Цифровая трансформация, пересмотр принципов Болонской системы, новые направления академических контактов - далеко не полный перечень вызовов, стоящих перед вузами России. Отвечать на них в первую очередь приходится преподавателям высшей школы, что чревато повышенным уровнем стресса и требует более внимательного контроля за динамикой общей удовлетворенности работой (УР) профессорско-преподавательского состава (ППС). Несмотря на наличие исследований, посвященных УР в вузе, их взаимная верификация затруднена, так как общая теоретико-методологическая рамка такого рода исследований отсутствует, а набор показателей УР, как правило, не адаптирован для российских реалий. Кроме того, большой проблемой опросов преподавателей высшей школы является административная дистанция между инициаторами или заказчиками исследования и самими преподавателями, превращенными в объект исследования со сниженной агентностью. Авторы данной статьи предлагают подход, основанный на опыте проведения мониторинга отношения ППС к актуальным вызовам, который бы сочетал количественные и качественные методы опроса и ориентировался на универсальные домены УР в вузе. На взгляд авторов, такой подход может способствовать переходу преподавателя-респондента с пассивной позиции объекта исследования на активную позицию его участника и стать залогом оптимизации условий труда ППС. Выбор релевантных доменов УР, всесторонне характеризующих условия труда преподавателя в высшей школе, должен быть обоснован в ходе серии апробирующих исследований, а главное - внутренней дискуссии отраслевой социологии.
Идентификаторы и классификаторы
Сфера высшего образования в России последовательно сталкивалась с разнообразными вызовами: по завершении пандемии и связанного с ней перехода к дистанционному обучению начались
дискуссии об эффективности Болонской системы, а также целесообразности перенесения научно-образовательных контактов с глобального Запада на глобальный Восток.
Список литературы
- Бабак Л.Н., Хегай Е.В., Мухсян Т.В. Сообщество практиков: создание и распространение знаний // Креативная экономика. 2018. № 10. С. 1587-1598. DOI: 10.18334/ce.12.10.39484 EDN: VMLBTU Babak L.N., Khegai E.V., Mukhsyan T.V. Community of practice: creation and dissemination of knowledge. Kreativnaya Ekonomika. 2018. No. 10. P. 1587-1598. (In Russ.). DOI: 10.18334/ce.12.10.39484 EDN: VMLBTU
- Ефимова Г.З., Латышев А.С. Удовлетворенность трудом у работников высшего учебного заведения // Вопросы образования. 2023. № 1. С. 72-108. DOI: 10.17323/1814-9545-2023-1-72-108 EDN: KYIXFQ Efimova G.Z., Latyshev A.S. Job satisfaction among employees of higher educational institutions. Voprosy obrazovaniya. 2023. No. 1. P. 72-108. (In Russ.). DOI: 10.17323/1814-9545-2023-1-72-108 EDN: KYIXFQ
- Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Мобилизация ресурсности научно-педагогического сообщества в российских вузах: от проблемы к концепции // Социологический журнал. 2023. Том 29. № 1. С. 78-96. DOI: 10.19181/socjour.2023.29.1.4 EDN: JKZUTK Zborovsky G.E., Ambarova P.A. Mobilizing the resource capacity of the scientific and pedagogical community in Russian universities: from problem to concept. Sotsiologicheskiy Zhurnal = Sociological Journal. 2023. Vol. 29. No. 1. P. 78-96. 10.19181/socjour.2023.29.1.4 (In Russ.). DOI: 10.19181/socjour.2023.29.1.4InRuss EDN: JKZUTK
- Михалкина Е.В., Скачкова Л.С., Дюжиков С.А. Удовлетворенность трудом в академической сфере // Terra Economicus. 2020. № 18 (3). С. 160-181. DOI: 10.18522/2073-6606-2020-18-3-160-181 EDN: ARMOMM Mikhalkina E.V., Skachkova L.S., Dyuzhikov S.A. Job satisfaction in the academic sphere. Terra Economicus. 2020. No. 18 (3). P. 160-181. (In Russ.). DOI: 10.18522/2073-66062020-18-3-160-181
- Рогозин Д.М. Представления преподавателей вузов о будущем дистанционного образования // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 31-51. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-1-31-51 EDN: NJLSZU
Rogozin D.M. University teachers’ ideas about the future of distance education. Voprosy obrazovaniya. 2021. No. 1. P. 31-51. (In Russ.). DOI: 10.17323/1814-9545-2021-1-31-51 EDN: NJLSZU - Рогозин Д.М., Солодовникова О.Б. Зум и безумие в высшей школе. М., 2023. [Рукопись]. Rogozin D.M., Solodovnikova O.B. Zum i bezumie v vysshei shkole. [Zoom and madness in high school.] Moscow, 2023. [Manuscript] (In Russ.).
- Рогозин Д.М., Солодовникова О. Б., Ипатова А.А. Как преподаватели вузов воспринимают цифровую трансформацию высшего образования // Вопросы образования. 2022. № 1. C. 271-300. DOI: 10.17323/1814-9545-2022-1-271-300 EDN: KLQTLU Rogozin D.M., Solodovnikova O.B., Ipatova A.A. How university teachers view the digital transformation of higher education. Voprosy obrazovaniya. 2022. No. 1. P. 271-300. (In Russ.). DOI: 10.17323/1814-9545-2022-1-271-300 EDN: KLQTLU
- Рудаков В.Н. Удовлетворенность работой, карьерные стратегии и планы преподавателей российских вузов // Информационный бюллетень НИУ ВШЭ. 2021. № 9. - 36 c. DOI: 10.17323/978-5-7598-2592-0 EDN: ZAOPHP Rudakov V.N. Job satisfaction, career strategies and plans of teachers of Russian universities. Informatsionnyi byulleten’ NIU VShE. [Information bulletin of the National Research University Higher School of Economics.] 2021. No. 9. 36 p. (In Russ.). DOI: 10.17323/978-5-75982592-0
- Ядов В.А., Здравомыслов А.Г. Человек и его работа: социологическое исследование. М.: Мысль, 1967. - 392 с. Yadov V.A., Zdravomyslov A.G. Chelovek i ego rabota: sotsiologicheskoe issledovanie. [Man and his work: a sociological study.] Moscow: Mysl’ publ., 1967. 392 p. (In Russ.).
-
Ablanedo-Rosas J.H., Blevins R.C., Gao H., et al. The impact of occupational stress on academic and administrative staff, and on students: An empirical case analysis // Journal of Higher Education Policy and Management. 2021. Vol. 33. No. 5. P. 553-564. DOI: 10.1080/1360080X.2011.605255
-
Bakker A.B., Demerouti E. Job Demands-Resources Theory // Wellbeing. A Complete Reference Guide / Ed. by C. Cooper, P. Chen. Chichester, UK: Wiley-Blackwel. 2014. P. 37-64. DOI: 10.1002/9781118539415.wbwell019
-
Cristea M., Babajide O.A. Impostor Phenomenon: Its Prevalence Among Academics and the Need for a Diverse and Inclusive Working Environment in British Higher Education // The Palgrave Handbook of Imposter Syndrome in Higher Education / Ed. by M. Addison, M. Breeze, Y. Taylor. Cham: Palgrave Macmillan, 2022. P. 55-73. DOI: 10.1007/978-3-030-86570-2_4
-
Evetts J. A new Professionalism? Challenges and Opportunities // Current Sociology. 2011. Vol. 59. No. 4. P. 406-422. DOI: 10.1177/0011392111402585
-
Evetts J. New Professionalism and New Public Management: Changes, Continuities and Consequences // Comparative Sociology. 2009. Vol. 8. No. 2. P. 247-266. DOI: 10.1163/156913309x421655
-
Hagedorn L.S. Conceptualizing faculty job satisfaction: Components, theo ries, and outcomes // New directions for institutional research. 2000. Vol. 2000 (105). P. 5-20. DOI: 10.1002/ir.10501
-
Herzberg F., Mausner B., Snyderman B.B. The motivation to work. New Brunswick: Transaction Publishers, 1993. - 184 p. DOI: 10.4324/9781315124827
-
Hurd F., Singh S. "Something has to change": A collaborative journey towards academic well-being through critical refexive practice // Management Learning. 2021. Vol. 52. No. 3. P. 347-363. DOI: 10.1177/1350507620970723 EDN: IYDKSO
-
Machado-Taylor M.L., et al. Academic job satisfaction and motivation: findings from a nationwide study in Portuguese higher education // Studies in Higher Education. 2016. Vol. 41. P. 541-559. DOI: 10.1080/03075079.2014.942265
-
Mudrak J., et al. A Self-determined Profession? Perceived Work Conditions and the Satisfaction Paradox among Czech Academic Faculty // Czech Sociological Review. 2020. Vol. 56. P. 387-418. DOI: 10.13060/csr.2020.023 EDN: LAYKYQ
-
Mudrak J., Zabrodska K., Kveton P., et al. Occupational well-being among university faculty: A job demands-resources model // Research in Higher Education. 2018. Vol. 59 (3). P. 325-348. DOI: 10.1007/s11162-017-9467-x EDN: CJPYPA
-
Nkomo S.M. The seductive power of academic journal rankings: Challenges of searching for the other-wise // Academy of Management Learning and Education. 2008. Vol. 8. No. 1. P. 106-121. DOI: 10.5465/AMLE.2009.37012184
-
Smith T., Salo P., Grootenboer P. Staying alive in academia: Collective praxis at work // Pedagogy, Culture and Society. 2010. Vol. 18. No. 1. P. 55-66. DOI: 10.1080/14681360903556830
-
Sousa-Poza A., Sousa-Poza А. Well-being at work: A cross-national analysis of the levels and determinants of job satisfaction // Journal of Socio-Economics. Vol. 29. P. 517-538. DOI: 10.1016/S1053-5357(00)00085-8
-
Spilker M., Prinsen F., Kalz M. Valuing technology-enhanced academic conferences for continuing professional development. A systematic litera ture review // Professional Development in Education. 2020. Vol. 46. No. 3. P. 482-499. DOI: 10.1080/19415257.2019.1629614
-
Super D.E. A life-span, life-space approach to career development // Journal of Vocational Behavior. 1989. Vol. 16. P. 282-298. DOI: 10.1016/00018791(80)90056-1
-
Taberner A.M. The marketisation of the English higher education sector and its impact on academic staff and the nature of their work // International Journal of Organizational Analysis. 2018. Vol. 26. No. 1. P. 129-152. DOI: 10.1108/IJOA-07-2017-1198
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена такому научно-социальному феномену советского времени, как заводская социология. История становления и упадка этой интереснейшей прикладной дисциплины прослежена на примере города Бийска - одного из ведущих центров советской оборонной промышленности 1960-1980-х гг. В основу статьи положены личные воспоминания Сергея Орлова и Людмилы Мрачковской, которые в 1970-1980-е гг. трудились заводскими социологами на таких крупных предприятиях, как НПО «Алтай», Бийский химический комбинат и Бийский олеумный завод. В качестве нового источника информации о работе заводских социологов в научный оборот введены публикации из многотиражной газеты Бийского олеумного завода «За прогресс», которые помогают восстановить картину проблем, волновавших руководство советских предприятий. В заключение выдвигается несколько гипотез, призванных обозначить горизонт дальнейших исследований по теме заводской социологии.
Статья является продолжением исследования эволюции социальной мысли С. Л. Франка, результаты которого начали публиковаться в предыдущем номере. В данной статье рассматривается концепция социальной философии С.Л. Франка, изложенная в его труде «Духовные основы общества». Главные идеи его концепции сопоставляются со взглядами Г. Зиммеля, Э. Гуссерля, М. Шелера. Автор приходит к выводу, что в основе социально-философской доктрины Франка лежит идея «богоподобного» («теоморфного») человека, постепенно преодолевающего в обществе и истории свою эмпирическую, естественно-животную природу и обретающего самого себя как личность в стремлении к Богу - высшей основе мироздания. Общественное и духовное бытие сливаются у Франка в онтологическое единство, которое фундировано в бытии человека - в истории его общества как «феноменологии духа» и «драматической судьбе Бога в сердце человека», а также в его «живом знании» о себе как «медиуме», «проводнике» высших начал и ценностей. Концепция социальной философии Франка сложилась, по мнению автора, под влиянием «философско-социологических» установок Г. Зиммеля, трансцендентальной феноменологии Э. Гуссерля, а его философская антропология во многом близка ранним религиозно-философским идеям М. Шелера.
Интервью посвящено воспоминаниям об отечественном ученом Г.С. Батыгине (1951-2003), оставившем значимый след на поле социологической методологии. Особое внимание уделяется не столько его научному мышлению, связанному с интенсивной критической рефлексией по поводу разных методологических подходов в социальной теории, сколько представлениям о нем как типе личности.
В статье анализируются основные результаты репрезентативного общенационального социологического исследования, посвященного изучению отличительных характеристик национальной идентичности современного армянского общества. На основе теоретического анализа полученных данных и сравнительного исследования вторичных данных из ранее проведенных социологических исследований конструируется динамика основных характеристик национальной идентичности современных армян. Отмечаются основные гендерные, возрастные и урбанистические различия в национальной автоидентификации населения Армении. Приведен социологический анализ самовосприятия армян в соотнесении с другими этническими группами большого региона. Отдельно рассматриваются особенности социальной дистанции внутри армянского этноса между различными группами армянской диаспоры. Проводится сопоставление части полученных социологических данных с результатами последних генетических исследований армянского этноса.
Статья посвящена проблеме воздействия социальных отношений на здоровье людей. Одно из направлений исследования этой проблемы связано с анализом социального капитала - сетевых ресурсов, доступных индивиду для решения жизненных проблем. Теоретическое основание - концепция позиционного сетевого капитала Н. Лина, согласно которой знакомство с лицами, имеющими высокий профессиональный статус, обеспечивает индивиду доступ к важным для здоровья ресурсам и улучшает его состояние. Предшествующие работы, проводившиеся в отдельных странах в разных частях мира, в общем подтверждают это теоретическое положение, однако остается неясным, почему воздействие социального капитала варьирует в разных странах и связано ли это с контекстуальными факторами их социально-экономического развития и особенностей культуры. Для прояснения этих вопросов использовались опросные данные Международной программы социальных исследований (ISSP) 2017 г. для 30 стран мира и сведения (статистические и агрегированные) о различиях между ними. Результаты проверки теоретических представлений о зависимости состояния здоровья от доступных индивиду статусных сетевых ресурсов продемонстрировали, что такие ресурсы действительно играют важную роль, способствуя сохранению здоровья. Было также показано, что влияние на здоровье статусного социального капитала зависит от культурного контекста и с большей отчетливостью проявляется при широком распространении в обществе доверия к другим людям.
Научное наставничество в университетах может быть рассмотрено не только как научно-образовательный институт, но и как сфера и способ взаимодействия face-to-face, в процессе которого рождаются смыслы и мотивация научно-исследовательской деятельности наставника и наставляемого. Такой подход к исследованию научного наставничества обосновывается социологическими концепциями повседневности, но их ключевые положения требуют адаптации к проблематике научного наставничества. В микросоциологической перспективе раскрывается представление о науке как повседневном жизненном мире вузовских исследователей. Взаимодействие научного наставника и наставляемого (студента, аспиранта) трактуется как элемент их жизненного мира и рассматривается через проявленность этого взаимодействия в повседневной академической деятельности. Цель статьи заключается в рассмотрении целостности, структуры (рутинных действий, предметного мира, языка, пространства и времени, ритуалов, знаков и символов, неформальных традиций) и функциональности повседневных практик научного наставничества сквозь призму социологических концепций повседневности. Обосновывается тезис, что повседневные практики взаимодействия научного наставника и молодого исследователя являются способом конструирования и межгенерационной трансляции смысла научной работы и выбора академической профессии.
В статье на базе социологической литературы исследуется феномен компетентности работников в современных условиях. В первой части статьи мы попытались сформулировать социологическую концепцию неопределенности и проследить ее эволюцию в зависимости от стадий общественного развития. Неопределенность постиндустриального времени трактуется как комплексность процессов и явлений, предполагающих большую автономию жизни, чувствительность к нефиксированной окружающей среде и множество открывающихся альтернатив решений и действий. В этих условиях появляются высочайшие возможности для раскрытия творческого потенциала людей, но одновременно возрастают неуверенность и тревожность, социальная изолированность и неравенство.
Во второй части статьи в контексте текущей социально-экономической неопределенности исследуется феномен компетентности современных работников. Хотя компетентность создавалась на базе индустриальной модели профессиональной подготовки работников, в настоящее время она переживает новый эволюционный сдвиг. В условиях обновления капитализма компетентность индивидуализируется, связывается с багажом культурного капитала, чертами личности и биографией, формируется как уникальная, обладающая внутренней комплексностью и подвижностью. Новая компетентность приветствуется там, где критериями являются высокая квалификация и современные знания, развиваются наиболее передовые и культурно-креативные отрасли экономики, пространства и формы трудовой деятельности. Для неидеальных работников компетентность отражает рациональную стратегию ситуативного приспособления своих навыков и умений к текущим требованиям рынка труда. В этом же направлении развиваются новые образовательные и политические инициативы, предполагающие воспроизводство «способности к занятости» среди основной массы трудящихся. Одновременно рынки труда и организации начинают функционировать по принципу «машин для воспроизводства неравенства». Несмотря на то что вокруг современной компетентности складывается целая индустрия посредников, ее достижение оказывается трудной задачей для общества.
Волонтерство - неотъемлемая часть общественной жизни. Вместе с тем это сложный конструкт, который сопряжен с эмоциональными дилеммами, ведь эмоции волонтеров имеют ключевое значение для их деятельности. Однако данная тема мало освещается в российском научном дискурсе - как содержательно, так и методологически. В этой статье представлены результаты методической разработки количественных индикаторов эмоциональной составляющей волонтерской деятельности. На примере онлайн-опроса 274 волонтеров следующих направлений - социальное, экологическое, событийное, спортивное, зооволонтерство, волонтерство общественной безопасности - апробируются полученные показатели путем поиска связи с факторами эмоций волонтеров. В ходе исследования были разработаны и описаны индикаторы эмоциональной составляющей волонтерской деятельности: валентный индекс, эмоциональное выгорание, природа эмоций и эмоциональный интеллект. Валентный индекс учитывает два типа (две валентности) эмоций волонтеров - положительную и отрицательную. Эмоциональное выгорание выражается в виде модели факторного анализа - причин выгорания. Эмоциональный интеллект представлен как сумматорный показатель эмоциональных процессов (например, обмена, контроля и т. д.). Природа эмоций репрезентируется интервальными семантическими дифференциалами при построении модели кластерного анализа. Путем апробации полученных методик выясняется, что формальные и неформальные добровольцы обладают одинаково высоким эмоциональным интеллектом и одинаково подвержены эмоциональному выгоранию. Самые низкие значения валентного индекса наблюдаются у событийных волонтеров, самые высокие - у волонтеров общественной безопасности. С возрастом возможность выгореть по причине наличия постоянной радости и веселья уменьшается, по причине излишней жалости - увеличивается, по причине усталости от сочувствия - уменьшается. Женщины по сравнению с мужчинами склонны в наибольшей степени испытывать эмоции - как положительные, так и отрицательные, то есть у них выше валентный индекс и эмоциональный интеллект.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru