Становление института донорства в сфере вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) приводит к тому, что некоторые женщины участвуют в процедуре донации ооцитов и суррогатного материнства (либо того и другого) неоднократно, т.е. получают определенный опыт профессионализации в этой сфере. Материалом статьи являются девять глубинных полуструктурированных интервью женщин, имевших более чем двукратный опыт донорства ооцитов и/или суррогатного материнства, а также четыре экспертных интервью со специалистами в области ВРТ. Авторы сосредоточены на двух исследовательских вопросах: каким образом доноры выстраивают автобиографический нарратив, в который вписывается история регулярного донорства, и как видятся донорам параметры становящейся профессиональной сферы, которым они должны соответствовать, т.е. каким образом нарративы доноров коррелируют и взаимодействуют с внешними дискурсивными рамками. Поиск ответов на эти вопросы предполагает качественный анализ интервью доноров и медиков. Внутренняя динамика ситуации с профессиональным донорством сегодня определяется еще и тем, что заинтересованность в стабильности и предсказуемости «доноров с хорошим опытом», имеющая материальное выражение (вознаграждение), оборачивается «эффектом конвейера» для самих участниц, противореча тем ценностям повышения самооценки и социального статуса, которые помимо денег служат мощным стимулом длительного участия в программе для женщин-доноров. Материал и выводы статьи представляют интерес для специалистов, работающих в сфере репродуктивной медицины, а также для специалистов в сфере продвижения этого продукта на рынке.
Идентификаторы и классификаторы
Методы репродуктивной медицины динамично развиваются, включая в свою орбиту специалистов не только медицинского, но и общегуманитарного профиля. Анализ мотивации доноров ооцитов и суррогатных матерей, реконструкция их ценностной иерархии предпринимались преимущественно зарубежными исследователями (Platts et al. 2019; Foret, Bolzonar 2021; Hogan et al. 2021).
Список литературы
-
Бауман З. (2005) Индивидуализированное общество. Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Логос.
-
Башмакова Н.В., Полякова И.Г., Мазуров Д.О., Сыманюк Э.Э. Особенности мотивации и рекрутинг доноров ооцитов: клиника vs донор. Вопросы гинекологии, акушерства и перинатологии, 2023; 22(1): 40-45. DOI: 10.20953/1726-1678-2023-1-40-45 EDN: CAERHM
-
Бердышева Е.С. (2012) От критики к аналитике: коммодификация жизненно важных благ как актуальная исследовательская проблема в новой экономической социологии. Экономическая социология, 13(1): 67-85. EDN: OZHDBT
-
Воронина О.А. (2018) “Новое” материнство: философско-антропологический взгляд. Философская школа. Гендерные исследования, 6: 104-109. DOI: 10.24411/2541-7673-2018-10647 EDN: VNTLTV
-
Голофаст В. (1997) Три слоя биографического повествования. Воронков В., Здравомыслова Е. (ред.) Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ. СПб.: ЦНСИ: 23-26; 130-143.
-
Готлиб А.С. (2013) Анализ нарративов в социологии: возможности и проблемы исследования. Международный журнал исследований культуры, 1(10): 9-14. EDN: RTALVV
-
Граматчикова Н.Б., Полякова И.Г. (2023) “Танго вдвоем”: женские интервью в клинической репродуктивной практике. Quaestio Rossica (в печати).
-
Исупова О.Г. (2014) Роды как ценность в интернет-дискурсе субфертильных женщин о донорстве яйцеклеток и суррогатном материнстве. Журнал исследований социальной политики, 12(3): 381-395. EDN: TMZWQP
-
Квале С. (2003) Исследовательское интервью. М.: Смысл. EDN: QXGGCB
-
Крихтова Т.М. (2020) Религиозная составляющая внемедицинской инструментализации репродукции: Зачатьевский монастырь в нарративах пользовательниц родительского форума "Бебиблог". Журнал социологии и социальной антропологии, 23(1): 198-222. DOI: 10.31119/jssa.2020.23.1.7 EDN: TWGFLP
-
Курленкова А.С. (2016) Когда язык имеет значение: от донорства яйцеклеток к рынкам ооцитов. Социология власти, 1(28): 107-140. EDN: VVHOKL
-
Ломакин И.В. (2019) Чайлдфри или добровольно бездетные? К переопределению концептуального поля исследований не-родительства в России. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, 6: 394-436. DOI: 10.14515/monitoring.2019.6.20 EDN: AINWYQ
-
Русанова Н.Е. (2008) Репродуктивные возможности демографического развития. М.: Спутник. EDN: QOPHYD
-
Ткач О.А. (2013) "Наполовину родные"? Проблематизация родства и семьи в газетных публикациях о вспомогательных репродуктивных технологиях. The Journal of Social Policy Studies, 11(1): 50-8. EDN: PZZIYR
-
Широков А. (2019) "По-русски говорите": сообщение информации и обратная связь во взаимодействии врача-генетика и пациента. Laboratorium: журнал социальных исследований, 11(2): 125-148. DOI: 10.25285/2078-1938-2019-11-2-125-148 EDN: DOVHHP
-
Якимова Е.В. (2014) Альтруизм как форма просоциального поведения в контексте западной социально-психологической теории XXI в. Ефременко Д.В. (ред.) Социальная солидарность и альтруизм: социологическая традиция и современные междисциплинарные исследования: Сб. науч. тр. М.: ИНИОН: 222-247. EDN: UMTHJH
-
Blyth E., Crawshaw M., Frith L., van den Akker O. (2017) Gamete donors' reasons for, and expectations and experiences of, registration with a voluntary donor linking register. Human Fertility, 20(4): 268-278. DOI: 10.1080/14647273.2017.1292005
-
Foret F., Bolzonar F. (2021) How the European union deals with surrogacy. Birth without borders as a driver of value conflicts? Gender, Technology and Development, 25(2): 131-145. DOI: 10.1080/09718524.2021.1933347 EDN: KPLFRJ
-
Hogan R.G., Hammarberg K., Wang A.Y., Sullivan E.A. (2021) "Battery hens" or "nuggets of gold": a qualitative study on the barriers and enablers for altruistic egg donation. Human Fertility, 1-15. DOI: 10.1080/14647273.2021.1873430 EDN: USOPAG
-
Morgan S., Movius L., Cody M. (2009) The power of narratives: The effect of entertainment television organ donation storylines on the attitudes, knowledge and behaviors of donors and nondonors. Journal of communication, Oxford, 59(1): 135-151.
-
Pennings G., de Mouzon J., Shenfield F., Ferraretti A.P., Mardesic T., Ruiz A., Goossens V. (2014) Socio-demographic and fertility-related characteristics and motivations of oocyte donors in eleven European countries. Human Reproduction, 29 (5): 1076-1089. DOI: 10.1093/humrep/deu048
-
Platts S., Bracewell-Milnes T., Saso S., Jones B., Parikh R., Thum M.-Y. (2019) Investigating attitudes towards oocyte donation amongst potential donors and the general population: a systematic review. Human Fertility, 1-13. DOI: 10.1080/14647273.2019.1602736
-
Purewal S., van den Akker O.B.A. (2009) Systematic review of oocyte donation: investigating attitudes, motivations and experiences. Human Reproduction Update, 15(5): 499-515. DOI: 10.1093/humupd/dmp018
-
Resnik D.B. (2015) Bioethical issues in providing financial incentives to research participants. Medicolegical. Bioethics, 5: 35-41. DOI: 10.2147/MB.S70416
-
Salomé Lima N., Álvarez Plaza C., Cubillos Vega C. (2019) Donantes de ovocitos: análisis comparativo de dos muestras de Argentina y España sobre perfil de donantes, motivaciones y anonimato. Política y Sociedad, 56(3): 603-622. DOI: 10.5209/poso.59726 EDN: OZQGDT
-
Samorinha C., de Freitas C., Silva S. (2021) Donor-centred care: the facilitating and constraining factors experienced by gamete donors in a public bank. Human Fertility, 1-12. DOI: 10.1080/14647273.2021.1962987 EDN: GXYDKP
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья содержит аналитический обзор современного состояния изучения сходств и различий культур посредством использования культурных измерений, особо сфокусировав свое внимание на основной для этой цели дихотомии «индивидуализм - коллективизм» (ИНД - КОЛ). В частности, мы объясняем почему согласно последним исследованиям считается, что двухмерной модели измерения культуры достаточно для анализа сходств и различий культур, а дихотомия ИНД - КОЛ является здесь основным инструментом оценки. Кроме того, мы приводим концептуальный анализ классических моделей культурных измерений (Г. Хофстеде, Р. Инглхарт, Ш. Шварц) касательно ИНД - КОЛ, проанализировав консенсус и разногласия между ними, а также стороннюю критику. Далее, выделив основные атрибуты ИНД - КОЛ, мы рассматриваем текущее понимание роли социоэкологических факторов в формировании одного или другого полюса. Помимо основной задачи многостороннего анализа культурного измерения ИНД - КОЛ, мы хотим привлечь внимание к несколько забытой модели Г. Триандиса о горизонтальном/вертикальном ИНД - КОЛ, которая до сих пор должным образом не была проверена на культурном уровне, поэтому подчеркиваем в статье ее основные преимущества. В заключении мы остановились на проблеме различных уровней анализа (индивидуальный, субкультурный, национальный), сделав вывод, что для дальнейшего прогресса в данной области необходимо более широкое использование многоуровневого моделирования.
Консервативный поворот в российской политике, существенным образом трансформировал российскую политическую реальность, как сдвинув смысловые акценты политической дискуссии в России, так и породив, трансформировав или демаргинализировав ряд дискурсов. Примером такой трансформации может служить антицифровой дискурс в среде политически активных русских православных, которые, будучи в 1990-е годы в жесткой оппозиции государственной власти, к 2010-м годам превратились в крайне лояльную к ней группу. Именно лоялистский характер вынуждал данное сообщество к трансформациям собственной идеологии и публичной риторики в соответствии с мейнстримом риторики государственной. Рассмотрению произошедших изменений и посвящена статья. Проанализирована антицифровая риторика русских православных националистических организаций: ее изменения, современное наполнение и основные концепции, которыми подкрепляется антицифровой дискурс в данной среде. Изменения зафиксированы посредством сравнительного анализа антицифровой риторики образца 1990-х годов и рассмотрения удельного веса основных теорий, популярных в данной среде в настоящее время. Предметом анализа стала частота упоминания слов-маркеров, характерных для той или иной группы конспирологических теорий в публикациях ряда наиболее популярных православных националистических телеграм-каналов. Подобный анализ позволит установить основные ценностные ориентиры антицифрового движения в рамках русского православного национализма, а также выявить его идеологическую базу.
Исследователи факторов революционной дестабилизации к настоящему времени достаточно основательно изучили влияние на вероятность начала революций таких переменных, как тип политического режима, темпы экономического роста или уровень ВВП на душу населения. Однако мало исследованным остается фактор коррупции, несмотря на антикоррупционные лозунги, зачастую выводящие людей на улицы. Как показывает ряд исследований, коррупция может оказывать как положительный эффект на стабильность режима через механизм кооптации контрэлит, так и деструктивный эффект, понижая эффективность государственного аппарата и увеличивая неравенство. Мы проверяем гипотезы о наличии и направлении возможного влияния различных типов коррупции, с одной стороны, и невооруженной, а также вооруженной революционной дестабилизации - с другой. Проведя корреляционный анализ такого влияния, мы выяснили, что все типы коррупции и революционной дестабилизации демонстрируют достаточно сильную положительную корреляцию между собой. Построив таблицы сопряженности, мы также выяснили, что дестабилизация вооруженного и невооруженного типа по-разному реагирует на коррупцию: фиксируются более линейный характер для вооруженных революционных выступлений и достаточно выраженная криволинейность для невооруженных. Результаты исследования позволяют сделать ряд выводов теоретического характера о влиянии коррупции на различные типы революционной дестабилизации, а также подтверждают необходимость включения фактора коррупции при проведении количественных исследований процессов революционной дестабилизации. Причинно-следственные связи между двумя явлениями тем не менее нуждаются в дальнейшем изучении. В заключении мы ставим ряд дискуссионных вопросов, которые могут послужить основой для будущих исследований взаимосвязи коррупции и революционной дестабилизации.
Рассматриваются социальные аспекты этнософского учения африканиста В.Р. Арсеньева (1948-2010). Отмечается критика Арсеньевым современной техногенной цивилизации, альтернативой которой он считал архаику. Признаки вырождения современной цивилизации западного типа он видел в замене реальности миром искусственной природы, приоритете материальных ценностей, противопоставлении людей природе, стремлении подчинить природу, трансформации психики индивидов, разрушении личности или «парадигмальном эгоцентризме». В индустриальной цивилизации сложилась нежизнеспособная модель управления, которую Арсеньев в совокупности с другими признаками назвал парадигмой отчуждения. Все это указывает на исчерпанность того пути развития, который представлен западной цивилизацией. Полевые исследования давали ученому достаточно материала для изучения архаических обществ и архаического сознания. Однако архаика, о которой он писал, не означает возвращение к ранним этапам социальной эволюции. Архаика в качестве нового этапа социально-исторической жизни, согласно Арсеньеву, прежде всего проявляется в изменение мировоззренческих и ценностных установок общества, выражением которых является этнософия. Помимо мировоззренческой роли, этнософия выполняет и методолого-эпистемологическую функцию, поскольку является синтетической дисциплиной «переходного типа», которая необходима для перехода к новому цивилизационному типу, отождествляемому Арсеньевым с архаикой. Цивилизация представляет собой тип вторичных обществ, т.е. противопоставляющих себя природе, в то время как архаика - первичный тип общества, включенный в природу. К особенностям мировоззренческих принципов архаики, которые находят отражение в социальной жизни, он относил целостность, единство человека и природы, социума и окружающей среды, щадящее природопользование и т.п. Делается вывод, что слабая определенность социальных очертаний архаики говорит об утопичности самого этнософского проекта.
Представлен критический анализ дискурса цифровизации, который является выражением менеджериально-бюрократической апроприации практик виртуализации социальных процессов. Проанализированы данные опросов в Москве и Санкт-Петербурге, указывающие на превращение практик использования цифровых технологий в социальную рутину в российских мегаполисах. Показана тенденция в социологическом сообществе трактовать связанные с цифровизацией новые формы неравенства, контроля и отчуждения в терминах марксизма и неомарксизма. Для полного раскрытия противоречий и подлинной направленности цифровизации предлагается развитие критической теории общества, которое продолжает диалектическую линию в эволюции неомарксизма Франкфуртской школы. Тотальность структур господства и новых форм социального контроля в постиндустриальном обществе анализируется на основе концепции алгоритмической рациональности, сменяющей технологическую рациональность позднеиндустриальной эпохи. В качестве потенциала эмансипации, ухода из-под контроля алгоритмической рациональности представлены тенденции поствиртуализации и микродвижения в повседневности, образующие бунт аутентичности против тотальной цифровизации / принудительной виртуализации социальной жизни.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru