В статье представлены результаты исследования эффектов участия городских и сельских детей и подростков с различным социально-экономическим статусом во внешкольных занятиях на академические результаты. Цель исследования заключалась в попытке проанализировать, как дополнительное образование может компенсировать различия в социально-экономическом статусе и территории проживания среди учащихся 4-11-х классов, опираясь на данные опроса 3427 учащихся и используя описательную аналитику, корреляционный и регрессионный анализы. Основные результаты показывают, что дети, проживающие в сельских территориях, с низким социально-экономическим статусом получают значительный эффект от внешкольных занятий, что свидетельствует о компенсирующей функции дополнительного образования. Участие во внешкольных занятиях положительно сказывается на академических результатах детей и подростков, независимо от их места жительства и социально-экономического статуса. Внешкольные занятия способствуют развитию навыков самоорганизации, коммуникации и критического мышления, что в свою очередь улучшает успеваемость учащихся. Исследование фиксирует связь территории проживания с различной структурой и качеством внешкольных занятий и подтверждает, что структурированные внешкольные занятия могут значительно улучшить результаты обучения, особенно для детей из сельской местности с низким социально-экономическим статусом. Исследование показывает, что место жительства влияет на доступность и качество внешкольных занятий. Оно также демонстрирует, что структурированные внешкольные занятия могут существенно повысить успеваемость, особенно для детей из сельской местности с низким социально-экономическим положением. Исследование подчеркивает необходимость образовательной политики, направленной на обеспечение доступности и равноправных возможностей дополнительного образования. Компенсирующий потенциал внешкольных занятий, выявленный в настоящем исследовании, указывает на ценный инструмент преодоления неравенства в образовании в различных социально-экономических контекстах.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.20323/2686-8652-2024-2-20-17
- eLIBRARY ID
- 67954869
Изучение практик участия детей и подростков в дополнительном образовании и репетиторстве – активно развивающаяся область исследований [Posner, 1994; Stevens, 1994; Cooper, 1999; Junge, 2003; Mahoney, 2005; Mena, 2017; Иванюшина, 2014; Косарецкий, 2016; Собкин, 2018; Поливанова, 2020]. Интерес исследователей фокусируется на эффектах участия в структурированных занятиях для развития и социализации детей и подростков [Eccles, 1999; Chambers, 2004; Золотарёва, 2014; Kremer, 2015]. В частности, выявлена положительная связь с академической успеваемостью школьников [Holland, 1987; Seow, 2014]. В то же время отдельные исследования рассматривают конкретные направления внешкольных занятий (спорт, искусство) и их связь с академическими результатами, которая является не универсальной, но может быть обусловлена полом и возрастом ребенка, продолжительностью программы и ее качеством, в том числе в контексте территории реализации – в городе или сельской местности [Bradley, 2016; Abizada, 2020; Ishiguro, 2023].
Список литературы
-
Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/?ysclid=lvthdq8gpa949388653 (дата обращения: 19.03.2024).
-
Александров Д. А. Связь внеклассных занятий с учебными успехами и самооценкой подростков / Д. А. Александров, К. А. Тенишева, С. С. Савельева // Вопросы образования. 2017. № 4. С. 217-241. EDN: XPUYNV
-
Анчиков К. М. Дополнительное образование сельских детей: доступность, содержание и формы / К. М. Анчиков, М. Е. Гошин, С. Г. Косарецкий // Педагогика сельской школы. 2022. № 2(12). С. 46-58. EDN: CREKMZ
-
Байбородова Л. В. Педагогическое обеспечение доступности дополнительного образования сельских школьников // Вестник Вятского государственного университета. 2018. № 4. С. 105-118. EDN: VMJXLF
-
Байбородова Л. В. Особенности организации дополнительного образования в сельской местности / Л. В. Байбородова, Т. В. Лушникова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25. № 3. С. 12-17. EDN: QWPQAG
-
Зборовский Г. Е. Учащаяся молодежь: от образовательной неуспешности к образовательной успешности. Москва: Арт-Пресс, 2021. 542 с. EDN: TEOSQU
-
Золотарева А. В. Модели социализации детей, обучающихся по программам дополнительного образования // Образование личности. 2014. № 1. С. 18-25. EDN: TEXJBN
-
Иванов И. Ю. Внешкольное образование в зарубежных исследованиях: определения и характеристики // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 2. № 6. С. 112-124. EDN: KXZSLZ
-
Иванюшина В. А. Социализация через неформальное образование: внеклассная деятельность российских школьников / В. А. Иванюшина, Д. А. Александров // Вопросы образования. 2014. № 3. С. 174-197. EDN: SXHKDN
-
Кавера В. А. Учреждения дополнительного образования как школа взросления детей и подростков в условиях мегаполиса // Большой Конференц-Зал: дополнительное образование - векторы развития. 2018. № 2. С. 11-17. EDN: YQCWQX
-
Косарецкий С. Г. Особенности участия детей в дополнительном образовании, обусловленные различиями в культурно-образовательном и имущественном статусе семей и месте проживания / С. Г. Косарецкий, Б. В. Куприянов, Д. С. Филиппова // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 168-188. EDN: VSARUX
-
Логунова Е. В. Роль сферы дополнительного образования в процессе формирования российской национальной идентичности // Научные тенденции: Педагогика и психология. 2017. С. 31-34. EDN: YPTUSH
-
Мерцалова Т. А. Основные тенденции развития дополнительного образования детей / Т. А. Мерцалова, С. Г. Косарецкий, К. М. Анчиков, М. Е. Гошин, Н. А. Сенина; под науч. ред. Т. А. Мерцаловой // Современная аналитика образования. № 3 (71). Вып. 3 (71). Москва: НИУ ВШЭ, 2023. С. 90-104.
-
Поливанова К. Образование за стенами школы. Как родители проектируют образовательное пространство детей / К. Поливанова, А. Бочавер, К. Павленко, Е. Сивак. URL: https://www.litres.ru/book/a-a-bochaver/obrazovanie-za-stenami-shkoly-kak-roditeli-proektiruut-obrazo-56002183/(дата обращения: 19.03.2024). EDN: ESPHRB
-
Результаты общероссийской оценки по модели PISA. Москва: ФИОКО, 2022. 675 с.
-
Собкин В. С. Отношение участников образовательного процесса к информационно-коммуникационным технологиям / В. С. Собкин, Д. В. Адамчук. Москва: Нац. фонд подгот. кадров: Центр социологии образования РАО, 2006. 180 с. EDN: SAODSB
-
Собкин В. С. Отношение к дополнительному образованию учащихся основной и старшей школы: социально-психологические аспекты / В. С. Собкин, Е. А. Калашникова // Национальный психологический журнал. 2018. № 1 (29). С. 63-76. EDN: XNRPTN
-
Тавстуха О. Г. Обзор исследований способов преодоления учебной неуспешности учащихся / О. Г. Тавстуха, Е. А. Ганаева, А. А. Муратова, Л. Ю. Шавшаева, Е. Г. Матвиевская // Science for Education Today. 2022. Т. 12, № 6. С. 32-54. EDN: IKFZGR
-
Тищенко А. С. Доступность общего образования и дополнительного образования детей в оценке родителей школьников / А. С. Тищенко, С. Е. Новикова, С. Г. Токарева. URL: https://ipei.ranepa.ru/ru/sobytiya-ceno/6280-aktualnye-voprosy-obshchego-obrazovaniya-i-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej-v-otsenke-roditelej-shkolnikov-chto-izmenilos (дата обращения: 19.03.2024).
-
Хромова А. Роль культурно-досуговой деятельности при работе с молодыми семьями // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1 (86). С. 138-140. EDN: RTTNUC
-
Abizada A., Gurbanova U., Iskandarova A., & Nadirzada N. The ef-fect of extracurricular activities on academic performance in secondary school: The case of Azerbaijan // International Review of Education. 2020. Т. 66. № 4. С. 487-507. EDN: VMUGXZ
-
Baker D. P., Akiba M., LeTendre G. K., & Wiseman A. W. World-wide shadow education: Outside-school learning, institutional quality of schooling, and cross-national mathematics achievement // Educational evaluation and policyanalysis. 2001. Т. 23. № 1. С. 1-17.
-
Bartkus K. R. et al. Clarifying the meaning of extracurricular activity: A literature review of definitions // American Journal of Business Education (AJBE). 2012. Т. 5, № 6. С. 693-704.
-
Bradley J. L., Conway P. F. A dual step transfer model: Sport and non-sport extracurricular activities and the enhancement of academic achievement // British Educational Research Journal. 2016. Т. 42. № 4. С. 703-728.
-
Bray M. The impact of shadow education on student academic achieve-ment: Why the research is inconclusive and what can be done about it //Asia Pacific Education Review. 2014. Т. 15. С. 381-389. EDN: MCMOUR
-
Bray M. Researching shadow education: Methodological challenges and directions // Asia Pacific Education Review. 2010. Т. 11. С. 3-13. EDN: FEPQEL
-
Chambers E. A., Schreiber J. B. Girls' academic achievement: varying associations of extracurricular activities // Gender and education. 2004. Т. 16, № 3. С. 327-346.
-
Chunling L. Trends in educational inequality in different eras (1940-2010)-A re-examination of opportunity inequalities in urban-rural education // Chinese Education & Society. 2015. Т. 48. № 3. С. 163-182.
-
Cooper H. et al. Relationships between five after-school activities and academic achievement // Journal of educational psychology. 1999. Т. 91. № 2. С. 369.
-
De Graaf N. D., De Graaf P. M., Kraaykamp G. Parental cultural capital and educational attainment in the Netherlands: A refinement of the cultural capital perspective // Sociology of education. 2000. С. 92-111.
-
Din F. S. Sport activities versus academic achievement for rural high school students // National Forum of Applied Educational Research Journal-Electronic. 2005. Т. 19, № 3E. С. 1-11.
-
Eccles J. S., Barber B. L. Student council, volunteering, basketball, ormarching band: What kind of extracurricular involvement matters? // Journal of adolescent research. 1999. Т. 14. № 1. С. 10-43. EDN: JMZUCV
-
Echazarra A., Radinger T. Learning in rural schools: Insights from PISA, TALIS and the literature. 2019.
-
Holland A., Andre T. Athletic participation and the social status of adolescent males and females // Youth & Society. 1994. Т. 25. № 3. С. 388-407. EDN: JQPDKV
-
Heath R. D., Anderson C., Turner A. C., & Payne C. M. Extracurricular activities and disadvantaged youth: A complicated-but promising-story //Urban Education. 2022. Т. 57. № 8. С. 1415-1449.
-
Ishiguro C., Ishihara T., Morita N. Extracurricular music and visual arts activities are related to academic performance improvement in school-aged children //npj Science of Learning. 2023. Т. 8. № 1. С. 7. EDN: PVACTA
-
Jæger M. M. Does cultural capital really affect academic achievement? New evidence from combined sibling and panel data //Sociology of education. 2011. Т. 84. № 4. С. 281-298.
-
Junge S. K., Manglallan S., Raskauskas J. Building life skills through afterschool participation in experiential and cooperative learning // Child Study Journal. 2003. Т. 33. № 3. С. 165-175.
-
Kravchenko Z., Nygård O. Extracurricular activities and educational ouctomes: evidence from high-performing schools in St Petersburg, Russia // International Studies in Sociology of Education. 2023. Т. 32. № 4. С. 1106-1125. EDN: ETGSBH
-
Kremer K. P. et al. Effects of after-school programs with at-risk youth on attendance and externalizing behaviors: A systematic review and meta-analysis // Journal of youth and adolescence. 2015. Т. 44. С. 616-636. EDN: AMHYJQ
-
Kuncel N. R., Credé M., Thomas L. L. The validity of self-reported grade point averages, class ranks, and test scores: A meta-analysis and review of the literature // Review of educational research. 2005. Т. 75. № 1. С. 63-82. EDN: JTSWIX
-
Loyalka P., Zakharov A. Does shadow education help students prepare for college? Evidence from Russia // International Journal of Educational Development. 2016. Т. 49. С. 22-30. EDN: WQNQBV
-
Mahoney J. L. et al. Organized activities as developmental contexts for children and adolescents //Organized activities as contexts of development: Extracurricular activities, after-school and community programs. 2005. С. 3-22.
-
Marsh H., Kleitman S. Extracurricular school activities: The good, the bad, and the nonlinear // Harvard educational review. 2002. Т. 72, № 4. С. 464-515. EDN: GMEFTD
-
Mena J. A. Latino parent home-based practices that bolster student academic persistence // Hispanic Journal of Behavioral Sciences. 2011. Т. 33, № 4. С. 490-506.
-
Pino-Juste M., Alvariñas-Villaverde M., Lavandeira L. P. Extracurricular activities and academic motivation for rural area students // The International Journal of Interdisciplinary Educational Studies. 2020. Т. 15, № 1. С. 35.
-
Posner J. K., Vandell D. L. Low income children's after school care: Are there beneficial effects of after school programs? // Child development. 1994. Т. 65, № 2. С. 440-456.
-
Radinger T., Boeskens L. More time at school: Lessons from case studies and research on extended school days. 2021.
-
Seow P. S., Pan G. A literature review of the impact of extracurricular activities participation on students' academic performance // Journal of education for business. 2014. Т. 89, № 7. С. 361-366.
-
Stevens N. G., Peltier G. L. A review of research on small-school student participation in extracurricular activities // Journal of research in rural education. 1994. Т. 10, № 2. С. 116-120.
-
Suizzo M. A., Stapleton L. M. Home based parental involvement in young children's education: Examining the effects of maternal education across US ethnic groups // Educational Psychology. 2007. Т. 27. № 4. С. 533-556.
-
Zhang W., Bray M.Comparative research on shadow education: Achievements, challenges, and the agenda ahead // European Journal of education. 2020. Т. 55. № 3. С. 322-341.
-
Yang Y. Measuring socioeconomic status and its effects at individual and collective levels: A cross-country comparison. Gothenburg: Gothenburg Studies in Educational Sciences. Acta Universitatis Gothoburgensis 2003.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассмотрено состояние и теоретическая основа подготовки педагогических кадров для сельской школы в контексте информатизации образования в Китае, проанализированы мероприятия, которые Китай проводит для того, чтобы повышать квалификацию учителей сельских школ. Ускорение процессов информатизации и цифровизации системы образования является одним из важнейших условий достижения целей экономических и образовательных реформ в Китае. Педагог - участник, практик и проводник реформы образования. В этой связи важная роль отводится повышению уровня квалификации педагогов в сельских школах. Сельский учитель берет на себя ответственность и миссию по передаче знаний, воспитанию и играет решающую роль в повышении качества образования сельского населения. В настоящее время в Китае достигнуты некоторые успехи в формировании команды сельских учителей, но есть и проблемы. Системы образования России и Китая имеют много общего. Российско-китайские отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия вступают в новую эпоху, сотрудничество и обмены в области образования между двумя странами активно развиваются. Представление о развитии сельских учителей в Китае дает основу для сравнительных исследований, а также возможность сотрудничества в области образования на селе. В ходе исследования была поставлена цель выявить динамику и уровень развития педагогических кадров для сельской школы в условиях информатизации образования в Китае. Для достижения поставленной цели применялся анализ методических теорий и концепций; изучался, сравнивался и обобщался опыт работы педагогов в сельских школах.
В данной статье дано описание и приведено обоснование применению оценочного комплекса «Самодиагностика профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций». Модель оценки основана на требованиях профессионального стандарта руководителя образовательной организации. Критериями являются отдельные требования профессионального стандарта в двух позициях: «я знаю» и «я умею». Методика применима для оценки профессиональных компетенций руководителей, заместителей руководителей общеобразовательных организаций и кадрового резерва. В статье представлены результаты самодиагностики компетенций на примере руководителей сельских образовательных организаций. Выявлено, что респонденты лучше всего владеют умением вести финансово-хозяйственную деятельность, умеют работать в инновационном режиме, нацелены создавать безопасные условия. Наибольшие проблемы были выявлены со сформированностью компетенции «управление развитием». Для преодоления собственных дефицитов респонденты стремятся к самообразованию, участвуют в деятельности профессиональных сообществ. Применение данного диагностического инструмента показало, что уровень компетенций руководителей сельских школ Ярославской области оценивается как «достаточный» и «высокий», а также были выявлены профессиональные дефициты руководителей сельских школ и их зоны ближайшего развития. По результатам самодиагностики выявлены наиболее хорошо сформированные компетенции и обозначены дефицитарные зоны. Авторы подчеркивают, что самодиагностика не дает полных результатов о компетенциях руководителя и его профессиональных дефицитах, поэтому должна дополняться исследованием достигнутых результатов самой образовательной организации и дополнительными формами диагностик. Кроме того, результаты самодиагностики могут служить основой для разработки индивидуальных планов развития руководителей, определения потребностей в обучении и развитии, а также формирования программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Статья посвящена актуальной проблеме современности, связанной с формированием и развитием экранной культуры у студентов - будущих педагогов, поскольку в настоящее время невозможно представить образовательный процесс без использования экранной информации. Под экранной культурой в исследовании понимается сложнокомпонентное интегральное личностное качество, связанное с получением информации с экранов и преломляющееся через все традиционные компоненты базовой культуры. Перед системой педагогического образования высшей школы остро стоит вопрос, касающийся подготовки специалистов, способных целесообразно применять «экраны» в своей профессиональной деятельности как в крупных городах, так и в небольших населенных пунктах сельской местности. Для сельских школ проблема формирования экранной культуры субъектов образования стоит даже острее, чем для городских, в силу наличия, по данным многих исследований, определенного отставания сельской школы по уровню сформированности цифровой и информационной грамотности педагогов и обучающихся. Цель исследования состоит в проектировании, реализации и представлении обобщающих выводов по результатам анализа учебного занятия для студентов вузов педагогических направлений подготовки, направленного на мотивирование обучающихся к осмыслению собственной экранной культуры путем знакомства с сущностью феномена. Содержательными единицами, на основании которых студенты строили научное представление об экранной культуре, явились: понятие экранной культуры, история возникновения экранной культуры, место экранной культуры в базовой культуре личности и ее значение для профессиональной деятельности современного педагога. Разработанное учебное занятие сочетает различные формы организации учебно-познавательной деятельности (индивидуальная работа, работа в парах, работа в малых и больших группах) с использованием экранных средств и активных методов обучения. В результате целенаправленной работы по формированию представлений об экранной культуре обучающиеся на основе самоанализа отметили изменение самооценки уровня сформированности собственной экранной культуры, который в дальнейших исследованиях необходимо оценить при помощи объективных методов.
В статье обосновывается актуальность формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей как главного целевого ориентира в воспитании школьников. Одним из важнейших комплексных средств решения указанной проблемы в условиях села является школьный музей. Рассматриваются воспитательные возможности музея, характеризуется его особый социально-педагогический статус в условиях сельской школы, определяются целевые ориентиры в его деятельности. Подчеркивается значимость музейной деятельности для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов сельских школьников, если реализуются соответствующие требования при организации работы музея. Рассматривается содержание деятельности школьного музея, интегрирующего ресурсы школы и социума для воспитания школьников, определяются направления музейной деятельности (поисковое, познавательное, экскурсионное, исследовательское, трудовое, театральное и др.). Особое внимание уделяется формам, методам, технологиям деятельности обучающихся, взаимодействию взрослых и детей, в частности проектной деятельности, которая относится к субъектно-ориентированным технологиям и обеспечивает формирование субъектной позиции участников. В статье приводятся примеры проектов, которые интегрируют различные сферы деятельности детей, средства учебной и внеурочной деятельности школьников. В статье также выделены особенности музея как средства развития воспитательной системы сельской школы. Школьный музей - это транслятор традиционных российских духовно-нравственных ценностей, организатор совместной деятельности, координатор гражданского и патриотического воспитания в образовательной организации, интегратор учебной, внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся. Он объединяет ресурсы школы и социума для духовно-нравственного воспитания школьников и сельского населения; обеспечивает непрерывность и преемственность формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Цель статьи заключается в раскрытии методологических оснований и методов исследования процесса развития функциональной грамотности сельских школьников при его научно-методическом сопровождении опорной школой. В статье дается обоснование и характеристика применения таких методов исследования, как анализ теоретических источников по проблеме исследования, моделирование, изучение педагогического опыта, анкетирование. Дается описание инновационного опыта опорной школы города Котельнича Кировской области - инновационной площадки Научного центра Российской Академии Образования при Ярославском государственном педагогическом университете имени К. Д. Ушинского - по методическому взаимодействию с сельскими школами образовательного кластера. В статье раскрывается значение корпоративной подготовки для создания единого методического пространства образовательного кластера, содержится описание результатов анкетирования педагогов образовательного кластера по проблеме развития функциональной грамотности школьников, в котором приняли участие 94 респондента. Обосновывается и раскрывается деятельность опорной школы по научно-методическому сопровождению педагогов, исходя из выявленных в процессе анкетирования дефицитов. Опорной школой организуются научно-методические семинары, проводятся заседания координационного совета, создаются успешные образовательные практики, предлагаются индивидуальные консультации для учителей сельских школ, предложены информационные и методические материалы на сайте школы. На данном этапе исследования определены его промежуточные результаты, которые стали предметом обсуждения на заседаниях методических объединений, педагогических советов, научно-методических конференциях. В статье делается вывод о том, что современный педагог на основе теоретической и практической подготовки способен успешно решать новую дидактическую задачу - развивать функциональную грамотность школьников.
Статья посвящена особенностям формирования социального заказа на дополнительное образование детей, проживающих в условиях сельской местности. Подчеркнута важность удовлетворения социального заказа на дополнительное образование при введении системы персонифицированного учета. В ходе исследования установлено, что сельские дети, имея примерно такое же количество свободного времени, как и городские сверстники, меньше занимаются дополнительным образованием и самообразованием, но имеют больше времени для отдыха на открытом воздухе. Формулируя заказ на дополнительное образование, дети и их родители обращают внимание на количество и достаточность учреждений, направлений деятельности и программ, предлагаемых обучающимся к освоению. Частично недостаток учреждений и направлений дополнительного образования компенсируется неформальными формами получения образования. При определении перечня востребованных у сельских детей программ дополнительного образования была выявлена проблема сниженной мотивации детей, которая отражается в запросе на обучение. В статье систематизированы полученные в ходе исследования мнения респондентов о значимости дополнительного образования. Дети на первое место ставят процесс и формы организации деятельности, родители - удовлетворение интереса и результаты, педагоги - возможность развития личности. Представлены мнения респондентов о значении личности педагога в дополнительном образовании. Проанализировано, как изменяется оценка значимости дополнительного образования для ребенка в зависимости от его возраста. Разногласия в позициях субъектов могут стать причиной возникновения трудностей в формировании заказа на дополнительное образование. Результаты исследования могут быть учтены при управлении и разработке системы мониторинга удовлетворенности субъектов дополнительным образованием на селе.
Актуальность настоящего исследования вызвана необходимостью комплексного развития сельской школы России как образующего фактора территории с включенностью в процессы воспитания и образования местного сообщества, предприятий и организаций. Сельская школа в таком случае выступает как интегрирующее сельскую территорию учреждение, способствующее реализации нормативно-правовых документов РФ, ставящее цели и задачи развития не только России, но и конкретной местности - села, деревни, аула и т. п., поскольку именно школа, сотрудничая с местной инфраструктурой, имеет все знания и необходимые ресурсы для воспитания, обучения, подготовки местных, территориальных кадров. В своем Послании Федеральному Собранию в 2024 году президент РФ В. В. Путин отметил это как одну из приоритетных задач развития России. Развитие участия в процессах преобразования сельской местности России некоммерческих организаций (НКО), социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) представляется важным, необходимым и перспективным, поскольку именно они могут создать общий элемент взаимодействия между участниками системы образования России, помогать реализовывать федеральные, региональные и территориальные проекты, способствовать общему узнаванию сельской школы России, развивать отраслевое и межотраслевое взаимодействие, общественные взаимосвязи. В настоящей статье рассмотрим деятельность проекта «Сельские школы РФ» и его участие в социальном, культурном и экономическом преобразовании сельских территорий России, значение проекта для научной общественности и широкого круга лиц. Отметим, что в 2023 году, благодаря победе в конкурсе Президентского фонда культурных инициатив, проект «Сельские школы РФ» (заявитель - Фонд содействия развитию образования, культуры и спорта «Институт воспитания строителей страны») стал социально-ориентированным.
Издательство
- Издательство
- ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
- Регион
- Россия, Ярославль
- Почтовый адрес
- 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д.108/1
- Юр. адрес
- 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д.108/1
- ФИО
- Груздев Михаил Вадимович (Ректор университета)
- E-mail адрес
- rector@yspu.org
- Контактный телефон
- +7 (485) 2305661
- Сайт
- http://yspu.yar.ru/