ISSN 1999-6926
Языки: ru · en
Читать онлайн

Настоящее исследование представляет собой разбор основных онтологических проблем, поднятых ранее в предшествовавшей публикации. Обсуждение ведется в виде диалога между преподавателем и студентами на занятии по Основам философии. Основная тема данного исследования - понятие бытия, его объем и концептуальное содержание. По ходу изложения раскрывается та роль в соотношении между понятием и обозначаемым им объектом, какую играет смысл слова «бытие». Последнее понимается как «то, что существует», т. е. сущее в целом. Отличительной особенностью понятия сущего оказывается то условие его осмысленности, при котором референт данного понятия не может мыслиться в качестве отсутствующего или несуществующего. Тем самым находится понятие такого объекта, существование которого с логической необходимостью предполагается вместе с ним. Исследование показывает, что такого рода представление о связи сущности и существования возникает в силу смешения понятия и мыслимого в нем объекта. Этим нарушается единство семантического треугольника Фреге, описывающего собой соотношение между всеми тремя компонентами понятия. Приводятся примеры подобных же понятий из истории философии. Отдельно рассматриваются логические характеристики понятия сущего. Проводится различие между понятиями бытия и сущего, единого и целого. Ставится и решается вопрос о специфике феномена реальности, а также тождества бытия и мышления. В серии примеров раскрывается природа существования. Оно понимается как ценность. Поднимается вопрос об истине как критерии существования.

The present study is a reflection on the main ontological issues raised earlier in the previous publication. The discussion takes the form of a dialogue between a teacher and students in a basic philosophy class. The main topic of this study is the concept of being, its scope and conceptual content. In the course of the presentation, the role played by the meaning of the word “being” in the relationship between the concept and the object it designates is revealed. The latter concept is understood as “that which exists”. A distinctive feature of the concept of essence is the condition of its meaningfulness, in which the referent of this concept cannot be thought of as absent or nonexistent. Thereby the concept of such an object is found, the existence of which is logically presupposed together with it. The study shows that this kind of representation of the object arises due to the confusion between the concept and the object thought in it. This violates the unity of Frege’s semantic triangle, which describes the relationship between meaning, signifier and signified in a concept. Examples of such concepts from the history of philosophy are given. The concept of being, which is regarded as something general and non-collective, singular and collective, is subjected to a separate analysis. A distinction is made beween the concepts of being and being, the one and the whole. The question is raised about the nature of the phenomenon of reality, as well as the identity of being and thinking. In a series of examples, the nature of existence is revealed. The question of truth and the criterion of existence is raised.

Ключевые фразы: БЫТИЕ, СУЩЕЕ, ЕДИНОЕ, целое, СУЩЕСТВОВАНИЕ, преподавание философии, диалог, семантический треугольник, ЛОГИКА, АРГУМЕНТАЦИЯ
Автор (ы): Земляков Глеб Сергеевич
Журнал: VITA COGITANS: АЛЬМАНАХ МОЛОДЫХ ФИЛОСОФОВ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
111. Метафизика в целом. Учение о бытии. Онтология
Для цитирования:
ЗЕМЛЯКОВ Г. С. НА УРОКЕ ФИЛОСОФИИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ // VITA COGITANS: АЛЬМАНАХ МОЛОДЫХ ФИЛОСОФОВ. 2023. № 14
Текстовый фрагмент статьи