Статья содержит аналитический обзор современного состояния изучения сходств и различий культур посредством использования культурных измерений, особо сфокусировав свое внимание на основной для этой цели дихотомии «индивидуализм - коллективизм» (ИНД - КОЛ). В частности, мы объясняем почему согласно последним исследованиям считается, что двухмерной модели измерения культуры достаточно для анализа сходств и различий культур, а дихотомия ИНД - КОЛ является здесь основным инструментом оценки. Кроме того, мы приводим концептуальный анализ классических моделей культурных измерений (Г. Хофстеде, Р. Инглхарт, Ш. Шварц) касательно ИНД - КОЛ, проанализировав консенсус и разногласия между ними, а также стороннюю критику. Далее, выделив основные атрибуты ИНД - КОЛ, мы рассматриваем текущее понимание роли социоэкологических факторов в формировании одного или другого полюса. Помимо основной задачи многостороннего анализа культурного измерения ИНД - КОЛ, мы хотим привлечь внимание к несколько забытой модели Г. Триандиса о горизонтальном/вертикальном ИНД - КОЛ, которая до сих пор должным образом не была проверена на культурном уровне, поэтому подчеркиваем в статье ее основные преимущества. В заключении мы остановились на проблеме различных уровней анализа (индивидуальный, субкультурный, национальный), сделав вывод, что для дальнейшего прогресса в данной области необходимо более широкое использование многоуровневого моделирования.
Идентификаторы и классификаторы
Являясь основным агентом социального влияния, национальная культура длительное время выступала одним из базовых конструктов в социальных науках (Akaliyski et al. 2021). Чтобы ярко проиллюстрировать центральную роль культуры в жизни людей, Г. Хофстеде использовал
метафору «программного обеспечения» (Hofstede 2001), которое, будучи однажды установленным, выступает в качестве «операционной системы» общества. Для описания, объяснения и понимания различий в этих «операционных системах» представители социальных наук в разное время
предлагали разнообразные подходы, в частности оценивать культуры при помощи культурных измерений, которые позволяют не только отличать одну группу людей от другой (будь то в рамках страны, региона или какого-то сообщества), но и, наоборот, искать какие-то их схожие черты (Kaasa, Minkov 2022).
Список литературы
- Аузан А.А., Никишина Е.Н. (2021) Социокультурная экономика: как культура влияет на экономику, а экономика - на культуру. М.: Экономический факультет МГУ.
- Берри Дж.У. (2019) Экокультурная психология. Пер. с англ. Д.С. Григорьева. Культурно-историческая психология, 15(4): 4-16. EDN: DJXPPD
- Вельцель К. (2018) Рождение свободы. М.: ВЦИОМ.
- Галлямова А.А., Григорьев Д.С. (2022) Разработка методики оценки воспринимаемой культуры сообщества на основе культурной ориентации горизонтальный/вертикальный индивидуализм-коллективизм Г. Триандиса. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, 19(3): 429-447. EDN: SRWPXN
- Даймонд Д. (2010) Ружья, микробы и сталь. Пер. с англ. М. Колопотина. М.: АСТ.
