В статье обосновывается актуальность формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей как главного целевого ориентира в воспитании школьников. Одним из важнейших комплексных средств решения указанной проблемы в условиях села является школьный музей. Рассматриваются воспитательные возможности музея, характеризуется его особый социально-педагогический статус в условиях сельской школы, определяются целевые ориентиры в его деятельности. Подчеркивается значимость музейной деятельности для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов сельских школьников, если реализуются соответствующие требования при организации работы музея. Рассматривается содержание деятельности школьного музея, интегрирующего ресурсы школы и социума для воспитания школьников, определяются направления музейной деятельности (поисковое, познавательное, экскурсионное, исследовательское, трудовое, театральное и др.). Особое внимание уделяется формам, методам, технологиям деятельности обучающихся, взаимодействию взрослых и детей, в частности проектной деятельности, которая относится к субъектно-ориентированным технологиям и обеспечивает формирование субъектной позиции участников. В статье приводятся примеры проектов, которые интегрируют различные сферы деятельности детей, средства учебной и внеурочной деятельности школьников. В статье также выделены особенности музея как средства развития воспитательной системы сельской школы. Школьный музей - это транслятор традиционных российских духовно-нравственных ценностей, организатор совместной деятельности, координатор гражданского и патриотического воспитания в образовательной организации, интегратор учебной, внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся. Он объединяет ресурсы школы и социума для духовно-нравственного воспитания школьников и сельского населения; обеспечивает непрерывность и преемственность формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.20323/2686-8652-2024-2-20-66
- eLIBRARY ID
- 67954872
События последнего времени подтвердили, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского гражданского сознания. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы [Багдасарян, 2023; Виноградова, 2023].
В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.
Список литературы
-
Багдасарян В. Э. Традиционные ценности: стратегия цивилизованного возрождения. Ярославль: ООО “СПК”, 2022. 256 с.
-
Байбородова Л. В. Воспитательная деятельность: учебник / Л. В. Байбородова, М. И. Рожков. Москва: КНОРУС, 2023. 402 с. EDN: OZFQIO
-
Байбородова Л. В. Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников в воспитательной системе образовательной организации / Л. В. Байбородова, Е. Н. Степанов. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2022. 247 с. EDN: JNHSDI
-
Барышников Е. Н. Становление воспитательной системы образовательного учреждения. Санкт-Петербург: СПбАППО, 2005. 242 с.
-
Бездухов В. П. Воспитание добродетелей молодого поколения как фактор сохранения традиционных ценностей // Духовная безопасность и традиционализм: избр. мат. межд. научно-просветительской конф. / отв. ред. А. Г. Поляков. Киров: ВЕСИ, 2023. С. 15-21. EDN: EEEUAS
-
Виноградова Н. В. Некоторые аспекты формирования духовно-нравственного потенциала молодежи на современном этапе // Духовная безопасность и традиционализм: избр. мат. межд. научно-просветительской конф. / отв. ред. А. Г. Поляков. Киров: ВЕСИ, 2023. С. 28-32. EDN: LWDGFA
-
Воспитание гражданской идентичности сельских школьников: опыт региональной инновационной площадки: учебно-методическое пособие /под ред. Л. В. Байбородовой, А. В. Репиной. Ярославль: Канцлер, 2013. 284 с.
-
Евмененко Е. В. Школьный музей как средство достижения образовательных результатов обучающихся / Н. В. Евмененко, А. А. Дробот, С. Н. Котов, А. В. Спиридонов // Педагогика сельской школы. 2021. № 1 (7). С. 86-97. EDN: UXMLHI
-
Ильин В. С. Целостный подход к трактовке органического единства учебного и воспитательного процессов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. 10(74). С. 4-9. EDN: PJIDHH
-
Караковский В. А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. Москва: Новая школа,1996. 160 с. EDN: KSJATN
-
Ланкова Н. М. Работа со школьниками в краеведческом музее. Москва, 2001. 55 с.
-
Лутовинов В. И. Патриотическое воспитание современной молодежи. Москва: Русайнс, 2020. 342 с.
-
Методика историко-краеведческой работы в школе: пособие для учителя / Н. С. Борисов, В. В. Дранишников, П. В. Иванов, Д. В. Кацюба. Москва: Просвещение, 1982. 223 с. EDN: YVDCMG
-
Новикова Л. И. Педагогика воспитания. Избранные педагогические труды / под ред. Н. Л. Селивановой, А. В. Мудрика; сост. Е. И. Соколова. Москва: ООО "ПЕР СЭ", 2010. 335 с.
-
Пополитова О. В. Социально-значимые проекты как средство развития ценностной сферы сельского школьника / О. В. Пополитова, В. Г. Константинова // Педагогика сельской школы. 2020. № 3 (№ 5). С. 77-92. EDN: JWAQRJ
-
Степанов Е. Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. Москва: ТЦ Сфера, 2004. 224 с. EDN: QTZGPN
-
Степанов Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. Москва: Сфера, 2008. 220 с. EDN: QWJCMX
-
Тонких В. А. Духовно-нравственные традиции русского народа: становление и эволюция // Духовная безопасность и традиционализм: избр. мат. межд. научно-просветительской конф. / отв. ред. А. Г. Поляков. Киров: ВЕСИ, 2023. С. 164-169. EDN: MHLXID
-
Туманов В. Е. Школьный музей: методическое пособие. Москва: ЦДЮТиК, 2002. 154 с.
-
Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 01.04.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассмотрено состояние и теоретическая основа подготовки педагогических кадров для сельской школы в контексте информатизации образования в Китае, проанализированы мероприятия, которые Китай проводит для того, чтобы повышать квалификацию учителей сельских школ. Ускорение процессов информатизации и цифровизации системы образования является одним из важнейших условий достижения целей экономических и образовательных реформ в Китае. Педагог - участник, практик и проводник реформы образования. В этой связи важная роль отводится повышению уровня квалификации педагогов в сельских школах. Сельский учитель берет на себя ответственность и миссию по передаче знаний, воспитанию и играет решающую роль в повышении качества образования сельского населения. В настоящее время в Китае достигнуты некоторые успехи в формировании команды сельских учителей, но есть и проблемы. Системы образования России и Китая имеют много общего. Российско-китайские отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия вступают в новую эпоху, сотрудничество и обмены в области образования между двумя странами активно развиваются. Представление о развитии сельских учителей в Китае дает основу для сравнительных исследований, а также возможность сотрудничества в области образования на селе. В ходе исследования была поставлена цель выявить динамику и уровень развития педагогических кадров для сельской школы в условиях информатизации образования в Китае. Для достижения поставленной цели применялся анализ методических теорий и концепций; изучался, сравнивался и обобщался опыт работы педагогов в сельских школах.
В данной статье дано описание и приведено обоснование применению оценочного комплекса «Самодиагностика профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций». Модель оценки основана на требованиях профессионального стандарта руководителя образовательной организации. Критериями являются отдельные требования профессионального стандарта в двух позициях: «я знаю» и «я умею». Методика применима для оценки профессиональных компетенций руководителей, заместителей руководителей общеобразовательных организаций и кадрового резерва. В статье представлены результаты самодиагностики компетенций на примере руководителей сельских образовательных организаций. Выявлено, что респонденты лучше всего владеют умением вести финансово-хозяйственную деятельность, умеют работать в инновационном режиме, нацелены создавать безопасные условия. Наибольшие проблемы были выявлены со сформированностью компетенции «управление развитием». Для преодоления собственных дефицитов респонденты стремятся к самообразованию, участвуют в деятельности профессиональных сообществ. Применение данного диагностического инструмента показало, что уровень компетенций руководителей сельских школ Ярославской области оценивается как «достаточный» и «высокий», а также были выявлены профессиональные дефициты руководителей сельских школ и их зоны ближайшего развития. По результатам самодиагностики выявлены наиболее хорошо сформированные компетенции и обозначены дефицитарные зоны. Авторы подчеркивают, что самодиагностика не дает полных результатов о компетенциях руководителя и его профессиональных дефицитах, поэтому должна дополняться исследованием достигнутых результатов самой образовательной организации и дополнительными формами диагностик. Кроме того, результаты самодиагностики могут служить основой для разработки индивидуальных планов развития руководителей, определения потребностей в обучении и развитии, а также формирования программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Статья посвящена актуальной проблеме современности, связанной с формированием и развитием экранной культуры у студентов - будущих педагогов, поскольку в настоящее время невозможно представить образовательный процесс без использования экранной информации. Под экранной культурой в исследовании понимается сложнокомпонентное интегральное личностное качество, связанное с получением информации с экранов и преломляющееся через все традиционные компоненты базовой культуры. Перед системой педагогического образования высшей школы остро стоит вопрос, касающийся подготовки специалистов, способных целесообразно применять «экраны» в своей профессиональной деятельности как в крупных городах, так и в небольших населенных пунктах сельской местности. Для сельских школ проблема формирования экранной культуры субъектов образования стоит даже острее, чем для городских, в силу наличия, по данным многих исследований, определенного отставания сельской школы по уровню сформированности цифровой и информационной грамотности педагогов и обучающихся. Цель исследования состоит в проектировании, реализации и представлении обобщающих выводов по результатам анализа учебного занятия для студентов вузов педагогических направлений подготовки, направленного на мотивирование обучающихся к осмыслению собственной экранной культуры путем знакомства с сущностью феномена. Содержательными единицами, на основании которых студенты строили научное представление об экранной культуре, явились: понятие экранной культуры, история возникновения экранной культуры, место экранной культуры в базовой культуре личности и ее значение для профессиональной деятельности современного педагога. Разработанное учебное занятие сочетает различные формы организации учебно-познавательной деятельности (индивидуальная работа, работа в парах, работа в малых и больших группах) с использованием экранных средств и активных методов обучения. В результате целенаправленной работы по формированию представлений об экранной культуре обучающиеся на основе самоанализа отметили изменение самооценки уровня сформированности собственной экранной культуры, который в дальнейших исследованиях необходимо оценить при помощи объективных методов.
Цель статьи заключается в раскрытии методологических оснований и методов исследования процесса развития функциональной грамотности сельских школьников при его научно-методическом сопровождении опорной школой. В статье дается обоснование и характеристика применения таких методов исследования, как анализ теоретических источников по проблеме исследования, моделирование, изучение педагогического опыта, анкетирование. Дается описание инновационного опыта опорной школы города Котельнича Кировской области - инновационной площадки Научного центра Российской Академии Образования при Ярославском государственном педагогическом университете имени К. Д. Ушинского - по методическому взаимодействию с сельскими школами образовательного кластера. В статье раскрывается значение корпоративной подготовки для создания единого методического пространства образовательного кластера, содержится описание результатов анкетирования педагогов образовательного кластера по проблеме развития функциональной грамотности школьников, в котором приняли участие 94 респондента. Обосновывается и раскрывается деятельность опорной школы по научно-методическому сопровождению педагогов, исходя из выявленных в процессе анкетирования дефицитов. Опорной школой организуются научно-методические семинары, проводятся заседания координационного совета, создаются успешные образовательные практики, предлагаются индивидуальные консультации для учителей сельских школ, предложены информационные и методические материалы на сайте школы. На данном этапе исследования определены его промежуточные результаты, которые стали предметом обсуждения на заседаниях методических объединений, педагогических советов, научно-методических конференциях. В статье делается вывод о том, что современный педагог на основе теоретической и практической подготовки способен успешно решать новую дидактическую задачу - развивать функциональную грамотность школьников.
Статья посвящена особенностям формирования социального заказа на дополнительное образование детей, проживающих в условиях сельской местности. Подчеркнута важность удовлетворения социального заказа на дополнительное образование при введении системы персонифицированного учета. В ходе исследования установлено, что сельские дети, имея примерно такое же количество свободного времени, как и городские сверстники, меньше занимаются дополнительным образованием и самообразованием, но имеют больше времени для отдыха на открытом воздухе. Формулируя заказ на дополнительное образование, дети и их родители обращают внимание на количество и достаточность учреждений, направлений деятельности и программ, предлагаемых обучающимся к освоению. Частично недостаток учреждений и направлений дополнительного образования компенсируется неформальными формами получения образования. При определении перечня востребованных у сельских детей программ дополнительного образования была выявлена проблема сниженной мотивации детей, которая отражается в запросе на обучение. В статье систематизированы полученные в ходе исследования мнения респондентов о значимости дополнительного образования. Дети на первое место ставят процесс и формы организации деятельности, родители - удовлетворение интереса и результаты, педагоги - возможность развития личности. Представлены мнения респондентов о значении личности педагога в дополнительном образовании. Проанализировано, как изменяется оценка значимости дополнительного образования для ребенка в зависимости от его возраста. Разногласия в позициях субъектов могут стать причиной возникновения трудностей в формировании заказа на дополнительное образование. Результаты исследования могут быть учтены при управлении и разработке системы мониторинга удовлетворенности субъектов дополнительным образованием на селе.
В статье представлены результаты исследования эффектов участия городских и сельских детей и подростков с различным социально-экономическим статусом во внешкольных занятиях на академические результаты. Цель исследования заключалась в попытке проанализировать, как дополнительное образование может компенсировать различия в социально-экономическом статусе и территории проживания среди учащихся 4-11-х классов, опираясь на данные опроса 3427 учащихся и используя описательную аналитику, корреляционный и регрессионный анализы. Основные результаты показывают, что дети, проживающие в сельских территориях, с низким социально-экономическим статусом получают значительный эффект от внешкольных занятий, что свидетельствует о компенсирующей функции дополнительного образования. Участие во внешкольных занятиях положительно сказывается на академических результатах детей и подростков, независимо от их места жительства и социально-экономического статуса. Внешкольные занятия способствуют развитию навыков самоорганизации, коммуникации и критического мышления, что в свою очередь улучшает успеваемость учащихся. Исследование фиксирует связь территории проживания с различной структурой и качеством внешкольных занятий и подтверждает, что структурированные внешкольные занятия могут значительно улучшить результаты обучения, особенно для детей из сельской местности с низким социально-экономическим статусом. Исследование показывает, что место жительства влияет на доступность и качество внешкольных занятий. Оно также демонстрирует, что структурированные внешкольные занятия могут существенно повысить успеваемость, особенно для детей из сельской местности с низким социально-экономическим положением. Исследование подчеркивает необходимость образовательной политики, направленной на обеспечение доступности и равноправных возможностей дополнительного образования. Компенсирующий потенциал внешкольных занятий, выявленный в настоящем исследовании, указывает на ценный инструмент преодоления неравенства в образовании в различных социально-экономических контекстах.
Актуальность настоящего исследования вызвана необходимостью комплексного развития сельской школы России как образующего фактора территории с включенностью в процессы воспитания и образования местного сообщества, предприятий и организаций. Сельская школа в таком случае выступает как интегрирующее сельскую территорию учреждение, способствующее реализации нормативно-правовых документов РФ, ставящее цели и задачи развития не только России, но и конкретной местности - села, деревни, аула и т. п., поскольку именно школа, сотрудничая с местной инфраструктурой, имеет все знания и необходимые ресурсы для воспитания, обучения, подготовки местных, территориальных кадров. В своем Послании Федеральному Собранию в 2024 году президент РФ В. В. Путин отметил это как одну из приоритетных задач развития России. Развитие участия в процессах преобразования сельской местности России некоммерческих организаций (НКО), социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) представляется важным, необходимым и перспективным, поскольку именно они могут создать общий элемент взаимодействия между участниками системы образования России, помогать реализовывать федеральные, региональные и территориальные проекты, способствовать общему узнаванию сельской школы России, развивать отраслевое и межотраслевое взаимодействие, общественные взаимосвязи. В настоящей статье рассмотрим деятельность проекта «Сельские школы РФ» и его участие в социальном, культурном и экономическом преобразовании сельских территорий России, значение проекта для научной общественности и широкого круга лиц. Отметим, что в 2023 году, благодаря победе в конкурсе Президентского фонда культурных инициатив, проект «Сельские школы РФ» (заявитель - Фонд содействия развитию образования, культуры и спорта «Институт воспитания строителей страны») стал социально-ориентированным.
Издательство
- Издательство
- ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
- Регион
- Россия, Ярославль
- Почтовый адрес
- 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д.108/1
- Юр. адрес
- 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д.108/1
- ФИО
- Груздев Михаил Вадимович (Ректор университета)
- E-mail адрес
- rector@yspu.org
- Контактный телефон
- +7 (485) 2305661
- Сайт
- http://yspu.yar.ru/