Конкуренция и консенсус социологии и эмпирической эстетики - понятия условные, однако они демонстрируют возможность исследования искусства в этих двух научных сферах через общность интересов к искусству, но при помощи различных методик и на разных уровнях теоретизирования. Сначала социологи и эстетики не готовы были применить свой научный потенциал для общего дела в изучении искусства. Несмотря на восхождение их идей к философии искусства и, в частности, концепции И. Тэна, они расходились в представлениях о том, каков должен быть результат исследований искусства и что дают такие работы для самого изучаемого объекта, а также человека, социума и общества. Наметившаяся конкуренция в основном касалась выбора исследовательских практик: социологи в центр внимания ставили различные аспекты передачи символических образцов от одного поколения другому и между социальными общностями. В рамках же эмпирической эстетики акцент был сделан на формировании эстетического опыта. При этом эстетики рассматривали искусство как феномен, влияющий на формирование такого опыта и обеспечивающий его трансляцию между индивидами и общностями. Изначально на теоретическом и методологическом уровнях не предлагалось возможности объединить усилия исследователей. Однако, как установлено в статье, они закономерно приближались к консенсусу, так как необходимо было «развернуть» искусство к человеку, что сложно сделать при несовпадении подходов или научной конкуренции. В статье дается оценка некоторых совпадений/несовпадений во взглядах и подходах социологов и эстетиков с целью обнаружить точки сопряженности между ними в решении главной задачи - выявления институциональных характеристик искусства. В стадии достижения консенсуса появился общий исследовательский тренд, получивший название «глобального проекта искусства». Как выявлено, предложенный «проект» был направлен на «развертывание» искусства: для реципиента (зрителя) - создание его открытости для собеседования, активностей, консолидации, смены социального статуса; для конкретного исследователя (социолога или эстетика-эмпириста) - изменение направленности соответствующих практик.
Идентификаторы и классификаторы
В социологии искусства, восходящей еще к идеям Ипполита Тэна о равенстве всех перед искусством, в течение длительного периода ее концептуализации несколько раз менялись приоритеты в осмыслении основного объекта — они переносились с индивида на общество и обратно (П. Бурдьё, Т. Адорно, Г. Зиммель, Х. Делитц), расширялись до горизонта иных «форм общественного сознания» — мифологии, политики, философии, науки, экономики (М. Вебер, П. Сорокин, И. Гофман, Ж. Гюйо, А. Зильберманн), концентрировались вокруг атрибутивности искусства, масштабирования его социально-этических и социально-эстетических границ (К. Карбон, С. Маркович, С. Верхэверт) и т. д.
Список литературы
- Адамов М.С. Проблема эпистемической ответственности и ее психофизиологические основания // Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2024. Т. 8. № 2. С. 205-228. DOI: 10.17323/2587-8719-2024-2205-228 EDN: YPZJMH Adamov M.S. The Problem of Epistemic Responsibility and its Psychophysiological Foundations. Filosofiya. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki. 2024. Vol. 8. No. 2. P. 205-228. (In Russ.). DOI: 10.17323/2587-8719-2024-2-205-228
- Американская философия искусства: основные концепции второй половины ХХ в. - антиэссенциализм, перцептуализм, институционализм: Антология / Пер. с англ.; Сост., вступит. ст., науч. ред. Б. Дземидок. Екатеринбург: Деловая книга; Бишкек: Одиссей, 1997. - 317 с. American Philosophy of Art: The Main Concepts of the Second Half of the Twentieth Century - Anti-Essentialism, Perceptualism, Institutionalism. Transl. from Eng.; Foreword., comp. and ed. by B. Dzemidok. Ekaterinburg: Delovaya kniga publ.; Bishkek: Odissei publ., 1997. 317 p. (In Russ.).
- Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Избранные эссе / Под. ред. Ю.А. Здорового. М.: Медиум, 1996. - 240 с. Benjamin W. A Work of Art in the Era of its Technical Reproducibility. Selected Essays. Ed. by Yu.A. Zdorovyi. Moscow: Medium publ., 1996. 240 р. (In Russ.).
