Архив статей журнала
В статье рассматривается вопрос единства теории и практики в предупреждении педагогической запущенности несовершеннолетних как социально-психологической проблемы. Среди исследователей, рассматривающих данную проблему с точки зрения социально-психолого-педагогического аспекта необходимо выделить работы В. С. Головина, В. И. Войтко. Свой вклад в раскрытие этой проблемы внесли отечественные специалисты И. П. Башкатов, В. П. Пирожков, В. И. Игнатенко и др. В пенитенциарной науке рассматривали этот вопрос Бойко И. Б., Казак Б. Б., Казакова Е. Н., Калашникова Т. В., Петрова А. Б., Вилкова А. В., Зауторова Э. В., Кузнецова И. А., Литвишков В. М., Сысоев А. М., Ушатиков А. И. и др. Цель исследования – выработать у педагогически запущенных несовершеннолетних привычку к правильному режиму учения, труда и отдыха с помощью методов формирования определенных качеств сознания личности (убеждение, дискуссия, положительный пример); организации практической деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (метод упражнений, создание воспитывающих ситуаций; методов стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание); методов контроля, самоконтроля и самооценки. Задачи исследования: провести анализ подходов к изучению проблемы в предупреждении педагогической запущенности в научной литературе; раскрыть природу в предупреждении педагогической запущенности; провести теоретический анализ особенностей проявления в предупреждении педагогической запущенности.
В статье рассматривается вопрос трудновоспитуемости на основе анализа исследований по организации воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными (В. М. Литвишков, А. В. Вилкова, Т. В. Кириллова, М.М. Калашникова, И.Е. Прысь, М.Б. Торбина, И.А. Невский, А.Ф. Никитин, С. А. Фадеева и др.), которая есть обусловленная индивидуально-типологическими чертами личности, неадекватным воздействием социальной группы и определенными социальными условиями ее жизнедеятельности невосприимчивость к положительному социальному опыту. Акцентировано внимание на самом понятии «трудновоспитуемость».
В данной статье авторами рассматриваются затруднения в овладении социальным опытом у подростков, формирование внутреннего мира личности, изучение причин и путей формирования лиц с ярко выраженными негативными чертами характера, эффективность профилактической работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.
Обобщая анализ различных исследований, можно сделать вывод, что личность трудновоспитуемого, а тем более правонарушителя, ущербна, деформирована. Реальный путь преодоления затруднительного и отклоняющегося поведения индивида – это включение его в выполнение значимых и престижных социальных ролей, придание его жизнедеятельности реальной перспективы. Профилактика возможной и преодоление наличной трудновоспитуемости – это комплексная проблема. Ее необходимо решать объединенными усилиями социологов, юристов, психологов, педагогов, медиков.
В статье рассматривается роль выездных практических занятий, организуемых на базе исправительных учреждений по учебной дисциплине «Пенитенциарная педагогика». Также показаны результаты опроса представлений курсантов младших курсов юридического факультета ведомственной образовательной организации об осуществлении процесса исправления, организации воспитательной работы с осужденными в конкретном исправительном учреждении. Усиление практико-ориентированного подхода в образовательном процессе способствует эффективности процесса обучения курсантов вузов ФСИН России.
В статье рассматриваются отдельные вопросы внедрения принципов и стандартов клиентоцентричности в ФСИН России, применительно к потенциальному переформатированию процессов воспитательной, социальной и психологической службы. Делается акцент на потенциале реализации принципов и стандартов клиентоцентричности в ФСИН России. рассматривается комплексный характер процесса проектирования новых и реинжиниринга действующих процессов в организации.