Статья посвящена результатам всероссийского анкетирования «Объекты культурного наследия, имеющие для вас значение» в категории «обучающаяся молодежь» по вопросам: «Какие историко-культурные или современные объекты Вы показали бы своим гостям в месте (регионе) Вашего проживания (или «малой родины»)?», «Какие природные объекты Вы показали бы своим гостям в месте (регионе) Вашего проживания (или «малой родины»)?», «О каких традициях, праздниках, обычаях, Вы рассказали бы своим гостям в месте (регионе) Вашего проживания (или «малой родины»)?». Описан уровень конкретизации ответов респондентов о культурном и природном наследии места проживания. Выявлены и проанализированы максимальные и минимальные показатели по субъектам России.
Идентификаторы и классификаторы
Российская цивилизационная идентичность – это процесс осознания индивидом единства и солидарности с межэтническим сообществом россиян, взаимосвязанных исторической коллективной судьбой, близкими культурными ценностями, нормами и идеалами [1]. Вопрос цивилизационной идентичности всегда встает остро в моменты исторических испытаний [2], когда необходимо объединение людей, побуждение к коллективным действиям [3]. Именно в такие периоды возрастает роль молодежи, обладающей физической силой, активной жизненной позицией, способностью к самоопределению и объединению [4]. Необходимость восстановления и защиты ценностной цивилизационной самобытности России предполагает более подробное изучение российской цивилизационной идентичности молодежи [5].
Список литературы
[1] Маслов, А. А. Цивилизационная идентичность российского общества // Библиотека диссертаций : [сайт]. – URL: http://www.dslib.net/soc-filosofia/civilizacionnaja-identichnost-rossijskogo-obwestva.html?ysclid=lqjskj14dv144080397 (дата обращения: 02.01.2024).
[2] Хабермас, Ю. В. В поисках национальной идентичности. – Донецк, 1999.
[3] Алаудинов, А. А. Региональная идентичность как основа формирования общенациональной политической идентичности // Высшая аттестационная комиссия : [сайт]. – URL: https://vak.minobrnauki.gov.ru/advert/104864 (дата обращения: 02.01.2024).
[4] Ильинский, И. М. Молодежь и революция (эскиз к политическому портрету) // КиберЛенинка: научная электронная библиотека : [сайт]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/molodezh-i-revolyutsiya-eskiz-k-politicheskomu-portretu?ysclid=lqhren8lzd952588259 (дата обращения: 02.01.2024).
[5] Дымов, Э. М. Идентичность молодежи России в контексте современных социокультурных процессов // disserCat: электронная библиотека диссертаций: [сайт]. – URL: https://www.dissercat.com/content/identichnost-molodezhi-rossii-v-kontekste-sovremennykh-sotsiokulturnykh-protsessov?ysclid=lqjtoe2wux880308066 (дата обращения: 02.01.2024).
[6] Лисицкий, А. В. Культурное наследие как ресурс устойчивого развития // disserCat: электронная библиотека диссертаций : [сайт]. – URL: https://www.dissercat.com/content/kulturnoe-nasledie-kak-resurs-ustoichivogo-razvitiya?ysclid=lrthot56jd987345182 (дата обращения: 02.01.2024).
[7] Морозова, Е. В., Улько, Е. В. Локальная идентичность: формы актуализации и типы // КиберЛенинка: научная электронная библиотека : [сайт]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lokalnaya-identichnost-formy-aktualizatsii-i-tipy (дата обращения: 02.01.2024).
[8] Сорокин, П. А. Система социологии : в 2 т. Т. 2. – Москва : Наука, 1993. – С. 210.
[9] Путрик, Ю.С., Тюрина, Е. В. Пути актуализации объектов культурного наследия средствами туризма и социокультурного проектирования. – DOI 10.34685/HI.2023.82.47.001. – Текст: электронный // Журнал Института Наследия. – 2023. – № 4. – С. 8-12. – URL: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/617.html (дата обращения: 02.01.2024).
[10] Кукушин, В. С. Общие основы педагогики: учеб. пособие. - Пермь.: КАПИК, 1998.
[11] Федеральный закон от 30.12.2020 N 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» // КонсультантПлюс : [сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372649/ (дата обращения: 02.01.2024).
[12] Кедрово-тисовая роща – памятник природы краевого значения «Кедрово-тисовая роща», создан для сохранения произрастающих здесь плотных группировок тиса остроконечного, занесенного в Красную книгу РФ, и сосны корейской («кедра» корейского). Расположена в черте города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.
[13] Силинский лес – лесной массив и памятник природы краевого значения в Ленинском округе Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.
[14] Озеро Рудниковское – ООПТ; расположено между рекой Амуром и озером Мылки в близости с Комсомольском-на Амуре Хабаровского края, площадь составляет 7 га, является рекреационной зоной.
[15] Сопка Двух братьев – две скалы (высотой 80 и 40 метров) Большехехцирского хребта. Расположение: 18-й км автодороги Хабаровск-Уссури, Хабаровский край.
[16] Горная вершина «Сопка Змеинка» – доступная обзорная точка. Расположение: Хабаровский край, Хехцирский государственный природный заказник.
[17] Амур – одна из крупнейших рек России. Протяженность 2842 км.
[18] Озеро Амут – высокогорное обвальное озеро, расположено в Солнечном районе Хабаровского края, в 60 км от Комсомольска-на-Амуре на хребте Мяо-Чан. Является памятником природы краевого значения.
[19] Большехехцирский государственный природный заповедник – старейший заповедник Хабаровского края, создан в 1963 г., площадь 45 тыс.га.
[20] Кулаков, С. В. Проблемы формирования региональной политической идентичности в современной России // КиберЛенинка: научная электронная библиотека : [сайт]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-regionalnoy-politicheskoy-identichnosti-v-sovremennoy-rossii/viewer (дата обращения: 04.01.2024).
[21] Луд – старинный обрядовый праздник коми-ижемцев, проводится в первое воскресенье июля. При советской власти праздник не проводился, но c начала 1990-х гг. местные стали его возрождать. И сейчас Луд считается культурным достоянием не только Ижемского района, но и всей Республики Коми. С 2013 г. народный праздник «Луд» включён в региональный реестр объектов нематериального культурного наследия Республики Коми.
[22] Праздник «Усть-Цилемская горка» – республиканский праздник, проводится 12 июля, в Петров день в селе Усть-Цильма Усть-Цилемского района Республики Коми. Во время красочного гуляния участники водят хороводы, облачаясь в подлинные народные костюмы, бережно соблюдая все старинные обычаи и обряды.
[23] Курбан-байрам – исламский праздник окончания хаджа, отмечается через 70 дней после праздника Ураза-байрам, в 10-й день месяца Зуль-хиджа, в память жертвоприношения Ибрахима, почитаемого в исламе пророком.
[24] Ураза-байрам (известен также как Праздник разговения) – исламский праздник в честь окончания поста в месяц Рамадан (священный месяц, девятый месяц календаря хиджры). Отмечается в первый день месяца Шавваль.
[25] Шагаа – тувинский (Республика Тыва) Новый год по лунно-солнечному календарю, традиционный большой праздник, знаменующий начало новой жизни; символ рождения, обновления и очищения.
[26] Наадым – тувинский (Республика Тыва) национальный праздник животноводов (аратов). Проводится в середине августа, включает в себя национальную борьбу хуреш, конные скачки, стрельбу из лука, конкурсы на лучшую национальную юрту, лучшие национальный костюм и снаряжение коня.
[27] Шорыкйол – марийский традиционный праздник (Республика Марий Эл), представляет собой комплекс обрядов, направленный на обеспечение благополучия семьи, хозяйства, увеличение числа будущего урожая, домашних животных.
[28] Пеледыш пайрем – общенародный праздник в Республике Марий Эл. Проводится после завершения весенне-полевых работ и символизирует весенне-летнее возрождение природы, служит сохранению и развитию традиционной марийской культуры, активизации межрегиональных связей, воспитанию патриотизма.
[29] Аталычество – древний обычай кавказских народов, по которому ребёнок вскоре после своего рождения переходит на некоторое время (для воспитания) в семью приёмного родителя.
[30] Адыгэ хабзэ – адыгская (черкесская) этико-философская доктрина, свод неписаных правил и законов. Включает в себя как нормы обычного права, так и моральные принципы, определяющие поведение отдельного человека и нормы жизни общества в целом.
[31] Хейро – праздник долган, связанный с появлением солнца после долгой полярной ночи. На традиционном празднике окончания зимы люди выражают благодарность за прожитую зиму, просят у духов плодородия благополучия в семье. Праздник символизирует начало новой жизни. Люди в этот день собираются возле ритуального костра и, взявшись за руки, водят хороводы.
[32] «Укек» – фестиваль археологии и реконструкции, направленный на популяризацию археологического наследия Увекского городища (золотоордынского городища Укек), рассказывающий о раскопках, археологических исследованиях, жизни и быте средневекового города. Проводится с 2012 года в Саратове.
[33] «День скобаря» – фестиваль народных искусств и ремесел, проводится с 2011 года во Пскове.
[34] «Играй, гармонь тюменская» – городской фестиваль, посвящённый исконно русскому музыкальному инструменту – гармони, проводит в Тюмени с 2011 г.
[35] Фестиваль этнической музыки и песни «Ритмы Дальнего Востока» проводится в Хабаровске с 2018 г. с целью поддержки и развития традиционной культуры коренных малочисленных народов Дальнего Востока, содействия сохранению, преемственности и развития национальных художественных традиций, популяризации уникального культурного наследия.
[36] Фестиваль искусств «Балтийские сезоны» – крупномасштабный культурный проект, в ходе которого проходит показ спектаклей драматических и музыкальных театров страны, национальных государственных и фольклорных коллективов, музыкантов академического и джазового направлений, творческие встречи, цирковые представления. Проводится в Калининградской области с 2004 г.
[37] «Ночь театров» – ежегодная общегородская акция, приуроченная ко Всемирному дню театра, проводится в Москве с 2013 г.
[38] См. подробнее: Путрик, Ю. С., Тюрина, Е. В. Указ. соч.
[39] Указ Президента Российской Федерации «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666» // Президент России: официальный сайт. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43843 (дата обращения: 06.01.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена эстетической интерпретации философского концепта Жиля Делеза – юмора. Автор осуществляет попытку представить его как продуктивный теоретический инструментарий для искусствоведческого исследования авангардного искусства XX века. В качестве примера проводится сравнительный анализ размышлений о поиске нового художественного языка Василия Кандинского, художников его круга, Анри Бергсона и Жиля Делеза.
Статья освещает деятельность музеев, расположенных в новых субъектах Российской Федерации. Основное внимание уделено современному состоянию и перспективам развития музейных коллекций с военно-исторической тематикой в учреждениях культуры Запорожской области.
Для выявления феномена местных высокочтимых икон Богоматери на Харьковщине: Елецкой-Харьковской и Озерянской, а также с целью дальнейшей их музеефикации в статье проводится анализ исторических условий. Доказано, что в легендах отражены ключевые политическими события ХI–XVII вв., происходившие на южных окраинных территориях Русского государства – Слобожанщине. Иконы появляются в критические моменты жизни региона и связаны с необходимостью объединения населения на почве православия. Упомянутые в легендах персонажи являются реально существующими личностями, а события – знаковыми для истории страны. Результаты исследования могут быть использованы при музеефикации харьковских Богородичных икон, так как характеризуют их содержательную сторону и раскрывают заложенный в них символизм, что даёт возможность понять общественное значение этих икон.
В статье рассмотрены структура и предметное наполнение культурных индустрий, их границы, охарактеризована связь с креативными, творческими индустриями. Определено место в структуре художественно-творческой деятельности. Охарактеризованы современное состояние и мировые тенденции в развитии культурных индустрий, характер их влияния на социокультурную динамику. Выявлены направления трансформации российской культуры в современных условиях. Сделан вывод относительно тенденций развития и перспективных направлений культурных индустрий в российской культуре.
В статье рассматривается практическое применение методов превентивной консервации для сохранения археологических находок с уникального средневекового памятника племени муромы, расположенного в Вачском районе Нижегородской области. В ходе экспедиции на практике был апробирован метод создания микросреды в герметичных контейнерах, проведена фиксация колебаний параметров окружающей среды (температуры и влажности), протестирован новой материал (полистирол), который применялся вместо бумаги для создания археологических паспортов.
Предметом исследования в статье является отношение адыгской молодежи к ценностям традиционной этнокультуры, выраженное оценками важности базовых форм этнокультуры в повседневной жизни. Комплекс общенаучных (типология, сравнение, обобщение) и специальных методов, включая культурологическую атрибуцию и контент-анализ, которые позволили рассмотреть предмет исследования как ресурс формирования общероссийской гражданской идентичности, а также опросный метод сбора эмпирических данных, статистические и математические приемы их обработки, обеспечивает достоверность и научную новизну полученных результатов. Установлено, что традиционные ценности населяющих Россию народов являются важным фактором и социокультурным основанием развития общероссийской гражданской идентичности.
Статья посвящена обзору советских театральных фестивалей как культурологического аспекта страны, а также влиянию данных фестивалей на Международный театральный фестиваль им. А.П.Чехова. Цель автора – выявить преемственность традиций, благодаря которым Международный театральный фестиваль им. А.П.Чехова является одним из ведущих театральных фестивалей мира, вопреки всем социальным и политическим вызовам. Данная работа заинтересует круг людей, которые занимаются исследованиями в сфере культуры и театра в частности, а также студентов, магистрантов и аспирантов по направлениям «Культуроведение и социокультурные проекты», «Театроведение», «Театральное искусство».
Данной статьей открывается серия докладов, посвященных истории создания и использования Экспериментального фонда в отделе научной реставрации станковой темперной живописи Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГОСНИИР). В ней собраны общие сведения о создании фонда, истории поступления предметов и первоначальных задачах фонда. Также приводится краткая информация о том, какие проблемы решаются в отделе реставрации темперной живописи сейчас с помощью фонда. В качестве примера проведения научно-исследовательских работ в статье рассмотрен проводимый отделом эксперимент по влиянию температурно-влажностного режима на рабочие составы растворителей. В настоящей момент изучение истории фонда продолжается.
В статье представлен культурологический анализ концепта «цифровой след». Раскрывается его природа как специфической разновидности информации и анализируются разные подходы к рассмотрению объема понятия. Определяются его место и роль в организации цифровой среды. Охарактеризованы отдельные разновидности, уровни и способы проявления, выявлены особенности бытования в цифровой среде. Рассмотрены сферы жизнедеятельности человеческого общества, в которых цифровой след функционально и дисфункционально используется. Представляется обоснование его социокультурного потенциала и определяется ведущая роль в становлении новой культуры сетевого общества.
Глобализация – это современный исторический процесс, оказывающий значительное влияние на культуру и идентичность независимых государств. В силу этого возникает необходимость выработки и реализации такой государственной культурной политики, которая гарантирует России сохранение её национальной идентичности и уникальности. Именно культура страны играют ключевую роль в международных отношениях, влияя напрямую или косвенно на мировую политику. В условиях глобализации государственная культурная политика России должна стать задающим вектором стратегического планирования долгосрочных целей влияния на процессы мирового развития. Целеполагание, исходящее из интересов российской цивилизации, обеспечит сохранение и укрепление суверенитета страны. Сложившееся понимание культуры трактует её как вторичный фактор социального развития. Необходимо поднять статус культурной политики до компонента политической сферы, превратив её в инструмент внешней политики, влияющий на улучшение имиджа страны в международном пространстве, а также на усиление влияния в мире в целях обеспечения собственной безопасности.
В данной статье рассматриваются научные подходы к изучению процессов глобализации, с опорой на исследования по проблемам культурной политики для определения дальнейших ориентиров по совершенствованию государственной культурной политики России. Анализируются основные проблемы, стоящие перед государством и обществом, предлагаются пути их решения. Указывается на актуальность рассмотрения культурной политики в контексте политического процесса как управленческого воздействия России на основные сферы социокультурного пространства как внутри страны, так и в мировом масштабе.
В статье рассматриваются смысловое содержание и правовая дефиниция понятия «деструктивная идеология» в сопоставлении с иными понятиями разрушительных для российской государственности и общества систем идей и ценностей (идеология насилия, экстремистская идеология, терроризм). Согласно выводам авторов, ключевыми определяющими признаками деструктивной идеологии являются организованный и целенаправленный характер ее распространения, имеющий четкое целеполагание – разрушение культурного суверенитета Российской Федерации, исторически сложившейся на протяжении веков национальной и культурной идентичности граждан, а также формирование объективных угроз национальным интересам России в результате такой деятельности. Пропаганда деструктивной идеологии по степени своей общественной опасности занимает промежуточное положение между пропагандой экстремизма и пропагандой антиобщественного поведения.
Издательство
- Издательство
- ИНСТИТУТ НАСЛЕДИЯ ИМЕНИ Д.С. ЛИХАЧЕВА
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 129366, Москва, ул. Космонавтов, д. 2
- Юр. адрес
- 119072, г Москва, р-н Якиманка, Берсеневская наб, д 18-20-22 стр 3
- ФИО
- Аристархов Владимир Владимирович (ДИРЕКТОР)
- E-mail адрес
- sfrik@list.ru
- Контактный телефон
- +7 (381) 2268858