- Бинкли Т. Против эстетики // Американская философия искусства: основные концепции второй половины ХХ века - антиэссенциализм, перцептуализм, институционализм / Пер. с англ.; Сост., вступит. ст., науч. ред. Б. Дземидок. Екатеринбург: Деловая книга; Бишкек: Одиссей, 1997. С. 289-315. Binkley T. Piece: Contra Aesthetics. American Philosophy of Art: The Main Concepts of the Second Half of the Twentieth Century - Anti-Essentialism, Perceptualism, Institutionalism. Transl. from Eng.; Foreword., comp. and ed. by B. Dzemidok. Ekaterinburg: Delovaya kniga publ.; Bishkek: Odissei publ., 1997. P. 289-315. (In Russ.).
- Буррио Н. Реляционная эстетика. Постпродукция. Cборник / Пер. с фр. А. Шестаков. М.: Ад Маргинем Пресс, 1998. - 111 с. Bourriaud N. Relational Aesthetics. Post-production. Collection. Transl. from French by A. Shestakov. Moscow: Ad Marginem Press publ., 1998. 111 p. (In Russ.).
- Дики Дж. Определяя искусство // Американская философия искусства: основные концепции второй половины ХХ века - антиэссенциализм, перцептуализм, институционализм / Пер. с англ.; Сост., вступит. ст., науч. ред. Б. Дземидок. Екатеринбург: Деловая книга; Бишкек: Одиссей, 1997. С. 243-280. Dickie G. Defining Art. American Philosophy of Art: The Main Concepts of the Second Half of the Twentieth Century - Anti-Essentialism, Perceptualism, Institutionalism. Transl. from Eng.; Foreword., comp. and ed. by B. Dzemidok. Ekaterinburg: Delovaya kniga publ.; Bishkek: Odissei publ., 1997. P. 243-280. (In Russ.).
- Итон М. Искусство и неискусство // Американская философия искусства: основные концепции второй половины ХХ века - антиэссенциализм, перцептуализм, институционализм / Пер. с англ.; Сост., вступит. ст., науч. ред. Б. Дземидок. Екатеринбург: Деловая книга; Бишкек: Одиссей, 1997. С. 271-288. Eaton M. Art and Nonart. American Philosophy of Art: The Main Concepts of the Second Half of the Twentieth Century - Anti-Essentialism, Perceptualism, Institutionalism. Transl. from Eng.; Foreword., comp. and ed. by B. Dzemidok. Ekaterinburg: Delovaya kniga publ.; Bishkek: Odissei publ., 1997. P. 271-288. (In Russ.).
- Коэн Т. Возможность искусства: замечания к предложениям Дики // Американская философия искусства: основные концепции второй половины ХХ века - антиэссенциализм, перцептуализм, институционализм / Пер. с англ.; Сост., вступит. ст., науч. ред. Б. Дземидок. Екатеринбург: Деловая книга; Бишкек: Одиссей, 1997. С. 153-180. Cohen T. The Possibility of Art: Remarks on a Рroposal by Dickie. American Philosophy of Art: The Main Concepts of the Second Half of the Twentieth Century - Anti-Essentialism, Perceptualism, Institutionalism. Transl. from Eng.; Foreword., comp. and ed. by B. Dzemidok. Ekaterinburg: Delovaya kniga publ.; Bishkek: Odissei publ., 1997. P. 153-180. (In Russ.).
- Плеханов Г.В. Французская драматическая литература и французская живопись XVIII века с точки зрения социологии // Теория литературы. История русского и зарубежного литературоведения: хрестоматия / Сост. Н.П. Хрящева. М.: Флинта, 2016. С. 112-141. Plekhanov G.V. French Dramatic Literature and French Painting of the XVIII Century from the Point of View of Sociology. Theory of Literature. The History of Russian and Foreign Literary Criticism: A Textbook. Comp. by N.P. Khryashcheva. Moscow: Flinta publ., 2016. P. 112-141. (In Russ.).
