В статье представлены результаты обзора исследований, проведённых в период с 2020 по 2022 гг. в области проблем чрезвычайного волонтёрства. Целью обзора является определение актуальных направлений исследований, описание характеристик волонтёров-спасателей и особенностей работы добровольческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере общественной безопасности. Особое внимание было уделено применению новых цифровых и технических средств в работе волонтёров. Спасательное волонтёрство является наиболее специализированным и требующим большого набора навыков направлением добровольческой деятельности, а также предполагает значительные риски для здоровья как физического, так и психологического. В связи с этим в заключении были определены основные барьеры для развития чрезвычайного волонтёрства в России. Наиболее выраженной и часто поднимаемой темой остается проблема эффективного взаимодействия и грамотной коммуникации между добровольцами и сотрудниками государственных спасательных служб.
Идентификаторы и классификаторы
Феномен волонтёрства в социологической науке изучается со второй половины XX в. Исследовательский интерес к добровольческому движению носит не систематический, а скорее фрагментарный характер.
Список литературы
1. Паклина Е. А. Волонтёрское движение как социально-культурный феномен российского общества // Вестник СПбГИК. 2019. № 2 (39). С. 111-115. DOI: 10.30725/2619-0303-2019-2-111-115 EDN: JAWDXG Paklina Ye. A. Volunteer activities as modern Russian society phenomenon. Vestnik SPbGIK=Bulletin of Spbgiс. 2019;2(39):111-115. (In Russ.). DOI: 10.30725/2619-0303-2019-2-111-115 EDN: JAWDXG
2. Чунин А. И., Бурлака А. В. Особенности организации управления в чрезвычайных ситуациях в зарубежных странах // Теория и практика современной науки: сборник статей V Международной научно-практической конференции (Пенза, 23 июня 2021 г.) / Отв. ред. Г. Ю. Гуляев. Пенза: ООО “Наука и Просвещение”, 2021. С. 239-242. EDN: CUTBAK Chunin A. I., Burlaka A. V. Features of the organization of emergency management in foreign countries. In: Teoriya i praktika sovremennoj nauki: sbornik statej V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. Penza: Nauka i Prosveschenie. 2021; p. 239-242. (In Russ.). EDN: CUTBAK
3. Гаврюшенко В. П., Перегудова Н. В., Тараканов Д. Ю. Проблемные аспекты взаимодействия подразделений МЧС России с неорганизованными добровольцами (волонтёрами) при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации // Гражданская оборона на страже мира и безопасности: Материалы V Международной научно-практической конференции, посвящённой Всемирному дню гражданской обороны. В 4-х частях (Москва, 01 марта 2021 г.), Ч. II. Москва: Академия Государственной противопожарной службы МЧС России, 2021. С. 210-214. EDN: FPLKYR Gavryushenko V. P., Peregudova N. V., Tarakanov D. Yu. Problemic aspects of interaction of units of EMERCOM of Russia with inorganized volunteers (volunteers) when eliminating the consequences of emergencies in the Russian Federation. In: Grazhdanskaya oborona na strazhe mira i bezopasnosti Materialy V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii, posvyaschennoj Vsemirnomu dnyu grazhdanskoj oborony. V chetyrekh chastyakh. Moskva. 2021; p. 210-214. (In Russ.). EDN: FPLKYR
4. Башева О. А., Невский А. В. Социально-демографический портрет волонтёра, участвующего в реагировании на чрезвычайные ситуации // ИНАБ. Российское волонтёрство в чрезвычайных ситуациях: портрет, мотивы, деятельность. 2021. № 3. С. 10-31. DOI: 10.19181/INAB.2021.3.2 EDN: KTMIUK Basheva O. A., Nevskij A. V. Russian volunteering in emergency: portrait, motives, activities. Information and analytical bulletin (INAB)=INAB. Rossijskoe volontyorstvo v chrezvy’chajny’x situaciyax: portret, motivy’, deyatel’nost’. 2021;3:10-31. 10.19181/INAB.2021.3.2. (In Russ.). DOI: 10.19181/INAB.2021.3.2.(InRuss.)
