контактам, зарождению новых вкусов и моды. Состав работавших у монголов мастеров был интернациональным, что сказывалось в формах и орнаментации их произведений.
В Византии в палеологовскую эпоху внимание к ориентализирующим мотивам на фоне преобладающего интереса к античному наследию не было сколь-либо существенным. Они оказались не востребованными и в других новгородских ансамблях, относящихся обычно к той же, что и волотовская роспись, группе памятников – во фресках церквей Спаса на Ильине и Фёдора Стратилата, являясь своего рода загадкой. По-видимому, степень влияния золотоордынской цивилизации была настолько значительной, что орнаментальный репертуар её произведений имел более широкое хождение, большую доступность и популярность,
чем мы можем предположить.
При исследовании росписей новгородских монастырских храмов второй половины XIV века приходится сталкиваться с тем, что назначение внешних пристроек и отдельных внутренних компартиментов, их функционирование в богослужебном контексте всё ещё представляются нечётко. Такая неразработанность архитектурной «иконографии» дополнительных пространств осложняет понимание многослойности содержания росписей и их смысловых оттенков. Монастырские храмы Новгорода в этом плане бывали устроены весьма своеобразно и неодинаково, но имели тенденцию к редуцированию пристроек и, напротив, к увеличению западной части основного объёма. В статье делается попытка уточнить назначение этих пространств на примере новгородских загородных монастырских храмов, имевших роспись, и кратко охарактеризовать специфику фресковой декорации (там, где она сохранилась) исходя из полифункционального характера этих архитектурных частей и их символики. Более «учёная» программа росписи притвора церкви Успения в архиепископском Волотове монастыре служила своего рода увертюрой к декорации основного объёма и точно соответствовала началу вечерней службы на храмовый праздник Успения, наследуя традиции палеологовского ренессанса. Более демократичная программа притвора церкви Спаса в монастыре на Ковалёве, ктиторами которого были бояре, акцентировала тему связи исцеления тела и души со Спасением во Христе, указывая на приверженность местной традиции почитания и, вместе с тем, на знакомство с художественной культурой западных Балкан. Но, несмотря на различие традиций, декоративным программам притворов в равной степени свойственно приготовление входящего в основной объём храма как в мир средоточия Премудрости. Состав женских изображений в этих памятниках позволяет говорить о характере монастырей: в случае Волотова – мужского, Ковалёва – вероятно, смешанного. Особенность локализации монастырской тематики в росписи на хорах церкви ещё одного загородного монастыря – Рождества на Красном поле – обусловлена, на наш взгляд, спецификой монастыря, обслуживавшего большое кладбище.
Статья посвящена проблеме идентичности античного философа в составе интерьерных росписей христианских, прежде всего православных, храмов. Автор опирается на визуально-теологические, визуально-антропологические и эстетико-антропологические принципы исследования. В статье представлен малоизвестный иконографический материал, раскрыто уникальное значение и исследованы особенности традиции изображения античных философов в средневековых православных храмах (в Византии, Греции, России, Болгарии, Румынии) в перспективе обсуждения проблемы определения идентичности изображённых лиц. Автор на широком материале обращается к анализу причин значительной актуальности этой проблемы, связанной с особым характером понимания образа античного философа в христианской средневековой культуре, отличного от его понимания в древней Греции и древнем Риме. Подробно исследуются такие элементы образа античных философов, как внешность, одежда и изречения, которые могут способствовать определению идентичности, но не являются универсальным средством решения этого вопроса (так, в разных региональных традициях за одним и тем же философом закрепляются разные изречения). Автор анализирует такие эстетические и иконографические атрибуты, как головной убор (широкополая шляпа, шапочка, восточный тюрбан, царская корона), борода, плащ философа. При исследовании внешности античных философов основанием являются «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота. Подчёркивается особое значение взаимосвязи текстового и визуального начал при формировании иконографической образности, например, влияние текста «Пророчества эллинских мудрецов» на иконографию античных философов на Руси в XVI–XVII вв.
Особое внимание уделено иконографии Платона и Аристотеля.
Рассматриваются подходы к интерпретации содержания, заложенного в книжных миниатюрах Радзивиловской летописи конца XV в., сохранившей архаичные рисунки своих протографов, и Лицевого летописного свода XVI в. В этих памятниках, представляющих разные периоды развития исторической миниатюры, сосредоточен основной материал, связанный с русской темой и позволяющий судить о своеобразии изображений и эволюции приёмов их построения. Чтобы понять смысл, заложенный в визуальных образах, необходимо исходить из особенностей христианского мировосприятия, функций изображений в средневековый период, степени их зависимости от литературной основы и совокупности специальных художественных приёмов, используемых при создании произведений. Художник осознаёт структуру христианского понимания картины мира, состоящего из бесконечного и невидимого «Неба» и «Земли», ограниченной во времени и пространстве. По этой причине в рисунках для обозначения исторических событий использовалась только горизонталь в виде короткой узкой полосы, вмещающей объекты природного и исторического происхождения, а также персонажей, ощущавших воздействие «невидимого мира». Изображения полностью зависели от своей литературной основы, как в выборе темы, так и в полноте передачи содержания. Одновременно художник, в отличие от писателя, обладал своими изобразительными средствами, позволявшими по-своему её интерпретировать. В таких условиях визуальные образы не столько изображали, сколько обозначали иллюстрируемую тему, передавая лишь типологические признаки объектов. Об изменениях выразительных возможностей изобразительного искусства, произошедших в период зрелого Средневековья, можно судить по миниатюрам Лицевого свода. Усиление повествовательного языка книжных рисунков приводит к возрастанию их информационной роли в составе книги, наполнению деталями, позволяющими передавать черты конкретных объектов. В результате эволюции на смену миниатюрам, «обозначавшим» событие, приходят рисунки, тяготеющие к его изображению.
Издательство
- Издательство
- НовГУ
- Регион
- Россия, Великий Новгород
- Почтовый адрес
- 173003, Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 41
- Юр. адрес
- 173003, Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 41
- ФИО
- Боровиков Юрий Сергеевич (Руководитель)
- E-mail адрес
- novsu@novsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (816) 2627244
- Сайт
- https://novsu.ru