Научное наставничество в университетах может быть рассмотрено не только как научно-образовательный институт, но и как сфера и способ взаимодействия face-to-face, в процессе которого рождаются смыслы и мотивация научно-исследовательской деятельности наставника и наставляемого. Такой подход к исследованию научного наставничества обосновывается социологическими концепциями повседневности, но их ключевые положения требуют адаптации к проблематике научного наставничества. В микросоциологической перспективе раскрывается представление о науке как повседневном жизненном мире вузовских исследователей. Взаимодействие научного наставника и наставляемого (студента, аспиранта) трактуется как элемент их жизненного мира и рассматривается через проявленность этого взаимодействия в повседневной академической деятельности. Цель статьи заключается в рассмотрении целостности, структуры (рутинных действий, предметного мира, языка, пространства и времени, ритуалов, знаков и символов, неформальных традиций) и функциональности повседневных практик научного наставничества сквозь призму социологических концепций повседневности. Обосновывается тезис, что повседневные практики взаимодействия научного наставника и молодого исследователя являются способом конструирования и межгенерационной трансляции смысла научной работы и выбора академической профессии.
Идентификаторы и классификаторы
Актуальность исследования взаимодействия научных наставников и наставляемых обусловлена остротой проблемы воспроизводства научно-педагогических кадров в российских вузах.
Список литературы
- Балацкий Е.В. “Ловушка аудиторных часов” и новая модель образования // Высшее образование в России. 2017. № 2 (209). С. 63-69. EDN: XWWKWF Balatsky E.V. “Trap of Classroom Hours” and a New Model of Education. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2017. No. 2 (209). P. 63-69. (In Russ.). EDN: XWWKWF
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / Пер. с англ. Е.Д. Руткевич. М.: Медиум, 1995. - 323 с. Berger P., Lukman T. Social construction of reality. A treatise on the sociology of knowledge. [Russ. ed.: Traktat po sotsiologii znaniya. Transl. from Eng. by E.D. Rutkevich. Moscow: Medium publ., 1995. 323 p.].
- Биричева Е.В., Фаттахова З.А. Эффективность взаимодействия научного руководителя и аспиранта в вузе и в академии наук // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 1. С. 9-22. DOI: 10.31992/0869-3617-202130-1-9-22 EDN: NYCKZK Biricheva E.V., Fattakhova Z.A. The Effectiveness of Interaction between Scientific Supervisors and Postgraduate Students at the University and at the Academy of Sciences. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2021. Vol. 30. No. 1. P. 9-22. (In Russ.). DOI: 10.31992/0869-36172021-30-1-9-22 EDN: NYCKZK
- Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв.: в 3 т. Т. 1 / Пер. с фр. Л.Е. Куббеля; Вступ. ст. и ред. Ю.Н. Афанасьева. М.: Прогресс, 1986. - 624 с. EDN: FUQOYR
Braudel F. Material civilization, economy and capitalism, XV-XVIII centuries: in 3 Vols. Vol. 1. [Russ. ed.: Material’naya tsivilizatsiya, ekonomika i kapitalizm, XV-XVIII vv. V 3 t. T. 1. Transl. from French by L.E. Kubbel; Pref. and ed. by Yu.N. Afanasyev. V 3 t. T. 1. Moscow: Progress publ., 1986. 624 p.]. - Бурдьё П. Homo academicus / Пер. с фр. С.М. Гавриленко [и др.]; Под науч. ред. Е.В. Кочетыговой и Н.В. Савельевой. М.: Изд-во Института Гайдара, 2017. - 464 с. EDN: HDSZPD Bourdieu P. Homo academicus. [Russ. ed.: Homo academicus. Transl. from French by S.M. Gavrilenko [et al.]; Ed by E.V. Kochetygova, N.V. Savel’eva. Moscow: Izd-vo Instituta Gaidara publ., 2018. 464 p.].