5. Воронина Н. С. Мотивы волонтёров в условиях чрезвычайных ситуаций // Вестник Института социологии. 2021. Т. 12, № 4. C. 87-107. 10.19181/ vis.2021.12.4.752. DOI: 10.19181/vis.2021.12.4.752 EDN: ZAXXKD Voronina N. S. Motivating volunteers in emergencies. Vestnik Instituta sotsiologii=Bulletin of the Institute of Sociology. 2021;12(4):87-107. 10.19181/vis.2021.12.4.752. (In Russ.). DOI: 10.19181/vis.2021.12.4.752.(InRuss.) EDN: ZAXXKD
6. Раицкая Л. К., Тихонова Е. В. Обзор как перспективный вид научной публикации, его типы и характеристики // Научный редактор и издатель. 2019. Т. 4, № 3-4. С. 131-139. DOI: 10.24069/2542-0267-2019-3-4-131-139 EDN: NZINIC Raitskaya L. K., Tikhonova E. V. Reviews as a promising kind of scholarty publications, their types and characteristics. Nauchnyi Redaktor I Izdstel’=Science Editor and Publisher. 2019;4(3-4):131-139. (In Russ.). DOI: 10.24069/25420267-2019-3-4-131-139
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются основные положения монографии А. Л. Андреева «Российское образование в Пушкинскую эпоху: система, институциональная структура, социокультурные среды». Монография А. Л. Андреева привлекает внимание тем, что развитие образования в России первой половины XIX в. показано в ракурсе историко-социологического подхода, что позволяет выявить глубинные закономерности развития социокультурной и интеллектуальной среды, продемонстрировать связь культурной среды российского общества первой половины XIX в. с развитием образовательных практик и институтов. Автор на большом историческом материале демонстрирует роль образования как ключевого фактора социальной и культурной динамики.
В рецензии анализируются основные темы монографии. Особое внимание уделяется влиянию образования на такие качественные характеристики социума, как «духовная атмосфера», «креативная среда», «новая интеллектуальная среда». Прослеживается формирование институциональной основы образования. Особое внимание рецензентом обращается на формирование новой для того времени идеологии образования, когда образованию придавался характер государственного проекта, требовавшего планомерных государственных решений. Вслед за автором рецензент размышляет об уникальном характере складывающейся университетской системы, о вкладе России в мировые достижения теории и практики образования.
Научный потенциал рецензируемой монографии состоит в том, что автор даёт глубокий социологический анализ изменений российского социума той эпохи: развитие новых социальных практик, социальных институтов, зарождение гражданского общества, формирование новых социокультурных и интеллектуальных сред.
В статье рассматривается процесс возникновения электорально-социологических исследований в дореволюционной России конца ХIХ-начала ХХ вв. Используя междисциплинарный подход, автор делает попытку связать зарождение научного интереса к осмыслению феномена электорального поведения с изучением института выборов в смежных научных дисциплинах - правоведении и политологии. Делается вывод о том, что практика такого рода исследований подводила представителей этих наук к постановке проблемы электорального выбора, которую в рамках традиционных методологических направлений решить было достаточно затруднительно. Обращение к социологическим подходам теоретического и эмпирического уровней позволило продвинуться в изучении электоральной проблематики и привело исследователей к мысли о выделении её части в сферу специальных научных исследований. Анализируются основные этапы становления электорально-социологических исследований: от появления первых попыток изучения электорального поведения с целью решения правовых и политологических проблем в аспекте осмысления института выборов до возникновения идеи о создании специальной социологической дисциплины, в рамках которой должен рассматриваться феномен электорального выбора. Выделяются эвристические догадки учёных дореволюционной России, предвосхитившие ряд исследовательских направлений в электоральной социологии ХХ в. Анализируются методы эмпирических электоральных исследований, которые впервые апробировались в практике научно-социологической работы. Отмечается, что ни уровень развития института выборов, ни уровень научной методологии и методики социологических исследований в дореволюционной России не способствовали формированию специальной научной дисциплины - электоральной социологии, а последующие политические события в стране остановили этот процесс на длительное историческое время.
В статье рассматривается многозначность феномена «ответственность за здоровье» и востребованность его в современной жизни как важного потенциала улучшения здоровья населения. Значение его обусловлено утвержденной «Стратегией формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года».
Структура многокомпонентного феномена «ответственность за здоровье» рассмотрена на материалах исследования «Забота о здоровье» ФОМ (2019) с использованием локус контроля как психологического инструмента, который позволил обнаружить принципиальные различия между позициями индивидов, поддерживающих ответственное отношение к здоровью, и тех, кто имеет противоположную точку зрения. Рассмотрены поведенческие практики, связанные с заботой о здоровье, виды мотивации, основные средовые и информационные факторы. Сделан вывод о том, что жизненная позиция человека по отношению к здоровью коррелирует не только с самооценкой здоровья, удовлетворённостью жизнью, но и с уровнем образования, материальным и служебным положением, и даже местом проживания. Эта психологическая ориентация воздействует не только на здоровье, но и на все аспекты жизни человека. Учитывая важную роль индивида в ситуации формирования его отношения к здоровью, необходимо создать условия для реализации паттернов поведения позитивной направленности на основе необходимой для этого мотивации. Предлагается ряд социальных мер для активного включения индивида в процесс укрепления, поддержания здоровья и принятия ответственности за него.
В современной трудовой сфере образ работника в виртуальном пространстве имеет осязаемую ценность, становясь значимым социальным ресурсом при трудоустройстве и последующем карьерном продвижении. Степень востребованности личного бренда в онлайн-среде связана с особенностями конкретных профессий. Для научно-педагогических работников самопрезентация в виртуальных соцсетях значима не только для их карьерного роста, развития социального капитала и личного бренда, но также ценна как фактор научной коммуникации. Грамотная профессиональная самопрезентация в виртуальном пространстве помогает формировать благоприятный социальный имидж, повышающий престиж университетского преподавателя и учёного. В период пандемии и вызванного им перехода образовательной и научно-исследовательской деятельности в онлайн-пространство, значительно возросла востребованность профессиональной самопрезентации работников сферы образования в виртуальной среде. В статье анализируются практики профессиональной самопрезентации научно - педагогических работников в виртуальных социальных сетях. Представлена типология стратегий использования универсальных социальных сетей (ВКонтакте и др.) и профессиональных (научных) социальных сетей (Research Gate, Academia Edu, Mendeley). Особый исследовательский интерес сконцентрирован на практиках коммуникации и профессиональной самопрезентации посредством виртуальных социальных сетей. Выявлены преимущества и ограничения использования преподавателями онлайн коммуникации, а также определены виды приоритетных результатов, которых достигают или хотели бы достичь пользователи.
Эмпирической базой анализа являются данные опроса, проведённого методом полуструктурированного интервью исследовательским коллективом с участием автора статьи 120 научно-педагогических сотрудников шести российских университетов, вошедших в реализацию проекта «5-100». По результатам исследования сформирована классификация преподавателей высшей школы в зависимости от наличия у них информации и стремления транслировать контент в виртуальных социальных сетях: эксперты и лидеры мнений; консерваторы; спамеры; пассивные; отсутствующие. Построена типология стратегии профессиональной самопрезентации научно-педагогических работников в виртуальных соцсетях: добровольная, вынужденная, неприоритетная профессиональная самопрезентация; отказ от самопрезентации (внешний или внутренний).
Медиация рассматривается в статье как часть конфликтологической области знания, которая, в свою очередь, носит междисциплинарный характер. Представлена логическая цепочка, по которой имеет смысл вести теоретический и прикладной конфликтологический анализ, планировать регулирующие конфликт действия, а также строить преподавание конфликтологии социальных взаимоотношений. В этой цепочке выделяются четыре главных звена: методология анализа социального конфликта, его ситуационный анализ, определение технологии воздействия на ситуацию и процедура реализации выбранной технологии. Именно в заключительном звене присутствует проблематика медиации, или посредничества, которая и является предметом исследования в настоящей работе.
Цель статьи - анализ развития основных направлений медиации в России и её роли как социального регулятора, когда стороны гражданского общества следуют закону, но имеют возможность вырабатывать более широкие, разнообразные и приемлемые для них условия урегулирования спорных ситуаций. Производится обзор исторических предпосылок, уровня современной институционализации, общественно значимых функций медиативного процесса. Даются характеристики развития медиации в государственном, коммерческом и гражданском секторах общества. Обсуждаются пути развития медиации как профессионального, образовательного и воспитательного социальных ресурсов. Фиксируются препятствия такому развитию в виде доминирующего государственного регулирования медиативной деятельности, диспропорционального использования услуг профессиональных медиаторов и их слабой рыночной востребованности, разрозненного преподавания связанных с медиацией образовательных дисциплин, негативных реалий мировой среды.
Предлагаются выводы о необходимости более гармоничного государственно-правового регулирования медиации, важности развития коммуникационной компетентности, включая единое представление дисциплин «Переговоры - фасилитация - медиация» в образовательном процессе, об актуальности воспитания конфликтологической грамотности как основы культуры поведения в конфликтных ситуациях и умения управлять ими.
В статье представлены результаты исследования взаимосвязи ряда социально-политических диспозиций молодёжи с вариантами повседневных патриотических представлений по измерению «гражданский» vs «охранительный» патриотизм. Эмпирическую базу исследования составили данные опроса молодёжи в возрасте 18-30 лет, проведённого в сентябре 2020 г. в Пензенской области (N=530). По результатам исследования было установлено, что варианты отношения к стране по шкале «гражданский» vs «охранительный» патриотизм в связи с характерными для них социально-политическими диспозициями представляют собой системные целостности, имеющие как позитивные, так и негативные характеристики, если оценивать эти варианты с точки зрения их консолидационного потенциала, столь востребованного в нынешней ситуации. В гражданском варианте патриотизма заложен серьёзный ресурс развития страны по всем направлениям, однако он не обладает сколько-нибудь значительным потенциалом общероссийской консолидации. Такой вариант патриотизма крайне важен и востребован в период устойчивого развития общества в благоприятных политических и экономических условиях, но чреват рисками фрагментации сообщества на отдельные, явно или неявно конфликтующие между собой группы в критических ситуациях.
Для охранительного варианта патриотизма характерно видение российской социально-культурной среды как закрытой самодостаточной системы. Это не обеспечивает значительного потенциала социально-экономического и социальнокультурного развития страны. Самый серьёзный недостаток охранительного варианта патриотизма - это риск постепенного перерождения его в шовинизм. Вместе с тем, охранительный вариант патриотизма имеет серьёзный потенциал консолидации практически всех слоёв и групп российского населения. В периоды мирного развития общества в благоприятных внешних и внутренних условиях такой вариант патриотизма мало востребован и даже нежелателен, но в критических ситуациях охранительный вариант патриотизма может стать востребованным и популярным.
В статье на данных исследований Института социологии ФНИСЦ РАН за 2005-2022 гг. продемонстрированы особенности восприятия представителями массовых слоёв населения страны наиболее острых противоречий российского социума; выявлены факторы, определяющие это восприятие. Рассмотрена динамика отношения россиян к ключевым социальным противоречиям, обсуждаемым в соответствующем научном дискурсе. Показано, что острее всего среди представителей массовых слоёв весь рассматриваемый период воспринимались противоречия между богатыми и бедными, а также властью и народом. Государственных чиновников россияне в основном рассматривали при этом как мешающую успешному развитию страны группу, хотя такое их восприятие сильно зависело от места жительства респондентов. К противоречию между включением России в процессы глобализации по предлагаемой Западом модели и ориентацией на сохранение самобытности и самостоятельности страны россияне относились обычно довольно индифферентно, хотя «всплески» обострений отношений с Западом вызывали рост значимости данного противоречия в общественном сознании. Факторы восприятия противоречий российского социума населением имеют как объективный, так и субъективный характер. Среди первых наиболее важным является социальное и материальное благополучие в различных их формах, а среди вторых - чувство несправедливости происходящего и субъективное материальное неблагополучие. Переосмысление в последние годы места страны в геополитическом пространстве приводит к росту консолидации массовых слоёв, «пики» которой приходятся на периоды усиления конфронтации с Западом. Эта тенденция действует даже несмотря на падение с середины 2010-х гг. уровня реальных доходов населения, однако она не снижает остроты противостояния, в сознании населения, массовых слоёв общества, с одной стороны, и его экономической и политической «верхушки», с другой.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru