ISSN 1999-6926
Языки: ru · en

Статья: МНОГОЛИКИЙ ДИОНИС: ЕГО ВОПЛОЩЕНИЯ И ТЕАТР (2023)

Читать онлайн

Дионис - бог, имеющий огромное множество характеристик, их диапазон разворачивается от культа плодородия и умерших до греческой трагедии. Автор статьи, проанализировав некоторые из ипостасей Диониса, пытается понять, возможно ли создать целостное представление о многообразии обличий безумного бога и выявить, что их объединяет. Диониса предлагается рассматривать как динамичную структуру, а не как сущность, скрывающуюся за каждым конкретным именем. Эта структура реализует себя в процессе умирания и рождения (этот процесс творится бесконечно и реконструируется мистериями), поэтому в каждом Дионисе (как отдельной зафиксированной функции) проявляется витальное и хтоническое. Действительно, Дионис - не только бог жизни, неистового веселья и плодородия, но и смерти. Несмотря на то, что, как божество, отождествляемое с Аидом, он зовётся именем Загрей, его хтоническая природа пробуждается и в других его проявлениях. Автор предполагает, что пространством свободы выражения Диониса (в форме музыки, хора или же героя) без закостенелости в наименовании является театр. В связи с этим возникает вопрос: как в театре проявляется хтоническое? Предлагаемая работа - попытка на него ответить.

Dionysus is a god with a great variety of characteristics, their range unfolding from the cult of fertility and the dead to Greek tragedy. The author of the article, having analyzed some of the hypostases of Dionysus, tries to understand whether it is possible to create a holistic view of the many guises of the mad god and to identify what they have in common. Dionysus is proposed to be seen as a dynamic structure rather than as an essence hiding behind each specifi name. This structure realizes itself in the process of dying and rebirth (this process is created endlessly and reconstructed by the mysteries), so in each Dionysus (as a separate fi function) the vital and chthonic are manifested. Indeed, Dionysus is not only the god of life, frenetic merriment and fertility, but also of death. Although, as a deity identifi with Hades, he is called by the name Zagreus, his chthonic nature is evoked in his other manifestations. The author suggests that the space of Dionysus’ freedom of expression (in the form of music, chorus, or hero) without the rigidity of the name is the theater. This raises the question: how does the chthonic manifest itself in the theater? The proposed work is an attempt to answer it.

Ключевые фразы: ДИОНИС, загрей, аид, безумие, театр, греческая трагедия, греческий герой
Автор (ы): Ермоленко Ева Дмитриевна
Журнал: VITA COGITANS: АЛЬМАНАХ МОЛОДЫХ ФИЛОСОФОВ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
792. Театр. Сценическое искусство
Для цитирования:
ЕРМОЛЕНКО Е. Д. МНОГОЛИКИЙ ДИОНИС: ЕГО ВОПЛОЩЕНИЯ И ТЕАТР // VITA COGITANS: АЛЬМАНАХ МОЛОДЫХ ФИЛОСОФОВ. 2023. № 14
Текстовый фрагмент статьи