При переводе жанровой прозы, например детективного рассказа или рассказа с элементами детектива, крайне важно отнестись со всем возможным вниманием к «уликам», ведущим к пониманию скрытой, подтекстовой информации - деталям экспозиции, взаимоотношениям героев, описанию конфликта.
Перевод в этом случае должен обладать качествами не только художественной, но и информационной эквивалентности. В статье рассматриваются варианты перевода скрытой информации в рассказе Эдгара По The Cask of Amontillado, а именно вопрос о третьем, невидимом герое одной из сюжетных линий повествования. Идея, нравственный вывод рассказа зависят от признания или непризнания самого факта существования этого персонажа. Актуальность исследования обусловлена тем, что споры о природе этого героя ведутся в американском литературоведении уже десятки лет, а единое мнение отсутствует.
В статье предпринимается попытка логизировать разные мнения, выразить свое и обосновать его. Проблема рассматривается посредством анализа различных переводов на разные языки. Такой подход применительно к этой конкретной задаче ранее не предпринимался и носит характер научной новизны.
Выбранная тема также представляется удачной для демонстрации положительного ответа на вечный переводческий вопрос: «Нужно ли заново переводить уже переведенные тексты?».
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 81-25. Разговорный язык. Разговорная речь. Языки без существующей в настоящее время литературы
82-31. Романы, повести - Префикс DOI
- 10.37724/RSU.2024.68.1.008
Один из самых запоминающихся персонажей, созданных классиком жанра детектива и мистики, — коварный мститель Монтрезор из короткого (2 350 слов), но насыщенного темами и аллюзиями провокативного рассказа Эдгара По The Cask of Amontillado. Опубликованный в ноябре 1846 года в журнале Godey’s Lady’s Book, рассказ инспирирован событиями, получившими название War of the Literati — серией скандальных и колких взаимных выпадов Эдгара По, Томаса Инглиша и еще нескольких литераторов и поэтесс. Упомянутая литературная баталия получила печатное оформление в виде статей, выходивших в североамериканской периодике большей частью в 1846 году; к ней же можно отнести достаточно крупные повести Инглиша, напечатанные как до, так и после The Cask of Amontillado. Суть скандала очень хорошо исследована в американском литературоведении [Dedmond, 1954] и не является предметом этой статьи, поэтому ограничимся лишь упоминанием War of the Literati как необходимого контекста, без которого теряется происхождение и суть главной темы рассказа — темы мести. В жизни Эдгар По отомстил своему обидчику, Инглишу, взыскав с его издателя финансовую компенсацию. Однако был причинен и моральный вред, который автор «Бочонка амонтильядо» компенсировал созданием идеального мстителя — Монтрезора, уничтожившего своего противника Фортунато на страницах рассказа.
Список литературы
1. Бальмонт К. Д. Собрание сочинений: в 7 т. - М.: Кн. клуб Книговек, 2010. - Т. 7: Избранные переводы: Эдгар По. Рассказы и стихотворения. - 768 с.
2. По Э. А. Барильце амонтильядо / пер. В. Шовкуна. - URL: https://sharlib.com/view_486651 (дата обращения: 10.12.2023).
3. По Э. А. Бочка амонтильядо // Русское богатство: ежемес. журн. - 1881, май. - URL: https://www.rulit.me/books/bochka-amontilyado-read-323833-1.html?ysclid=lq45n1b0ne481941686 (дата обращения: 10.12.2023).
4. По Э. А. Бочка амонтиллиадо // Пчелка. Литературный, политический и юмористический журнал с карикатурами. - 1882. - № 24. - С. 272.
5. По Э. А. Бочка амонтильядо // Ежемесячное приложение к журналу “Живописное обозрение”. Избранные сочинения Эдгара Поэ с биографическим очерком и портретом автора. - 1895. - № 7. - С. 178-185.
6. По Э. Стихотворения. Проза. - М.: Худож. лит., 1976. - 880 с.
7. Baudelaire Ch. La barrique d’Amontillado. - URL: https://archive.org/details/EdgarAllanPoe-LaBarriqueDamontillado (дата обращения: 10.12.2023).
8. Culler J. “Baudlaire and Poe” Zeitschrift Für Französische Sprache Und Literatur. - 1990. - Vol. 100. - Pp. 61-73. - URL: http://www.jstor.org/stable/40617398 (дата обращения: 09.12.2023).
9. Dedmond F. B. “The Cask of Amontillado” And the War of the Literati // Modern Language Quarterly. - 1954. - № 15 (2), June, 01. - Pp. 137-146. - 10.1215/00267929-15-2-137 (дата обращения: 09.12.2023). DOI: 10.1215/00267929-15-2-137(
10. DiSanza R. “On Memory, Forgetting, and Complicity in ‘The Cask of Amontillado’” // The Edgar Allan Poe Review. - 2014. - Vol. 15, no. 2. - Pp. 194-204. - 10.5325/edgallpoerev.15.2.0194 (дата обращения: 09.12.2023). DOI: 10.5325/edgallpoerev.15.2.0194(
11. Hart R. H. “Poe in Foreign Lands and Tongues”: typescript draft. - 1941, Jan. - URL: https://www.eapoe.org/papers/psblctrs/pl19411.htm#russia (дата обращения: 09.12.2023).
12. Hirsch D. H. “Poe as Moralist: ‘The Cask of Amontillado’ and the Transvaluation of Values”. - Baltimore: The Edgar Allan Poe Society of Baltimore, 1998. - URL: https://www.eapoe.org/papers/psblctrs/pl19951.htm (дата обращения: 09.12.2023).
13. Poe E. A. Grausige und humoristische Erzählungen. - URL: https://www.haus-freiheit.de/poegrausige/fassamontillado.pdf (дата обращения: 09.12.2023).
14. Poe E. A. Opowieści nadzwyczajne. - 1913. - T. 1: Warszawa: S. Orgelbranda Synowie. - 212 s. - URL: https://polona.pl/item-view/7f6baaa8-6681-45ee-9608-842ed5eb0cf4?page=6 (дата обращения: 10.12.2023).
15. Poe E. A. Verbrechergeschichten / Gisela Etzel (Übersetzer). - Ullstein, 1982. - 189 p. - URL: https://www.projekt-gutenberg.org/poe/amontill/chap01.html (дата обращения: 10.12.2023).
16. Poe E. A. Tales of Mystery and Imagination. Wordsworth Classics. - 1993. - 286 p.
17. Poe E. A. The Masque of the Red Death: And Other Stories. - United Kingdom: Penguin Books Limited, 2008.
18. Rust R. D. “‘Punish with Impunity’: Poe, Thomas Dunn English, and ‘The Cask of Amontillado’” // The Edgar Allan Poe Review. - 2001. - Vol. 2, no. 2. - Pp. 33-52. - URL: http://www.jstor.org/stable/41508404 (дата обращения: 09.12.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В рамках данной работы предпринимается попытка осмыслить лингвистические характеристики языковых явлений в точках когнитивного напряжения (ТКН), маркированных переводчиком (носителем вторичной англоязычной языковой личности) и читателем (носителем первичной англоязычной языковой личности) переводного поэтического текста.
Объектом исследования являются точки когнитивного напряжения в переводном поэтическом тексте, а предметом - лингвистические признаки языковых явлений в ТКН. Целью исследования служит систематизация лингвистических признаков ТКН, выявленных в рассматриваемом языковом материале на каждом из выделенных уровней организации поэтического текста. В рассматриваемых текстах в рамках контрольной рецепции переводчиком выделен языковой корпус, состоящий из 70 ТКН - 35 русскоязычных и 35 англоязычных языковых единиц, классифицируемых по четырем уровням организации поэтического текста (лексический, грамматический, ритмический, рифмопоэтический). Процентное соотношение лингвистических характеристик ТКН выглядит следующим образом: самой значительной оказалась доля ТКН на лексическом уровне (43 %), второй по количеству - доля ТКН на уровне ритмической организации поэтического текста (26 %), на уровне грамматики доля ТКН составила 17 %, а на рифмопоэтическом уровне - 14 %.
Как показало проведенное исследование, большинство проанализированных переводческих трансформаций относится к лексическому уровню (~67 %), самой частотной из них является модуляция (58 %). Значительное количество грамматических переводческих трансформаций (~33 %) объясняется тем, что в русском и английском языках разный грамматический строй. Менее частые случаи отдельных переводческих трансформаций объясняются уровневой организацией поэтического текста и, соответственно, уровневой детерминированностью ТКН.
В целом следует отметить выявленную закономерность, которая заключается в том, что при переводе поэтических текстов используются такие переводческие трансформации, которые позволяют повысить эквивалентность перевода.
Статья посвящена описанию и анализу прагматических особенностей использования фразеологических единиц (ФЕ) как средств художественного перевода. Проведенное исследование конкретизирует и систематизирует сведения о прагматическом потенциале ФЕ в контексте изучения индивидуального стиля переводчика. Источником практического материала послужил первый перевод романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» на французский язык, выполненный родственником поэта А. А. Столыпиным (Монго) (1816-1858) и опубликованный в период с конца сентября по начало ноября 1843 года в парижской газете La Démocratie pacifique: journal des intérêts des gouvernements et des peuples .
Исследование проведено в русле продукто-ориентированного дескриптивного направления с использованием функционального, лексико-семантического и количественного видов анализа. Для более наглядной экспликации данных использован прием обратного перевода. Проведенный анализ позволяет прийти к выводу о приверженности переводчика к использованию ФЕ для передачи «свободных» языковых единиц.
Установлено, что выявленные ФЕ отличаются семантической вариативностью и служат переводчику для достижения двух основных коммуникативных намерений: внесению в текст субъективных описаний и характеристик, а также актуализации дополнительных иронических смыслов.
Данная статья посвящена анализу перевода одного из выдающихся немецкоязычных романов современности Die Vermessung der Welt . Произведение, написанное Даниэлем Кельманом в жанре переосмысленной формы романа-биографии, повествует о жизни двух гениев немецкой науки - математика и астронома Иоганна Карла Фридриха Гаусса и географа, натуралиста, естествоиспытателя Фридриха Вильгельма Генриха Александра фон Гумбольдта. Русский вариант, предложенный известной переводчицей Г. М. Косарик, проанализирован с позиций критики перевода, позволяющей выявить дискуссионные моменты, поставить их на обсуждение, что в конечном итоге призвано способствовать развитию теории художественного перевода и выработке критериев оценки перевода. Особый акцент сделан на передаче культурно-детерминированной лексики с участием ономастического компонента, чего не делали другие авторы, занимающиеся анализом переводческих особенностей романа Д. Кельмана.
Цель нашего исследования - сопоставление способов передачи элементов религиозного дискурса в переводах романа «Джейн Эйр», выполненных В. О. Станевич и И. Г. Гуровой.
Подобное сопоставление предпринимается впервые. Работа вносит определенный вклад в исследования повторного перевода художественной прозы, а также в изучение перевода элементов религиозного дискурса с английского языка на русский.
Стратегии переводчиц определялись историческим периодом, в который работала каждая из них, и существовавшими тогда переводческими традициями. Станевич, воссоздав основные сюжетные вехи и художественные особенности романа, прибегает к сокращениям и купюрам по двум причинам: из-за советской цензуры и одновременно для того, чтобы сделать роман более понятным для массового читателя.
Ее стратегия - доместикация текста перевода, приближение его к читателю, ориентация на принимающую культуру. Гурова выполняет полный перевод элементов религиозного дискурса и вместе с тем добавляет религиозные мотивы, отсутствующие в оригинале, а также архаизирует текст, насыщая его славянизмами. Гурова придерживается стратегии форенизации текста перевода и ориентации на передающую культуру.
Статья посвящена оценке адекватности перевода в ситуации расхождения переводческого узуса и норм переводящего языка. Отмечается, что с принятием поправок к закону «О государственном языке Российской Федерации» изменилась социальная норма перевода в сторону нулевой терпимости к маркерам чуждости.
Таковыми отягощены грамматические, фразеологические, семантические кальки. Новизна исследования обеспечивается выявлением и описанием наиболее частотных видов расхождения переводческого узуса и норм русского литературного языка, при котором следование узусу вступает в противоречие с законом. Материалом исследования послужили устные и письменные тексты перевода в ООН.
Для достижения целей исследования применялись описательный метод, методы сопоставительного, семантического и корпусного анализа, социолингвистический опрос. Сделан вывод о выполнимости требований социальной нормы в описанных случаях и предложены способы решения этой задачи.
В данном исследовании предлагается сравнительно-сопоставительный анализ русских и китайских фразеологических единиц, выражающих неопределенное количество.
Квазимеры цифрового кода русской и китайской фразеологии, обозначающие неопределенно большое и неопределенно малое количество, имеют уникальные характеристики (часто выражающиеся через этнореалии) и в то же время репрезентируют во многом сходные ценностные ориентиры.
Китайская фразеология количественного характера показывает уникальные и универсальные качественные характеристики упорядоченных представлений о мире и человеке, обнаруживает включенность китайской лингвокультуры в общечеловеческую ценностную парадигму.
Неопределенное количество в русской фразеологии не только характеризует непосредственно цифровой код русского народа, но и позволяет говорить о качественных характеристиках ценностной парадигмы, а также иллюстрирует отдельные стереотипы мировосприятия.
В статье излагаются основные результаты исследования немецкоязычных текстов, заимствованных из специальных интернет-изданий, содержащих описание освещения наружной рекламы и относящихся к дискурсу светодизайна.
Цель состоит в описании языковых средств, выражающих различные аспекты зрительного восприятия света в освещении наружной рекламы. Новизна исследования заключается в использовании интегративного подхода при изучении световой лингвосенсорики и осуществлении на основе этого подхода системного анализа при обработке языкового материала.
Системный анализ на трех уровнях рассмотрения (лингвосенсорном, когнитивном и прагмалингвистическом) позволяет подробно рассмотреть проблему лингвосенсорного восприятия света в наружном освещении рекламы и изучить визуальный модус восприятия с учетом перцептивного опыта светодизайнеров, специалистов по составлению текстов в сфере светодизайна и потенциальных реципиентов текстов.
Предположение о существовании индивидуальной визуальной ориентированности человеческого интеллекта позволяет рассмотреть языковые средства, репрезентирующие светоэффекты, с учетом знаний из сферы светодизайна и зрительного мышления.
Рассматривается метафорический потенциал лексики, позволяющей передавать световые эффекты, а также возможности использования синтаксических конструкций и особенностей оформления текста в связи с передачей визуальных образов.
В статье рассматривается семантика французского предлога à с пространственным компонентом значения в когнитивном аспекте. В ходе исследования выявляется концептуальное содержание предлога. Выбранная методика исследования, основанная на концептуально-контекстуальном методе, позволила изучить контексты, состоящие из ситуаций, в которых описывается местонахождение объекта в объекте, что в дальнейшем позволило определить содержание семантики предлога à и сформулировать концепт. Теоретической базой послужили работы ведущих французских лингвистов, в центре внимания которых находится семантика предлога à .
В статье рассматриваются зоны и механизмы лингвокреативного преобразования библейских аналогий в современном немецком языке. Материалом исследования являются неидиоматические библейские аналогии, отобранные методом сплошной выборки из немецкоязычных корпусов DWDS (Digitales Wörterbuch der deutschen Sprache).
Основная прагматическая цель использования аналогий в дискурсе связана с формированием образа референта на основе сходства субъект-субъектных или субъект-объектных отношений в библейском прототипе и в новой референтной ситуации. Творческие преобразования библейских аналогий могут затрагивать все три зоны лингвосемиозиса: онтологическую, эпистемологическую и формально-языковую.
Однако исследование показывает, что основные преобразовательные усилия продуцента направлены на закрепление в картине мира реципиента постоянно меняющегося взгляда на привычные события, то есть осуществляются в эпистемологической зоне лингвосемиозиса. Среди основных когнитивных механизмов лингвокреативности рассмотрены механизмы смещения и смены лексико-семантического фокуса в характеризующих номинациях события.
В статье рассматриваются схожие и различительные черты метаязыковых (связанных с языком, речью, общением) обозначений — лексики и фразеологии — в русском и английском языках. Представляется применимая к лексемам и фраземам классификация номинативных единиц, позволяющая систематизировать национальные словарные фонды по признакам межъязыковых сходств и различий с учетом языковых, культурных и когнитивных факторов формирования обоих признаков.
Показывается удельный вес схожего и различительного и вклад названных факторов в их формирование в русском и английском полях метаязыковых обозначений в целом и в их лексических и фразеологических составах. Дается характеристика групп когнитивно обусловленных сходств и различий.
На основе количественных данных о представленности номинативными единицами этих групп оценивается значимость в рассматриваемых языках тенденции интернационализации в сфере когнитивно маркированной метаязыковой номинации.
Настоящая статья отражает результаты исследования заголовков испаноязычных аналитических статей в функционально-прагматическом аспекте. Актуальность статьи обусловлена попыткой рассмотреть объект исследования в свете антропоцентрической парадигмы, а также выбором анализируемого эмпирического материала — заголовков современных испанских статей.
Целью исследования является выявление системно используемых прагматически маркированных элементов заголовков испанских СМИ. Задачи исследования вытекают из поставленной цели: 1) описать предпосылки и принципы функционально-прагматического анализа; 2) описать признаки нейтральных информативных заголовков современных испанских статей; 3) выявить различия между нейтральными информативными заголовками и прагматически маркированными заголовками аналитических испанских статей; 4) сделать выводы о функционально-прагматическом потенциале заголовков актуальных аналитических текстов испанских СМИ.
Для исследования использовались такие методы, как: метод сплошной выборки (для исследования отобрано 26 заголовков аналитических статей одного дня из актуальных испанских газет El País, El Mundo, ABC и La Vanguardia), сопоставительный анализ заголовков информационных и аналитических статей, основанный на их контекстуальном, стилистическом и грамматическом анализе, в целях подготовки к проведению последующего прагмалингвистического анализа. Научная новизна заключается в попытке описать заголовки современных испанских СМИ не столько с точки зрения используемых в них средств и приемов, сколько сквозь призму функционально-прагматического анализа.
Результаты исследования могут иметь практическое применение: описанные характеристики заголовков можно принимать во внимание при дальнейших стилистических, грамматических и функционально-прагматических исследованиях текстов СМИ.
Издательство
- Издательство
- РГУ имени С.А. Есенина
- Регион
- Россия, Рязань
- Почтовый адрес
- 390000, г. Рязань, ул. Свободы, д. 46
- Юр. адрес
- 390000, г. Рязань, ул. Свободы, д. 46
- ФИО
- Мурог Игорь Александрович (ректор)
- E-mail адрес
- rsu@365.rsu.edu.ru
- Контактный телефон
- +8 (491) 2281435