ISSN 2410-7190
Языки: ru · en

Статья: ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ЛЕКЦИИ КАК ЖАНРА АКАДЕМИЧЕСКОГО ДИСКУРСА. РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ: И. П. ХУТЫЗ "ЖАНРЫ ДИСКУРСА АКАДЕМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ. ТРАДИЦИОННОЕ И НОВОЕ" (2024)

Читать онлайн

В рецензии даётся высокая оценка монографии И. П. Хутыз «Жанры дискурса академической среды. Традиционное и новое», значительная часть которой посвящена лекции как особому жанру академического дискурса, способному за относительно короткое время передать значимый объём информации необходимому числу слушателей. Особенно это касается лекций, размещённых на сайтах вузов и различных образовательных платформах. Рассматриваются следующие характеристики лекции как вида институциональной коммуникации: целенаправленность и стратегичность, структурность и фазовость, определённая ритуальность и предсказуемость, спонтанность и разнородность, цельность и фрагментарность. Большое внимание уделяется структурной организации лекционного дискурса, его макроструктуре, включающей содержательные компоненты обязательного и необязательного характера. Аргументируется взаимосвязь структурных характеристик лекции с качеством усвоения информации. И. П. Хутыз исследует вопросы интерактивности, необходимой для установки контакта с аудиторией, предлагает средства, направленные на диалогизацию лекционного дискурса, приёмы генерации интеринтерактивности с помощью вопросов, личного нарратива, метафор и идиом, детально рассматривает функции вопросов в структуре лекции. Кроме того, автор выявляет метадискурсивные средства, задействованные в организации лекции, даёт характеристику её паралингвистическим и кинесическим компонентам. Изучая вопросы структурности и фазовости лекции, автор фокусирует своё внимание на кросс-культурных особенностей лекции. Несомненная актуальность, новизна, оригинальность трактовок, теоретическая и практическая значимость монографии делают возможным её использование не только в научных, но и в лингво-прагматических целях.

Ключевые фразы: ЖАНР, устный академический дискурс, новый формат лекции, когнитивная специфика, КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ, коммуникативные тактики
Автор (ы): Федуленкова Татьяна Николаевна
Журнал: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРИКЛАДНАЯ ЛИНГВИСТИКА

Идентификаторы и классификаторы

УДК
811.111. Английский язык
Для цитирования:
ФЕДУЛЕНКОВА Т. Н. ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ЛЕКЦИИ КАК ЖАНРА АКАДЕМИЧЕСКОГО ДИСКУРСА. РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ: И. П. ХУТЫЗ "ЖАНРЫ ДИСКУРСА АКАДЕМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ. ТРАДИЦИОННОЕ И НОВОЕ" // ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРИКЛАДНАЯ ЛИНГВИСТИКА. 2024. Т. 10 № 2
Текстовый фрагмент статьи