- Лебедева Н.М., Татарко А.Н. (2019) Векторы развития стран в едином пространстве культурных измерений. Психологический журнал, 40(6): 99-111. EDN: LBRBBO
- Полтерович В.М. (2022) Конкуренция, сотрудничество и удовлетворенность жизнью. Часть 1. Семерка европейских лидеров. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, 15(2): 31-43. EDN: TWFDFN
- Хофстеде Г., МакКрэй Р.Р. (2010) Возвращаясь к обсуждению личности и культуры: связь личностных черт и культурных осей. Пер. с англ. В.В. Солодникова. Социологический журнал, 4: 9-41. EDN: PBDSBV
- Akaliyski P., Welzel C., Bond M.H., Minkov M. (2021) On “nationology”: The gravitational field of national culture. Journal of Cross-Cultural Psychology, 52(8-9): 771-793. EDN: ZJHHNF
-
Akkuş B., Postmes T., Stroebe K. (2017) Community Collectivism: A social dynamic approach to conceptualizing culture. PLOS ONE, 12(9): 1-29. EDN: GCJBRF
-
Beugelsdijk S., Welzel C. (2018) Dimensions and dynamics of national culture: Synthesizing Hofstede with Inglehart. Journal of Cross-Cultural Psychology, 49(10): 1469-1505. EDN: TIXCLV
-
Bond M.H., Leung K., Au A., Tong K.-K., De Carrasquel S.R., Murakami F., … Lewis J.R. (2004) Culture-level dimensions of social axioms and their correlates across 41 cultures. Journal of Cross-Cultural Psychology, 35(5): 548-570. EDN: LIOEWP
-
Brewer M.B., Chen Y.-R. (2007) Where (who) are collectives in collectivism? Toward conceptual clarification of individualism and collectivism. Psychological Review, 114(1): 133-151.
-
Conway L.G. III, Bongard K., Plaut V., Gornick L.J., Dodds D.P., Giresi T., … Houck S.C. (2017) Ecological origins of freedom: Pathogens, heat stress, and frontier topography predict more vertical but less horizontal governmental restriction. Personality and Social Psychology Bulletin, 43(10): 1378-1398. EDN: YJDJIH
-
Fog A. (2021) A test of the reproducibility of the clustering of cultural variables. Cross-Cultural Research, 55(1): 29-57. EDN: CVHFHK
-
Fog A. (2023а) Psychological and cultural effects of different kinds of danger. An exploration based on survey data from 79 countries. Culture and Evolution: 1-22.
-
Fog A. (2023б) Two-dimensional models of cultural differences: Statistical and theoretical analysis. Cross-Cultural Research, 57(2-3): 115-165. EDN: UOHGEH
-
Green E.G., Deschamps J.C., Paez D. (2005) Variation of individualism and collectivism within and between 20 countries: A typological analysis. Journal of Cross-Cultural Psychology, 36(3): 321-339. EDN: JTBKJL
-
Grigoryev D. (2022). Ethnic stereotype content beyond intergroup relations within societies: Exploring the North-South hypothesis for competence and warmth. Cross-Cultural Research, 56(4): 345-384. EDN: GUBGUG
-
Gurven M.D. (2018) Broadening horizons: Sample diversity and socioecological theory are essential to the future of psychological science. Proceedings of the National Academy of Sciences, 115(45): 11420-11427. EDN: ARAUID
-
Hofstede G. (1980). Culture's consequences: International differences in workrelated values. L.: Sage.
-
Hofstede G. (2001) Culture's consequences: Comparing values, behaviors, institutions, and organizations across nations. L.: Sage.
-
Hofstede G. (2011) Dimensionalizing cultures: The Hofstede model in context. Online Readings in Psychology & Culture, 2(1): 1-26.
-
House R.J., Javidan M. (2004) Overview of GLOBE. In: R.J. House, P.J. Hanges, M. Javidan, P.W. Dorfman, V. Gupta (Eds.), Culture, leadership, and organizations: The GLOBE study of 62 societies. L.: Sage: 9-28.
-
Hruschka D.J., Hackman J. (2014) When are cross-group differences a product of a human behavioral immune system? Evolutionary Behavioral Sciences, 8(4): 265-273.
-
Inglehart R.F. (1997) Modernization and postmodernization: Cultural, economic and political change in 43 societies. Princeton: Princeton University Press.
-
Inglehart R.F. (2018) Cultural evolution. Peoples motivations are changing and reshaping world. Cambridge: Cambridge University Press.
-
Inglehart R.F., Baker W.E. (2000) Modernization, cultural change, and the persistence of traditional values. American Sociological Review, 65(1): 19-51. EDN: GSHGFR
-
Inglehart R.F., Oyserman D. (2004) Individualism, autonomy, and self-expression. The human development syndrome. In: H. Vinken, J. Soeters, P. Ester (eds.), Comparing cultures: Dimensions of culture in a comparative perspective. Boston, MA: Brill: 74-96.
-
Kaasa A. (2021) Merging Hofstede, Schwartz, and Inglehart into a single system. Journal of Cross-Cultural Psychology, 52(4): 339-353. EDN: DLPAKZ
-
Kaasa A., Minkov M. (2022) Are different two-dimensional models of culture just a matter of different rotations? Evidence from the analysis based on the WVS/ EVS. Journal of Cross-Cultural Psychology, 53(2): 127-156. EDN: CZUKCH
-
Kaasa A., Welzel C. (2023) Elements of Schwartz's model in the WVS: How do they relate to other cultural models? Cross-Cultural Research, 1-41.
-
Kemmelmeier M. (2016) Cultural differences in survey responding: Issues and insights in the study of response biases.International Journal of Psychology, 51(6): 439-444. EDN: XZJNNL
-
Krys K., Uchida Y., Oishi S., Diener E. (2019) Open society fosters satisfaction: Explanation to why individualism associates with country level measures of satisfaction. The Journal of Positive Psychology, 14(6): 768-778. EDN: SLTCCX
-
Krys K., Vignoles V.L., de Almeida I., Uchida Y. (2022) Outside the "cultural binary": Understanding why Latin American collectivist societies foster independent selves. Perspectives on Psychological Science, 17(4): 1166-1187.
-
Kusserow A.S. (1999) De-homogenizing American individualism: Socializing hard and soft individualism in Manhattan and Queens. Ethos, 27(2): 210-234.
-
Laitin D.D., Moortgat J., Robinson A.L. (2012) Geographic axes and the persistence of cultural diversity. Proceedings of the National Academy of Sciences, 109: 10263-10268.
-
León F.R. (2023а) Electromagnetic and climatic foundations of human aggression. Journal of Environmental Psychology, 89: 1-9.
-
León F.R. (2023б). Likely electromagnetic foundations of gender inequality. Cross-Cultural Research, 57(2-3): 239-263. EDN: XFNPMA
-
Li L.M.W., Bond M.H. (2010) Value change: Analyzing national change in citizen secularism across four time periods in the World Values Survey. The Social Science Journal. 47(2): 294-306.
-
Maleki A., de Jong M. (2014) A proposal for clustering the dimensions of national culture. Cross-Cultural Research, 48: 107-143. EDN: SQDGUV
-
Markus H., Kitayama S. (1991). Culture and the self: Implications for cognition, emotion, and motivation. Psychological Review, 98: 224-253. EDN: HKDTDR
-
Minkov M. (2014) The K factor, societal hypometropia, and national values: A study of 71 nations. Personality and Individual Differences, 66: 153-159. EDN: YEGJTH
-
Minkov M., Bond M.H. (2015) Genetic polymorphisms predict national differences in life history strategy and time orientation. Personality and Individual Differences, 76: 204-215. EDN: UVTYKP
-
Minkov M. (2018) A revision of Hofstede's model of national culture: Old evidence and new data from 56 countries. Cross Cultural & Strategic Management, 25(2): 231-256. EDN: YDQJUT
-
Minkov M., Kaasa A. (2021) A test of the revised Minkov-Hofstede model of culture: Mirror images of subjective and objective culture across nations and the 50 US states. Cross-Cultural Research, 55(2-3): 230-281. 142. EDN: ZUIAVC
-
Minkov M., Kaasa A. (2022) Do dimensions of culture exist objectively? A validation of the revised Minkov-Hofstede model of culture with World Values Survey items and scores for 102 countries. Journal of International Management, 28(4): 1-17. EDN: TBJCBL
-
Minkov M., Bond M.H., Dutt P., Schachner M., Morales O., Sanchez C.,... Mudd B. (2018) A reconsideration of Hofstede's fifth dimension: New flexibility vs. monumentalism data from 54 countries. Cross-Cultural Research, 52(3): 309-333. EDN: VBTXEQ
-
Minkov M., Dutt P., Schachner M., Morales O., Sanchez C., Jandosova J.,... Mudd B. (2017) A revision of Hofstede's individualism-collectivism dimension: A new national index from a 56-country study. Cross Cultural & Strategic Management, 24(3): 386-404. EDN: XOOKVG
-
Oishi S. (2014) Socioecological psychology. Annual Review of Psychology, 65(1): 581-609. EDN: YEENXV
-
Oyserman D., Uskul A.K. (2008) Individualism and collectivism: Societallevel processes with implications for individual-level and society-level outcomes. In: F. van de Vijver, D. van Hemert, Y. Poortinga (eds.) Multilevel analysis of individuals and cultures. Mahwah, N.J: Erlbaum: 145-173.
-
Rentfrow P.J., Jokela M. (2016) Geographical psychology: The spatial organization of psychological phenomena. Current Directions in Psychological Science, 25(6): 393-398. EDN: VPCSPE
-
Shapouri S. (2022) Of germs and culture; parasite stress as the origin of individualism-collectivism. Evolutionary Psychological Science, 9: 82-89.
-
Singelis T.M., Triandis H.C., Bhawuk D.P., Gelfand M.J. (1995) Horizontal and vertical dimensions of individualism and collectivism: A theoretical and measurement refinement. Cross-Cultural Research, 29(3): 240-275. EDN: JQUMQV
-
Schwartz S.H. (1994а) Beyond individualism/collectivism: New cultural dimensions of values. In: U. Kim, H.C. Triandis, Ç. Kâğitçibaşi, S.-C. Choi, G. Yoon (eds.), Individualism and collectivism: Theory, method, and applications. L.: Sage Publications: 85-119.
-
Schwartz S.H. (1994б). Are there universal aspects in the structure and contents of human values? Journal of Social Issues, 50(4): 19-45.
-
Schwartz S.H. (2004) Mapping and interpreting cultural differences. In: H. Vinken, J. Soeters, P. Ester (eds.).Comparing cultures: Dimensions of culture in a comparative perspective. Brill: 43-73.
-
Schwartz S.H. (2006) A theory of cultural value orientations: Explication and applications.Comparative Sociology, 5(2-3): 137-182.
-
Schwartz S.H. (2014) Rethinking the concept and measurement of societal cul ture in light of empirical findings. Journal of Cross-Cultural Psychology, 45(1): 5-13. EDN: SKKKFV
-
Sng O., Neuberg S.L., Varnum M.E.W., Kenrick D.T. (2018) The behavioral ecology of cultural psychological variation. Psychological Review, 125(5): 714-743. EDN: WWDXTN
-
Stieger S., Götz F.M., Wilson C., Volsa S., Rentfrow P.J. (2022) A tale of peaks and valleys: Sinusoid relationship patterns between mountainousness and basic human values. Social Psychological and Personality Science, 13(2): 390-402.
-
Tomasello M., Melis A.P., Tennie C., Wyman E., Herrmann E. (2012) Two key steps in the evolution of human cooperation: The interdependence hypothesis. Current Anthropology, 53(6): 673-692.
-
Triandis H.C. (1993) Collectivism and individualism as cultural syndromes. Cross-Cultural Research, 27(3-4), 155-180. EDN: JQUMCZ
-
Triandis H.C. (1996) The psychological measurement of cultural syndromes. American Psychologist, 51(4): 407-415. EDN: HEZUKN
-
Triandis H.C., Gelfand M.J. (1998) Converging measurement of horizontal and vertical individualism and collectivism. Journal of Personality and Social Psychology, 74(1): 118-128. EDN: YDFSXM
-
van de Vliert E. (2020) The global ecology of differentiation between us and them. Nature Human Behaviour, 4(3): 270-278. EDN: NGKAGF
-
van de Vliert E., Conway L.G. III (2019) Northerners and Southerners differ in conflict culture. Negotiation and Conflict Management Research, 12: 256-277. EDN: WTIXHZ
-
van de Vliert E., Postmes T. (2012) Climato-economic livability predicts societal collectivism and political autocracy better than parasitic stress does. Behavioral and Brain Sciences, 35(2): 94-95.
-
van de Vliert E., van Lange P.A.M. (2019) Latitudinal psychology: An ecological perspective on creativity, aggression, happiness, and beyond. Perspectives on Psychological Science, 14(5): 860-884. EDN: WBRYTN
-
Vignoles V. (2018) The "common view", the "cultural binary", and how to move forward. Asian Journal of Social Psychology, 21(4): 336-345. EDN: LMQGUY
-
Voronov M., Singer J.A. (2002) The myth of individualism-collectivism: A critical review. The Journal of Social Psychology, 142(4): 461-480.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Становление института донорства в сфере вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) приводит к тому, что некоторые женщины участвуют в процедуре донации ооцитов и суррогатного материнства (либо того и другого) неоднократно, т.е. получают определенный опыт профессионализации в этой сфере. Материалом статьи являются девять глубинных полуструктурированных интервью женщин, имевших более чем двукратный опыт донорства ооцитов и/или суррогатного материнства, а также четыре экспертных интервью со специалистами в области ВРТ. Авторы сосредоточены на двух исследовательских вопросах: каким образом доноры выстраивают автобиографический нарратив, в который вписывается история регулярного донорства, и как видятся донорам параметры становящейся профессиональной сферы, которым они должны соответствовать, т.е. каким образом нарративы доноров коррелируют и взаимодействуют с внешними дискурсивными рамками. Поиск ответов на эти вопросы предполагает качественный анализ интервью доноров и медиков. Внутренняя динамика ситуации с профессиональным донорством сегодня определяется еще и тем, что заинтересованность в стабильности и предсказуемости «доноров с хорошим опытом», имеющая материальное выражение (вознаграждение), оборачивается «эффектом конвейера» для самих участниц, противореча тем ценностям повышения самооценки и социального статуса, которые помимо денег служат мощным стимулом длительного участия в программе для женщин-доноров. Материал и выводы статьи представляют интерес для специалистов, работающих в сфере репродуктивной медицины, а также для специалистов в сфере продвижения этого продукта на рынке.
Консервативный поворот в российской политике, существенным образом трансформировал российскую политическую реальность, как сдвинув смысловые акценты политической дискуссии в России, так и породив, трансформировав или демаргинализировав ряд дискурсов. Примером такой трансформации может служить антицифровой дискурс в среде политически активных русских православных, которые, будучи в 1990-е годы в жесткой оппозиции государственной власти, к 2010-м годам превратились в крайне лояльную к ней группу. Именно лоялистский характер вынуждал данное сообщество к трансформациям собственной идеологии и публичной риторики в соответствии с мейнстримом риторики государственной. Рассмотрению произошедших изменений и посвящена статья. Проанализирована антицифровая риторика русских православных националистических организаций: ее изменения, современное наполнение и основные концепции, которыми подкрепляется антицифровой дискурс в данной среде. Изменения зафиксированы посредством сравнительного анализа антицифровой риторики образца 1990-х годов и рассмотрения удельного веса основных теорий, популярных в данной среде в настоящее время. Предметом анализа стала частота упоминания слов-маркеров, характерных для той или иной группы конспирологических теорий в публикациях ряда наиболее популярных православных националистических телеграм-каналов. Подобный анализ позволит установить основные ценностные ориентиры антицифрового движения в рамках русского православного национализма, а также выявить его идеологическую базу.
Исследователи факторов революционной дестабилизации к настоящему времени достаточно основательно изучили влияние на вероятность начала революций таких переменных, как тип политического режима, темпы экономического роста или уровень ВВП на душу населения. Однако мало исследованным остается фактор коррупции, несмотря на антикоррупционные лозунги, зачастую выводящие людей на улицы. Как показывает ряд исследований, коррупция может оказывать как положительный эффект на стабильность режима через механизм кооптации контрэлит, так и деструктивный эффект, понижая эффективность государственного аппарата и увеличивая неравенство. Мы проверяем гипотезы о наличии и направлении возможного влияния различных типов коррупции, с одной стороны, и невооруженной, а также вооруженной революционной дестабилизации - с другой. Проведя корреляционный анализ такого влияния, мы выяснили, что все типы коррупции и революционной дестабилизации демонстрируют достаточно сильную положительную корреляцию между собой. Построив таблицы сопряженности, мы также выяснили, что дестабилизация вооруженного и невооруженного типа по-разному реагирует на коррупцию: фиксируются более линейный характер для вооруженных революционных выступлений и достаточно выраженная криволинейность для невооруженных. Результаты исследования позволяют сделать ряд выводов теоретического характера о влиянии коррупции на различные типы революционной дестабилизации, а также подтверждают необходимость включения фактора коррупции при проведении количественных исследований процессов революционной дестабилизации. Причинно-следственные связи между двумя явлениями тем не менее нуждаются в дальнейшем изучении. В заключении мы ставим ряд дискуссионных вопросов, которые могут послужить основой для будущих исследований взаимосвязи коррупции и революционной дестабилизации.
Рассматриваются социальные аспекты этнософского учения африканиста В.Р. Арсеньева (1948-2010). Отмечается критика Арсеньевым современной техногенной цивилизации, альтернативой которой он считал архаику. Признаки вырождения современной цивилизации западного типа он видел в замене реальности миром искусственной природы, приоритете материальных ценностей, противопоставлении людей природе, стремлении подчинить природу, трансформации психики индивидов, разрушении личности или «парадигмальном эгоцентризме». В индустриальной цивилизации сложилась нежизнеспособная модель управления, которую Арсеньев в совокупности с другими признаками назвал парадигмой отчуждения. Все это указывает на исчерпанность того пути развития, который представлен западной цивилизацией. Полевые исследования давали ученому достаточно материала для изучения архаических обществ и архаического сознания. Однако архаика, о которой он писал, не означает возвращение к ранним этапам социальной эволюции. Архаика в качестве нового этапа социально-исторической жизни, согласно Арсеньеву, прежде всего проявляется в изменение мировоззренческих и ценностных установок общества, выражением которых является этнософия. Помимо мировоззренческой роли, этнософия выполняет и методолого-эпистемологическую функцию, поскольку является синтетической дисциплиной «переходного типа», которая необходима для перехода к новому цивилизационному типу, отождествляемому Арсеньевым с архаикой. Цивилизация представляет собой тип вторичных обществ, т.е. противопоставляющих себя природе, в то время как архаика - первичный тип общества, включенный в природу. К особенностям мировоззренческих принципов архаики, которые находят отражение в социальной жизни, он относил целостность, единство человека и природы, социума и окружающей среды, щадящее природопользование и т.п. Делается вывод, что слабая определенность социальных очертаний архаики говорит об утопичности самого этнософского проекта.
Представлен критический анализ дискурса цифровизации, который является выражением менеджериально-бюрократической апроприации практик виртуализации социальных процессов. Проанализированы данные опросов в Москве и Санкт-Петербурге, указывающие на превращение практик использования цифровых технологий в социальную рутину в российских мегаполисах. Показана тенденция в социологическом сообществе трактовать связанные с цифровизацией новые формы неравенства, контроля и отчуждения в терминах марксизма и неомарксизма. Для полного раскрытия противоречий и подлинной направленности цифровизации предлагается развитие критической теории общества, которое продолжает диалектическую линию в эволюции неомарксизма Франкфуртской школы. Тотальность структур господства и новых форм социального контроля в постиндустриальном обществе анализируется на основе концепции алгоритмической рациональности, сменяющей технологическую рациональность позднеиндустриальной эпохи. В качестве потенциала эмансипации, ухода из-под контроля алгоритмической рациональности представлены тенденции поствиртуализации и микродвижения в повседневности, образующие бунт аутентичности против тотальной цифровизации / принудительной виртуализации социальной жизни.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru