В статье рассмотрены структура и предметное наполнение культурных индустрий, их границы, охарактеризована связь с креативными, творческими индустриями. Определено место в структуре художественно-творческой деятельности. Охарактеризованы современное состояние и мировые тенденции в развитии культурных индустрий, характер их влияния на социокультурную динамику. Выявлены направления трансформации российской культуры в современных условиях. Сделан вывод относительно тенденций развития и перспективных направлений культурных индустрий в российской культуре.
Идентификаторы и классификаторы
В культурном производстве современным трендом выступают культурные индустрии. Сегодня они рассматриваются как стратегический ресурс социально-экономического и культурного развития, что постоянно подчеркивается в выступлениях культурологов на научных конференциях, дискуссионных панелях, экспертных встречах, в том числе на базе ведущих научно-образовательных центров регионов России. Среди активных исследователей этой темы можно назвать О.Н.Астафьеву, Л.Е.Вострякова, А.В.Вейнмейстер, Н.В.Гладких, Е.Н.Зеленцову, С.Э.Зуева, Ю.В.Иванову, Г.М.Казакову, М.В.Казакову, Н.В.Недосвитий, Т.Н.Суминову, В.В.Чижикова и ряд других авторов, которые в своих работах анализировали особенности этого феномена, типологию, освещали опыт развития отечественных культурных индустрий в контексте мировых тенденций. В большинстве работ указанных авторов акцент делался на территориальном размещении культурных индустрий, их локации в городской среде, на попытке решить вопрос, как это производство сделать доходной отраслью экономики.
Список литературы
1. Указ Президента Российской Федерации 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» (с изменениями на 25 января 2023 г.). – Текст : электронный // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – URL: https://docs.cntd.ru/document/420242192 (дата обращения: 19.12.2023).
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.09.2021 № 2613-р «Об утверждении Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года». – Текст: электронный // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – URL: https://docs.cntd.ru/document/608746222 (дата обращения: 19.12.2023).
3. Астафьева, О. Н., Малыгина, И. В. Российская культура в контексте динамики экономических стратегий // Вестник МГУКИ. – 2022. – № 4. – С. 15-26.
4. Вейнмейстер, А. В., Иванова, Ю. В. «Культурные индустрии» и «креативные индустрии»: границы понятий // Международный журнал исследований культуры. – 2017. – № 1. – С. 38-48.
5. Востряков, Л. Е., Кавера, В. А. Творческие индустрии как фактор государственной культурной политики // Культура и образование. – 2019. – № 2. – С. 86-97.
6. Зеленцова, Е. В., Гладких, Н. В. Творческие индустрии: теории и практики. – Москва, 2010. – 240 c.
7. Казакова, М. В. Креативные индустрии как новый фактор роста российской экономики // IV Российский экономический конгресс «РЭК-2020». – Москва, 2020. – Т. XV. – С. 78–92.
8. Казакова, Г. М. Культурный капитал, культурные индустрии и индустрии культуры: понятийные поиски // Вестник ТомГУ. Культурология и искусствоведение. – 2020. – № 37. – С. 14-20.
9. Культура и культурные индустрии в РФ 2016-2018. Результаты комплексного исследования; Культура и культурные индустрии в РФ. Аналитика 2018-2020; Сфера культуры и культурные индустрии в РФ – 2021 // InterMedia: информационное агентство : [сайт]. – URL: https://www.intermedia.ru (дата обращения: 19.12.2023).
10. Рудакова, О. В. Культурные и творческие индустрии: Россия на фоне мировых тенденций / Рудакова О. В., Михайлина А. В., Стеблецова Н. Н. // Вестник ОрелГИЭТ. – 2021. – № 4. – С. 63–70.
11. Хоркхаймер, М., Адорно, Т. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. – Москва; Санкт-Петербург, 1997. – 313 с.; они же. Культурная индустрия. Просвещение как способ обмана масс. – Москва, 2016. – 104 c.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена эстетической интерпретации философского концепта Жиля Делеза – юмора. Автор осуществляет попытку представить его как продуктивный теоретический инструментарий для искусствоведческого исследования авангардного искусства XX века. В качестве примера проводится сравнительный анализ размышлений о поиске нового художественного языка Василия Кандинского, художников его круга, Анри Бергсона и Жиля Делеза.
Статья освещает деятельность музеев, расположенных в новых субъектах Российской Федерации. Основное внимание уделено современному состоянию и перспективам развития музейных коллекций с военно-исторической тематикой в учреждениях культуры Запорожской области.
Для выявления феномена местных высокочтимых икон Богоматери на Харьковщине: Елецкой-Харьковской и Озерянской, а также с целью дальнейшей их музеефикации в статье проводится анализ исторических условий. Доказано, что в легендах отражены ключевые политическими события ХI–XVII вв., происходившие на южных окраинных территориях Русского государства – Слобожанщине. Иконы появляются в критические моменты жизни региона и связаны с необходимостью объединения населения на почве православия. Упомянутые в легендах персонажи являются реально существующими личностями, а события – знаковыми для истории страны. Результаты исследования могут быть использованы при музеефикации харьковских Богородичных икон, так как характеризуют их содержательную сторону и раскрывают заложенный в них символизм, что даёт возможность понять общественное значение этих икон.
В статье рассматривается практическое применение методов превентивной консервации для сохранения археологических находок с уникального средневекового памятника племени муромы, расположенного в Вачском районе Нижегородской области. В ходе экспедиции на практике был апробирован метод создания микросреды в герметичных контейнерах, проведена фиксация колебаний параметров окружающей среды (температуры и влажности), протестирован новой материал (полистирол), который применялся вместо бумаги для создания археологических паспортов.
Статья посвящена результатам всероссийского анкетирования «Объекты культурного наследия, имеющие для вас значение» в категории «обучающаяся молодежь» по вопросам: «Какие историко-культурные или современные объекты Вы показали бы своим гостям в месте (регионе) Вашего проживания (или «малой родины»)?», «Какие природные объекты Вы показали бы своим гостям в месте (регионе) Вашего проживания (или «малой родины»)?», «О каких традициях, праздниках, обычаях, Вы рассказали бы своим гостям в месте (регионе) Вашего проживания (или «малой родины»)?». Описан уровень конкретизации ответов респондентов о культурном и природном наследии места проживания. Выявлены и проанализированы максимальные и минимальные показатели по субъектам России.
Предметом исследования в статье является отношение адыгской молодежи к ценностям традиционной этнокультуры, выраженное оценками важности базовых форм этнокультуры в повседневной жизни. Комплекс общенаучных (типология, сравнение, обобщение) и специальных методов, включая культурологическую атрибуцию и контент-анализ, которые позволили рассмотреть предмет исследования как ресурс формирования общероссийской гражданской идентичности, а также опросный метод сбора эмпирических данных, статистические и математические приемы их обработки, обеспечивает достоверность и научную новизну полученных результатов. Установлено, что традиционные ценности населяющих Россию народов являются важным фактором и социокультурным основанием развития общероссийской гражданской идентичности.
Статья посвящена обзору советских театральных фестивалей как культурологического аспекта страны, а также влиянию данных фестивалей на Международный театральный фестиваль им. А.П.Чехова. Цель автора – выявить преемственность традиций, благодаря которым Международный театральный фестиваль им. А.П.Чехова является одним из ведущих театральных фестивалей мира, вопреки всем социальным и политическим вызовам. Данная работа заинтересует круг людей, которые занимаются исследованиями в сфере культуры и театра в частности, а также студентов, магистрантов и аспирантов по направлениям «Культуроведение и социокультурные проекты», «Театроведение», «Театральное искусство».
Данной статьей открывается серия докладов, посвященных истории создания и использования Экспериментального фонда в отделе научной реставрации станковой темперной живописи Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГОСНИИР). В ней собраны общие сведения о создании фонда, истории поступления предметов и первоначальных задачах фонда. Также приводится краткая информация о том, какие проблемы решаются в отделе реставрации темперной живописи сейчас с помощью фонда. В качестве примера проведения научно-исследовательских работ в статье рассмотрен проводимый отделом эксперимент по влиянию температурно-влажностного режима на рабочие составы растворителей. В настоящей момент изучение истории фонда продолжается.
В статье представлен культурологический анализ концепта «цифровой след». Раскрывается его природа как специфической разновидности информации и анализируются разные подходы к рассмотрению объема понятия. Определяются его место и роль в организации цифровой среды. Охарактеризованы отдельные разновидности, уровни и способы проявления, выявлены особенности бытования в цифровой среде. Рассмотрены сферы жизнедеятельности человеческого общества, в которых цифровой след функционально и дисфункционально используется. Представляется обоснование его социокультурного потенциала и определяется ведущая роль в становлении новой культуры сетевого общества.
Глобализация – это современный исторический процесс, оказывающий значительное влияние на культуру и идентичность независимых государств. В силу этого возникает необходимость выработки и реализации такой государственной культурной политики, которая гарантирует России сохранение её национальной идентичности и уникальности. Именно культура страны играют ключевую роль в международных отношениях, влияя напрямую или косвенно на мировую политику. В условиях глобализации государственная культурная политика России должна стать задающим вектором стратегического планирования долгосрочных целей влияния на процессы мирового развития. Целеполагание, исходящее из интересов российской цивилизации, обеспечит сохранение и укрепление суверенитета страны. Сложившееся понимание культуры трактует её как вторичный фактор социального развития. Необходимо поднять статус культурной политики до компонента политической сферы, превратив её в инструмент внешней политики, влияющий на улучшение имиджа страны в международном пространстве, а также на усиление влияния в мире в целях обеспечения собственной безопасности.
В данной статье рассматриваются научные подходы к изучению процессов глобализации, с опорой на исследования по проблемам культурной политики для определения дальнейших ориентиров по совершенствованию государственной культурной политики России. Анализируются основные проблемы, стоящие перед государством и обществом, предлагаются пути их решения. Указывается на актуальность рассмотрения культурной политики в контексте политического процесса как управленческого воздействия России на основные сферы социокультурного пространства как внутри страны, так и в мировом масштабе.
В статье рассматриваются смысловое содержание и правовая дефиниция понятия «деструктивная идеология» в сопоставлении с иными понятиями разрушительных для российской государственности и общества систем идей и ценностей (идеология насилия, экстремистская идеология, терроризм). Согласно выводам авторов, ключевыми определяющими признаками деструктивной идеологии являются организованный и целенаправленный характер ее распространения, имеющий четкое целеполагание – разрушение культурного суверенитета Российской Федерации, исторически сложившейся на протяжении веков национальной и культурной идентичности граждан, а также формирование объективных угроз национальным интересам России в результате такой деятельности. Пропаганда деструктивной идеологии по степени своей общественной опасности занимает промежуточное положение между пропагандой экстремизма и пропагандой антиобщественного поведения.
Издательство
- Издательство
- ИНСТИТУТ НАСЛЕДИЯ ИМЕНИ Д.С. ЛИХАЧЕВА
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 129366, Москва, ул. Космонавтов, д. 2
- Юр. адрес
- 119072, г Москва, р-н Якиманка, Берсеневская наб, д 18-20-22 стр 3
- ФИО
- Аристархов Владимир Владимирович (ДИРЕКТОР)
- E-mail адрес
- sfrik@list.ru
- Контактный телефон
- +7 (381) 2268858