Введение. Создание научной биографии М. М. Бахтина (1895-1975) - актуальная задача современной гуманитаристики. В его жизнеописаниях остается немало белых пятен и неточностей. Одна из наиболее заметных лакун - крайне скудная и противоречивая биографическая информация о жене мыслителя, Е. А. Бахтиной (урожденной Околович). В статье ставится задача верификации приведенных другими исследователями биографических сведений о ней путем сопоставления уже известных источников и введения в научный оборот новых.
Материалы и методы. Исследование носит историко-биографический характер. Материал исследования: неопубликованные документы из личного архива М. М. Бахтина; печатные исторические источники начала XX в. («Памятные книжки» и другие справочные издания Витебской губернии); записанные автором в 1990-2000-х гг. устные воспоминания людей, общавшихся с Е. А. Бахтиной в саранский период ее жизни; научные и научно-популярные публикации биографического характера о М. М. Бахтине и представителях его Круга. Применяются историко-культурный подход, сравнительно-исторический метод (в том числе сравнительно-сопоставительный анализ).
Результаты исследования. Выявлено, что многие из получивших распространенение данных о Е. А. Бахтиной являются неточными или в целом не соответствуют действительности. Введение в научный оборот новых источников позволило скорректировать дату (год, число, месяц) и место ее рождения, определить места ее учебы и работы в разные периоды, уточнить и расширить сведения о ее родителях (полное имя, место жительства и работы, должность, чин, сословие, имущественное положение).
Обсуждение и заключение. Полученные результаты способствуют решению комплексной проблемы создания научной биографии М. М. Бахтина, в частности вносят коррективы в сложившиеся в науке представления о витебском, ленинградском и кустанайском периодах его жизни, о последовательности некоторых из происходивших с ним в это время событий и о причинно-следственных связях между ними.
Идентификаторы и классификаторы
Создание научной биографии Михаила Михайловича Бахтина (1895–1975) является одной из наиболее актуальных задач современного бахтиноведения. Как подчеркивают О. Е. Осовский и В. П. Киржаева,
«системное описание научной концепции М. М. Бахтина, сделанных им открытий, невозможно без восстановления историко-биографического контекста», отмечая при этом, что биография мыслителя «полна непроясненных моментов» [15, с. 90–91].
Список литературы
-
Бармичев В., Бармичева В. Воспоминания о М. М. Бахтине / литературная запись, подготовка текста А. Ю. Сорочана // Филологи как читатели: материалы междунар. науч. конф. Тверь, 2011. С. 173-184.
-
Беседы В. Д. Дувакина с М. М. Бахтиным / вступ. ст. С. Г. Бочарова и В. В. Радзишевского; закл. ст. В. В. Кожинова. М.: Прогресс, 1996. 342 с.
-
Васильев Н. Л. Михаил Михайлович Бахтин и феномен “Круга Бахтина”: В поисках утраченного времени. Реконструкции и деконструкции. Квадратура круга. М.: ЛИБРОКОМ, 2013. 408 с. EDN: VPJQZN
-
Волошинова Нина Аркадьевна (Авторы публикаций журнала) / подгот. Ю. В. Евдошенко. URL: https://www.oil-industry.net/test_autor.php?ELEMENT_ID=234554&sphrase_id=52534&clear_cache=Y.
-
Клюева И. В., Лисунова Л. М. Елена Александровна Бахтина в воспоминаниях жителей Саранска // Бахтинский вестник. 2023. № 1. URL: https://bakhtin.mrsu.ru/архив/. EDN: EPDNKH
-
Конкин С. С., Конкина Л. С. Михаил Бахтин (Страницы жизни и творчества). Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993. 398 с.
-
Коровашко А. В. Михаил Бахтин. М.: Молодая гвардия, 2017. 444 с. EDN: ZUQCMJ
-
Лаптун В. И. К “Биографии М. М. Бахтина” // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1993. № 1. С. 67-73. EDN: TUTBUT
-
Лисов А. Г. Проблемы ранней биографии М. М. Бахтина // Психологический Vademecum: Витебщина М. М. Бахтина: сб. науч. ст. Витебск, 2018. C. 36-42.
-
Лисов А. Г., Трусова Е. Г. Начало автобиографического мифотворчества М. М. Бахтина // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1993. № 2/3. С. 196-199.
-
М. М. Бахтин и М. И. Каган. По материалам семейного архива / публ. К. Невельской // Память. Исторический сборник. Париж, 1981. Вып. 4. С. 249-281.
-
М. М. Бахтин. Беседы с В. Д. Дувакиным. М.: Согласие, 2002. 399 с. EDN: UYHMMO
-
Миркина Р. М. Бахтин, каким я его знала. Молодой Бахтин // Новое литературное обозрение. 1993. № 2. С. 65-69. EDN: HTLCUZ
-
Николаев Н. И. Опороченная жизнь философа // Литературный факт. 2018. № 7. С. 385-391. EDN: XRLGCT
-
Осовский О. Е., Киржаева В. П. Михаил Михайлович Бахтин: Опыт реконструкции биографии ученого. Статья первая // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2020. № 4. С. 90-102. EDN: GDDKEP
-
Осовский О. Е., Киржаева В. П. Михаил Михайлович Бахтин: Опыт реконструкции биографии ученого. Статья вторая // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2021. № 1. С. 90-102. EDN: XQEFCB
-
Паньков Н. А. Вопросы биографии и научного творчества М. М. Бахтина. М.: Изд-во МГУ, 2009. 720 с. EDN: QUVXWR
-
Шатских А. С. Витебск. Жизнь искусства, 1917-1922. М.: Языки рус. культуры, 2001. 256 с.
-
Clark K., Holquist M. Mikhail Bakhtin. Cambridge (Mass.) London: The Belknap Press, 1984. 398 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В материалах аналитического отчета отражены основные направления и результаты работы Всероссийской научной конференции «Гражданственность и патриотизм молодежи в многоконфессиональном и полиэтничном пространстве России» (XVII Сафаргалиевские научные чтения). Конференция состоялась 26-27 октября 2023 г. на базе Национального исследовательского Мордовского государственного университета и стала площадкой для диалога славянских, финно-угорских и тюркских народов, представителей православия и ислама.
Введение. В статье рассматриваются особенности проявления игровой зависимости у подростков с задержкой психического развития (ЗПР). Цель статьи заключается определении уровня и проявлений игровой зависимости у подростков с задержкой психического развития в сравнении с подростками с нормативным развитием.
Материалы и методы. Выборку исследования составили подростки в возрасте 13-14 лет, которые были разделены на две группы. В первую вошли обучающиеся 7-х классов Государственного казенного образовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа № 9», которым рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития (20 чел.); вторую группу составили обучающиеся 7 класса Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 107», не имеющие особенностей развития (20 чел.). В работе использованы тест-опросник степени увлеченности младших подростков компьютерными играми А. В. Гришиной; скрининговая диагностика компьютерной зависимости (Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот); методика «Агрессивное поведение» Е. П. Ильин, П. А. Ковалев); тест Г. В. Лозовой на наличие зависимости к 13 видам аддикций. Статистические различия рассчитаны с помощью U-критерия Манна - Уитни, корреляционный анализ проведен с помощью коэффициента корреляции Спирмена.
Результаты исследования. Проведен сравнительный и корреляционный анализ, в результате которого не выявлено достоверных различий по показателям игровой зависимости в выделенных группах. При этом у подростков без особенностей развития выше показатели компьютерной зависимости уровня агрессии и склонности к прямой физической агрессии. Обнаружена взаимосвязь агрессии и игровой зависимости.
Обсуждение и заключение. У подростков с ЗПР обоих полов прослеживается взаимосвязь между склонностью к прямой физической агрессией и шкалой предпочтения виртуального общения реальному. У подростков женского пола без особенностей развития прослеживается взаимосвязь склонности к косвенной вербальной агрессии со шкалой эмоционального отношения к компьютерным играм, шкалой самоконтроля в компьютерных играх и индексом степени интереса к компьютерным играм. Также наблюдается взаимосвязь уровня агрессии и склонности к прямой вербальной агрессии со шкалой предпочтения виртуального общения реальному. Выявлена взаимосвязь склонности к косвенной вербальной агрессии и шкалой целевой направленности в компьютерных играх. У подростков мужского пола без особенностей развития прослеживается взаимосвязь склонности к косвенной физической агрессии со шкалой эмоционального отношения к компьютерным играм, шкалой самоконтроля в компьютерных играх, шкалой предпочтения виртуального общения реальному и индексом степени интереса к компьютерным играм. По результатам корреляционного анализа прослеживается взаимосвязь агрессии и игровой зависимости. При этом у подростков без особенностей развития этих связей намного больше. У них выше показатель компьютерной зависимости, т. е. они могут быть сильнее увлечены общением в интернете и в целом больше времени проводить за компьютером.
Введение. В статье рассматривается проблема взаимосвязи личностных свойств и типа этнической идентичности у русских студентов. Анализируются сложившиеся теоретические подходы к понятию и свойствам этнической идентичности. Особое внимание уделяется рассмотрению типов этнической идентичности.
Материалы и методы. Эмпирическое исследование проводилось на базе Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва. Участниками стали 105 студентов. Были использованы следующие методики: опросник 16 PF Р. Кеттелла (форма С), методика «Типы этнической идентичности» Г. У. Солдатовой и С. В. Рыжовой, тест «Этническая идентичность» Дж. Финни, Методика оценки позитивности и неопределенности этнической идентичности (А. Н. Татарко, Н. М. Лебедева). Математическая обработка полученных результатов проводилась с помощью корреляционного анализа r-Пирсона и U-критерия Манна - Уитни.
Результаты исследования. В результате проведенного исследования выявлены положительные корреляционные взаимосвязи между личностными свойствами и типами этнической идентичности русских студентов. У большинства студентов сформирована положительная этническая идентичность, они осознают себя представителями своего этноса, испытывают позитивные чувства по отношению к представителям своей национальности, при этом адекватно относятся к другим этническим группам. Статистически значимых различий между особенностями этнической идентичности русских и мордовских студентов выявлено не было.
Обсуждение и заключение. Особенности этнической идентичности во многом обусловлены личностными качествами студентов. Студенты с высоким уровнем конформизма обладают позитивной этической идентичностью, стремятся сочетать положительное отношение к своему и другим этносам. Студенты с выраженной личностной доминантностью негативно относятся к представителям других этносов, предпочитают общаться с людьми своей этнической группы. Стремящиеся к независимости лица более склонны к этническому изоляционизму, признанию превосходства своего народа над другими этническими группами. Эмоционально нестабильные студенты обладают низким уровнем этнического нигилизма, стремятся к снижению напряженности в отношениях с другими, ищут более устойчивые взаимосвязи с людьми вне этнических признаков. Этническая индифферентность характерна для лиц с высоким уровнем интеллекта.
Введение. Цель статьи - провести теоретический анализ теологического кластера в современном образовательном пространстве Республики Мордовия. Определить общий контур процессов взаимодействия участников теологического кластера. Выявить наиболее значимые тенденции кластерного взаимодействия и его инициатив в Республике Мордовия, охарактеризовать имеющиеся трудности, перспективы, обосновать необходимость обращения к их изучению.
Материалы и методы. Для решения исследовательских задач использовались теоретические методы: анализ научной литературы по изучаемой проблеме, сравнительный анализ, сопоставление, обобщение, систематизация и метод экспертных оценок.
Результаты исследования. Сделан ряд предварительных замечаний, указывающих на особенности рассматриваемой проблемы (инициативы теологического кластера обеспечивают переход образования к инновационному типу, конкурентоспособность, создание устойчивых связей, рост активности, обмен трудовыми ресурсами, идеями и информацией, разработку и реализацию нововведений). Сделан вывод, что развитие кластерной стратегии в современных условиях достаточно благополучно осуществляется, но требует серьезного исследования.
Обсуждение и заключение. Кластерные инициативы, кластеризация связаны с инновационностью, поэтому очень перспективны. Наряду с успехами, в этой сфере есть свои трудности: отсутствие информационной, методической поддержки, неразработанность механизмов финансирования. В соответствии с этим необходима грамотная и продуманная систематическая деятельность, стратегия, охватывающая имеющиеся кластерные структуры. В качестве потенциально эффективного механизма, способного разрешить или содействовать решению тех проблем, с которыми сталкиваются кластерные инициативы, выдвигается идея создания центров кластерного развития.
Введение. Возрастающая интенсификация ложных смыслов в коммуникативном пространстве, перманентно порождающая процессы отчуждения в обществе, актуализирует рефлексию феномена фейковых сообщений, требуя их социально-философского осмысления. Целью статьи является выявление специфики позиционирования фейка, с одной стороны, и диагностики рисков, сопряженных с силой воздействия фальшивых смыслов, стимулирующих латентные напряженности и вызовы в обществе, - с другой.
Материалы и методы. Теоретико-методологической базой послужили концепции постнеклассической социально-гуманитарной парадигмы, включающей принципы дополнительности и плюрализма. Исследование опирается на синергетический метод, теорию коммуникативного действия (Ю. Хабермас), а также ценностный подход. Методологически значимой для раскрытия сущности фейка в контексте виртуального пространства выступает теория симулякров (Ж. Бодрийяр, Ж. Деррида, М. Фуко и др.), сквозь призму которой фейк рассматривается как феномен, притязающий на замену подлинного.
Результаты исследования. Выявлены и интерпретированы цивилизационные сдвиги, произошедшие в обществе, которые способствуют высокой степени социокультурной дезорганизации, что отражается в мировоззренческих устоях социальной практики. Установлено, что фейк представляет собой особую культуру некой новой реальности, которая активно навязывается целевой аудитории. Формирование социального качества, основанного на фейке, предполагает использование последнего в качестве идеологического инструмента воздействия на массовое сознание, управления поведением людей.
Обсуждение и заключение. Предназначение фейка заключается в том, чтобы запустить в массовое сознание идею, внушить необходимость тех или иных политических событий, настроить на определенные оценки, пробудив сильные эмоции, и даже аргументированно подтолкнуть к действиям. Сделаны выводы, что коммуникативное пространство оказывается перенасыщено конкурирующими идеологиями, системами ценностей, функционирующими под маской плюрализма мнений. Множественность фейков не только не способствует взаимопониманию между различными социальными группами, но и несет в себе угрозу дезорганизации общества. С этой точки зрения дезорганизация, внедряемая в массовое сознание, порождает сбои в мышлении коллективного субъекта.
Введение. В статье рассматриваются причины и ход Исламской революции в Иране в 1979 г. 1 февраля 1979 г. в страну вернулся опальный аятолла Р. М. Хомейни, который взял власть в свои руки. Революция 1979 г. была серией событий, приведших к свержению династии Пехи при шахе Мохаммаде Реза Пехлеви. Ее активно поддержали различные исламистские и левые организации и студенческие движения. Исследование различных аспектов развития Ирана того времени помогает объективно оценить уникальность и актуальность его опыта с точки зрения поисков оптимальных для каждой страны вариантов развития, а также взаимосвязей с мировым сообществом.
Материалы и методы. Основу исследования составили материалы СМИ Ирана. Проведен анализ публикаций ведущих иранских средств массовой информации того времени. Освещение бурных потрясений глазами очевидцев существенно расширит наши представления о тех событиях.
Обсуждение и заключение. Иран - многонациональное государство с ярко выраженной исламской шиитской традицией, в которой до сих пор частично находят воплощение принципы древнеперсидской культуры. Падение шахского режима и приход к власти духовного сословия, не ассоциировавшегося со стремлением к прогрессу, отразило стремление революционных сил создать в Иране такую социально-экономическую модель, которая учитывала бы национальные и религиозные особенности. Созданная исламская форма правления в Иране (Исламская Республика Иран) имела своей целью привести в соответствие культурное наследие, исламские традиции и потребность в модернизации.
Издательство
- Издательство
- МГУ им. Н. П. Огарёва
- Регион
- Россия, Саранск
- Почтовый адрес
- 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68
- Юр. адрес
- 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68
- ФИО
- Глушко Дмитрий Евгеньевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@adm.mrsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (834) 2222961
- Сайт
- https://mrsu.ru