- Вахштайн В. “Практика” vs “фрейм”: альтернативные проекты исследования повседневного мира // Социологическое обозрение. 2008. Т. 7. № 1. С. 65-95. EDN: JWUSFF Vakhstein V. “Practice” vs “frame”: alternative research projects of the everyday world. Sotsiologicheskoe obozrenie. 2008. Vol. 7. No. 1. P. 65-95. (In Russ.). EDN: JWUSFF
- Волков В.Н. Человек и его жизненные миры // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2012. № 1. С. 7-27. EDN: OPATQZ Volkov V. N. Man and his life worlds. Kontekst i refleksiya: filosofiya o mire i cheloveke. 2012. No. 1. P. 7-27. (In Russ.). EDN: OPATQZ
- Гарфинкель Г. Исследование привычных оснований повседневных действий // Социологическое обозрение. 2002. Т. 2. № 1. С. 42-70. EDN: TWMRKJ Garfinkel G. The study of habitual bases of everyday actions. Sotsiologicheskoe obozrenie. 2002. Vol. 2. No. 1. P. 42-70. (In Russ.). EDN: TWMRKJ
- Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации / Пер. с англ. И. Тюриной. М.: Академический проект, 2003. - 525 с. Giddens A. Organization of society: An essay on the theory of structuration. [Russ. ed.: Ustroenie obshchestva: Ocherk teorii strukturatsii. Transl. from Eng. by I. Tyurina. Moscow: Akademicheskii proekt publ., 2003. 525 p.].
-
Гилинский Я.И. Самуилу Ароновичу Кугелю о С.А. Кугеле и науке // Социология науки и технологий. 2014. Т. 5. № 4. С. 13-21. EDN: TFTUKB Gilinsky Ya.I. To Samuel Aronovich Kugel about S.A. Kugel and science. Sotsiologiya nauki i tekhnologii. 2014. Vol. 5. No. 4. P. 13-21. (In Russ.). EDN: TFTUKB
-
Губа К.С. "Merton college": от концептуализации к эмпирической программе социологии науки // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. № 2. С. 130-145. EDN: UDUWFT Guba K.S. "Merton college": from conceptualization to the empirical program of sociology of science. Zhurnal sotsiologii i sotsial'noi antropologii. 2015. No. 2. P. 130-145. (In Russ.). EDN: UDUWFT
-
Де Серто М. По городу пешком // Социологическое обозрение. 2008. Т. 7. № 2. С. 24-38. EDN: JWUSGJ De Certeau M. Walking around the city. Sotsiologicheskoe obozrenie. 2008. Vol. 7. No. 2. P. 24-38. (In Russ.). EDN: JWUSGJ
-
Демина Н.В. Институционализация в сообществе ученых: защита кандидатской диссертации как обряд перехода // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. № 1. С. 97-112. EDN: OWBZOX Demina N.V. Institutionalization in the community of scientists: defense of a PhD thesis as a rite of passage. Zhurnal sotsiologii i sotsial'noi antropologii. 2005. No. 1. P. 97-112. (In Russ.).
-
Дивисенко К.С. Социальные исследования жизненного мира // Социологический журнал. 2014. № 1. С. 6-20. EDN: SAISHX Divisenko K.S. The lifeworld researches in social sciences. Sotsiologicheskiy Zhurnal = Sociological Journal. 2014. No. 1. P. 6-20. (In Russ.). EDN: SAISHX
-
Ефимова Г.З. Барьеры на пути построения академической карьеры преподавателями высшей школы // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25. № 4. С. 55-74. DOI: 10.15826/umpa.2021.04.036 EDN: KDPGJJ Efimova G.Z. Barriers to academic career development for university teachers. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2021. Vol. 25. No. 4. P. 55-74. (In Russ.). DOI: 10.15826/umpa.2021.04.036 EDN: KDPGJJ
-
Зборовский Г.Е. Плюрализм методологических подходов как проблема научного исследования // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2015. № 3. С. 6-15. EDN: UNVRMB Zborovsky G.E. Pluralism of methodological approaches as a problem of scientific research. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Ser. 1. Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury. 2015. No. 3. P. 6-15. (In Russ.). EDN: UNVRMB
-
Здравомыслов А.Г. Поле социологии в современном мире. М.: Логос, 2010. - 410 с. EDN: RAZQYH Zdravomyslov A.G. Pole sotsiologii v sovremennom mire. [The field of sociology in the modern world.] Moscow: Logos publ., 2010. 410 p. (In Russ.).
-
Иванова Н.А. Наука как социальная практика и ее габитуальное основание: Автореф. … д-ра филос. наук. Томск, 2015. - 48 с. EDN: XVOMYZ Ivanova N.A. Nauka kak sotsial'naya praktika i ee gabitual'noe osnovanie: Avtoref. … d-ra filos. nauk. [Science as a social practice and its habitual basis: Abstract... Dr. Philos. sciences'.] Tomsk, 2015. 48 p. (In Russ.).
-
Иванова Н.А. Повседневность науки: миф или реальность // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 4: в 2 ч. Ч. I. C. 80-84. URL: https://www.gramota.net/articles/issn_1997-292X_2014_4-1_20.pdf. EDN: RZSPSL Ivanova N.A. Everyday life of science: myth or reality. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul‘turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2014. No. 4. Part. 1. P. 80-84. URL: https://www.gramota.net/articles/issn_1997292X_2014_4-1_20.pdf (In Russ.). EDN: RZSPSL
-
Ионин Л.Г. Парадоксальный сон. М.: Университетская книга, 2005. - 320 с. EDN: QODXKX Ionin L.G. Paradoksal'nyi son. [Paradoxical dream.] Moscow: Universitetskaya kniga publ., 2005. 320 p. (In Russ.).
-
Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Юрайт, 2018. - 333 с. EDN: FKBRRB Ionin L.G. Sotsiologiya kul'tury. [Sociology of Culture.] Moscow: Yurait publ., 2018. 333 p. (In Russ.).
-
Ионин Л.Г. Философия и методология эмпирической социологии. М.: НИУ ВШЭ, 2004. - 367 с. EDN: QWHXTR Ionin L.G. Filosofiya i metodologiya empiricheskoi sotsiologii. [Philosophy and methodology of empirical sociology.] Moscow: NIU VShE publ., 2004. 367 p. (In Russ.).
-
Кирюшина M.А., Алексеева Я.И., Рудаков В.Н. Преподавательские практики сотрудников вузов и научных организаций: информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ, 2023. - 40 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-2764-1 Kiryushina M.A., Alekseeva Ya.I., Rudakov V.N. Prepodavatel'skie praktiki sotrudnikov vuzov i nauch-nykh organizatsii: informatsionnyi byulleten'. [Teaching practices of employees of universities and scientific organizations: newsletter.] Moscow: NIU VShE publ., 2023. 40 p. (In Russ.). DOI: 10.17323/978-5-7598-2764-1
-
Кефнер Н.В. Научная повседневность послевоенного поколения советских историков: Автореф. … канд. ист. наук. Омск, 2006. - 28 с. EDN: NNSEBZ Kefner N.V. Nauchnaya povsednevnost' poslevoennogo pokoleniya sovetskikh istorikov: Avtoref. … kand. ist. nauk. [Scientific everyday life of the post-war generation of Soviet historians: Abstract.... candidate of Historical Sciences.] Omsk, 2006. 28 p. (In Russ.).
-
Козлова Л.А. "Научная школа" в научной политике и социальном исследовании // Вестник Института социологии. 2014. № 10. C. 45-65. EDN: SPDLTD Kozlova L.A. The "Scientific School" in Scientific Policy and Social Research. Vestnik Instituta sotsiologii. 2014. Vol. 5. No. 3. P. 45-65. (In Russ.). EDN: SPDLTD
-
Кугель С.А. Адаптация российских ученых к изменяющимся социально-экономическим условиям // Науковедение. 2002. № 1. С. 86-107. EDN: RXKEMN Kugel S.A. Adaptation of Russian scientists to changing socio-economic conditions. Naukovedenie. 2002. No. 1. P. 86-107. (In Russ.). EDN: RXKEMN
-
Курбатова М.В., Донова И.В. Эффективный контракт в высшем образовании: результаты реализации проекта // Journal of Institutional Studies. 2019. № 11 (2). С. 122-14. DOI: 10.17835/2076-6297.2019.11.2.122-145 EDN: XRRWRF Kurbatova M.V., Donova I.V. Effective contract in higher education: some results of project implementation. Journal of Institutional Studies. 2019. No. 11 (2). P. 122-145. (In Russ.). DOI: 10.17835/2076-6297.2019.11.2.122-145 EDN: XRRWRF
-
Латур Б. Где недостающая масса? Социология одной двери // Социология вещей: Сборник статей / Под ред. В. Вахштайна. М.: Изд. дом "Территория будущего", 2006. С. 199-222. EDN: TMXXNT
Latour B. Where is the missing mass? Sociology of one door. Sotsiologiya veshchei: Sbornik statei. [Sociology of things: Collection of articles.] Ed. by V. Vakhshtain. Moscow: Izd. dom “Territoriya budushchego” publ., 2006. P. 199-222. (In Russ.).
29. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Повседневность // Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1994 [электронный ресурс]. Дата обращения 05.11.2023. URL: https://ozhegov.info/slovar/?q=%D0%9F*&pg=94&ind=N. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Everyday life. Tolkovyi slovar’ russkogo yazyka. [Explanatory dictionary of the Russian language.] Moscow: Az publ., 1994. Accessed 05.11.2023. URL: https://ozhegov.info/slovar/?q=%D0%9F*&pg=94&ind=N (In Russ.).
30. Петров М.К. Историко-философские исследования. М.: РОССПЭН, 1996. - 512 с. Petrov M.K. Istoriko-filosofskie issledovaniya. [Historical and philosophical studies.] Moscow: ROSSPEN publ., 1996. 512 p. (In Russ.).
31. Полякова И.В. Современные концепции повседневности: анализ сущности и структура повседневного бытия людей // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2017. № 37. С. 83-91. DOI: 10.17223/1998863X/37/9 EDN: YLECPN Polyakova I.P. The modern concept of everyday life, the analysis of the nature and structure of everyday life of people. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya. 2017. No. 37. P. 83-91. (In Russ.). DOI: 10.17223/1998863X/37/9 EDN: YLECPN
32. Постникова Т.В. Повседневность и смысл: опыт философско-антропологической археологии // Аспекты: Сборник статей по философским проблемам истории и современности. Вып. III. М.: Современные тетради, 2005. С. 124-134. URL: https://publications.hse.ru/en/chapters/56402237. Postnikova T.V. Everyday life and meaning: the experience of philosophical and anthropological archeology. Aspekty: Sbornik statei po filosofskim problemam istorii i sovremennosti. Vyp. III. [Aspects: collection of articles on philosophical problems of history and modernity. Issue III.] Moscow: Sovremennye tetradi publ., 2005. P. 124-134. URL: https://publications.hse.ru/en/chapters/56402237 (In Russ.).
33. Рождественская Е.Ю. Академическая женская карьера: балансы и дисбалансы жизни и труда // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 3. С. 27-47. DOI: 10.14515/monitoring.2019.3.03 EDN: GSUFPZ Rozhdestvenskaya E.Yu. Women’s academic career: work-life balance and imbalance. Monitoring obshchestvennogo mneniya: Ekonomicheskie i sotsial’nye peremeny. 2019. No. 3. P. 27-47. (In Russ.). DOI: 10.14515/monitoring.2019.3.03 EDN: GSUFPZ
34. Сероштан М.В., Артамонова К.А., Акимова Г.З., Бережная Е.В., Сероштан Е.В. Рос сийская аспирантура: проблемы и ключевые факторы развития в контексте глобальных трендов // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 5. С. 46-66. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-5-46-66 EDN: SUCUUG Seroshtan M.V., Artamonova K.A., Akimova G.Z., Berezhnaya E.V., Seroshtan E.V. Doctoral Studies in the Context of Global Trends: Problems and Key Factors of Development. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2022. Vol. 31. No. 5. P. 46-66. (In Russ.). DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-5-46-66 EDN: SUCUUG
35. Терентьев Е.А., Бедный Б.И. Проблемы и перспективы развития российской аспирантуры: взгляд региональных университетов // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 9-28. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-10-9-28 EDN: PFBWYF Terentev E.A., Bednyi B.I. Problems and Prospects for the Development of Doctoral Education in Russia: The View of Regional Universities. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2020. Vol. 29. No. 10. P. 9-28. (In Russ.). DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-109-28 EDN: PFBWYF
36. Терентьев Е.А., Бекова С.К., Малошонок Н.Г. Кризис российской аспирантуры: источники проблем и возможности их преодоления // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 5. С. 54-66. DOI: 10.15826/umpa.2018.05.049 EDN: YVZMBF Terentiev E.A., Bekova S.K., Maloshonok N.G. The crisis of postgraduate studies in Russia: what bears problems and how to overcome them. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2018. Vol. 22. No. 5. P. 54-66. (In Russ.). DOI: 10.15826/umpa.2018.05.049 EDN: YVZMBF
37. Тощенко Ж.Т. Жизненный мир и его смыслы // Социологические исследования. 2016. № 1. С. 5-17. EDN: VSLWTD Toshchenko Zh.T. The life world and its meanings. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2016. No. 1. P. 5-17. (In Russ.). EDN: VSLWTD
38. Файман Н.С. Неустойчивость условий занятости научно-педагогических кадров как фактор формирования академического прекариата // Народонаселение. 2019. Т. 22. № 4. С. 103-114. DOI: 10.19181/1561-77852019-00042 EDN: HROLLD Faiman N.S. Instability of terms of employment of scientific and pedagogical personnel as a factor of formation of the academic precariat. Narodonaselenie. 2019. Vol. 22. No. 4. P. 103-114. (In Russ.). DOI: 10.19181/1561-7785-2019-00042 EDN: HROLLD
39. Шмерлина И.А. Концептуальные ракурсы понятия интерсубъективности // Журнал социологии и социальной антропологии. 2022. Т. 25. № 2. С. 7-40. DOI: 10.31119/jssa.2022.25.3.1 EDN: UFGZMX
Shmerlina I.A. Conceptual perspectives of the concept of intersubjectivity. Zhurnal sotsiologii i sotsial’noi antropologii. 2022. Vol. 25. No. 2. P. 7-40. (In Russ.). DOI: 10.31119/jssa.2022.25.3.1 EDN: UFGZMX
40. Штомпка П. В фокусе внимания повседневная жизнь. Новый поворот в социологии // Социологические исследования. 2009. № 8. С. 3-13. EDN: KTUKLJ Shtompka P. The focus of attention is everyday life. A new turn in sociology. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2009. No. 8. P. 3-13. (In Russ.). EDN: KTUKLJ
41. Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом / А. Шюц; [Пер. с нем. и англ.: В.Г. Николаев и др.; Сост. Н.М. Смирнова; Общ. и науч. ред., послесл. Н.М. Смирновой]. М.: РОССПЭН, 2004. - 1054 с. EDN: QWHEJL Schuts A. Izbrannoe: Mir, svetyashchiisya smyslom. [Favorites: A world glowing with meaning.] Transl. from Germ. and Eng. by V.G. Nikolaev, et al.; Select. by N.M. Smirnova; Ed., afterword by N.M. Smirnova. Moscow: ROSSPEN publ., 2004. 1054 p. (In Russ.).
42. Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1988. № 2. С. 129-137. Sсhuts A. The structure of everyday thinking. Sotsiologicheskie issledovaniya. 1988. No. 2. P. 129-137. (In Russ.).
43. Щёлкин А. Повседневность с “неповседневной” точки зрения // Телескоп. 2016. № 5. С. 41-50. EDN: WNFCBL Shchelkin A. Everyday life from an “innocent” point of view. Telescop. 2016. No. 5. P. 41-50. (In Russ.).
44. Ядов В.А. Два рассуждения о теоретических предпочтениях // Социологический журнал. 1995. № 2. С. 70-72. EDN: TZJORP Yadov V.A. Two arguments about theoretical preferences. Sotsiologicheskiy Zhurnal = Sociological Journal. 1995. No. 2. P. 70-72. (In Russ.). EDN: TZJORP
45. Halliday M.A.K. An Introduction to Functional Grammar. London: Arnold, 1985. - 387 p.
46. Löfström E., Pyhältö K. What are ethics in doctoral supervision, and how do they matter? Doctoral students’ perspective // Scandinavian Journal of Educational Research. 2019. Vol. 64. No. 3. P. 1-16. DOI: 10.1080/00313831.2019.1595711
47. Parker-Jenkins M. Mind the gap: developing the roles, expectations and boundaries in the doctoral supervisor-supervisee relationship // Studies in Higher Education. 2018. Vol. 43. No. 1. P. 57-71. DOI: 10.1080/03075079.2016.1153622
48. Sandberg J., Dall’Alba G. Returning to practice anew: A lifeworld perspective // Organizations Studies. 2009. Vol. 30. No. 12. P. 1349-1368. DOI: 10.1177/0170840609349872
49. Soeffner H.-G. Order of Rituals: The Interpretation of Everyday Life. New York: Routledge, 2018. - 352 p. DOI: 10.4324/9781351293761
50. Woelert P. Human cognition, space, and the sedimentation of meaning // Phenomenology and the Cognitive Sciences. 2011. Vol. 10. P. 113-137. DOI: 10.1007/s11097-010-9153-3 EDN: HNXDAL
51. Zerubavel E. Time Maps: Collective Memory and the Social Shape of the Past. Chicago, London: University of Chicago Press, 2012. - 194 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье анализируются основные результаты репрезентативного общенационального социологического исследования, посвященного изучению отличительных характеристик национальной идентичности современного армянского общества. На основе теоретического анализа полученных данных и сравнительного исследования вторичных данных из ранее проведенных социологических исследований конструируется динамика основных характеристик национальной идентичности современных армян. Отмечаются основные гендерные, возрастные и урбанистические различия в национальной автоидентификации населения Армении. Приведен социологический анализ самовосприятия армян в соотнесении с другими этническими группами большого региона. Отдельно рассматриваются особенности социальной дистанции внутри армянского этноса между различными группами армянской диаспоры. Проводится сопоставление части полученных социологических данных с результатами последних генетических исследований армянского этноса.
Статья посвящена проблеме воздействия социальных отношений на здоровье людей. Одно из направлений исследования этой проблемы связано с анализом социального капитала - сетевых ресурсов, доступных индивиду для решения жизненных проблем. Теоретическое основание - концепция позиционного сетевого капитала Н. Лина, согласно которой знакомство с лицами, имеющими высокий профессиональный статус, обеспечивает индивиду доступ к важным для здоровья ресурсам и улучшает его состояние. Предшествующие работы, проводившиеся в отдельных странах в разных частях мира, в общем подтверждают это теоретическое положение, однако остается неясным, почему воздействие социального капитала варьирует в разных странах и связано ли это с контекстуальными факторами их социально-экономического развития и особенностей культуры. Для прояснения этих вопросов использовались опросные данные Международной программы социальных исследований (ISSP) 2017 г. для 30 стран мира и сведения (статистические и агрегированные) о различиях между ними. Результаты проверки теоретических представлений о зависимости состояния здоровья от доступных индивиду статусных сетевых ресурсов продемонстрировали, что такие ресурсы действительно играют важную роль, способствуя сохранению здоровья. Было также показано, что влияние на здоровье статусного социального капитала зависит от культурного контекста и с большей отчетливостью проявляется при широком распространении в обществе доверия к другим людям.
Цифровая трансформация, пересмотр принципов Болонской системы, новые направления академических контактов - далеко не полный перечень вызовов, стоящих перед вузами России. Отвечать на них в первую очередь приходится преподавателям высшей школы, что чревато повышенным уровнем стресса и требует более внимательного контроля за динамикой общей удовлетворенности работой (УР) профессорско-преподавательского состава (ППС). Несмотря на наличие исследований, посвященных УР в вузе, их взаимная верификация затруднена, так как общая теоретико-методологическая рамка такого рода исследований отсутствует, а набор показателей УР, как правило, не адаптирован для российских реалий. Кроме того, большой проблемой опросов преподавателей высшей школы является административная дистанция между инициаторами или заказчиками исследования и самими преподавателями, превращенными в объект исследования со сниженной агентностью. Авторы данной статьи предлагают подход, основанный на опыте проведения мониторинга отношения ППС к актуальным вызовам, который бы сочетал количественные и качественные методы опроса и ориентировался на универсальные домены УР в вузе. На взгляд авторов, такой подход может способствовать переходу преподавателя-респондента с пассивной позиции объекта исследования на активную позицию его участника и стать залогом оптимизации условий труда ППС. Выбор релевантных доменов УР, всесторонне характеризующих условия труда преподавателя в высшей школе, должен быть обоснован в ходе серии апробирующих исследований, а главное - внутренней дискуссии отраслевой социологии.
В статье на базе социологической литературы исследуется феномен компетентности работников в современных условиях. В первой части статьи мы попытались сформулировать социологическую концепцию неопределенности и проследить ее эволюцию в зависимости от стадий общественного развития. Неопределенность постиндустриального времени трактуется как комплексность процессов и явлений, предполагающих большую автономию жизни, чувствительность к нефиксированной окружающей среде и множество открывающихся альтернатив решений и действий. В этих условиях появляются высочайшие возможности для раскрытия творческого потенциала людей, но одновременно возрастают неуверенность и тревожность, социальная изолированность и неравенство.
Во второй части статьи в контексте текущей социально-экономической неопределенности исследуется феномен компетентности современных работников. Хотя компетентность создавалась на базе индустриальной модели профессиональной подготовки работников, в настоящее время она переживает новый эволюционный сдвиг. В условиях обновления капитализма компетентность индивидуализируется, связывается с багажом культурного капитала, чертами личности и биографией, формируется как уникальная, обладающая внутренней комплексностью и подвижностью. Новая компетентность приветствуется там, где критериями являются высокая квалификация и современные знания, развиваются наиболее передовые и культурно-креативные отрасли экономики, пространства и формы трудовой деятельности. Для неидеальных работников компетентность отражает рациональную стратегию ситуативного приспособления своих навыков и умений к текущим требованиям рынка труда. В этом же направлении развиваются новые образовательные и политические инициативы, предполагающие воспроизводство «способности к занятости» среди основной массы трудящихся. Одновременно рынки труда и организации начинают функционировать по принципу «машин для воспроизводства неравенства». Несмотря на то что вокруг современной компетентности складывается целая индустрия посредников, ее достижение оказывается трудной задачей для общества.
Волонтерство - неотъемлемая часть общественной жизни. Вместе с тем это сложный конструкт, который сопряжен с эмоциональными дилеммами, ведь эмоции волонтеров имеют ключевое значение для их деятельности. Однако данная тема мало освещается в российском научном дискурсе - как содержательно, так и методологически. В этой статье представлены результаты методической разработки количественных индикаторов эмоциональной составляющей волонтерской деятельности. На примере онлайн-опроса 274 волонтеров следующих направлений - социальное, экологическое, событийное, спортивное, зооволонтерство, волонтерство общественной безопасности - апробируются полученные показатели путем поиска связи с факторами эмоций волонтеров. В ходе исследования были разработаны и описаны индикаторы эмоциональной составляющей волонтерской деятельности: валентный индекс, эмоциональное выгорание, природа эмоций и эмоциональный интеллект. Валентный индекс учитывает два типа (две валентности) эмоций волонтеров - положительную и отрицательную. Эмоциональное выгорание выражается в виде модели факторного анализа - причин выгорания. Эмоциональный интеллект представлен как сумматорный показатель эмоциональных процессов (например, обмена, контроля и т. д.). Природа эмоций репрезентируется интервальными семантическими дифференциалами при построении модели кластерного анализа. Путем апробации полученных методик выясняется, что формальные и неформальные добровольцы обладают одинаково высоким эмоциональным интеллектом и одинаково подвержены эмоциональному выгоранию. Самые низкие значения валентного индекса наблюдаются у событийных волонтеров, самые высокие - у волонтеров общественной безопасности. С возрастом возможность выгореть по причине наличия постоянной радости и веселья уменьшается, по причине излишней жалости - увеличивается, по причине усталости от сочувствия - уменьшается. Женщины по сравнению с мужчинами склонны в наибольшей степени испытывать эмоции - как положительные, так и отрицательные, то есть у них выше валентный индекс и эмоциональный интеллект.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru