ISSN 2071-8284 · EISSN 2949-1150
Язык: ru

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ

Архив статей журнала

О СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ (2024)
Выпуск: №1 (2024)
Авторы: Сорокоумова Светлана Николаевна, ЗАРГАРОВ АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ, Ганишина Ирина Сергеевна

Введение. В статье представлен теоретико-эмпирический анализ проблемы исследования личностной ответственности в отечественной и зарубежной психологии. Описаны результаты проведенного экспериментального исследования личностной ответственности курсантов образовательных организаций ФСИН России.

Цель исследования состояла в выявлении структурных элементов личностной ответственности курсантов образовательных организаций ФСИН России. Эмпирическое исследование было проведено в Академии права и управления ФСИН России. В нем приняли участие 165 курсантов с 1-го по 5-й курс. На каждом курсе было по 33 испытуемых. Научная проблема состоит в изучении личностной ответственности курсантов образовательной организации ФСИН России и определении ее структурных элементов.

Методы и методики исследования. Для определения структурных элементов личностной ответственности курсантов образовательных организаций ФСИН России использовался следующий комплекс методов и методик: «Многомерно-функциональная диагностика ответственность-110 (ОТВ-110)» (В. П. Прядеин, О. В. Мухлынина); «Методика 16 PF (форма С)» (Р. Кеттелла); «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А. А. Реан); «Опросник нравственной надежности (ОНН)» (Е. Ю. Стрижов); «Тест-опросник самоотношения - ОСО» (В. В. Столин, С. Р. Пантилеев).

В результате проведенного исследования выявлено: в структуру личностной ответственности курсантов образовательных организаций ФСИН России входят: 1) регуляторно-динамический; 2) личностный; 3) мотивационно-смысловой компоненты.

Регуляторно-динамический компонент включает эргичность, стеничность, интернальность. Личностный компонент составляют эмоциональная устойчивость, самоотношение, самоконтроль эмоциональных реакций, уровень эмпатии, способность решать личностные и операциональные трудности.

Мотивационно-смысловой компонент состоит из социоцентричности, осмысленности, признания ответственности перед нормами, понимания необходимости соблюдения норм, уровня мотивации достижения.

Сохранить в закладках
СПЕЦИФИКА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНЩИН, СОДЕРЖАЩИХСЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ С МАЛОЛЕТНИМИ ДЕТЬМИ (2024)
Выпуск: №3 (2024)
Авторы: Сорокоумова Светлана Николаевна, Ганишина Ирина Сергеевна, РОЖКОВА ВЕРА АЛЕКСЕЕВНА

Введение. Целью эмпирического исследования выступило изучение психических состояний осужденных женщин, имеющих малолетних детей. Выборку исследования составили 153 осужденных женщины, имеющие малолетних детей, отбывающие наказание в исправительном учреждении.

Исследование проведено на базе ГУФСИН России по Кемеровской области, УФСИН России по Московской области, УФСИН России по Владимирской области, УФСИН России по Республике Мордовия. Научная проблема состоит в изучении психических состояний осужденных женщин, имеющих малолетних детей.

Методы и методики исследования. Для изучения психических состояний использовался следующий комплекс методик: «16-факторный личностный опросник - 16 PF», форма С (Р. Кеттелл), «Шкала депрессии» (А. Бек), клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К. К. Яхин, Д. М. Менделевич), методика определения доминирующего психического состояния «Доминирующее состояние» (Л. В. Куликов), опросник исследования уровня агрессивности (А. Басс и А. Дарки).

Результатами проведенного исследования явилось выявление психических состояний осужденных женского пола, находящихся в местах лишения свободы с малолетними детьми. Установлено, что у этих женщин преобладают негативные психические состояния (напряженность, эмоциональная нестабильность, фрустрированность, беспокойство, раздражение, депрессия, тревожность). У них выражены утомляемость, истеричность, отмечаются вегетативные нарушения, которые проявляются в неприятных или болезненных соматических ощущениях.

Диагностирован высокий уровень агрессивности и враждебности. Выявленные негативные психические состояния нуждаются в своевременной психологической коррекции.

Сохранить в закладках