Зло является неизбежной частью жизни каждого человека. Проявляясь в таких разнообразных явлениях, как болезни, смерть, разрушение, пороки души и природные катастрофы, причиняющие страдания всему живому, оно требует своего осмысления, встраивания в непротиворечивую картину мира, которая позволила бы если не преодолеть его полностью, то хотя бы научиться эффективно бороться и продолжать жить с ним рядом. Эта задача не стала менее актуальной сегодня, когда зло принимает среди прочих такие формы, как международный терроризм, экологический кризис и рост душевных заболеваний, связанных с утратой смысложизненных ориентиров в высокотехнологичном обществе потребления. Представляется, что в современных философских поисках преодоления зла может быть небесполезно обратиться к истории и посмотреть, как относились к нему мыслители других эпох. В данной статье будет сделана попытка концептуализации понятия зла и рассмотрены варианты решения проблемы зла, даваемые тремя мыслителями поздней Античности: основателем неоплатонизма Плотином, спорившим с ним неоплатоником Проклом и Псевдо-Дионисием Ареопагитом, создавшим на основе учения Прокла христианский вариант теодицеи - оправдания Бога за несовершенство созданного Им мира. Будучи созданы представителями разных мировоззренческих парадигм, все эти трактовки тем не менее находятся в русле так называемой привативной теории зла. Обосновывается вывод о том, что привативная теория не потеряла своей атуальности и сегодня и может быть использована для разработки мировоззрения, отвечающего на вызовы сегодняшнего дня.
Evil is an inevitable part of our daily lives. Manifesting itself in such diverse phenomena as illness, death, destruction, vices of the soul and natural disasters that cause suffering to all living things, it requires its own understanding, embedding in a consistent picture of the world, which would allow, if not to overcome it completely, then at least learn how to fi effectively. This task has become no less urgent today, when evil takes such forms as international terrorism, the environmental crisis, and the growth of mental illness associated with the loss of sense-making orientations in a high-tech consumer society, among others. In today’s philosophical quest to overcome evil, it may be helpful to turn to history to see how thinkers of other eras have approached it. This article will attempt to define the nature of evil and will examine the solutions to the problem of evil provided by three thinkers of late antiquity: Plotinus, the founder of Neoplatonism, Proclus, the Neoplatonist who argued with him, and Pseudo-Dionysius the Areopagite, who, on the basis of Proclus’ teaching, created the Christian version of theodicy - justifying God for the imperfection of the world He created. Being created by representatives of different ideological paradigms, all these interpretations, nevertheless, situated within the framework of the so-called privative theory of evil. The conclusion is substantiated that the privative theory has not lost its relevance today and can be used to develop a worldview that meets the challenges of modern times.