EISSN 2222-2480
Языки: ru · en

Архив статей журнала

ПРОБЛЕМАТИЧНОСТЬ НАУКИ О КУЛЬТУРЕ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ (2024)
Выпуск: № 1 (55) (2024)
Авторы: Васильев Глеб Евгеньевич

В статье раскрываются ценностные культурно-исторические основания возникновения науки в Новое время; раскрывается, в этой связи, специфика и различие возникших и развившихся в Новое время естественных и социально-гуманитарных наук; раскрывается проблематика исчезновения в современной культурной ситуации, в ситуации Постмодерна, ценностных оснований науки; соответственно, раскрывается проблематичность существования и развитие науки о культуре в подобного рода культурно-историческом контексте, – связанная не только с исчезновением ценностных оснований науки, но и исчезновением объекта исследования науки о культуре – собственно, культуры, как, прежде всего, ценностно-смысловой системы-матрицы.

Сохранить в закладках
КУЛЬТУРНЫЕ И КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ (2024)
Выпуск: № 2 (56) (2024)
Авторы: Коренной Александр Сергеевич

В статье рассмотрены структура и предметное наполнение культурных индустрий, их границы, охарактеризована связь с креативными, творческими индустриями. Определено место в структуре художественно-творческой деятельности. Охарактеризованы современное состояние и мировые тенденции в развитии культурных индустрий, характер их влияния на социокультурную динамику. Выявлены направления трансформации российской культуры в современных условиях. Сделан вывод относительно тенденций развития и перспективных направлений культурных индустрий в российской культуре.

Сохранить в закладках
КЛЮЧЕВЫЕ ПРИЗНАКИ ДЕСТРУКТИВНОЙ ИДЕОЛОГИИ И СТЕПЕНЬ ЕЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОПАСНОСТИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ ЗАЩИТЫ ТРАДИЦИОННЫХ РОССИЙСКИХ ЦЕННОСТЕЙ (2024)
Выпуск: № 2 (56) (2024)
Авторы: Шашкин Павел Александрович, Рудаков Александр Борисович

В статье рассматриваются смысловое содержание и правовая дефиниция понятия «деструктивная идеология» в сопоставлении с иными понятиями разрушительных для российской государственности и общества систем идей и ценностей (идеология насилия, экстремистская идеология, терроризм). Согласно выводам авторов, ключевыми определяющими признаками деструктивной идеологии являются организованный и целенаправленный характер ее распространения, имеющий четкое целеполагание – разрушение культурного суверенитета Российской Федерации, исторически сложившейся на протяжении веков национальной и культурной идентичности граждан, а также формирование объективных угроз национальным интересам России в результате такой деятельности. Пропаганда деструктивной идеологии по степени своей общественной опасности занимает промежуточное положение между пропагандой экстремизма и пропагандой антиобщественного поведения.

Сохранить в закладках
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА В ДЕЛЕ СОХРАНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДВИЖИМОГО МАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В РОССИИ (2024)
Выпуск: № 4 (58) (2024)
Авторы: Соловьев Андрей Петрович

В статье рассматривается законодательная база в основе государственной культурной политики в сфере сохранения и использования недвижимого материального культурного наследия в России. Подчеркивается значимость совместных усилий государства и общества в решении проблем, связанных с охраной и освоением культурного наследия, и приводятся примеры успешных практик в этой сфере. Одновременно отмечаются наиболее острые проблемы, связанные с сохранением объектов культурного наследия, которые, по мнению автора, необходимо решать в самое ближайшее время. В этой связи особенно актуальным становится вопрос о мерах поддержки граждан, компаний, общественных объединений, которые готовы вкладывать свой труд, время и средства в восстановление объектов культурного наследия.

Сохранить в закладках
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Часть 3. Глобализация как конструкт системы глобального управления (2024)
Выпуск: № 4 (58) (2024)
Авторы: Марзоева Анжелика Владиславовна

В данной статье защита государственного суверенитета и цивилизационной идентичности выделяются в качестве ключевых целей Стратегии государственной культурной политики, которая является неотъемлемой частью Стратегии национальной безопасности России. Совершенствование государственной культурной политики в условиях глобализации предлагается осуществлять посредством анализа и оценки геополитических изменений в международном пространстве, включая прогнозирование, целеполагания и планирование со стороны акторов системы глобального управления.

В ходе исследования обосновывается необходимость возведения государственной культурной политики России до компонента политической сферы, что позволит превратить ее в интеллектуальное оружие по защите суверенитета, открывающее каналы экспансии исторического опыта развития российской цивилизации и культурных схем деятельности в международное пространство. Исследования опираются на индуктивный метод познания английского философа Ф.Бэкона, который позволяет обнаружить закономерности между различными явлениями, опираясь на факты и эмпирические данные.

Сохранить в закладках
ТРАНСФОРМАЦИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XXI ВЕКА (2024)
Выпуск: № 4 (58) (2024)
Авторы: ГОРЛОВА Ирина Ивановна, Зорин Александр Львович

В настоящее время все большее число гуманитариев приходит к выводу, что Россия стоит перед необходимостью перехода к новой парадигме развития, в которой культуре отводится решающая роль. Именно это определяет необходимость проведения научно обоснованной и последовательной культурной политики, органично увязанной с главными целями и задачами, стоящими перед Российским государством. В последнее десятилетие создается новая, адекватная современным реалиям модель государственной культурной политики, в выявлении концептуальных основ которой состоит цель проводимого исследования. Для определения ее особенностей авторы считают необходимым проанализировать предшествующие модели, относящиеся к периоду позднего социализма и времени либеральных реформ. Устанавливается, что существенным пунктом различия этих двух моделей является роль государства в формировании и проведении культурной политики. Делается вывод, что новая модель вбирает в себя позитивные моменты двух предшествующих моделей посредством трансформаций, понимаемых как снятие в гегелевском смысле, а не полное и радикальное перечеркивание. Этим определяются возможности и границы деятельности государства в сфере культуры.

Сохранить в закладках