В статье рассматривается вопрос единства теории и практики в предупреждении педагогической запущенности несовершеннолетних как социально-психологической проблемы. Среди исследователей, рассматривающих данную проблему с точки зрения социально-психолого-педагогического аспекта необходимо выделить работы В. С. Головина, В. И. Войтко. Свой вклад в раскрытие этой проблемы внесли отечественные специалисты И. П. Башкатов, В. П. Пирожков, В. И. Игнатенко и др. В пенитенциарной науке рассматривали этот вопрос Бойко И. Б., Казак Б. Б., Казакова Е. Н., Калашникова Т. В., Петрова А. Б., Вилкова А. В., Зауторова Э. В., Кузнецова И. А., Литвишков В. М., Сысоев А. М., Ушатиков А. И. и др. Цель исследования – выработать у педагогически запущенных несовершеннолетних привычку к правильному режиму учения, труда и отдыха с помощью методов формирования определенных качеств сознания личности (убеждение, дискуссия, положительный пример); организации практической деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (метод упражнений, создание воспитывающих ситуаций; методов стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание); методов контроля, самоконтроля и самооценки. Задачи исследования: провести анализ подходов к изучению проблемы в предупреждении педагогической запущенности в научной литературе; раскрыть природу в предупреждении педагогической запущенности; провести теоретический анализ особенностей проявления в предупреждении педагогической запущенности.
Идентификаторы и классификаторы
Профилактическое направление является, как известно, одной из характерных черт общественных институтов в борьбе с педагогической запущенностью и правонарушением (преступлением) несовершеннолетних. Однако следует подчеркнуть, что объект изучения представляет интерес для многих наук – социологии, педагогики, психологии, юриспруденции, медицины – и как свидетельствуют данные литературы, одностороннее рассмотрение каждым специалистом в отдельности общей проблемы не дает полной картины о сложном явлении, каковым является трудновоспитуемость.
Список литературы
- Вилкова А.В. Развитие духовно-нравственных ценностей (для несовершеннолетних осужденных женского пола). Программа практикум-тренинга. Москва. 2024.
- Полякова Я. Н. Пенитенциарная психология: понятие стресса и его фазы / Вилкова А. В., Полякова Я. Н. // В сборнике: Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России, научно-практическое ежеквартальной издание. Москва, 2024. С. 76-79.
- Вилкова А. В. Методологические принципы пенитенциарно-педагогических исследований / А. В. Вилкова, И. А. Смородинскова // Антропогогика. 2022. №5 (7). С. 21-25.
- Швырев Б. А. Связь теории и практики делового общения с другими отраслями научных знаний / А. В. Вилкова, И. А. Смородинскова, Б. А. Швырев, В. Ю. Бунтина // В сборнике: Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России. Научно-практическон ежеквартальное издание. Москва. 2020. С. 422-425.
- Вилкова А. Диагностика личностного роста несовершеннолетнего осужденного / А. В. Вилкова, С. А. Фадеева // В сборнике: Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России. Научно-практическое ежеквартальное издание. Москва. 2023. С. 44-50.
- Фадеева С. А. Патриотическое воспитание молодежи как актуальная стратегия деятельности структурных подразделений УИС / С. А. Фадеева, А. В. Вилкова // Антропогогика. 2024. № 2(14). С. 23-26.
- Вилкова А. В. Духовно-нравственные ценности несовершеннолетних осужденных и особенности социально-образовательной среды / А. В. Вилкова // В сборнике: Педагогика и современное образование. Материалы Всероссийской научно-практической конференции аспирантов, соискателей, докторантов, научных руководителей, молодых ученых, специализирующихся в области образования. Сер. «Библиотека аспиранта» Санкт-Петербург,2022. С. 32-36.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статье посвящена одному из аспектов проблемы рецидивизма – фактору «судимость родственников». В ней представлены результаты эмпирического исследования, целью которого явилось установление различий в показателях трех интегративных личностных характеристик: делинквентности, осмысленности жизни и адаптивности - у дважды судимых мужчин, отбывающих наказания в местах лишения свободы за второе преступление, имеющих и не имеющих судимых родственников. Показано, что дважды судимые мужчины, имеющие судимых родственников, достоверно значимо превосходят дважды судимых мужчин, не имеющих их, по таким социально-демографическим характеристикам, как: срок второй судимости и интервал между двумя судимостями; имеющие судимых родственников мужчины также имеют более высокие показатели по общему уровню осмысленности жизни и двум ее компонентам – «локус контроля – жизнь» и «локус контроля – я»; общему уровню адаптивности и всем ее структурным компонентам; общему уровню делинквентности и трем ее частным компонентам – склонности к нарушению норм и правил, склонности ко лжи как личностной черты, а также волевой саморегуляции. Установлено, что дважды судимые мужчины, не имеющие судимых родственников, характеризуются относительно более низким общим уровнем делинквентности, менее склонны к нарушению норм и правил, у них меньше показатели нарушения волевой саморегуляции и склонности ко лжи.
Психологической проблемой педагогически запущенных детей и несовершеннолетних осужденных детерминированы многие трудности в учебно-воспитательной работе с такой категорией лиц. В частности, неброжелательное, а порой и явно негативное отношение к учебе и труду. В данной статье рассматриваются психологические пути и условия социального восстановления личности несовершеннолетних правонарушителей. Цель – диагностика асоциальной установки личности несовершеннолетних, которая предполагает решение таких задач, как проведение теоретического и психологического анализа процесса социальной деформации личности, установлениепутей исправления несовершеннолетних осужденных.
В статье речь идет о правонарушенияхи преступлениях несовершеннолетних, совершенных большей частью неформальными разновозрастными группами подростков в свободное от учебы и работы время. Данные вопросы рассматриваются отечественными психологами и криминологами М. А. Алемаскнным, Ю. М. Антонян, У. С. Джекобаевым, К. Е. Игошевым, А. А. Мялберг, И. С. Полонским, Г. М. Миньковским, А. Р. Ратиновым, Н. А. Роша, Е. А. Харшак, А. С. Чернышовым, А. М. Яковлевым, В. М. Литвишковым и другими. Цель – раскрыть содержание социально-психологического механизма противоправного поведения несовершеннолетних, разработка конкретных форм и методов по ранней профилактике правонарушений и вооружения ими практических работников спецучреждений, а также уголовно-исполнительной системы. Задача, которую необходимо решить – это совершенствование работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.
В настоящее время тема родительской ответственности за воспитание своих детей становится все более актуальной. Ввиду непростых социально-экономических условий, высокой занятости родителей, особенно матерей, на работе, отмечается повышение роли детских дошкольных учреждений в жизни детей. Возникновение ответственности варьирует по времени возникновения у родителей: у одних родителей ответственность за ребенка появляется еще до его рождения; у других отмечается возникновение ответственности во время беременности, или после родов; у третьих – после рождения ребенка либо спустя некоторое время. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям, в свою очередь родительская ответственность, установки, ожидания напрямую влияют на все аспекты развития ребенка.
В статье рассматривается вопрос трудновоспитуемости на основе анализа исследований по организации воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными (В. М. Литвишков, А. В. Вилкова, Т. В. Кириллова, М.М. Калашникова, И.Е. Прысь, М.Б. Торбина, И.А. Невский, А.Ф. Никитин, С. А. Фадеева и др.), которая есть обусловленная индивидуально-типологическими чертами личности, неадекватным воздействием социальной группы и определенными социальными условиями ее жизнедеятельности невосприимчивость к положительному социальному опыту. Акцентировано внимание на самом понятии «трудновоспитуемость».
В данной статье авторами рассматриваются затруднения в овладении социальным опытом у подростков, формирование внутреннего мира личности, изучение причин и путей формирования лиц с ярко выраженными негативными чертами характера, эффективность профилактической работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.
Обобщая анализ различных исследований, можно сделать вывод, что личность трудновоспитуемого, а тем более правонарушителя, ущербна, деформирована. Реальный путь преодоления затруднительного и отклоняющегося поведения индивида – это включение его в выполнение значимых и престижных социальных ролей, придание его жизнедеятельности реальной перспективы. Профилактика возможной и преодоление наличной трудновоспитуемости – это комплексная проблема. Ее необходимо решать объединенными усилиями социологов, юристов, психологов, педагогов, медиков.
В статье представлена характеристика асоциальной субкультуры общностей несовершеннолетних правонарушителей, в которой в искаженном и извращенном виде отражаются возрастные и другие социально-групповые особенности несовершеннолетних. Исследователи, рассматривающие данное явление считают, что асоциальная субкультуpa отличается от обычной подростково-юношеской субкультуры своим социальным содержанием и способами регулирования взаимоотношений и поведения людей: И. П. Башкатов, В. П. Пирожков, В. И. Игнатенко и др. Цель исследования – характеристика асоциальной субкультуры несовершеннолетних осужденных путем решения следующих задач исследования: определить социальную природу рассматриваемой субкультуры и ее взаимосвязи с преступностью, выявить взаимосвязь рецидивной и первичной преступности несовершеннолетних. Для того чтобы работа по профилактике правонарушений несовершеннолетних была успешной, необходимо знать закономерности возникновения и функционирования асоциальной субкультуры в группах несовершеннолетних правонарушителей. Важно своевременно выявлять ее носителей и распространителей – лиц, связанных с уголовным миром. Педагоги должны уметь правильно и квалифицировано показать вред этой субкультуры и ее отдельных атрибутов, их унизительный и оскорбительный для человека характер.
Статья посвящена проблеме распространения деструктивного влияния криминальной субкультуры, которая на сегодня продолжает развиваться не только во дворах, но и в школах. Основной акцент хочется сделать на причинах столь стремительного распространения интереса несовершеннолетних к совершению преступлений, в том числе преступлений экстремистской направленности, и повышения результативности профилактической и воспитательной. Актуальность этой проблемы обусловлена тем, что в сферу организованной взрослой преступности втягиваются несовершеннолетние. Все чаще несовершеннолетние вовлекаются в организованные подростковые криминальные субкультуры. Многими специалистами предлагаются рекомендации и методы воспитательной и профилактической работы по оперативному реагированию при выявлении вовлечения несовершеннолетнего в криминальную субкультуру в образовательной организации.
В статье рассматривается роль выездных практических занятий, организуемых на базе исправительных учреждений по учебной дисциплине «Пенитенциарная педагогика». Также показаны результаты опроса представлений курсантов младших курсов юридического факультета ведомственной образовательной организации об осуществлении процесса исправления, организации воспитательной работы с осужденными в конкретном исправительном учреждении. Усиление практико-ориентированного подхода в образовательном процессе способствует эффективности процесса обучения курсантов вузов ФСИН России.
В статье рассматриваются отдельные вопросы внедрения принципов и стандартов клиентоцентричности в ФСИН России, применительно к потенциальному переформатированию процессов воспитательной, социальной и психологической службы. Делается акцент на потенциале реализации принципов и стандартов клиентоцентричности в ФСИН России. рассматривается комплексный характер процесса проектирования новых и реинжиниринга действующих процессов в организации.
Издательство
- Издательство
- НИИ ФСИН РОССИИ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119991, Москва, ГСП-1, Житная ул., 14
- Юр. адрес
- 125130, город Москва, Нарвская ул., д. 15а стр. 1
- ФИО
- Щербаков Григорий Викторович (НАЧАЛЬНИК ФКУ НИИ ФСИН РОССИИ)
- E-mail адрес
- nii@fsin.gov.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 9839315
- Сайт
- https://nii.fsin.su