-
Попов Е.А. Как заинтересовать социолога изучением искусства и духовной жизни? // Социологические исследования. 2017. № 6. С. 143-149. DOI: 10.7868/50132162517060150 EDN: YTMFSB Popov E.A. How to Interest the Sociologist in the Study of Art and Spiritual Life? Sotsiologicheskie issledovaniya. 2017. No. 6. P. 143-149. (In Russ.). DOI: 10.7868/50132162517060150 EDN: YTMFSB
-
Попов Е.А. Опыт интенционального и ивент-исследования в современной зарубежной социологии искусства // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2022. № 69. С. 126-141. Х/69/14. DOI: 10.17223/1998863 EDN: DLSLGT Popov E.A. The Experience of Intentional and Event Analysis in Modern Foreign Sociology of Art. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya. 2022. No. 69. P. 126-141. Х/69/14 (In Russ.). DOI: 10.17223/1998863 EDN: DLSLGT
-
Суворова А. Экспрессионизм и искусство душевнобольных // Искусствознание. 2018. № 4. С. 274-297. EDN: VVYWIV Suvorova A. Expressionism and the Art of the Mentally Ill. Iskusstvoznanie. 2018. No. 4. P. 274-297. (In Russ.). EDN: VVYWIV
-
Харкевич М.В. Преодоление апокалипсиса в плюралистическом пространстве поэтики и политики // Полис. Политические исследования. 2024. № 2. С. 25-37. DOI: 10.17976/jpps/2024.02.03 EDN: WYBCKF Kharkevich M.V Overcoming the Apocalypse in the Pluralistic Space of Poetics and Politics. Polis. Politicheskie issledovaniya. 2024. No. 2. P. 25-37. (In Russ.). DOI: 10.17976/jpps/2024.02.03 EDN: WYBCKF
-
Чистякова М.Г., Преображенский Г.М. Трансформация чувственности в постантропоцентричном искусстве // Философский журнал. 2022. Т. 15. № 3. С. 84-99. DOI: 10.21146/2072-0726-2022-15-3-84-99 EDN: EYTGQO Chistyakova M.G., Preobrazhenskii G.M. The Transformation of Sensuality in Postanthropocentric Art. Filosofskii zhurnal. 2022. Vol. 15. No. 3. P. 84-99. (In Russ.). DOI: 10.21146/2072-0726-2022-15-3-84-99 EDN: EYTGQO
-
Щипков В.А. Диалектический рационализм Макса Вебера и проблема оснований общественных наук // Полис. Политические исследования. 2021. № 1. С. 142-156. DOI: 10.17976/jpps/2021.01.10 EDN: XLMISZ Shchipkov V.A. Max Weber's Dialectical Rationalism and the Foundations of Social Sciences. Polis. Politicheskie issledovaniya. 2021. No. 1. P. 142-156. (In Russ.). DOI: 10.17976/jpps/2021.01.10 EDN: XLMISZ
-
Augustin M.D., Wagemans J. Empirical Aesthetics, the Beautiful Challenge: An Introduction to the Special Issue on Art & Perception. i-Perception. 2012. Vol. 3. Р. 455-458. DOI: 10.1068/i0541aap
-
Barranco J., Wisler D. Validity and Systematicity of Newspaper Data in Event Analysis. European Sociological Review. 1999. Vol. 15. No. 3. P. 301-322. DOI: 10.1093/oxfordjournals.esr.a018265 EDN: IOGBTB
-
Berlyne D.E. Conflict, Arousal and Curiosity. N.-Y.: McGraw-Hill Publishing Company Ltd., 1960. 350 р. DOI: 10.1037/11164-000
-
Blau J.R., Peter M., Golden R.M. Social Inequality and the Arts. American Journal of Sociology. 1985. Vol. 91. No. 2. Р. 309-331. DOI: 10.1086/228279
-
Bôas G.V., Quemin A. Art et société: Recherches récentes et regards croisés. Brésil (France): Оuvrage en ligne, 2016. 456 р.
-
Bourdieu P. Les Règles de l'art. P.: Seuil, 1992. 201 р.
-
Carbon C.C. Cognitive Mechanisms for Explaining Dynamics of Aesthetic Appreciation. i-Perception. 2011. No. 2. Р. 708-719. DOI: 10.1068/i0463aap
-
Chan T.W., Goldthorpe J.H. Social Stratification and Cultural Consumption: The Visual Arts in England. Poetics. 2007. Vol. 35. No. 2-3. P. 168-190. DOI: 10.1016/j.poetic.2007.05.002
-
Chatterjee A., Widick P., Sternschein R., et al. The Assessment of Art Attributes. Empirical Studies of the Arts. 2010. Vol. 28. No. 2. Р. 207-222. DOI: 10.2190/EM.28.2.f
-
Crane D. The Sociology of Culture. Emerging Theoretical Perspectives. Oxford; Cambridge: Blackwell Publishers, 1994. 212 р.
-
Croce B. Conversazioni Critiche. 2 ed. ser. IV. Bari: Laterza, 1951. 112 р.
-
DiMaggio P. Classification in Art. American Sociological Review. 1987. No. 52. Р. 440-455. DOI: 10.2307/2095290
-
Downing L. The Cambridge Introduction to Michel Foucault. Cambridge: Cambridge University Press, 2008. 190 р. DOI: 10.1017/CBO9780511793240
-
Foster A.W., Blau J.R. Art and Society. Readings in the Sociology of the Arts. N.-Y.: SUNY Press, 1989. 140 р.
-
Grice E. Sociology of Art in the New Reality: Empirical Status and Formal Approach. Washington: Globe Publishing House, 2017. 203 p.
-
Hao P. Exploration of Art Content and Form. International Journal of Education and Humanities. 2022. Vol. 3. No. 2. Р. 75-76. DOI: 10.54097/ijeh.v3i2.805 EDN: MDNMQU
-
Hausenstein W. Soziologie der Kunst. Bild und Gemeinschaft. Munchen: Kurt Wolff Verlag, 1920. 108 р.
-
Hennion A., Grenier L. Sociology of Art: New Stakes in a Post-Critical Time. The International Handbook of Sociology. Ed. by S. Quah, A. Sales. N.-Y.: ISA Research Council, 2000. Р. 341-355. 10.4135/9781848608405.n16 34. DOI: 10.4135/9781848608405.n1634
-
Inglis D., Hughson J. The Sociology of Art. Basingstoke: Palgrave, 2002. 240 р.
-
Jing W. On the Relationship between Content and Form in Art Works Take Xin Dongwang's Oil Paintings of Figures as an Example. Talent and Wisdom. 2019. Vol. 30. Р. 218-222. DOI: 10.54097/ijeh.v3i2.805
-
Kun S.L. The Form and Characteristics of Formal Beauty. New Art. 1984. Vol. 4. Р. 71-75.
-
Leyssen M.H.R., Linsen S., Sammartino J., Palmer S.E. Aesthetic Preference for Spatial Composition in Multiobject Pictures. i-Perception. 2012. Vol. 3. Р. 25-49. DOI: 10.1068/i0458aap
-
Lorenzini G. The Problem of Intentionality in the Contemporary Visual Arts. Estetika: The Central European Journal of Aesthetics. 2019. Vol. 56. Iss. 2. Р. 186-205. DOI: 10.33134/eeja.188
-
Maes H. Challenging Partial Intentionalism. Journal of Visual Arts Practice. 2018. No. 7. Р. 85-94. DOI: 10.1386/jvap.7.1.85_1
-
Martorella R. The Sociology of Opera. N.-Y.: Praeger Publishers, 1982. 143 р.
-
Mather G. Aesthetic Judgment of Orientation in Modern Art. i-Perception. 2012. No. 3. Р. 18-24. DOI: 10.1068/i0447aap
-
Quemin A. International Contemporary Art Fairs in a "Globalized" Art Market. European Societies. 2013. Vol. 15. No. 2. Р. 162-177. DOI: 10.1080/1461696.2013.767927
-
Rothenberg J. Sociology Looks at the Arts. N.-Y.: Routledge, 2014. 296 р. DOI: 10.4324/9781315850634
-
Silvia P.J., Rodriguez-Boerwinkle R.M., Awa K.N., et al. Evaluating the Structure of the Aesthetic Responsiveness Assessment (AReA) with Bootstrap Exploratory Graph Analysis. Empirical Studies of the Arts. June 13, 2024. DOI: 10.1177/02762374241259935
-
Smith J.K., Smith L.F. Spending Time on Art. Empirical Studies of the Arts. 2001 Vol. 19. Р. 229-236. DOI: 10.2190/5mqm-59jh-x21r-jn5j
-
Strandvad S. Attached by the Product: A Socio-Material Direction in the Sociology of Art. Cultural Sociology. 2020. Vol. 6. No. 2. Р. 163-176. DOI: 10.1177/1749975512440227
-
Тanner J. Тhe Sociology of Art: A Reader. N.-Y.: Routledge, 2003. 280 р.
-
Wanner F., Stoffel A., Jäckle D. State-of-the-Art Report of Visual Analysis for Event Detection in Text Data Streams. Conference: Eurographics Conference on Visualization (EuroVis). Ed. by R. Borgo, R. Maciejewski, I. Viola. 2014. Vol. 16. Р. 17-48. DOI: 10.2312/eurovisstar.20141176
-
Warde A., Wright D., Gayo-Cal M. Understanding Cultural Omnivorousness; or, the Myth of the Cultural Omnivore. Cultural Sociology. 2007. Vol. 1. No. 2. P. 143-164. DOI: 10.1177/1749975507078185
-
Weitz M. The Role of Theory in Aesthetics. Journal of Aesthetics and Art Criticism. 1956. Vol. 15. No. 1. Р. 16-29. DOI: 10.2307/427491
-
Zolberg V.L. Constructing a Sociology of the Arts. N.-Y.: Cambridge University Press, 1990. 252 р. DOI: 10.1017/CBO9780511557712
Выпуск
Другие статьи выпуска
На материалах проведенного в марте 2024 г. полуструктурированного интервью автора с юбиляром и личных воспоминаний о более чем полувековом периоде научного и товарищеского общения с ним рассматриваются важные вопросы деятельности Ж.Т. Тощенко в области социологической науки, социологического образования, работы социологического журнала, отношений с коллегами, научной толерантности. Показана роль ученого в развитии отечественной социологии, в создании вокруг нее благоприятной творческой атмосферы.
В историко-социологическом исследовании рассматривается статья Г.С. Батыгина (1951-2003) о социологии морали, в которой он доказывает ее невозможность. Актуальность и значимость статьи автор усматривает в том, что она стала разделительной вехой на пути от «старой» к так называемой «новой социологии морали». Реконструируется аргументация Г.С. Батыгина, критически анализируются основные положения и понятия статьи. Для сравнения приводятся точки зрения на социологию морали других российских авторов, которые полагают, что эта социологическая дисциплина не только возможна, но и реально существует. По мнению автора, сами моральные явления трактуются Г.С. Батыгиным не вполне адекватно - только как отрефлексированные феномены сознания, - очевидно, потому, что это соответствовало требованиям сциентистской парадигмы, которой он решил придерживаться в своей статье. Тем не менее автор считает, что в рамках этой парадигмы аргументация Г.С. Батыгина, направленная на доказательство невозможности морали, неопровержима в смысловом и логическом отношениях. Но если доказано, что научная социология морали невозможна, то возникает вопрос: возможна ли она в другой парадигме и на основе иного способа познания, а именно философского? Пути к нему наметил сам первооткрыватель социологии морали Э. Дюркгейм, что отмечает Г.С. Батыгин. Примером философской социологии морали автор считает «материальную этику ценностей» и «социологию знания» М. Шелера. В заключение он характеризует собственную теоретико-методологическую позицию, в свете которой статья Батыгина расценивается как морально значимый поступок.
Рассказ Ф.Э. Шереги о своей научной деятельности - это нестандартное многослойное повествование, которое берет начало в событиях полувековой давности и завершается сюжетами о сегодняшних научных поисках. В повествовании нет строгой датировки событий, но время читается в смене отмечаемых макрособытий и, более того, - в тематике представляемых исследований. Вот молодежные комсомольские стройки, в том числе Байкало-Амурская магистраль (БАМ), вот серия замеров отношения молодежи к решениям съездов ВЛКСМ. Затем - отношение разных групп молодежи и населения к социальным и экономическим инновациям Михаила Горбачева. Идет время - темами становятся электоральные опросы и предсказание победителей. Показана широчайшая тематика динамических исследований проблем молодежи, студенчества, преподавателей, здесь же - изучение многих девиантных форм поведения молодых россиян. Это не простое перечисление тематики научных поисков: в них Шереги раскрывает суть своего подхода к социологическим проблемам. Так, анализ национального состава строителей БАМа, направляемых на работу различными советскими республиками, доминирование среди приезжающих русских подводит его к выводу о скором распаде страны. Контент-анализ тематических планов книжных издательств за 1975-1985 гг. опровергает официальные утверждения властей об отсутствии в стране инфляции. Уникальным для автобиографий российских социологов является то, как Шереги описывает свое карьерное движение. Его можно назвать бегством от государственной службы. Открывшиеся в годы перестройки новые формы трудовых отношений и организации научных исследований сразу привлекли его, он увидел в них то, что знал с ранних лет жизни в венгерском регионе Западной Украины, где долго сохранялись навыки, традиции капиталистических отношений. Шереги раскрывает и мотивацию создания собственного (частного) исследовательского центра, и особую форму организации научной работы, значительно более эффективную, нежели в государственных социологических подразделениях. Особое место в деятельности центра занимает активное и почти всегда благотворительное издание и распространение литературы по социологии: к настоящему времени эта «библиотечка» насчитывает около двух с половиной сотен книг. В последние годы в силу многих обстоятельств жизни Ф.Э. Шереги возвращается к социологическим теоретическим разработкам, и это опять - оригинальные постановки проблем и собственный взгляд на их генезис и решение.
Функционирование социальных институтов - основа социальной жизни. Создание новых институтов может проходить через выработку формальных требований и классификаций на уровне старых институтов. Фокусом исследования, результаты которого представлены в данной работе, стало изучение процесса присвоения вновь созданных правил и классификаций на уровне индивидов в ходе формирования нового института. В качестве методологической рамки выбрана теория когнитивных институтов М. Дуглас, которая позволила выделить этапы создания нового института через соотнесение трех определений понятия «институт»: крупномасштабный индустриальный процесс, легитимизированная социальная группа и конвенция. Эмпирическим объектом стали проект «Волонтеры финансового просвещения» и его участники. Функционирование проекта рассмотрено в широком контексте работы по повышению финансовой грамотности населения. Дана подробная характеристика институционального оформления этого проекта, проанализированы классификации, создаваемые в его рамках, показан процесс зарождения нового института. Исследование включения волонтеров в процесс повышения финансовой грамотности населения позволило выделить пять вариантов индивидуального выбора: включение путем выработки классификаций; через принятие классификаций; с помощью решения задач локальных сообществ и непринятия классификаций; включение, опосредованное вовлеченностью в другую волонтерскую деятельность, без принятия классификаций; участие в волонтерской деятельности на основе личных мотивов без принятия классификаций. Описание трех уровней процесса институционализации новых классификационных решеток позволило получить комплексную характеристику системы повышения финансовой грамотности в России.
В настоящее время смартфоны являются главным источником для доступа к онлайн-платформам и сервисам, а также основным драйвером проникновения Интернета как в России, так и за рубежом. Расширение функционала смартфонов и регистрация статистики их использования создает для исследователей новый и важный источник цифровых данных о поведении пользователей. Однако получение данных такого типа требует разработки новых методологических подходов и решения ряда технологических, юридических и этических вопросов. Значимым элементом в этом процессе является и сравнительная оценка опросных данных, основанных на ретроспективных самоотчетах, традиционно используемых для исследований онлайн-активности пользователей, и объективных данных о поведении, основанных на цифровых следах онлайн-активности. В рамках настоящей статьи представлены результаты эксперимента по кросс-валидации данных самоотчета об использовании смартфона и цифровых поведенческих данных (N = 80). Данные для эксперимента были собраны в рамках методического подхода «пожертвование данных» (data donation), который заключается в том, что участники опроса делятся с исследователями информацией, которую уже собрали их мобильные устройства. Результаты эксперимента позволяют сделать вывод об умеренной позитивной корреляции между ретроспективным самоотчетом и цифровыми поведенческими данными об использовании смартфонов. Статистически значимого эффекта «временно́го окна» для оценки объема использования смартфона за короткий (день) и более длительный (текущую неделю) период выявлено не было, что позволяет говорить о сравнительной устойчивой валидности самоотчета и, следовательно, его надежности/воспроизводимости в рамках недельного интервала. Таким образом, в условиях невозможности сбора и интеграции в исследование цифровых поведенческих следов респондентов использование ретроспективного самоотчета может быть целесообразным.
В последнее время отмечается снижение участия граждан в голосовании на выборах и членства в партиях - институционализированных и глубоко укорененных в политической системе форм политической активности. Альтернативой им становятся такие формы, как участие в демонстрациях, забастовках, бойкотах и подписании петиций, которые, являясь менее институционализированными, позволяют гражданам влиять на политические решения, сохраняя дистанцированность от политической системы. Доверие к политическим институтам считается необходимым для участия в политической жизни, поскольку оно создает позитивное отношение к политической системе и предотвращает отчуждение от политики в ее институционализированных формах. Однако политическое недоверие способствует критическому восприятию политических элит, что может привести к расширению неинституционализированного политического участия. В то же время исследователи отмечают влияние на политическое участие не только переменных индивидуального уровня, но и особенностей странового уровня - характеристик политической системы, в рамках которой реализуется политическое участие. Цель данной статьи - выяснить, является ли отсутствие доверия к политическим институтам предпосылкой или препятствием для участия в политике и как характеристики политического режима страны связаны с политическим участием граждан, на примере участия в демонстрациях. Результаты анализа данных Европейского социального исследования и V-Dem показывают, что участие в общественных демонстрациях негативно связано с доверием к политическим институтам. Кроме того, обнаружена связь двух характеристик политического режима с участием в демонстрациях - в странах с большей доступностью правосудия и более высоким уровнем физического насилия граждане более склонны к исследуемой форме политической активности.
На основе «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ» анализируется процесс межпоколенческой трансляции практик родительской вовлеченности от старшего поколения к младшему путем сопоставления данных о текущих практиках в отношении детей со стороны родителей и данных об их собственном аналогичном ретроспективном опыте. Анализ показал, что матери обоих поколений значительно больше включены в процесс взаимодействия с детьми, чем отцы, а наиболее мощными каналами трансляции родительских практик являются пары «мать - дочь» и «отец - сын», при этом при передаче практик от отца к сыну важна их частота в ретроспективе. В работе зафиксированы факторы, влияющие на процесс трансляции. Так, наличие высшего образования, проживание в городе и более позднее рождение первого ребенка снижают ее уровень, вероятно, за счет более широкого жизненного опыта, применяемого в родительстве. Показано, что практики посещения родительских собраний и посещения врача с ребенком устойчиво воспроизводятся матерями, в то время как для отцов эти практики не только не являются характерными, но и подвержены влиянию личного опыта и внешних факторов. Наибольшую зависимость от ретроспективного опыта для обоих родителей имеют практики проведения отпуска с ребенком и физической активности, для мужчин также важен опыт чтения, полученный от собственного отца. Отмечается, что общий уровень родительской вовлеченности положительно связан с ретроспективными практиками других родственников, что, очевидно, говорит об участии бабушек в жизни предыдущего поколения. В целом общий уровень вовлеченности современных родителей согласуется с аналогичным ретроспективным показателем.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru