В статье рассматривается многозначность феномена «ответственность за здоровье» и востребованность его в современной жизни как важного потенциала улучшения здоровья населения. Значение его обусловлено утвержденной «Стратегией формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года».
Структура многокомпонентного феномена «ответственность за здоровье» рассмотрена на материалах исследования «Забота о здоровье» ФОМ (2019) с использованием локус контроля как психологического инструмента, который позволил обнаружить принципиальные различия между позициями индивидов, поддерживающих ответственное отношение к здоровью, и тех, кто имеет противоположную точку зрения. Рассмотрены поведенческие практики, связанные с заботой о здоровье, виды мотивации, основные средовые и информационные факторы. Сделан вывод о том, что жизненная позиция человека по отношению к здоровью коррелирует не только с самооценкой здоровья, удовлетворённостью жизнью, но и с уровнем образования, материальным и служебным положением, и даже местом проживания. Эта психологическая ориентация воздействует не только на здоровье, но и на все аспекты жизни человека. Учитывая важную роль индивида в ситуации формирования его отношения к здоровью, необходимо создать условия для реализации паттернов поведения позитивной направленности на основе необходимой для этого мотивации. Предлагается ряд социальных мер для активного включения индивида в процесс укрепления, поддержания здоровья и принятия ответственности за него.
Идентификаторы и классификаторы
Состояние здоровья россиян в последние десятилетия является объектом постоянного внимания государства, что выражается в принятии ряда законов и постановлений, усилении финансирования здравоохранения и других сфер жизни, связанных со здоровьем, в стремлении повысить жизненный уровень всех категорий населения.
Список литературы
1. Crawford R. Healthism and the Medicalization of Everyday Life // International Journal of Health Services. 1980. № 10 (3). P. 365-388. DOI: 10.2190/3H2H3XJN-3KAY-G9NY
2. Encyclopedia of Bioethics / G. Post Stephen editor in chief; 3rd ed.; Vol. 2 (D-H). N.Y.: Free Press, 2004. ISBN: 0-02-865776-4
3. Салагай О. О., Сошкина К. В. Концепция личной ответственности за сохранение здоровья: правовой аспект // Журнал российского права. 2020. № 8. С. 94-104. DOI: 10.12737/jrl.2020.097 EDN: QJMHRH Salagai O. O., Soshkina K. V. The concept of personal responsibility for the preservation of health: the legal aspect. Zhurnal rossijskogo prava=Journal of Russian Law. 2020;(8):94-104. (In Russ.). DOI: 10.12737/jrl.2020.097 EDN: QJMHRH
4. Mechanic D. The Promoting Health // Society. 1990, № 27 (2). P. 16-22. DOI: 10.1007/BF02695480
5. Сахарова Г. М., Антонова Н. С., Салагай О. О. Глобальный опрос взрослого населения о потреблении табака в Российской Федерации: GATS 2009 и GATS 2016 // Наркология. 2017. Т. 16, № 7 (187). С. 8-12. EDN: ZHEQYD Sakharova G. M., Antonova N. S., Salagai O. O. Global Adult Population Survey on Tobacco Consumption in the Russian Federation: GATS 2009 and GATS 2016. Narcology=Narkologiya. 2017;16(7):8-12. (In Russ.).
6. Алкоголь и смертность от болезней системы кровообращения / Д. Леон, В. Школьников, М. Макки, Н. Кирьянов, Е. Андреев // Демоскоп Weekly. 2011. № 461-462. С. 1-17. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2011/0461/demoscope0461.pdf (дата обращения: 21.03.2023). Leon D., Shkol’nikov V., Makki M., Kir’yanov N., Andreev E. Alcohol and mortality from diseases of the circulatory system. Demoskop Weekly=Demoskop Vikli. 2011;461-462:1-17 (In Russ.). Available at: http://www.demoscope.ru/weekly/2011/0461/demoscope0461.pdf (accessed: 21.03.2023).
7. Ответственность граждан за своё здоровье (исследование в фокус-группе). Часть 1 / Е. В. Усова, М. В. Попович, А. В. Маньшина, О. М. Драпкина // Профилактическая медицина. 2021. Т. 24, № 1. С. 35-43. DOI: 10.17116/profmed20212401135 EDN: ZYXINF Usova E. V., Popovich M. V., Manshina A. V., Drapkina O. M. Citizens’ responsibility for their health (focus group study). Part 1. Preventive medicine=Profilakticheskaya medicina. 2021;24(1):35-43. (In Russ.). DOI: 10.17116/profmed20212401135
8. Licina D. Negative health behavior, a personal responsibility or not? // U.S. Army Medical Department Journal. 2012. № 14 (8). P. 14-19.
9. Leichter H. M. “Evil Habits” and “Personal Choices”: Assigning Responsibility for Health in the 20th Century // Milbank Quarterly. 2003. № 81 (4). Р. 603- 626. DOI: 10.1046/j.0887-378X.2003.00296.x EDN: EUILNV
10. Ответственность граждан за своё здоровье (исследование в фокус-группе). Часть 2 / Е. В. Усова, М. В. Попович, А. В. Маньшина, О. М. Драпкина // Профилактическая медицина. 2021. Т. 24, № 2. С. 24-29. DOI: 10.17116/profmed20212402124 EDN: AUUUZG Usova E. V., Popovich M. V., Manshina A. V., Drapkina O. M. Citizens’ responsibility for their health (focus group study). Part 2. Preventive medicine=Profilakticheskaya medicina. 2021;24(2):24-29. (In Russ.). DOI: 10.17116/profmed20212402124
11. Mechanic D. The Stability of Health and Illness Behavior: Results from a SixteenYear Follow-Up // American Journal of Public Health. 1979. Vol. 69, № 11. P. 1142-1145. DOI: 10.2105/AJPH.69.11.1142
12. Чудинова Л. Е. Формирование мотивации на здоровый образ жизни // Образование. Карьера. Общество. 2013. № 3 (39). С. 35-36. EDN: QHXVST Chudinova L. E. Formation of motivation for a healthy lifestyle. Education. Career. Society=Obrazovanie. Kar’era. Obshchestvo. 2013;3(39):35-36. (In Russ.).
13. Максимова Т. М. Современное состояние, тенденции и перспективные оценки здоровья населения. М.: ПЕР СЭ, 2002. 192 с. ISBN: 5-9292-0060-2 Maksimova T. M. Current state, trends and prospective assessments of public health. Moscow: PER SE. 2002; 192 p. (In Russ.). ISBN: 5-9292-0060-2
14. Русинова Н. Л., Браун Дж., Панова Л. В. Социальные неравенства в здоровье петербуржцев в первом постсоветском десятилетии // Журнал социологии и социальной антропологии. 2003, Т. 6, Спецвыпуск: “Санкт-Петербург в зеркале социологии”. С. 331-368. EDN: ZTVLNF Rusinova N. L., Braun Dzh., Panova L. V. Social inequalities in the health of Petersburgers in the first post-Soviet decade. Special Issue. St. Petersburg in the mirror of sociology. Zhurnal sociologii i social’noj antropologii=Journal of Sociology and Social Anthropology. 2003;(6):331-368. (In Russ.). EDN: ZTVLNF
15. Козырева П. М., Смирнов А. И. Динамика самооценок здоровья россиян: актуальные тренды постсоветского периода // Социологические исследования. 2020. № 4. С. 70-81. DOI: 10.31857/S013216250009116-0 EDN: MLJZHL Kozyreva P. M., Smirnov A. I. Dynamics of self-assessments of the health of Russians: current trends of the post-Soviet period. Sociological research=Sotsiologicheskie issledovaniya. 2020;(4):70-81. (In Russ.). DOI: 10.31857/S013216250009116-0
16. Формирование грамотности в вопросах здоровья. Доказательные рекомендации (обзор) / К. Р. Амлаев, С. М. Койчуева, З. Д. Махов, А. А. Койчуев // Профилактическая медицина. 2012. Т. 15, № 6. С. 25-28. EDN: PUXIPD Amlaev K. R., Koichueva S. M., Makhov Z. D., Koichuev A. A. Formation of health literacy. Evidence-based recommendations (review). Profilakticheskaya meditsina=Preventive medicine. 2012;(6):25-28. (In Russ.).
17. Койчуев А. А. Медицинская грамотность молодёжи: результаты исследования // Научная мысль Кавказа. 2013. № 3 (75). С. 92-94. EDN: RDHSDL Koichuev A. A. Medical literacy of young people: the results of the study. Nauchnaya mysl’ Kavkaza=Scientific thought of the Caucasus. 2013;(3):92-94. (In Russ.).
18. Кросс-секционное исследование по оценке грамотности в вопросах здоровья населения старше 18 лет в отдельных регионах Российской Федерации: актуальность и дизайн / М. В. Лопатина, М. В. Попович, М. Л. Фомичева [и др.] // Экология человека. 2022. № 2. С. 89-98. DOI: 10.17816/humeco65198 EDN: TAQUFK Lopatina M. V., Popovich M. V., Fomicheva M. L. [et al.]. Cross-sectional study on the assessment of literacy in health issues of the population over 18 years of age in certain regions of the Russian Federation: relevance and design. Human ecology=E’kologiya cheloveka. 2022;29(2):89-98. (In Russ.). DOI: 10.17816/humeco65198
19. Детерминанты грамотности в вопросах здоровья: результаты первого популяционного исследования в Российской Федерации / М. В. Лопатина, М. В. Попович, А. В. Концевая, О. М. Драпкина // Профилактическая медицина. 2021. Т. 24, № 12. C. 57-64. DOI: 10.17116/profmed20212412157 EDN: FWFDSJ Lopatina M. V., Popovich M. V., Kontsevaya A. V., Drapkina O. M. Determinants of health literacy: results of the first population study in the Russian Federation. Profilakticheskaya meditsina=Preventive Medicine. 2021;24(12):57-64. (In Russ.). DOI: 10.17116/profmed20212412157
20. Мазур Л. И., Пыркова С. А. Первые шаги в создании Национальной программы “Здоровье школьников” ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России // Современная модель медицинского обеспечения детей в образовательных организациях. Сборник статей VI Национального конгресса по школьной и университетской медицине с международным участием (Екатеринбург, 9-10 октября 2018 г.) / Отв. ред. В. Р. Кучма, О. П. Ковтун. Екатеринбург: УГМУ. 2018. Вып. 6. С. 122-123. Mazur L. I., Pyrkova S. A. The first steps in the creation of the National program “Health of schoolchildren” of the Samara State Medical University of the Ministry of Health of Russia. In. The modern model of medical care for children in educational institutions. Collection of articles of the VI National Congress on School and University Medicine with international participation (Yekaterinburg, October 9-10, 2018). Ed. V. R. Kuchma, O. P. Kovtun. Ekaterinburg: UGMU. 2018; Vy’pusk 6: р. 122-123. (In Russ.).
21. Иванов О. И. На пути к повышению качества потенциала здоровья россиян // Здравоохранение Российской Федерации. 2020. Т. 64, № 2. С. 105-110. DOI: 10.46563/0044-197X-2020-64-2-105-110 EDN: OYXUQU Ivanov O. I. On the way to improving the quality of the health potential of Russians. Healthcare of the Russian Federation=Zdravookhranenie Rossiiskoi Federatsii. 2020;64(2):105-110. (In Russ.). DOI: 10.46563/0044-197X-2020-64-2-105-110
22. Здоровье подростков и окружающая среда: изменения за 20 лет: [монография] / И. В. Журавлёва, Л. Ю. Иванова, Г. А. Ивахненко [и др.]; отв. ред. И. В. Журавлёва; ФНИСЦ РАН. М.: ФНИСЦ РАН, 2021. 307 с. 978-589697-356-0. DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-356-0.2021 ISBN: 978-5-89697-356-0 EDN: FICNUD Zhuravleva I. V., Ivanova L. Yu., Ivakhnenko G. A. [et al.]. Adolescent health and the environment: changes over 20 years. Ed.by I. V. Zhuravleva. Moscow: FCTAS RAS; 2021. 307 p. (In Russ.). DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-356-0.2021
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются основные положения монографии А. Л. Андреева «Российское образование в Пушкинскую эпоху: система, институциональная структура, социокультурные среды». Монография А. Л. Андреева привлекает внимание тем, что развитие образования в России первой половины XIX в. показано в ракурсе историко-социологического подхода, что позволяет выявить глубинные закономерности развития социокультурной и интеллектуальной среды, продемонстрировать связь культурной среды российского общества первой половины XIX в. с развитием образовательных практик и институтов. Автор на большом историческом материале демонстрирует роль образования как ключевого фактора социальной и культурной динамики.
В рецензии анализируются основные темы монографии. Особое внимание уделяется влиянию образования на такие качественные характеристики социума, как «духовная атмосфера», «креативная среда», «новая интеллектуальная среда». Прослеживается формирование институциональной основы образования. Особое внимание рецензентом обращается на формирование новой для того времени идеологии образования, когда образованию придавался характер государственного проекта, требовавшего планомерных государственных решений. Вслед за автором рецензент размышляет об уникальном характере складывающейся университетской системы, о вкладе России в мировые достижения теории и практики образования.
Научный потенциал рецензируемой монографии состоит в том, что автор даёт глубокий социологический анализ изменений российского социума той эпохи: развитие новых социальных практик, социальных институтов, зарождение гражданского общества, формирование новых социокультурных и интеллектуальных сред.
В статье представлены результаты обзора исследований, проведённых в период с 2020 по 2022 гг. в области проблем чрезвычайного волонтёрства. Целью обзора является определение актуальных направлений исследований, описание характеристик волонтёров-спасателей и особенностей работы добровольческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере общественной безопасности. Особое внимание было уделено применению новых цифровых и технических средств в работе волонтёров. Спасательное волонтёрство является наиболее специализированным и требующим большого набора навыков направлением добровольческой деятельности, а также предполагает значительные риски для здоровья как физического, так и психологического. В связи с этим в заключении были определены основные барьеры для развития чрезвычайного волонтёрства в России. Наиболее выраженной и часто поднимаемой темой остается проблема эффективного взаимодействия и грамотной коммуникации между добровольцами и сотрудниками государственных спасательных служб.
В статье рассматривается процесс возникновения электорально-социологических исследований в дореволюционной России конца ХIХ-начала ХХ вв. Используя междисциплинарный подход, автор делает попытку связать зарождение научного интереса к осмыслению феномена электорального поведения с изучением института выборов в смежных научных дисциплинах - правоведении и политологии. Делается вывод о том, что практика такого рода исследований подводила представителей этих наук к постановке проблемы электорального выбора, которую в рамках традиционных методологических направлений решить было достаточно затруднительно. Обращение к социологическим подходам теоретического и эмпирического уровней позволило продвинуться в изучении электоральной проблематики и привело исследователей к мысли о выделении её части в сферу специальных научных исследований. Анализируются основные этапы становления электорально-социологических исследований: от появления первых попыток изучения электорального поведения с целью решения правовых и политологических проблем в аспекте осмысления института выборов до возникновения идеи о создании специальной социологической дисциплины, в рамках которой должен рассматриваться феномен электорального выбора. Выделяются эвристические догадки учёных дореволюционной России, предвосхитившие ряд исследовательских направлений в электоральной социологии ХХ в. Анализируются методы эмпирических электоральных исследований, которые впервые апробировались в практике научно-социологической работы. Отмечается, что ни уровень развития института выборов, ни уровень научной методологии и методики социологических исследований в дореволюционной России не способствовали формированию специальной научной дисциплины - электоральной социологии, а последующие политические события в стране остановили этот процесс на длительное историческое время.
В современной трудовой сфере образ работника в виртуальном пространстве имеет осязаемую ценность, становясь значимым социальным ресурсом при трудоустройстве и последующем карьерном продвижении. Степень востребованности личного бренда в онлайн-среде связана с особенностями конкретных профессий. Для научно-педагогических работников самопрезентация в виртуальных соцсетях значима не только для их карьерного роста, развития социального капитала и личного бренда, но также ценна как фактор научной коммуникации. Грамотная профессиональная самопрезентация в виртуальном пространстве помогает формировать благоприятный социальный имидж, повышающий престиж университетского преподавателя и учёного. В период пандемии и вызванного им перехода образовательной и научно-исследовательской деятельности в онлайн-пространство, значительно возросла востребованность профессиональной самопрезентации работников сферы образования в виртуальной среде. В статье анализируются практики профессиональной самопрезентации научно - педагогических работников в виртуальных социальных сетях. Представлена типология стратегий использования универсальных социальных сетей (ВКонтакте и др.) и профессиональных (научных) социальных сетей (Research Gate, Academia Edu, Mendeley). Особый исследовательский интерес сконцентрирован на практиках коммуникации и профессиональной самопрезентации посредством виртуальных социальных сетей. Выявлены преимущества и ограничения использования преподавателями онлайн коммуникации, а также определены виды приоритетных результатов, которых достигают или хотели бы достичь пользователи.
Эмпирической базой анализа являются данные опроса, проведённого методом полуструктурированного интервью исследовательским коллективом с участием автора статьи 120 научно-педагогических сотрудников шести российских университетов, вошедших в реализацию проекта «5-100». По результатам исследования сформирована классификация преподавателей высшей школы в зависимости от наличия у них информации и стремления транслировать контент в виртуальных социальных сетях: эксперты и лидеры мнений; консерваторы; спамеры; пассивные; отсутствующие. Построена типология стратегии профессиональной самопрезентации научно-педагогических работников в виртуальных соцсетях: добровольная, вынужденная, неприоритетная профессиональная самопрезентация; отказ от самопрезентации (внешний или внутренний).
Медиация рассматривается в статье как часть конфликтологической области знания, которая, в свою очередь, носит междисциплинарный характер. Представлена логическая цепочка, по которой имеет смысл вести теоретический и прикладной конфликтологический анализ, планировать регулирующие конфликт действия, а также строить преподавание конфликтологии социальных взаимоотношений. В этой цепочке выделяются четыре главных звена: методология анализа социального конфликта, его ситуационный анализ, определение технологии воздействия на ситуацию и процедура реализации выбранной технологии. Именно в заключительном звене присутствует проблематика медиации, или посредничества, которая и является предметом исследования в настоящей работе.
Цель статьи - анализ развития основных направлений медиации в России и её роли как социального регулятора, когда стороны гражданского общества следуют закону, но имеют возможность вырабатывать более широкие, разнообразные и приемлемые для них условия урегулирования спорных ситуаций. Производится обзор исторических предпосылок, уровня современной институционализации, общественно значимых функций медиативного процесса. Даются характеристики развития медиации в государственном, коммерческом и гражданском секторах общества. Обсуждаются пути развития медиации как профессионального, образовательного и воспитательного социальных ресурсов. Фиксируются препятствия такому развитию в виде доминирующего государственного регулирования медиативной деятельности, диспропорционального использования услуг профессиональных медиаторов и их слабой рыночной востребованности, разрозненного преподавания связанных с медиацией образовательных дисциплин, негативных реалий мировой среды.
Предлагаются выводы о необходимости более гармоничного государственно-правового регулирования медиации, важности развития коммуникационной компетентности, включая единое представление дисциплин «Переговоры - фасилитация - медиация» в образовательном процессе, об актуальности воспитания конфликтологической грамотности как основы культуры поведения в конфликтных ситуациях и умения управлять ими.
В статье представлены результаты исследования взаимосвязи ряда социально-политических диспозиций молодёжи с вариантами повседневных патриотических представлений по измерению «гражданский» vs «охранительный» патриотизм. Эмпирическую базу исследования составили данные опроса молодёжи в возрасте 18-30 лет, проведённого в сентябре 2020 г. в Пензенской области (N=530). По результатам исследования было установлено, что варианты отношения к стране по шкале «гражданский» vs «охранительный» патриотизм в связи с характерными для них социально-политическими диспозициями представляют собой системные целостности, имеющие как позитивные, так и негативные характеристики, если оценивать эти варианты с точки зрения их консолидационного потенциала, столь востребованного в нынешней ситуации. В гражданском варианте патриотизма заложен серьёзный ресурс развития страны по всем направлениям, однако он не обладает сколько-нибудь значительным потенциалом общероссийской консолидации. Такой вариант патриотизма крайне важен и востребован в период устойчивого развития общества в благоприятных политических и экономических условиях, но чреват рисками фрагментации сообщества на отдельные, явно или неявно конфликтующие между собой группы в критических ситуациях.
Для охранительного варианта патриотизма характерно видение российской социально-культурной среды как закрытой самодостаточной системы. Это не обеспечивает значительного потенциала социально-экономического и социальнокультурного развития страны. Самый серьёзный недостаток охранительного варианта патриотизма - это риск постепенного перерождения его в шовинизм. Вместе с тем, охранительный вариант патриотизма имеет серьёзный потенциал консолидации практически всех слоёв и групп российского населения. В периоды мирного развития общества в благоприятных внешних и внутренних условиях такой вариант патриотизма мало востребован и даже нежелателен, но в критических ситуациях охранительный вариант патриотизма может стать востребованным и популярным.
В статье на данных исследований Института социологии ФНИСЦ РАН за 2005-2022 гг. продемонстрированы особенности восприятия представителями массовых слоёв населения страны наиболее острых противоречий российского социума; выявлены факторы, определяющие это восприятие. Рассмотрена динамика отношения россиян к ключевым социальным противоречиям, обсуждаемым в соответствующем научном дискурсе. Показано, что острее всего среди представителей массовых слоёв весь рассматриваемый период воспринимались противоречия между богатыми и бедными, а также властью и народом. Государственных чиновников россияне в основном рассматривали при этом как мешающую успешному развитию страны группу, хотя такое их восприятие сильно зависело от места жительства респондентов. К противоречию между включением России в процессы глобализации по предлагаемой Западом модели и ориентацией на сохранение самобытности и самостоятельности страны россияне относились обычно довольно индифферентно, хотя «всплески» обострений отношений с Западом вызывали рост значимости данного противоречия в общественном сознании. Факторы восприятия противоречий российского социума населением имеют как объективный, так и субъективный характер. Среди первых наиболее важным является социальное и материальное благополучие в различных их формах, а среди вторых - чувство несправедливости происходящего и субъективное материальное неблагополучие. Переосмысление в последние годы места страны в геополитическом пространстве приводит к росту консолидации массовых слоёв, «пики» которой приходятся на периоды усиления конфронтации с Западом. Эта тенденция действует даже несмотря на падение с середины 2010-х гг. уровня реальных доходов населения, однако она не снижает остроты противостояния, в сознании населения, массовых слоёв общества, с одной стороны, и его экономической и политической «верхушки», с другой.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru