Введение. Управление неисправным транспортным средством, на котором установлены стекла, светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности, предусматривает административную ответственность, предусмотренную ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ.
Выдвигаемые сотрудниками ГИБДД требования о прекращении противоправных действий не имеют четкой законодательной регламентации, нет санкций за повторность совершения данного правонарушения. Целью исследования является определение признака объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, при эксплуатации автомобиля с недостаточной светопропускной способностью стекол.
Методы. Методологическую основу исследования составили: диалектический метод познания как фундаментальный метод научного анализа социально-правовой действительности, а также общенаучные методы исследования: теоретический анализ, сравнительное правоведение, технико-юридический анализ, конкретизация, толкование.
Результаты. Правоприменительная практика показывает, что водители, не выполнившие требование об устранении указанной неисправности автомобиля и повторно допустившие правонарушение, предусмотренное ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ, привлекаются к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.
Если сотрудник полиции допустил процессуальные нарушения, то судебные органы прекращают производство по делу ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Заключение. Законное основание для привлечения лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.3 КоАП возникает в момент управления им транспортным средством с неисправностями, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств в соответствии с Правилами дорожного движения.
Управление транспортным средством, на котором установлены стекла, светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, относится к нарушениям Правил дорожного движения.
Неповиновение законному требованию сотрудника полиции о прекращении эксплуатации автомобиля с недостаточной светопропускной способностью стекол образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.
Идентификаторы и классификаторы
Тонирование стекол автомобиля часто используется как способ улучшения его дизайна. Тонированные стекла защищают водителя от света фар встречных автомобилей в вечернее и ночное время суток, снижают нагрузку на зрение в дневное время, обеспечивают дополнительную термоизоляцию автомобиля, защищают салон от ультрафиолетового излучения. Все это позволяет водителю чувствовать себя в более комфортной обстановке.
В то же время тонированные стекла в автомобиле ухудшают водителю обзор в темное время суток и в непогоду. В связи с этим, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения, соответствующим ГОСТом установлены определенные технические требования к светопропусканию ветрового стекла и стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя.
Согласно п. 7.3 Правил дорожного движения, «…запрещена эксплуатация транспортного средства, если на стекла установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя.
Разрешается прикреплять прозрачные цветные пленки на верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов, а также применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТ».
Список литературы
-
Литвинов А. В., Князев К. С., Бочкарников А. В. [и др.]. Влияние светопропускаемости стекол транспортного средства на личную безопасность участников дорожного движения / Государство и право: проблемы и перспективы совершенствования: сборник научных трудов 2-й Международной научной конференции, Курск, 14 ноября 2019 года. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. - С. 91-94. EDN: BDZOOZ
-
Манойлина С. З., Рудаков П. А., Сазонов С. Н. Солнцезащитные устройства мобильных транспортных средств / Наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения: материалы Международной научно-практической конференции, Воронеж, 25 ноября 2021 года. - Воронеж: Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I, 2021. - С. 437-445. EDN: SHEIFJ
-
Цехош С. И., Цехош П. И., Жундубаев Р. Р. Влияние атермальной тонировочной пленки на безопасность жизнедеятельности и безопасность дорожного движения / Старт в науке - 2023: сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса, Пенза, 20 января 2023 года. - Пенза: Наука и Просвещение, 2023. - С. 36-41. EDN: KFKGXJ
-
Бажко С. И., Соболева Ю. В. Вопросы административной ответственности за тонирование стекол в автомобиле / Проблемы и перспективы развития России: молодежный взгляд в будущее: сборник научных статей 2-й Всероссийской научной конференции, Курск, 17-18 октября 2019 года / Юго-Западный государственный университет, Московский политехнический университет, Рязанский государственный агротехнологический университет имени П. А. Костычева. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. - Т. 2. - С. 149-151. EDN: THYWVJ
-
Волков П. А., Демченко Н. В., Сарычев А. В. Актуальные вопросы привлечения лиц к административной ответственности за управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств // Пробелы в российском законодательстве. - 2019. - № 7.- С. 188-191. EDN: KZVPOJ
-
Андреев П. Г. Некоторые особенности привлечения к административной ответственности за нарушение правил эксплуатации транспортного средства с тонированными стеклами // NB: Административное право и практика администрирования. - 2022. - № 2. - С. 61-66. EDN: JCRCUZ
-
Попов В. А. Проблемы производства дел по административным правонарушениям, предусмотренным ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ, ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ, ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ / Проблемы формирования правового социального государства в современной России: материалы XVIII Всероссийской национальной научно-практической конференции, Новосибирск, 02-03 декабря 2022 года. - Новосибирск: Издательский центр Новосибирского государственного аграрного университета “Золотой колос”, 2022. - С. 167-169. EDN: QBSCVS
-
Телегин А. С., Тиунова Н. В. Повторность совершения административного правонарушения // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2019. - № 46. - С. 626-650. EDN: CTKJSP
-
Майоров В. И., Коркин А. В. Административное принуждение: понятие, место и формы выражения // Правопорядок: история, теория, практика. - 2016. - № 4 (11). - С. 8-20. EDN: XXXCLH
-
Денисенко В. В., Майоров В. И. Возвращаясь к вопросу об общественной опасности административных правонарушений в области дорожного движения // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2022. - № 4 (62). - С. 16-24. EDN: FHJOCB
-
Борноволоков П. А. Об административной ответственности за нарушения, предусмотренные статьей 12.5 КоАП РФ // Безопасность дорожного движения. - 2021. - № 3. - С. 43-50. EDN: TMWUAJ
-
Бараковский В. В. О проблеме применения части 1 статьи 19.3 КоАП РФ за неповиновение требованию сотрудника полиции прекратить эксплуатировать автомобиль с тонировкой // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2022. - № 1. - С. 22-27. EDN: AAYHFM
-
Добренков А. И. Вступление постановления по делу об административном правонарушении, вынесенное сотрудником ГИБДД МВД России: актуальные проблемы и перспективы // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования. - 2020. - № 1 (3). - С. 153-158. EDN: NKOOCP
-
Корыц С. И., Бокова И. Б. Актуальность формулы расчета эффективности административного наказания // Закон и право. - 2021. - № 6. - С. 201-203. EDN: LNBFGZ
-
Алтухов С. А. Проблемные аспекты назначения наказания за управление автомобилем с тонированными стеклами / Государство, право и общество: вопросы теории и практики: материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Сочи, 07-08 февраля 2020 года / отв. редактор В. И. Скрябин. - Сочи, Издательство: Индивидуальный предприниматель Нефедов Дмитрий Владимирович (Ростов-на-Дону) 2020. - С. 323-329. EDN: SSOVLN
-
Алиев А. Г. Проблемы применения ст. 19.3 КоАП при нарушении Правил дорожного движения // Законность. - 2018. - № 11. - С. 25-27. EDN: PMBQZE
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. Условное освобождение от реального отбывания наказания в местах лишения свободы позволяет людям остаться на свободе и своим правопослушным поведением доказать отсутствие необходимости изолировать их от общества.
Лица, осужденные условно, не всегда в должной мере осознают необходимость изменить образ жизни, адекватно оценивают результаты своего противоправного поведения, что делает чрезвычайно актуальными исследования в области изучения того, как они сами воспринимаюти оценивают понесенное наказание и его последствия.
Методы исследования. Для изучения эмоционально окрашенных представлений и оценок, объектом которых выступают понесенное наказание и его последствия, был выбран метод опроса (нестандартизированное интервью) и метод свободных ассоциаций.
Результаты исследования. Осужденные условно считают назначенное им судом наказание справедливым и понимают, что его основной смысл заключается в том, чтобы дать человеку возможность исправиться и изменить свою жизнь.
Условно осуждённые, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы, по сравнению с лицами, судимыми впервые, положительно воспринимают факт назначения им условного наказания, но критичнее относятся к обязанностям, возложенным на них судом, не принимая во внимание их необходимость и обоснованность.
Эмоциональная составляющая отношения к наказанию и его последствиям у впервые осужденных связана с переживанием раскаяния и чувством стыда, а у неоднократно судимых она сопряжена прежде всего с неприятными правовыми последствиями самого факта наказания.
Ранее судимые осужденные с условным наказанием являются уязвимой группой с точки зрения внутреннего неприятия ответственности за содеянное, в том числе и таких его последствий, как выполнение обязанностей и соблюдение ограничений и запретов, наложенных судом, что может создать благоприятные условия для совершения повторных преступлений в период испытательного срока.
Введение. В статье представлен теоретико-эмпирический анализ проблемы исследования личностной ответственности в отечественной и зарубежной психологии. Описаны результаты проведенного экспериментального исследования личностной ответственности курсантов образовательных организаций ФСИН России.
Цель исследования состояла в выявлении структурных элементов личностной ответственности курсантов образовательных организаций ФСИН России. Эмпирическое исследование было проведено в Академии права и управления ФСИН России. В нем приняли участие 165 курсантов с 1-го по 5-й курс. На каждом курсе было по 33 испытуемых. Научная проблема состоит в изучении личностной ответственности курсантов образовательной организации ФСИН России и определении ее структурных элементов.
Методы и методики исследования. Для определения структурных элементов личностной ответственности курсантов образовательных организаций ФСИН России использовался следующий комплекс методов и методик: «Многомерно-функциональная диагностика ответственность-110 (ОТВ-110)» (В. П. Прядеин, О. В. Мухлынина); «Методика 16 PF (форма С)» (Р. Кеттелла); «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А. А. Реан); «Опросник нравственной надежности (ОНН)» (Е. Ю. Стрижов); «Тест-опросник самоотношения - ОСО» (В. В. Столин, С. Р. Пантилеев).
В результате проведенного исследования выявлено: в структуру личностной ответственности курсантов образовательных организаций ФСИН России входят: 1) регуляторно-динамический; 2) личностный; 3) мотивационно-смысловой компоненты.
Регуляторно-динамический компонент включает эргичность, стеничность, интернальность. Личностный компонент составляют эмоциональная устойчивость, самоотношение, самоконтроль эмоциональных реакций, уровень эмпатии, способность решать личностные и операциональные трудности.
Мотивационно-смысловой компонент состоит из социоцентричности, осмысленности, признания ответственности перед нормами, понимания необходимости соблюдения норм, уровня мотивации достижения.
Введение. Актуальность исследования особенностей саморегуляции и самоконтроля, защитных механизмов, способов совладания со стрессогенными ситуациями и определение специфики психонейроэндокринных коррелятов стресс-реагирования курсантов ОВД с учетом фактора адаптивности к учебно-профессиональному процессу обусловлена высокими требованиями к личностным и профессиональным качествам курсантов, которые уже на этапе обучения включены в осуществление служебной деятельности.
Методы. В исследовании применялись следующие методы: тестирование, клинико-лабораторный, эксперимент. Диагностический комплекс включал: госпитальную шкалу тревоги и депрессии (HADS), «Комплексную оценку проявлений стресса» Ю. В. Щербатых, опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкмана, «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика, Опросник Грасмика (Grasmick H. с соавт., 1993; адаптация В. Г. Булыгиной, А. М. Абдразяковой, 2008), «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой.
Результаты. Адаптивную группу отличает развитость всех этапов осознанной регуляции поведения, которая опосредуется адаптивными копинг-стратегиями. Индивидуально-типологические характеристики обеспечивают высокий самоконтроль. Обнаруженный значимо более высокий уровень кортизола до предъявления стрессового стимула, не выходящего за рамки нормативного, и повышение ДГЭА после стрессового стимула сопряжены с малой выраженностью признаков стресса.
Дезадаптивную группу курсантов отличает преобладание малоадаптивных копингов, менее зрелых форм психологической защиты, которые не опосредуются осознанными регуляторными системами. ДГЭА как ключевой буферный гормон стрессоустойчивости не выполняет протективной функции, поскольку его изначально высокий фоновый уровень значимо снижается после воздействия стрессовых стимулов.
Введение. В рамках данного исследования были рассмотрены понятия «вандализм» и «вандальное поведение», а также определены психологические характеристики личности, детерминирующие вандальные действия у подростков.
Авторы подчеркивают разрушительные последствия данных действий, однако их мотивы и содержание могут существенно отличаться. Особое внимание уделяется проблеме распространения вандального поведения в молодежной среде (среде обучающихся). Результаты теоретического анализа показывают, что в современной практике прослеживается дефицит программ профилактики вандального поведения, что и является, по мнению авторов, проблемой исследования.
Методы. В исследовании приняли участие 354 обучающихся школ из 8 субъектов Российской Федерации. Сбор эмпирических данных осуществлялся дистанционно, с помощью четырех стандартизированных диагностических методик. Полученные данные были обработаны с помощью методов математико-статистического анализа данных (частотный анализ, описательная статистика, сравнительный анализ, регрессионный анализ).
Результаты. В результате было выявлено, что акты школьного вандализма свидетельствуют не только о дефицитах самой образовательной среды, но и могут сигнализировать о наличии психологических проблем у отдельных обучающихся.
Так, профилактическая работа в образовательных организациях должна включать предупреждение вандальной активности и учитывать типичные механизмы, такие как агрессивные стратегии поведения и отсутствие личных целей в жизни, которые влияют на подобное поведение подростков.
Основываясь на полученных эмпирических данных, авторы определили основные направления предупреждения и профилактики вандального поведения в образовательной среде, уточнили и обосновали конкретные формы профилактической работы.
Введение. Статья содержит теоретические и эмпирические данные изучения профессиональных компетенций опытных и начинающих преподавателей образовательных организаций МВД России.
Актуальность научной проблемы заключается в потребности обоснования системы ведущих профессиональных компетенций преподавателя высшей школы. Новизна исследования заключается в изучении ведущих профессиональных компетенций преподавателей образовательных организаций МВД России как системы, раскрывающей содержание его профессиональной деятельности с учетом трансформации целей образования, требующих навыков грамотного взаимодействия в информационном и поликультурном пространстве; повышения значимости воспитательной функции преподавателя; необходимости приобретения опыта педагогической деятельности сотрудниками, принятыми в образовательные организации на должности преподавателей из территориальных подразделений органов внутренних дел.
В статье представлены ведущие профессиональные компетенции: самоорганизационная, информационная, интерактивная и поликультурная, как наиболее существенные в современных реалиях, которые формируются в контексте профессиональной педагогической культуры и обусловливают профессиональную успешность преподавателя высшей школы.
Цель исследования: выявить выраженность и характер взаимосвязи самоорганизационной, информационной, интерактивной и поликультурной компетенций с учетом стажа педагогической деятельности.
Методы. В исследовании приняли участие 117 преподавателей образовательных организаций МВД России от 23 до 52 лет, из них 62 начинающих преподавателя со стажем до одного года и 55 опытных преподавателей со стажем педагогической деятельности от 6 до 25 лет. Б
ыли применены методики, направленные на исследование ведущих профессиональных компетенций: «Профессиональные компетенции преподавателя высшей школы» (С. А. Павлова, Н. А. Деева); «Индекс технологической готовности (TRI)» А. Парасураман, К. Колби (адаптация Ю. В. Хлоповских); «Интегративный опросник межкультурной компетентности» (О. Е. Хухлаев, В. В. Гриценко, А. В. Макарчук, О. С. Павлова, Н. В. Ткаченко, Ш. А. Усубян, В. А. Шорохова); «Диагностика стилей педагогического общения» (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов); «Диагностика особенностей самоорганизации» (ДОС) (А. Д. Ишков). Сбор данных происходил посредством опроса с использованием электронных форм, рассылки электронных писем и очного анкетирования.
Результаты. Результаты подтвердили предположение о том, что выраженность и характер взаимосвязи ведущих профессиональных компетенций современного преподавателя связаны со стажем педагогической деятельности: обнаружено большее количество связей между компетенциями в группе опытных преподавателей по сравнению с группой начинающих; наличие значимых корреляций с характеристиками личности у опытных преподавателей; наибольшая структурированность классификационных признаков исследуемых профессиональных компетенций с дифференциацией по полу, возрасту и стажу в группе опытных преподавателей.
Введение. Актуальность статьи связана с современной социальной ситуацией. Исследование посвящено важной психологической проблеме, возникшей на почве обострения международных отношений, - проблеме профессионального «слаживания» в группах и его влияния на совершенствование корпоративной культуры членов коллективов в подразделениях органов внутренних дел.
Методы и методология исследования. В исследовании использована методология культурологического, системно-структурного, личностно-деятельностного и профессионально-деятельностного подходов к развитию корпоративной культуры личности профессионала. В качестве ведущих методов исследования использовался сравнительно-сопоставительный анализ литературных источников, обобщение передового опыта работы подразделений ОВД и терминологический анализ ведущих понятий.
Результаты и обсуждение. В содержательной части статьи предложено определение профессионального «слаживания». Отмечено, что процесс профессионального «слаживания» обеспечивает формирование корпоративной культуры между сотрудниками, объединенными для решения общих задач; способствует формированию сплоченности, товарищеской поддержки и взаимопомощи в коллективах ОВД.
Конкретизировано, что в настоящее время проблема профессионального «слаживания» особенно важна для военнослужащих, участвующих в спецоперации, и для коллективов органов внутренних дел.
Отмечается, что задачи формирования корпоративной культуры и профессионального «слаживания» связаны с необходимостью повышения статуса сотрудников полиции и их авторитета в сознании гражданского населения.
В представленном исследовании был использован метод сравнительно-сопоставительного анализа литературных источников и базовых документов, регламентирующих деятельность сотрудников полиции.
Это позволило уточнить лексический и психологический смысл феноменов «профессиональное слаживание» и «корпоративная культура».
Выявлена детерминирующая роль структурных компонентов «слаживания», влияющих на базовые компоненты корпоративной культуры сотрудников, выполняющих единые задачи, поставленные государством перед органами внутренних дел.
Построение научной логики исследования основано на методологии системно-структурного подхода, способствующего описанию характеристик мотивационно-ценностных, когнитивных и конативных компонентов в структуре личности, обеспечивающих динамику профессионального «слаживания» и процесс формирования корпоративной культуры в подразделениях ОВД. Выводы и рекомендации к апробации.
В заключительной части статьи представлены выводы и обобщения. Отмечена важная роль воспитательной работы и психологического сопровождения в системе формирования профессионального «слаживания» и совершенствования корпоративной культуры субъектов профессиональной деятельности.
Статья может быть рекомендована для использования в системе воспитательной работы с сотрудниками силовых структур и гражданских специалистов, для осуществления психологического сопровождения оперативно созданных коллективов.
Основные положения. 1) Статус сотрудника органов внутренних дел определяется проявлениями корпоративной культуры личности, которая обеспечивает повышение его авторитета у граждан и гостей государства. 2) Смысловой анализ понятия «слаживание» позволяет уточнить его лексический и психологический смысл, предложить рабочее определение данного понятия для психологической науки и практики, а также уточнить его роль в системе формирования корпоративной культуры в подразделениях ОВД.
Введение. Феномен «профессионального выгорания» вызывает особый интерес в научных кругах. Несмотря на множество проведенных исследований природы его возникновения и динамики, отсутствует единство понимания способов профилактики и коррекции произошедших в результате деформации личности изменений ее психических и социально-психологических функций.
В своих работах А. К. Маркова отмечает, что представители профессий типа «человек - человек», постоянно работающие с людьми, имеют опасность подвергаться профессиональной деформации в большей степени, чем сотрудники профессий «человек - техника», «человек - природа» [11, с. 308].
Разделяя позицию автора, отметим, что в условиях повышенной ответственности, напряженности и роста предъявляемых требований, не всегда соответствующих внутренним ресурсам, данный вопрос приобретает особое звучание.
Разрушительное действие оказывается на протекание психических процессов и состояний личности, что влечет деструктивные изменения в профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Призвание полицейских - защита от преступных и иных противоправных посягательств в условиях профессионального выгорания, в частности, деперсонализации (халатного отношения к своим обязанностям и циничного отношения к гражданам), становится, фигурально выражаясь, «прозрачным». Именно поэтому важно своевременно определить лиц, наиболее склонных к профессиональному выгоранию, выявить признаки, свидетельствующие о его возникновении, сформировать инструментарий, способствующий активизации адаптационного потенциала и расширению туннельного мышления, вызванного стрессовыми обстоятельствами.
Методы. В качестве психодиагностического инструментария были выбраны: методика оценки адаптационных способностей «МОАС», разработанная на основе факторов теста Кеттелла. Она позволила оценить на основе анализа ответов респондентов выраженность таких их личностных характеристик, как «замкнутость - общительность», «эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость», «робость - смелость», «доверчивость - подозрительность», «уверенность в себе - тревожность», «расслабленность - напряженность»; опросник выгорания К. Маслач (в адаптации Н. Е. Водопьяновой), с помощью которого определена степень выраженности профессионального выгорания по трем шкалам: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений; статистический анализ данных (критерий корреляции Пирсона).
Результаты. По итогам исследования были определены четыре группы респондентов с высоким, удовлетворительным, низким, неудовлетворительным уровнями адаптационных способностей. Выявлено, что большинство исследуемых (70,5 %) обладают недостаточным адаптационным потенциалом для совладания со стрессовыми ситуациями, рациональной оценки предъявляемых требований и личностных ресурсов.
Кроме того, сотрудники с низким уровнем адаптационных способностей в большей степени подвержены профессиональному выгоранию, в частности деперсонализации.
Введение. В современных сложных социальных и политических условиях цели иноязычной подготовки нуждаются в переосмыслении для решения актуальных образовательных задач.
Проведенный анализ традиционных компонентов цели иноязычной подготовки в организациях высшего образования неязыковых вузов позволил выявить дефициты в теории и практике. Установлены основные традиционные векторы исследования в области совершенствования иноязычной подготовки: коммуникативный аспект; интеграция иноязычного и профессионального образования; ознакомление с культурой стран изучаемого языка.
Методы. В исследовании использованы теоретические методы: анализ, синтез, абстрагирование, классификация, аналогия, включенное наблюдение.
Результаты. Образовательный потенциал учебной дисциплины «Иностранный язык», помимо решения традиционных задач формирования и развития иноязычных и коммуникативных умений и навыков, состоит в возможности его использования для развития универсальных и профессиональных компетенций, а также личностного развития в профессиональной деятельности.
Не является исключением иноязычная подготовка будущих сотрудников подразделений по вопросам миграции, практика которой только формируется.
Автором предложено обоснование новых, соответствующих современным реалиям, цели и задач иноязычной подготовки как части профессиональной подготовки будущих сотрудников подразделений по вопросам миграции к профессиональной деятельности.
Для осуществления таким образом расширенной цели иноязычной подготовки необходим пересмотр ее методологических основ. Обосновывается эффективность применения гуманитарно-антропологического, герменевтического и компетентностно-ориентированного методологических подходов.
Введение. В статье представлено системное междисциплинарное изложение теоретических основ исследования феномена социализации.
В настоящее время в социальной сфере феномен социализации сам представляет собой социальную проблему, что вызвано, по мнению ученых, комплексом динамично меняющихся социальных, экономических, политических, культурологических условий и обстоятельств, способствующих возникновению трансформационных процессов социума в целом.
Методы исследования. Характеризующие социализацию результаты исследования представлены в статье на основе некоторых методов социально-гуманитарных наук: теоретических (восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез, реферирование), обсервационных (прямое, включенное, косвенное наблюдение); диагностических (интервьюирование, анализ документов); праксиметрических (изучение и обобщение опыта и продуктов профессиональной деятельности) и пр.
Результаты исследования. Прежде всего это процессы в современном российском социуме, которые объективно меняют содержание и механизмы социализации человека.
В связи с этим стало возможным говорить о превращении феномена социализации в самостоятельную социальную и научно-исследовательскую проблему.
Вышесказанным определяется принципиальная по значимости необходимость тщательно изучить социализацию человека в ее современных условиях как актуальную социальную и педагогическую проблему в контексте социально-гуманитарных отраслей человекознания, прежде всего в области философии, социологии и педагогики.
Расширяя предметное поле социально-гуманитарного знания, представленные в статье материалы могут послужить стимулом к дальнейшему научному осмыслению проблематики социализации человека, а также быть использованы при профессиональной подготовке и профессиональной социализации будущих специалистов социальной сферы.
Введение. Специфика задач, поставленных перед правоохранительными органами, характеризуется чрезмерными психофизическими нагрузками. Эти нагрузки усиливают утомление, снижают умственную и физическую работоспособность и в результате приводят к снижению эффективности деятельности. Физическая подготовка важна для сотрудников всех правоохранительных органов.
Так, физическая подготовленность сотрудников МВД России в процессе служебной деятельности способствует формированию специальных двигательных навыков, совершенствованию наиболее важных психических и физических качеств.
Одной из наиболее значимых составляющих профессиональной подготовки является обеспечение необходимого уровня психофизической подготовленности. Актуальность выбранной темы исследования обусловлена несовершенством организации физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России.
Опыт осуществления правоохранительной деятельности свидетельствует о том, что непонимание важности физической готовности личного состава нередко приводит к травмам, ранениям и гибели сотрудников ОВД во время выполнения служебных задач, поэтому важно определить наиболее значимые проблемы и пути их решения для оптимизации физической подготовки будущих сотрудников МВД России.
Методы исследования. Анализ нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы организации физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России, опрос специалистов, исследование и обобщение данных специальной научно-методической литературы, мониторинг информационных ресурсов сети «Интернет».
Результаты. В работе рассмотрено законодательное регулирование вопросов физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России, отражены точки зрения ученых на актуальные проблемы физической подготовки сотрудников МВД России, проанализированы показатели их физической подготовленности.
На основании проведенного исследования предложены конкретные меры по решению проблем физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России.
Введение. Данная научная работа посвящена разработке методики, направленной на выявление слабых сторон огневой подготовленности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации с целью акцентированного влияния на определенные компоненты техники стрельбы в связи с необходимостью осуществления учебного процесса по совершенствованию навыков обращения с оружием.
Предметом исследования является методика определения профиля подготовленности сотрудников полиции. В качестве объекта исследования выступает огневая подготовка сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
Методы. При решении задач исследования использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы и документальных источников, наблюдение, педагогическое тестирование, методы математической статистики.
Результаты. В статье приводятся результаты уровня огневой подготовленности сотрудников полиции в соответствии с выполнением стрелкового упражнения. На основании полученных данных авторами произведен сравнительный анализ результатов стрелкового упражнения в соответствии с модельными значениями.
В завершение исследования выявлены основные направления совершенствования огневой подготовленности сотрудников полиции в зависимости от гендерных различий. Научная новизна заключается в обосновании методики определения направления совершенствования огневой подготовленности сотрудников полиции и выявления слабых сторон при выполнении технических элементов исследуемого упражнения.
Введение. Определение приоритетных направлений и тематики научно-педагогических исследований обусловливает перспективы развития педагогической науки, содержание и характер реформирования образования, способы и средства модернизации педагогических систем, варианты трансформации подготовки педагогов и их практической деятельности.
Выявление состава субъектов этой деятельности, а также критериев, которыми они руководствуются, позволит педагогам-исследователям более точно формулировать темы для своих исследований и обосновывать их актуальность.
Методы: анализ научно-педагогической литературы и нормативных правовых актов в сфере образования и науки; систематизация результатов анализа; обобщение полученных научных представлений в форме выводов.
Результаты. Субъектами разработки главных направлений и актуальной тематики педагогических исследований являются: российское государство и общество, министерства и ведомства, Российская академия образования, научно-педагогические школы, авторы и их научные руководители (консультанты).
Соответствующими критериями, которые должны учитываться в выборе тем и обосновании их актуальности, служат приоритеты экономической политики страны, потенциал практической полезности для различных социальных групп, ведомственная обеспеченность ресурсами для проведения исследований, аналитические критерии экспертного сообщества ученых РАО, потребности развития концепций научных школ, научные интересы авторов исследований и их научных руководителей (консультантов).
Введение. Проблемы, связанные с развитием педагогической системы профессионального образования в образовательных организациях МВД России, актуализированы современным состоянием приемов и методов, направленных на решение задач по борьбе с антиобщественными и криминальными проявлениями, которые являются основополагающими инструментами в правоохранительной деятельности.
Многие базовые аспекты педагогической системы профессионального образования (далее - ПСПО) МВД России со временем и под влиянием современного методологического инструментария переосмысливаются и получают новое наполнение в понятийном аппарате.
В процессе профессиональной подготовки специалистов МВД России, основанной на процессе замещения неэффективных устаревших методов и приемов, формируются нетрадиционные педагогические технологии. В данной статье рассматривается проблема исследования на основе научных концепций и нормативно-правовой базы целевых установок по формированию личности специалиста.
Методы исследования. Автором применялся сравнительный анализ научных работ по данной теме, научно-педагогический анализ состояния нормативно-правовой базы, состояния практики реализации системы образования МВД России, а также использовался принцип научного моделирования. Кроме этого, были реализованы различные варианты анализа (историко-ретроспективный, интерпретативный, контент-анализ).
Результаты. Результаты исследования представлены в виде авторской модели педагогической системы профессионального образования образовательных организаций МВД России.
Введение. Сегодня особую опасность представляют преступления, совершаемые участниками организованной преступной деятельности. Принимая во внимание обстановку, складывающуюся в России, и развитие информационно телекоммуникационных технологий, автор полагает, что назрела необходимость исследования данного вопроса.
Цель: в настоящем исследовании рассматриваются основные направления организованной преступной деятельности, в том числе сложившиеся в процессе развития информационных технологий.
Методы: методологической основой является всеобщий диалектический метод познания противодействия организованной преступности в процессе развития общественных отношений и цифровизации.
Автором при написании статьи были использованы общенаучные (логический, системно-структурный) и частнонаучные (изучение правовой статистики и нормативных правовых актов, анализ информационных ресурсов) методы познания.
Материалами исследования послужили нормативные правовые акты и научная литература, посвященные современным способам борьбы с организованной преступной деятельностью, а также данные о состоянии преступности на территории Российской Федерации и правоприменительная практика по исследуемой проблеме.
Результаты: в проведенном исследовании анализируются современные направления организованной преступной деятельности. Большое внимание уделяется незаконному обороту наркотиков, оружия, использованию информационного пространства в деятельности организованных преступных структур. Отдельного рассмотрения заслуживает коррупционный аспект организованной преступной деятельности.
На основе проведенного исследования автором предлагаются меры по противодействию современным направлениям организованной преступности.
Введение. Настоящая статья посвящена проблеме учета использования информационных технологий при совершении преступлений против интеллектуальной собственности.
Этот вопрос рассмотрен автором в трех аспектах - использование при совершении преступлений компьютерной информации; информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», и использование при совершении преступлений технологий искусственного интеллекта.
Методы. В работе применены методы формальной логики, системно-структурного анализа, большое внимание уделяется исследованию материалов судебной практики.
Результаты. Автор приходит к выводу, что использование информационных технологий должно повлечь более строгую ответственность в тех случаях, когда оно существенно облегчает совершение преступления, ведет к расширению числа получателей деструктивной информации или незаконных товаров и веществ и в перспективе способно увеличить число совершаемых преступлений.
По итогам проведенного исследования автором получены результаты, выраженные в конкретных предложениях по совершенствованию уголовного законодательства в сфере интеллектуальной собственности.
Автор предлагает включить в отдельные статьи о преступлениях против интеллектуальной собственности квалифицирующий признак «деяние, совершенное с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», либо с использованием систем искусственного интеллекта».
Введение. Статья посвящена изучению способов совершения преступлений, предусмотренных ст. 137 УК РФ. Особое внимание уделено влиянию информационных технологий на формирование индивидуального преступного поведения: выбор способов совершения преступлений, нарушающих неприкосновенность частной жизни (в 2020-2021 гг. 87 % случаев приходится на информационные технологии).
Значимым фактором при анализе преступлений, нарушающих неприкосновенность частной жизни, является изменение статистического учёта способов совершения преступлений: с 2022 года в формах федерального статистического наблюдения отражаются способы совершения преступлений в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, предусмотренные ч. 3 ст. 137 УК РФ.
Методы: Методологию исследования составили общенаучные методы познания общественных процессов, в частности, социально-правового явления - преступности (анализ, синтез, дедукция, индукция, системно-структурный метод, измерение, описание, абстрагирование), а также частнонаучные методы - анализа документов, статистические методы.
В качестве эмпирической базы были использованы отдельные формы статистического наблюдения ГИАЦ МВД России, сведения интернет-ресурса «Судебные и нормативные акты РФ», а также материалы иных интернет-изданий.
Результаты: В представленной статье в качестве предмета изучения выбраны отдельные способы нарушения неприкосновенности частной жизни ввиду их значительного многообразия. В частности, были рассмотрены следующие способы совершения преступлений, подтвержденные статистическими даннымиинтернет, социальные сети, компьютерная техника, средства мгновенного обмена сообщений, средства мобильной связи, программные средства.
Введение. Вопросы уголовно-правовой оценки преступного нарушения требований охраны труда, несомненно, не теряют своей актуальности. В частности, это касается ряда теоретических и практических проблем разработки направлений совершенствования норм ст. 143 УК РФ и ее практического применения.
Сложность квалификации данного преступления обусловлена бланкетностью диспозиции указанной уголовно-правовой нормы.
Однако исследование практики применения ст. 143 УК РФ показало, что бланкетность выступает общим показателем затруднений при правоприменении. Такой показатель в совокупности составляют несколько факторов-причин.
Методы. В исследовании использовались методы анализа, анкетирования, интервьюирования, статистический метод. Для установления детерминантов проблем применения ст. 143 УК РФ мы обратились к судебно-следственной практике, а также к данным результатов работы государственных инспекций труда.
Результаты. Выявлены детерминанты проблем применения ст. 143 УК РФ; на основе этого указаны конкретные обстоятельства, которые следует учитывать при определении наличия в деянии признаков нарушения требований охраны труда; сформулированы рекомендации по квалификации указанного преступления.
Введение. Раздел II Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) «Участники уголовного судопроизводства» не содержит полного перечня лиц, участвующих в производстве по уголовному делу.
Анализ норм уголовно-процессуального законодательства и правоприменительной практики свидетельствует довольно обширном перечне лиц, фактически вовлеченных в уголовное судопроизводство, но процессуальный статус которых четко не определен. В связи с этим данная статья посвящена вопросу процессуального закрепления общего статуса участников стадии предварительного расследования.
Цель исследования - предложить изменения в действующее уголовно-процессуальное законодательство, связанные с введением нормы, регламентирующей права и обязанности всех лиц, привлекаемых для участия в производстве по уголовному делу на стадии предварительного расследования, но не указанных в разделе II УПК РФ.
Методы. Для комплексного исследования вопросов, связанных с процессуальным положением лиц, чей правовой статус не закреплен в уголовно-процессуальном законодательстве, использовались общенаучные методы: формально-логический, обобщение, анализ, описание, а юридико-технический как частнонаучный метод дал возможность предложить внести изменение в законодательство.
Результаты. Автором сделан вывод о том, что участники уголовного судопроизводства, не обладающие регламентированным законом процессуальным статусом, обладают равнозначными процессуальными возможностями, что позволило предложить закрепить в УПК РФ норму, регулирующую права и обязанности всех участников стадии предварительного расследования.
Введение. Фундаментом стратегической деятельности государства по борьбе с преступностью (уголовной политики) выступает совокупность исходных данных криминологического и социального характера, объективность (соответствие истине) которых зачастую справедливо подвергается сомнению, в связи с чем не теряют своей актуальности вопросы поиска и выбора источников формирования уголовной политики в целях достижения требования криминологической обоснованности.
Методы. В основе методологии исследования диалектический материализм, применяемые общенаучные (системно-структурный и формально-логический, индуктивный и дедуктивный, анализ и синтез) и специальные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы.
Результаты. Несмотря на то, что масштабы криминологически значимой информации достаточно велики, препятствием на пути формирования криминологически обоснованной уголовной политики является отсутствие необходимого объема объективных данных о преступности. Признавая, что сами по себе те или иные показатели необходимо правильно интерпретировать (в том числе во взаимосвязи и взаимообусловленности), можно утверждать, что для корректного криминологического прогнозирования необходима соответствующая методологическая основа, недвусмысленно указывающая на то, каким образом необходимо обрабатывать значимую для борьбы с преступностью информацию.
Признавая проблему латентности преступности, стоит подчеркнуть необходимость поиска инструментов объективизации данных о преступности. В частности, стоит обратить внимание на перспективность комплексного подхода к анализу криминальных явлений, включающего как минимум «перекрестные сверки» данных различных органов государственной власти и негосударственных структур (при условии уверенности в объективности представляемых ими сведений).
При внесении изменений в уголовный закон признается обоснованным использование данных официальной статистики в качестве базового источника информации. Особую значимость приобретает вопрос поиска альтернативных источников информации, каковыми в настоящее время все чаще называют социальные ожидания.
Введение. В статье рассматриваются правовые основы и другие организационные аспекты применения криминалистических учетов в государствах - участниках Содружества Независимых Государств.
В частности, делается акцент на дактилоскопической и геномной регистрации. Использование таких видов учетов положительным образом сказывается на раскрытии и расследовании любого преступления, поскольку позволяет оперативно идентифицировать злоумышленника, а также установить его причастность или же, наоборот, непричастность к расследуемому преступлению.
Методы. В ходе исследования применялись следующие методы: философский (диалектико-материалистический); общенаучные (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование); дисциплинарные (статический); частнонаучные (догматико юридический, сравнительного правоведения).
Результаты. По итогам исследования сделан вывод о том, что во многих государствах криминалистической регистрации уделяется существенное внимание в борьбе с преступностью, вследствие чего сформирована соответствующая правовая база, которая отчасти нуждается в совершенствовании с учетом современных реалий.
Однако не во всех рассматриваемых нами государствах применяется единый подход к формированию банка данных следов пальцев рук и ДНК, что связано, как представляется, с различным уровнем технической оснащенности. Такие особенности следует учитывать при осуществлении международного сотрудничества в правоохранительной деятельности среди государств - участников СНГ.
Введение. Хищения мобильных средств связи - часто совершаемое преступление, регулярность которого обусловлена, в том числе, ростом количества средств связи у граждан, их популярностью и удобством в использовании, а также иными факторами.
Методы. Работая над статьей, автор использовал различные методы, среди которых общенаучные методы познания, частнонаучные методы и междисциплинарный метод формализации. К материалам же относятся данные из реальной юридической практики, материалы уголовных дел, судебные акты.
Результаты. В статье были проанализированы современное состояние и трансформация механизма хищений мобильных средств связи. Изучены и типизированы основные способы совершения хищений, применяемые при этом приёмы и технологии.
Автором исследованы информационные особенности наиболее типичных следственных ситуаций, возникающих при расследовании хищений мобильных средств связи и сделан вывод о том, что чаще всего хищения мобильных средств связи совершаются путём краж (в том числе карманных; краж в общественных местах; краж с проникновением), грабежей, мошенничества.
Система формирования наиболее типичных следственных ситуаций построена на сочетании аналитики следственной практики и теоретического исследования.
Сама типичная следственная ситуация в расследовании хищений мобильных телефонов включает в себя различные аспекты, среди которых автор выделяет совокупность всех сведений и данных о хищении; сбор доказательств, связанных с преступлением; их комплексный системный анализ; основы взаимодействия с операторами мобильной (сотовой) связи и т. д.
Введение. Статья посвящена рассмотрению вопросов актуализации действующего антитеррористического законодательства. С учетом роста террористической активности в последние десятилетия как в мире, так в Российской Федерации, эффективность применения уголовно-правовых норм и их актуализация в соответствии с новыми угрозами является одним из основополагающих факторов противодействия терроризму.
Методы. В ходе исследования были использованы различные научные методы: системный анализ, критический анализ, формально-логический метод, метод правового моделирования.
Результаты. Проанализировано содержание диспозиции статьи 205 Уголовного кодекса Российской Федерации, выявлены коллизии данной правовой нормы. Законодатель одновременно применяет понятия «действия» и «деяния», что приводит к проблемам в правоприменительной практике.
Проведено исследование способов совершения террористического акта и установлено, что данное преступление может быть совершено как в форме действия, так и бездействия. Предлагается внесение изменений в диспозицию части 1 ст. 205 УК РФ, заменив слова «иные действия» на «иные деяния», а также заменив в примечании к статье 205 УК РФ слова «в действиях» на слова «в деяниях».
В ходе исследования выявлено несоответствие уголовно-правовой нормы статьи 205 УК РФ, где применяется термин «органы власти», и нормы Федерального закона «О противодействии терроризму», где используется словосочетание «органами государственной власти, органами местного самоуправления».
Проведен анализ использования понятия «органы власти» и установлено, что оно не имеет легальной дефиниции.
В целях унификации российского антитеррористического законодательства и приведения его в соответствие с современными реалиями предлагается конкретизировать содержание диспозиции статьи 205 Уголовного кодекса Российской Федерации, заменив словосочетание «органов власти» на слова «органов государственной власти, органов местного самоуправления».
Введение. Проблема иного - не репрессивного воздействия на лиц, признанных виновными в совершении преступлений в отечественном уголовном праве и законодательстве, на сегодняшний день не является решенной, вызывая острую полемику на всех уровнях ее обсуждения. Это в том числе касается вопросов классификации мер подобного рода, их соотношения с наказанием, пределов применения, самого статуса и т.д.
Методы: методологическую основу данного исследования составили базовые положения диалектического метода познания, общенаучные и частно-научные методы, такие, как сравнительно-правовой, конкретно-социологический, формально-логический, системный и исторический.
Результаты. Существует достаточно стойкая направленность иных мер уголовно-правового характера, применяемых за преступления против интересов Российской Федерации.
Во-первых, использование их потенциала должно происходить исключительно в случаях совершения преступлений определенного рода, во-вторых, целесообразность их применения как в дополнение к наказанию, так и самостоятельно, видится в случаях отказа виновного от сотрудничества [12, с. 63] в части выявления иностранных агентов или агентов влияния (иноагентов), а также непримиримости к существующей власти и транслируемой ею идеологии, в-третьих, все они в той или иной степени строятся на ограничениях и лишениях базовых конституционных прав и свобод человека.
Поставлен вопрос о видовой дифференциации средств принуждения в отношении определенных групп преступлений, который на данный момент в современной литературе практически не обсуждается, находясь за пределами отечественной уголовно-правовой доктрины. Вместе с тем именно данное направление развития иных мер уголовно-правового характера представляется приоритетным, а постановка вопроса об их классификации выглядит крайне своевременной и актуальной.
Решение этой проблемы с неизбежностью повлечет за собой и ответы на многие другие вопросы как теоретического, так и сугубо практического свойства, облегчив таким образом решение глобальной задачи - противодействия преступности. Что характерно, в нашем случае речь идет о противодействии ее определенной направленности, а именно, создающей угрозы интересам Российской Федерации.
Введение. Статья посвящена теоретическому анализу норм, регулирующих судебный контроль в досудебном производстве, его регламентации, сущности и значимости, а также изучению формы и содержания.
Эффективность и целесообразность судебного контроля связаны с дискуссионной ролью суда при принятии некоторых решений в ходе предварительного расследования. Подвергнут исследованию порядок обращения следователя в суд в досудебном производстве, уточнена роль руководителя следственного органа при согласовании подобного обращения и прокурора.
Рассмотрены вопросы необходимости судебного контроля в досудебном производстве в части процессуальных решений следователя. В процессе научного исследования обобщены научные представления о судебном контроле и его содержании в досудебном производстве.
Методы. Для достижения указанной цели применялись описательный, формально-логический методы и метод толкования правовых норм.
Результаты. По итогам проведённого научного исследования представлена классификация судебного контроля по содержанию процессуальной деятельности, определены и сформулированы основные цели процессуальной проверки законности и обоснованности обращения в суд следователя с ходатайством о производстве следственных и процессуальных действий, проанализированы перспективы изменения контроля за производством указанных действий и роли прокурора в данной процессуальной деятельности.
Введение. Дальнейшее развитие института контрактной системы в сфере государственных закупок в условиях перехода к шестому технологическому укладу [1, с. 130] и нацеленности Российской Федерации на построение экономики знаний и высоких технологий [2, с. 8] должно происходить на концептуальной первооснове, в строгой гармонии со всей системой правовых принципов, действующих в данной сфере.
Роль юридической науки в этом процессе состоит в том, чтобы показать новые грани актуальности и востребованности всех принципов контрактной системы в сфере государственных закупок, их практическую эффективность в новых реалиях.
Цель исследования: на основе анализа комплекса принципов контрактной системы, действующего в сфере государственных закупок, выделить особенности и проблемные аспекты реализации этих принципов в условиях цифровизации и модернизации экономики.
Методы исследования: в работе автор в необходимой мере использовал как общенаучные (диалектический, логический и др.), так и частнонаучные методы (сравнительно-правовой, формально-юридический и др.), что позволило в конечном счете достичь поставленной цели.
Результаты: исследование принципов контрактной системы в сфере государственных закупок позволило определить проблемные аспекты их реализации в современных условиях, скорректировать задачи согласно актуальным вызовам времени, показать важность разграничения целей и принципов правового регулирования для их правильной классификации.
Введение. В статье анализируется правовая природа права человека на социальное обеспечение на основе Конституции РФ 1993 г. и поправок к ней 2020 г. Актуальность тематики определена новизной нормативного материала Конституции РФ в части определения признаков, состава понятия «социальное государство», а также чрезвычайной значимостью совокупности социально-экономических конституционных прав в целом для обеспечения качества жизни граждан.
Объектом анализа являются видовые признаки права на социальное обеспечение в системе классификаций прав и свобод, а также смежные понятия, имеющие конституционную и внеконституционную природу.
Методы. Методологической основой выступает анализ текста Конституции, его семантических единиц и юридической техники изложения нормы, связи конституционных норм, посвященных наполнению понятия «социальное государство».
Результаты. Делается вывод о развитости нормативного материала, содержащегося в Конституции, особенностях норм, посвященных социальной сфере.
В целом они носят бланкетный характер, формулируются с возможностью расширительного толкования, не содержат исчерпывающих перечней, включают множество не определенных до конца понятий, имеющих конкретно-историческое наполнение и тесную взаимосвязь с базовыми характеристиками государства, - правовое, социальное, имеющее целью обеспечение достоинства человека и социального взаимодействия.
Введение. В статье освещена дискуссия, состоявшаяся на XX международной научно-теоретической конференции «Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (к 25-летию Санкт-Петербургского университета МВД России)» (2023), прошедшей в Санкт-Петербургском университете МВД России. В обсуждении актуальных вопросов современной юридической науки приняли участие 433 исследователя.
Это ученые и практики - граждане России, Азербайджана, Беларуси, Молдовы, Кыргызстана, Таджикистана.
Освещены взгляды современных ученых, касающиеся: особенностей современного этапа развития отечественной юридической науки - постклассической (постнеклассической); значения в развитии теоретической юриспруденции дисциплинарности и междисциплинарности правовых исследований; обновления методологической базы современной юридической науки; зависимости состояния юриспруденции от трансформаций социальной реальности; актуальных проблем правопонимания и правового регулирования.
Методы. Основными методологическими принципами исследования явились принципы всесторонности изучения юридических процессов и явлений, единства теории и практики, историзма, единства исторического и логического.
Основными методологическими подходами исследования были определены системный и ценностный, который способствовал выделению тех идей, высказанных в ходе дискуссии, которые имеют значение для современного этапа развития юридической науки.
Метод целостности позволил при проведении историографического анализа определить выявленные учеными особенности современного состояния юридической науки как системы взаимосвязанных элементов юридического знания и причин, детерминирующих их изменение.
Результаты. Охарактеризованы взгляды ученых на актуальные вопросы современной юриспруденции: специфику состояния постклассической (постнеклассической) юридической науки (И. Л. Честнов); особенности методологии современной теоретической юриспруденции (Н. В. Варламова, М. Л. Давыдова, В. В. Денисенко, С. А. Калинин, Н. В. Мамченко); значимость в развитии теоретической юриспруденции проблемы дисциплинарности и междисциплинарности (С. В. Кодан, И. А. Андреева, Е. Н. Тонков); зависимость состояния современной теоретической юриспруденции от нестабильности социальной реальности (А. В. Скоробогатов, В. Г. Зарубин, В. А. Семенов); место современной юридической науки в дисциплинарной структуре социально-гуманитарных наук (Л. В. Денисова); структуру современной теоретической юриспруденции (В. Ю. Бельский, А. Л. Золкин, М. В. Баранова); особенности правопонимания и правоприменения (Р. И. Байгутлин, Л. В. Карнаушенко, Е. С. Зайцева, Д. А. Матанцев); организационно-правовые детерминанты развития современной юридической науки (И. А. Гончаров, А. Г. Репьев).
Введение. При решении проблемы взаимодействия полиции и институтов гражданского общества по участию в реализации правоохранительной функции государства опыт полиции зарубежных стран может быть актуален для выработки новых концептуальных положений и догматических решений, адекватных условиям современности.
Исследование внедренных в зарубежных странах различных моделей организации деятельности полиции позволит выявить общие закономерности и предложить более действенные и эффективные меры по организации взаимодействия полиции и институтов гражданского общества в России.
Цель исследования: на основе теоретико-правового анализа моделей организации деятельности полиции зарубежных стран выявить наиболее эффективные управленческие механизмы формирования взаимодействия полиции и институтов гражданского общества при реализации правоохранительной функции государства.
Теоретические аспекты организации местного самоуправления, традиционно исторически связанного с функционированием полиции, отражены в диссертационных исследованиях Е. С. Горбатюка1, И. А. Горшеневой2, Д. О. Ежевского3, А. М. Кононова4 и др.
Сравнительный анализ полицейской деятельности зарубежных государств, в том числе при сотрудничестве с институтами гражданского общества, проведен в исследованиях И. А. Андреевой5[1], А. В. Быкова6, Д. В. Васильева7, А. В. Губанова8, Е. В. Киричёк9, А. К. Киселёва [2], О. Б. Мороза10, В. Ф. Саетгараева11, А. И. Степанян12[3] и др. Вопросы формирования полиции и общества рассматривали в своих трудах П. Н. Кобец [4], Н. С. Нижник [5], Г. Р. Рустемова, И. С. Приходько [6] и др. Для выявления и оценки механизмов партнёрства полиции и общества использована теория взаимосвязи между местной политической культурой и организацией деятельности полиции (Дж. К. Уилсон).
Методы. Исследование опирается на системный подход, общенаучные методы (прежде всего анализа и синтеза), метод материалистической диалектики; специальные методы: сравнительно-исторический, формально-юридический; историко-правовой анализ, хронологический метод.
Результаты. Исследованные модели организации полицейской деятельности в зарубежных государствах являются производными от родового понятия «сервисная модель организации полицейской службы», направлены на социальную сплоченность, стабильность при высоком уровне участия граждан и актуальны для различных стран.
Приоритетной задачей МВД России является социальная направленность деятельности, позволяющая подразделениям полиции при решении возложенных на них задач наиболее полно использовать социальный и общественный потенциал российского общества.
Введение. Советское право постулировало приоритет интересов детей как главный принцип разрешения семейных споров. Современный российский законодатель воспринял данный подход.
В настоящее время закреплены случаи обязательного согласия детей для совершения юридически значимого действия, регламентирован порядок выяснения мнения несовершеннолетних.
Имел ли ребенок право голоса в советских судах? Ответ на этот вопрос поможет понять исторические предпосылки формирования ювенальной юстиции в России.
Методы. Исследование опиралось на диалектику, выступающую как общую методологию научного познания. Были использованы общенаучные, специальные, частнонаучные методы. Осуществлено обобщение судебной практики советского периода с применением анализа, синтеза, индукции и дедукции.
Полученные результаты обработаны с помощью интерпретативного метода. Проведено сравнение правового регулирования в различные исторические периоды (компаративный исследовательский метод).
Принцип историзма позволил оценить динамику становления права ребенка на выражение своего мнения при разрешении спора и выявить причинно-следственные связи между советским и современным подходами к данной проблематике.
Результаты. Выявлено, что в Советской России вопрос об учете мнения детей при разрешении споров об их воспитании был поставлен судебной практикой: сначала в частных случаях, затем в единых разъяснениях. Суду вменялось в обязанность учитывать мнение детей. Формы выяснения желания ребенка были различными, приоритет отдавался внесудебному опросу. Чем старше были дети, тем вероятнее было принятие решения в соответствии с их желанием.
Вместе с тем негативную оценку получала практика судов, которые ограничивались только мнением ребенка. Надлежало оценить, насколько желание детей соответствовало их реальному интересу, причины отсутствия контакта с лицами, претендовавшими на воспитание, условия жизни, которые были созданы детям.
Выявлена преемственность советского опыта в современном правовом регулировании учета мнения ребенка в семейных спорах. Требования, выработанные советскими юристами, применимы к современным судебным делам.
Издательство
- Издательство
- СПбУ МВД России
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1
- Юр. адрес
- 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1
- ФИО
- Амельчаков Игорь Филиппович (НАЧАЛЬНИК)
- E-mail адрес
- universpb@mvd.ru
- Контактный телефон
- +8 (812) 7447024