ISSN 2078-9823 · EISSN 2587-7879
Языки: ru · en

ГУМАНИТАРИЙ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Архив статей журнала

ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА БАХТИНА: ОПЫТ ВЕРИФИКАЦИИ БИОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ (К ПРОБЛЕМЕ СОЗДАНИЯ НАУЧНОЙ БИОГРАФИИ М. М. БАХТИНА) (2023)
Выпуск: Том 23 № 4 (64) (2023)
Авторы: Клюева Ирина Васильевна

Введение. Создание научной биографии М. М. Бахтина (1895-1975) - актуальная задача современной гуманитаристики. В его жизнеописаниях остается немало белых пятен и неточностей. Одна из наиболее заметных лакун - крайне скудная и противоречивая биографическая информация о жене мыслителя, Е. А. Бахтиной (урожденной Околович). В статье ставится задача верификации приведенных другими исследователями биографических сведений о ней путем сопоставления уже известных источников и введения в научный оборот новых.

Материалы и методы. Исследование носит историко-биографический характер. Материал исследования: неопубликованные документы из личного архива М. М. Бахтина; печатные исторические источники начала XX в. («Памятные книжки» и другие справочные издания Витебской губернии); записанные автором в 1990-2000-х гг. устные воспоминания людей, общавшихся с Е. А. Бахтиной в саранский период ее жизни; научные и научно-популярные публикации биографического характера о М. М. Бахтине и представителях его Круга. Применяются историко-культурный подход, сравнительно-исторический метод (в том числе сравнительно-сопоставительный анализ).

Результаты исследования. Выявлено, что многие из получивших распространенение данных о Е. А. Бахтиной являются неточными или в целом не соответствуют действительности. Введение в научный оборот новых источников позволило скорректировать дату (год, число, месяц) и место ее рождения, определить места ее учебы и работы в разные периоды, уточнить и расширить сведения о ее родителях (полное имя, место жительства и работы, должность, чин, сословие, имущественное положение).

Обсуждение и заключение. Полученные результаты способствуют решению комплексной проблемы создания научной биографии М. М. Бахтина, в частности вносят коррективы в сложившиеся в науке представления о витебском, ленинградском и кустанайском периодах его жизни, о последовательности некоторых из происходивших с ним в это время событий и о причинно-следственных связях между ними.

Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ РЕКЛАМЫ НА КОНСЮМЕРИЗМ HOMO GLAMOROUS (2023)
Выпуск: Том 23 №1 (61) (2023)
Авторы: Яковлева Елена Людвиговна

Введение. Актуальность темы исследования обусловлена господствующей в современном обществе идеологией гламура, благодаря которой потребление становится стилем жизни личности, приобретающей черты homo glamorous. Ее консюмеристкие установки стимулируются рекламой. Цель статьи - осуществить анализ рекламных стратегий, обусловлива-ющих консюмеристские поведенческие алгоритмы homo glamorous.

Материалы и методы. Материалом для теоретического осмысления проблемы послужили идеи Р. Арнольда, Р. Барта, Ж. Бодрийяра, Б. Гройса, Г. Маркузе, Н. Лумана, А. В. Ульяновского. Методами исследования избраны аналитический и включенное наблюдение.

Результаты исследования. Выявлено, что реклама, основываясь на технологии мифодизайна, включает специально сконструированный сексуально-обольстительный образ и мифизированный текст, в котором ударной силой выступает проективность на изменения. Технология мифодизайна в рекламе содержит в себе явный или вуалированный призыв к потреблению, подчеркивая, что товар, услуга, модный атрибут сделаны для вас и вы этого достойны. Консюмеристские тактики homo glamorous можно отнести к разряду нефункционального потребления. К числу его видов мы относим потребление, основанное на впечатлениях от гламурных образов, символическое потребление и потребление напоказ или демонстративное потребление.

Обсуждение и заключение. Анализ проблемы выявляет властный характер рекламы, но обладает мягкой формой совета. Следование рекламным указаниям демонстрирует не только зависимость от них homo glamorous, но и обнаруживает скрываемые и нередко неосознаваемые черты личности. Они связаны с мечтой о лучшем, формируемой сегодня рекламой и ее проективностью на изменения. Данный факт указывает на романтизм натуры homo glamorous. Но гламурный романтизм являет собой трансформированный вариант романтизма, где акценты смещаются в сторону самой личности и ее жизнеустройства, проявления двоемирия в виде внутреннего раскола на Я и Я-напоказ-для-Другого, демонстрации иллюзии творчества и свободы выбора. В итоге homo glamorous оказывается несамодостаточным и растерянным в бытии.

Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ В ЦИВИЛИЗОВАННОМ ОБЩЕСТВЕ (2024)
Выпуск: Том 24 № 3 (67) (2024)
Авторы: Сомкина Алла Николаевна

Введение. Статья посвящена вопросу возникновения и формирования разнообразных социальных типов личности в условиях зарождения цивилизованного общества. Данный процесс сопровождался двумя крупнейшими стадиями в разделении труда - переходом к производящей экономике и оседлому образу жизни.

Материалы и методы. Основу методологии исследования составляет субъектно-деятельностный подход. В ее основе лежат два главных типологических принципа с точки зрения социальной философии: 1) отношение к собственности и средствам производства и 2) собственно к роду профессиональной деятельности. Данный подход позволяет нам зафиксировать переход от естественно-природной типологии личности в первобытную эпоху к возникновению и развитию социально-классовой типологии личности цивилизованного общества на основе социально-классовой принадлежности и профессиональной деятельности в эпоху зарождения протогосударств. Обсуждение. С разложением первобытного общества происходят изменения и в типологии личности. Возникают новые ее типы, обусловленные принадлежностью к определенному классу или сословию. Оформляются личности рабов, свободных общинников и рабовладельцев, обладающие неповторимыми чертами. Гуманистическими чертами наделяются только личности рабовладельцев, которые проявляют подлинно человеческое отношение лишь в среде себе подобных. Раб не является личностью, он всего лишь говорящее орудие. Переход к феодализму также сопровождался появлением новой типологии личности - к общезначимым ценностям стала относиться и жизнь раба, его уже нельзя (запрещено законом) безнаказанно убить. Его признавали пусть и второсортной, но все же личностью. Полноправной личностью полагалась личность лишь представителя высшего сословия. Иными словами, прогрессивное изменение в ценностях происходило, но при этом сохранялись пережитки прошлой формации в виде сословности. Они были разрушены при переходе к капитализму, когда все личности объявлялись свободными и формально равными в правах.

Заключение. В заключении подводятся итоги и намечаются перспективы дальнейшего исследования.

Сохранить в закладках
ДОМ И СЕМЬЯ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ МОРДВЫ (2024)
Выпуск: Том 24 № 3 (67) (2024)
Авторы: Корнишина Галина Альбертовна

Введение. В статье рассматривается взаимодействие важнейших компонентов традиционной жизнедеятельности мордовского народа - дома и семьи. В народном сознании они были неразделимы. Дом был не просто местом обитания семейного коллектива, здесь люди вели хозяйственную деятельность, совершали обрядовые действия, отмечали праздники. До настоящего времени как семья, так и жилое пространство, где она обитает, сохраняют этническое своеобразие; они являются частью культурного наследия народа. В связи с этим их изучение важно для понимания современного развития этносов, для решения задач, связанных с гармонизацией межличностных отношений, воспитанием детей, передачей им духовных ценностей.

Материалы и методы. При проведении исследования в основном использовался сравнительно-исторический метод, который позволяет проследить изучаемые явления на протяжении длительного исторического периода, выявлять этапы появления в культуре этноса новаций и инноваций. Все это дает возможность создавать объемлющее представление по рассматриваемой теме. Также применялся ретроспективный метод, когда на основе изучения компонентов традиционной культуры, сохранившихся до настоящего времени, были реконструированы основные элементы бытового уклада мордовской семьи. Результаты исследования. Жилище и проживающая в нем семья в традиционном сообществе воспринимались как единая система. Своеобразным элементом ее идентификации в обществе служили так называемые родовые знаки (меты), которые применялись как в социальной, так и в хозяйственной среде. Хозяйственная деятельность традиционной мордовской семьи была основана на четком разделении трудовых обязанностей, обусловленных возрастом и гендерной принадлежностью ее членов. Трудовые функции членов семьи во многом определяли разделение внутридомового пространства по половозрастному признаку, что отражалось в выделении здесь своеобразных «женских» и «мужских» территорий. Обсуждение и заключение. Вплоть до начала XX в. семейные коллективы у мордвы представляли собой единое хозяйственное сообщество, обитавшее в едином жилом пространстве. Но постепенно многочисленные семьи начинают распадаться, отделившиеся семейные пары переселяются в новые дома, где обустраивают собственную жилую среду, в которой находят отражение культурные предпочтения этноса и его мировоззрение.

Сохранить в закладках
СПЕЦИФИКА ОНТОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА МОДЫ В МИФЕ (2024)
Выпуск: Том 24 №2 (66) (2024)
Авторы: Яковлева Елена Людвиговна

Введение. Миф, играя роль вечной символической формы, обнаруживает себя во многих сферах культуры, в том числе в моде. Оба феномена формируют комфортные пространства для личности, а миф моды укрепляет онтологический статус моды в социальном, что актуализирует исследование его специфики.

Материалы и методы. Теоретико-методологической базой послужили идеи Р. Барта о моде, символическая концепция мифа Э. Кассирера, воспоминания модельеров П. Пуаре, К. Диора, М. Руфф и М. Куант. Основным методом исследования избран аналитический. Результаты исследования. Выявлено, что миф моды в абстрактно-чувственном ракурсе представляет модные тенденции/коллекции/образ(ц)ы, личность кутюрье/топ-модели/потребителя, дает объяснение, для кого и для чего созданы ее модели. Характерными чертами мифа моды оказываются позиционирование моды и модных коллекций как сакрального пространства, превращение модного дома/кутюрье/образ(ц)ов моды в идолов, формирование сочувственно-эмоционального взгляда потребителя на моду посредством антропоморфности ее атрибутов. Особую роль в перечисленном играют метафоры, превращающие все элементы моды в уникальные и оригинальные составляющие. В результате в мифе видение актуального образа играет роль мана, что создает ауру вокруг моды и заставляет потенциального потребителя перенести демонстрируемое на себя. Привлекающим элементом оказывается и акцент на чуде преображения личности посредством одежды. Обсуждение и заключение. Миф моды утверждает онтологический статус всего модного и способствует продажам моделей, обновляясь каждые полгода. Миф играет в моде роль мощного поддерживающего начала, способствуя ее актуализации.

Сохранить в закладках
СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И ИНДИИ: КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ (2024)
Выпуск: Том 24 № 1 (65) (2024)
Авторы: Мальченков Станислав Александрович

Введение. Отношения России и Индии в последние десятилетия бурно развиваются в политической и экономической сфере, однако в рамках культурно-цивилизационного взаимодействия два государства по-прежнему достаточно далеки друг от друга. В современных условиях Россия совершает «геополитический поворот на Восток», который открывает возможности для преодоления накопившихся стереотипов и поиска новых механизмов сотрудничества в духе диалога культур.

Материалы и методы. Исследование базируется на принципах системного и структурно-функционального подходов. Итоговые выводы были достигнуты благодаря применению сравнительно-исторического, проблемно-хронологического, диалектического и герменевтического методов. В качестве вспомогательного метода использовалось непосредственное наблюдение. Результаты исследования. Выявлены социокультурные основания и практические направления цивилизационного взаимодействия России и Индии. В работе предложены такие механизмы, как развитие научного сотрудничества в области лингвистики и изучения исторического прошлого, расширение представленности в российских кинотеатрах фильмов индийского производства, переориентация туристических маршрутов на ознакомление с культурными ценностями. В качестве перспективного направления сотрудничества рассматривается взаимное открытие центров культур Индии и России не только в столицах, но и в провинциальных городах. Обсуждение и заключение. В настоящий момент формирование образа российско-индийского культурного сотрудничества представляет собой целенаправленный проект, реализуемый большим числом органов государственной власти и институтов гражданского общества двух стран. Большое значение имеют обращение к прошлому опыту взаимодействия и повышенное внимание к фигурам исторических личностей, символизирующих дружбу Индии и России: Афанасия Никитина, Г. С. Лебедева, Л. Н. Толстого, Махатмы Ганди, семейства Рерихов. В современной России наблюдается интерес к восточной культуре, который следует использовать для повышения эффективности российско-индийского цивилизационного взаимодействия. Необходимо укреплять сотрудничество в духовно-религиозной сфере на основе общих мировоззренческих ценностей, однако оно не должно нарушать интересы традиционных конфессий.

Сохранить в закладках