ISSN 2071-8284 · EISSN 2949-1150
Язык: ru

Статья: ПСИХОЭНДОКРИННЫЕ КОРРЕЛЯТЫ СТРЕСС-РЕАГИРОВАНИЯ КУРСАНТОВ ОВД С УЧЕТОМ ФАКТОРА АДАПТИВНОСТИ К УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ (2024)

Читать онлайн

Введение. Актуальность исследования особенностей саморегуляции и самоконтроля, защитных механизмов, способов совладания со стрессогенными ситуациями и определение специфики психонейроэндокринных коррелятов стресс-реагирования курсантов ОВД с учетом фактора адаптивности к учебно-профессиональному процессу обусловлена высокими требованиями к личностным и профессиональным качествам курсантов, которые уже на этапе обучения включены в осуществление служебной деятельности.

Методы. В исследовании применялись следующие методы: тестирование, клинико-лабораторный, эксперимент. Диагностический комплекс включал: госпитальную шкалу тревоги и депрессии (HADS), «Комплексную оценку проявлений стресса» Ю. В. Щербатых, опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкмана, «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика, Опросник Грасмика (Grasmick H. с соавт., 1993; адаптация В. Г. Булыгиной, А. М. Абдразяковой, 2008), «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой.

Результаты. Адаптивную группу отличает развитость всех этапов осознанной регуляции поведения, которая опосредуется адаптивными копинг-стратегиями. Индивидуально-типологические характеристики обеспечивают высокий самоконтроль. Обнаруженный значимо более высокий уровень кортизола до предъявления стрессового стимула, не выходящего за рамки нормативного, и повышение ДГЭА после стрессового стимула сопряжены с малой выраженностью признаков стресса.

Дезадаптивную группу курсантов отличает преобладание малоадаптивных копингов, менее зрелых форм психологической защиты, которые не опосредуются осознанными регуляторными системами. ДГЭА как ключевой буферный гормон стрессоустойчивости не выполняет протективной функции, поскольку его изначально высокий фоновый уровень значимо снижается после воздействия стрессовых стимулов.

Ключевые фразы: саморегуляция, самоконтроль, гормоны стресса, копинг-стратегии, учебно-профессиональная дезадаптация
Автор (ы): КОСТИНА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА, ИВАШКЕВИЧ НАДЕЖДА ТАРАСОВНА, Булыгина Ирина Евгеньевна
Журнал: ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
159.9. Психология
Для цитирования:
КОСТИНА Е. В., ИВАШКЕВИЧ Н. Т., БУЛЫГИНА И. Е. ПСИХОЭНДОКРИННЫЕ КОРРЕЛЯТЫ СТРЕСС-РЕАГИРОВАНИЯ КУРСАНТОВ ОВД С УЧЕТОМ ФАКТОРА АДАПТИВНОСТИ К УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ // ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ. 2024. №1
Текстовый фрагмент статьи