Введение. Постепенное развитие института наказания в уголовном праве России предопределило законодательное закрепление разнонаправленной и разнообразной системы санкций за противоправное поведение лица, нарушившего уголовно-правовой запрет; гуманизацию видов и размеров наказания; расширение перечня дополнительных обстоятельств, характеризующих противоправное деяние либо лицо, его совершившее, которые учитываются судом при вынесении приговора. Однако проблема правильного понимания обстоятельств, влияющих на размер уголовного наказания, а также их единообразного учета при определении меры ответственности лица, нарушившего уголовно-правовой запрет, продолжает оставаться одной из самых актуальных для отечественного уголовного права, поскольку без ее разрешения в судебно-следственной практике будет отсутствовать регулятор, предупреждающий перерастание допустимого усмотрения в произвол, а в Особенной части УК РФ сохранится необоснованный объем законодательных конструкций уголовно-правовых запретов.
Методы. В ходе научного поиска использованы общенаучные методы (диалектический, системный анализ, структурный, формально-логический, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, функциональный) и специально-юридические методы исследования (технико-юридический, догматический, сравнительно-правовой).
Результаты. В статье сформулировано и обосновано предложение, согласно которому для создания более действенного механизма дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности необходима принципиально новая система учета обстоятельств, характеризующих преступное деяние и лицо, его совершившее, подразумевающая максимальную конкретизацию степени влияния данных обстоятельств на вид и размер назначаемого наказания. Указанное предложение направлено также на то, чтобы в определенной мере «разгрузить» и «облегчить» конструкции подавляющего большинства уголовно-правовых запретов Особенной части УК РФ. Для практической реализации сформулированного предложения автор считает необходимым внести соответствующие изменения в действующий Уголовный кодекс Российской Федерации.
Идентификаторы и классификаторы
Известно, что уголовное право и уголовное законодательство возникли и существуют
для того, чтобы оградить большинство членов социума от причиняющего существенный
вред наиболее значимым на определенном этапе развития общества благам, ценностям или интересам отклоняющегося, асоциального поведения отдельных индивидов. Если изначально при определении меры ответственности лица, преступившего закон, во главу угла ставились объективные обстоятельства (чему причиняется вред и какова его величина), то со временем, по мере развития цивилизованности, общество все больше внимания стало уделять субъективным составляющим содеянного: чем руководствовался субъект преступления, как он относился к совершаемому, способен ли он исправиться и т.п.
Более разнообразной и разнонаправленной стала система санкций за противоправное поведение, гуманизировались их виды и размеры. Кроме того, последовательно расширялся перечень дополнительных обстоятельств, так или иначе характеризующих противоправное деяние или лицо, его совершившее, которые законодатель считает обязательным либо возможным учитывать при вынесении приговора. Количество данных обстоятельств неуклонно растет, чего, к сожалению, нельзя сказать в отношении их правильного понимания и единообразного учета при определении меры ответственности лица, нарушившего уголовно-правовой запрет.
Список литературы
-
Дерюшева О. И. Правовой режим недвижимого имущества супругов: [монография] / под науч. ред. Ю. Н. Андреева. - Москва: Юрист, 2011. - 281 с. EDN: QSKNHZ
-
Халецкая Т. М. Понятие и содержание правовой категории “правовой режим имущества семьи” // Вестник Прикамского социального института. - 2020. - № 3 (87). - C. 53-60. EDN: ZJLCRZ
-
Чашкова С. Ю. Правовые режимы имущества супругов: вопросы теории и практики // Семейное и жилищное право. - 2023. - № 6. - С. 13-17. EDN: XPKGJK
-
Слепакова А. В. Правоотношения собственности супругов: [монография]. - Москва: Статут, 2005. - 442 c. EDN: QWQMZX
-
Захарова О. Н., Епифанцева Т. Ю. Выделение “детских” долей в жилом помещении, приобретенном за счет средств материнского капитала: проблемы теории и практики // Нотариус. - 2021. - № 6. - С. 17-19. EDN: VCTJHR
-
Чашкова С. Ю. Основания и порядок возникновения режима общей долевой собственности у супругов: диссонанс правового регулирования и судебной практики // Семейное и жилищное право. - 2022. - № 4. - C. 17-21. EDN: JLAHFT
-
Никифорова Н. Н. Самостоятельное право пользования жилым помещением бывшими членами семей собственников этих помещений // Семейное и жилищное право. - 2017. - № 5. - C. 44-47. EDN: ZHHBQD
-
Бадулина Е. В. О некоторых вопросах прекращения права пользования жилым помещением членами семьи собственника жилого помещения // Семейное и жилищное право. - 2016. - № 3. - С. 28-32. EDN: VSXUFR
-
Гурьев М. О. Правовой статус лиц, отказавшихся от приватизации жилого помещения // Сибирское юридическое обозрение. - 2019. - Т. 16, № 13. - С. 303-308;. DOI: 10.19073/2658-7602-2019-16-3-303-308 EDN: AWEWIM
-
Чефранова Е. А. "Жилищные алименты" - миф или новая правовая реальность // Семейное и жилищное право. - 2023. - № 4. - С. 22-25. EDN: PJNPEU
-
Суханов Е. А. Вещное право: научно-познавательный очерк. - Москва: Статут, 2017. - 559 с.
-
Крашенинников П. В. Право собственности и иные вещные права на жилые помещения // Юрист. - 2001. - № 4. - С. 8-15.
-
Груздев В. В. Конструкция вещных прав на жилые помещения членов и бывших членов семьи собственника // Закон. - 2005. - № 6. - С. 30-35.
-
Егоров А. В. Совместная собственность супругов: на перепутье / Гражданское право социального государства: сборник статей, посвященных 90-летию со дня рождения профессора А. Л. Маковского (1930-2020) / отв. ред. В. В. Витрянский и Е. А. Суханов. - Москва: Статут, 2020. - С. 232-294.
-
Пантюхина Л. А. Семья как гражданско-правовое сообщество в правоотношении по предоставлению жилого помещения по договору // Цивилист. - 2023. - № 4 (44). - С. 73-77. EDN: LYAMEU
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. В статье исследуется роль правовой доктрины в регулировании отношений в сфере уголовного судопроизводства. Отмечается, что различия в позициях ученых в отношении признания правовой доктрины источником российского права производны от дифференциации взглядов на понятия «доктрина» и «источник права». Выделяются два вида правовой доктрины: доктрина как комплекс положений правовой науки (научная правовая доктрина) и доктрина как официальные документы доктринального характера (официальная доктрина). Указывается на использование термина «источник права» в двух значениях - как правообразующий фактор, начало, исток права (материальный источник права) и как форма права, способ закрепления правовых норм (формально-юридический источник права). Анализируется возможность отнесения обозначенных видов правовой доктрины к материальным и формально-юридическим источникам уголовно процессуального права.
Методы. Методологическую основу исследования составили методы анализа, синтеза, формально-юридический, логический, социологический и другие методы научного познания.
Результаты. Сделан вывод, что правовая доктрина является материальным источником и важнейшим инструментом познания уголовно-процессуального права. Приводятся аргументы, по которым правовая доктрина не может быть признана формально - юридическим источником уголовно-процессуального права.
Введение. Проблема хранения в ходе досудебного производства по уголовному делу арестованного недвижимого имущества не только сохраняется, но и обостряется в связи со все более широким применением данной разновидности меры уголовно процессуального принуждения, предусмотренной ст. 115 УПК РФ.
Принятые Правительством Российской Федерации 28 сентября 2023 г. новые Правила учета и хранения изъятых в ходе досудебного производства, но не признанных вещественными доказательствами по уголовным делам предметов и документов до признания их вещественными доказательствами по уголовным делам, эту проблему не снимают. Анализируется несколько вариантов разрешения данной проблемы, предлагаемых учеными.
Методы. Для разрешения этой проблемы применялись диалектический, формально-логический методы, а также метод толкования уголовно-процессуальных правовых норм.
Результаты. В статье предлагается и обосновывается авторский подход к решению обозначенной проблемы. Суть предложения состоит в том, чтобы ответственное хранение и эксплуатацию арестованных объектов недвижимости осуществляли на договорной основе предприятия.
Авторы настаивают на необходимости заключения ГУ МВД России договоров с предприятиями об ответственном хранении и эксплуатации объектов недвижимости, на которые наложен арест. Эти предприятия должны осуществлять ответственное хранение и эксплуатацию арестованных по решению суда объектов недвижимости до вынесения приговора или иного окончательного решения по данному уголовному делу.
Введение. Долгое время наши представления о сущности и содержании категории «ответственность» в общей теории права, в т. ч. взгляды на понятие уголовной ответственности, оставались стабильны, несмотря на их дискуссионность.
Ретроспективная ответственность, предполагающая реакцию государства на противоправное поведение, всегда связывалась с государственным принуждением. Вместе с тем проводимая уголовно-правовая политика, необходимость более жесткого реагирования на современные вызовы вкупе с идеями постмодерна и метамодерна позволяют выдвинуть тезис о существенной трансформации категории «ответственность» и необходимости переосмысления ее сущности и содержания.
Методы. Для достижения целей исследования применялись различные научные методы: общенаучные методы познания (системно-структурный, анализ, синтез, индукция, дедукция), исторический метод в сочетании с герменевтическим, а также частнонаучные методы, такие как сравнительно-правовой, метод правового моделирования и экстраполяции.
Результаты. Выявлены индикаторы, не укладывающиеся в традиционное понимание ответственности, подтверждающие факт ее серьезной и неизбежной трансформации. К ним, в частности, относится применение государством чрезвычайного законодательства, существенно расширяющего границы ответственности; использование новых технологий (биотехнологии, возможности искусственного интеллекта); смещение вектора стратегии и тактики противодействия преступлениям с уголовно-правового к политическому;
постепенное превращение концепции возмездия и кары в концепцию контроля.
Все указанное выше позволяет заключить, что в скором будущем система юстиции станет более тоталитарной и жесткой.
Введение. В статье в краткой форме рассмотрены основные теоретические вопросы групповой методики расследования преступлений.
Рассмотрен вопрос структуры криминалистической методики: понятия, классификации; сделан вывод о причинах выделения специальных элементов этой структуры.
Показана объективная необходимость выделения (обособления) методики расследования укрупненных групп преступлений и потребность в исследовании теоретических вопросов групповой методики расследования. Обоснованы критерии выделения преступлений укрупненных групп. Рассмотрены наиболее распространенные криминалистические признаки расследования.
Выявлены и исследованы критерии выделения в характеристике преступлений и методике их расследования сходных уголовно-правовых и криминалистических признаков; выявлены основные структурные элементы групповой методики расследования. Показано отличие групповой методики от частной методики расследования. Предметом групповой методики являются особенности теоретических положений и содержание расследования преступлений укрупненной группы, и сходные признаки в уголовно-правовой и криминалистической характеристиках указанных преступлений.
Методы и результаты. На основе изучения структурных элементов групповой методики исследовано понятие принципов; обоснован объективный характер основных принципов групповой методики: принцип использования сходных признаков преступлений укрупненной группы; принцип сочетания научно-практических рекомендаций отдельного расследования с рекомендациями, выработанными групповой методикой; принцип полноты сочетания общих положений методики с частной методикой. Исследованы содержание и значение указанных принципов для качественного расследования.
Введение. Согласно ч. 3 ст. 178 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, эксгумация производится для извлечения трупа из места захоронения, но непосредственно в законе официальный характер места захоронения не указан. Это обстоятельство дает некоторым ученым возможность расширять критерии места проведения эксгумации. Однако такой подход противоречит самой сути эксгумации, поскольку столь широкое понимание места захоронения делает невозможным определение границ эксгумации. Главным условием фиксации таких границ является официальное место захоронения.
Методы: методологическую основу исследования представляют сравнительный и системно-структурный анализ, изучение и синтез литературы, которые нашли свое отражение непосредственно в достижении выдвигаемой цели исследования и решении поставленных задач, а именно в синтезе структурных элементов следственной деятельности, анализе организации расследования на первоначальном этапе, а также установлении структурных связей между элементами системы взаимодействия следователя с органом дознания. Авторами применялся деятельностный методологический подход, также были использованы общенаучные методы исследования (системно-структурный анализ, метод диалектического познания).
Результаты. Очевидно, что с учетом повышенного психотравмирующего характера данного следственного действия требуется на теоретическом уровне уточнить, для получения каких значимых для доказывания сведений извлечение трупа действительно необходимо, а в каких можно ограничиться имеющимися доказательствами.
Некачественное производство эксгумации может привести к постановке вопроса о повторном извлечении трупа, что крайне нежелательно. Необходимо уточнить на теоретическом уровне специфику отдельных положений и оснований эксгумации, отличающую ее от иных следственных действий.
Цель - выявить и обосновать отличие досудебного производства по уголовным делам в отношении иностранных граждан от обычного порядка производства предварительного расследования, предложить несколько иной порядок уголовного судопроизводства, позволяющий осуществлять данное производство эффективно и говорить о дифференциации уголовно-процессуальной формы данного производства.
Методология. Использованы диалектический метод, метод системно-структурного анализа, формальнологический метод, сравнительный метод. Выводы - досудебное производство по уголовным делам в отношении иностранных граждан имеет отличия от обычного производства, что позволяет отнести его к дифференцированным формам и критично подойти к некоторым высказанным в науке иным мнениям ученых.
Научная и практическая значимость - обоснованные положения о наличии особенностей при производстве по уголовным делам отношении иностранных граждан дополняют предлагаемую учеными теоретическую модель предварительного расследования по данной категории дел и присутствующее в доктрине мнение о целесообразности дифференциации производства по уголовным делам данной категории. С практической точки зрения применение разработанных предложений и внесение их в уголовно-процессуальное законодательство позволит повысить эффективность предварительного расследования.
Введение. Отечественный законодатель не наделяет недвижимое имущество членов семьи самостоятельными свойствами объектности, однако в семейных отношениях осуществление прав на такое имущество имеет определенную специфику, которая проявляется в особенностях порядка его приобретения и отчуждения, реализации правомочий собственника, а также лиц, проживающих с ним, ограничений прав, мерах защиты, порядка прекращения прав. Целью статьи является разработка теоретических положений относительно правового режима недвижимого имущества членов семьи, а также практических рекомендаций, направленных на дальнейшее совершенствование действующего законодательства.
Методы. Исследование основано на комплексном использовании диалектического метода, который позволил раскрыть особенности правового режима недвижимого имущества членов семьи, обусловленные выявленной спецификой объекта и субъектного состава отношений, а также системного подхода, с помощью которого правовой режим недвижимого имущества членов семьи исследовался как целостное правовое явление, представляющее собой комплекс правовых средств.
СЕМЕНОВА ЕКАТЕРИНА ГЕННАДЬЕВНА
Результаты. Правовой режим недвижимого имущества членов семьи требует системного подхода к обеспечению имущественных интересов членов семьи как гражданско-правового сообщества, а также публичных интересов, направленных на охрану семьи, защиту интересов отдельных членов семьи, не способных самостоятельно удовлетворить свою потребность в жилище, и включает в себя комплекс правовых средств, на основе которых можно владеть, пользоваться и распоряжаться конкретным объектом недвижимости.
Введение. Широкий спектр задач, стоящих перед органами внутренних дел, значительная нагрузка на должностных лиц полиции, а также прямая зависимость правопорядка от эффективности их деятельности - все это обусловливает актуальность поиска путей оптимизации административно-процессуального статуса сотрудника полиции. Ежедневно должностные лица полиции осуществляют производство по делам об административных правонарушениях, регулярно проводят прием граждан (в т. ч. осуществляя производство по рассмотрению жалоб). Нередко у должностного лица полиции возникает служебная необходимость принять участие в административном судопроизводстве. Кроме того, в рамках внутриорганизационных служебных отношений каждый полицейский выступает потенциальным участником дисциплинарного, аттестационного производства, производства по делам о поощрении.
Методы. В работе использовались общие методы познания (сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, системного, структурного и функционального подхода).
Результаты. Сформулировано понятие административно-процессуальных отношений, участником которых является должностное лицо полиции; определены виды административных производств, потенциальным участником которых выступает должностное лицо полиции, а также осуществлена их классификация по различным критериям; выявлены отдельные недостатки административно-процессуального законодательства, закрепляющего статус должностного лица полиции как участника административно-процессуальных отношений.
Введение. В статье раскрывается значение профилактического воздействия как элемента противодействия правонарушениям в области незаконного оборота наркотиков, организуемого с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, прежде всего сети «Интернет». Автор предпринимает попытку раскрыть особенности функционирования преступных групп, специализирующихся на незаконном обороте наркотиков с использованием сети «Интернет», не только в юридическом, но и в социально-экономическом контексте. В изложенном в статье материале определены отдельные точки профилактического воздействия на такие преступные группы и на систему распространения наркотиков посредством сети «Интернет» в целом.
Цель. Выявление проблем и направлений повышения эффективности профилактики правонарушений в области незаконного оборота наркотиков, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (прежде всего сети «Интернет»), поиск путей решения таких проблем.
Методология. В работе использовались системный подход при дифференциации правонарушений в области незаконного оборота наркотиков с использованием сети «Интернет»; структурный подход с целью выявления особенностей функционирования преступных групп, специализирующихся на незаконном обороте наркотиков; функциональный подход в рамках упорядочивания полномочий органов публичной власти, представителей общественности.
Результаты. На основе проведенного исследования специфики и механизма правонарушений в области незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ автор определяет основные направления профилактического воздействия, субъектов такого воздействия, а также его цель - снижение спроса на наркотические средства, распространяемые при помощи сети «Интернет», и создание организационных сложностей и издержек для наркобизнеса.
Кроме того, автор формулирует ряд предложений организационно-правового характера, направленных на повышение качества взаимодействия органов внутренних дел с общественными структурами правоохранительной направленности в области профилактики незаконного оборота наркотиков, а также на повышение эффективности такой профилактики в целом.
Введение. В статье обоснована актуальность изучения и оценки управленческой деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации как основы для выработки оптимальных способов повышения эффективности системы ОВД Российской Федерации в целом. Цель исследования. Обосновать актуальность повышения эффективности и объективности методов изучения и оценки управленческой деятельности в ОВД Российской Федерации.
Методы. Методологическую основу исследования составил диалектический подход к научному познанию общественных отношений, складывающихся при осуществлении управленческой деятельности в ОВД РФ. Анализ выявленных факторов и синтез результатов, полученных в ходе исследования, позволили сделать выводы о необходимости использования как формализованных показателей, так и метода экспертной оценки. Применены также такие специальные методы исследования, как метод исследования нормативных правовых актов и документов, эмпирический метод, метод обработки и анализа данных.
Результаты. Определена как наиболее значимая проблема отношения управленческой деятельности к оценке ее эффективности. Обозначены основные факторы (внешние и внутренние), оказывающие влияние на процессы управления и достижение поставленных целей. Выделены основные понятия и термины, используемые в ведомственных методиках изучения и оценки управленческой деятельности в территориальном органе МВД России.
Раскрыто значение таких терминов, как «показатель», «индикатор», «критерий», «оценка» применительно к предмету исследования. Определены административно-правовые аспекты изучения и оценки управленческой деятельности инспектируемого органа МВД России в рамках ведомственного контроля. Описан порядок проведения проверки и выставления оценки на основе действующих распоряжений, в т. ч. на примере оценки направления «Управленческая деятельность руководства территориальных органов по линии информационного обеспечения». Обозначены наиболее характерные недостатки и просчеты в управленческой деятельности, выявляемые в ходе осуществления ведомственного контроля.
Обозначена их непосредственная взаимосвязь с эффективностью выполнения поставленных перед подразделениями задач. Акцентировано внимание на необходимости непрерывного мониторинга актуальности и действенности оценочного инструментария, своевременного внесения необходимых корректировок в действующее ведомственное законодательство, выработки новых инновационных методов изучения и оценки управленческой деятельности, в т. ч. на основе современных информационных технологий и тенденций цифровизации.
Введение. Актуальность настоящей статьи обусловлена необходимостью повышения эффективности реализации полномочий органов публичной власти по вопросам, отнесенным к компетенции местного самоуправления в части, касающейся предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района. В работе рассматриваются вопросы организации транспорта, качества предоставления транспортных услуг, их тарификация, а также другие важнейшие аспекты. Реализация указанных полномочий местной администрации является одним из ярких примеров реального взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных властей в целях повышения общего уровня жизни и благосостояния населения в любой точке населенной территории Российской Федерации. Цель исследования. Проанализировать деятельность органов публичной власти по вопросам транспортного обслуживания населения муниципальных образований и представить научно обоснованные и практически значимые предложения по совершенствованию реализации указанных полномочий органов местного самоуправления.
Методы. При проведении исследования использовались общенаучные методы, такие как анализ научной литературы, анализ нормативных правовых актов, сравнительно-сопоставительный анализ, обобщение теории и практики вопросов реализации полномочий органов публичной администрации по вопросам транспортного обслуживания населения муниципальных образований.
Результаты исследования состоят в том, что на основании анализа деятельности по предоставлению транспортных услуг муниципальными властями выявлен ряд основных направлений по совершенствованию реализации рассматриваемых полномочий, а также предложены конкретные меры по их реализации.
Введение. Использование интернета для совершения преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних является новой угрозой для всестороннего психического и физического развития детей. Данные преступления отличаются большим количеством пострадавших от одного лица, страдающего расстройством сексуального поведения. Латентный характер таких преступлений обусловливает необходимость научного поиска практического обеспечения эффективной правовой охраны половой неприкосновенности детей в сети «Интернет» в соответствии с существующими проблемами.
Методы. Использованы общенаучные методы исследования (анализ, синтез, сравнение, обобщение); частные методы исследования (системно-структурный, логико-юридический) позволили всесторонне исследовать проблему половой неприкосновенности несовершеннолетних и способы ее решения. Метод правового прогнозирования позволил определить сферы совершенствования законодательства по решаемой проблеме.
Результаты. Выявлена высокая общественная опасность развратных действий в отношении несовершеннолетних посредством сети «Интернет», что привело к развитию специализированных органов защиты половой неприкосновенности детей в интернете в зарубежных странах, к широкому внедрению искусственного интеллекта в цифровой поиск запрещенного порнографического контента. В России предлагается решать исследуемую проблему совершенствованием правового регулирования надзора за лицами, осужденными за нарушения половой неприкосновенности детей, посредством системы «Безопасный город», а также ограничением общего доступа к сети «Интернет» несовершеннолетних до возраста 14 лет.
Введение. Термин «органы внутренних дел» настолько широко вошел в наш обиход (и в научный в том числе), что создается впечатление, будто он существовал всегда. Может показаться, что он претендует на некое базовое теоретическое понятие. В данной статье осуществлена попытка прояснить эту ситуацию, выяснить, когда и при каких обстоятельствах в делопроизводственный и научный оборот вошли понятия «внутренние дела», «органы Министерства внутренних дел», «учреждения внутренних дел», «органы внутренних дел». Эта задача представляется нам насущной и весьма актуальной.
Методы. Исследование опиралось на диалектику, выступающую как общую методологию научного познания. Были использованы общенаучные, специальные, частнонаучные методы. Осуществлено изучение соответствующих исторических документов с применением анализа, синтеза, индукции и дедукции. Полученные результаты обработаны с помощью интерпретативного метода. Проведено сравнение функций и подразделений Министерства внутренних дел в различные исторические периоды. Принцип историзма позволил исследовать динамику становления и развития терминов «внутренние дела», «органы внутренних дел».
Результаты и их обсуждение. Выявлено, что сами понятия «внутренние дела», «органы внутренних дел» и другие их производные появились только в конце XVIII века. В «Таинственной конституции» Н. И. Панин наметил новую систему центральных органов отраслевого государственного управления. Одним из восьми направлений «государственного правления» он выделил «Духовной закон и нравы гражданств, что называется внутреннею политикою». В сентябре 1802 г. были созданы восемь министерств. Семь из них «специализированные», профильные: военно-сухопутное, военно-морское, юстиции, коммерции, финансов, иностранных дел, народного просвещения. А руководство остальными сферами деятельности общества и государства было поручено Министерству внутренних дел. Министерство внутренних дел заняло исключительное положение в части руководства местами: ему были подчинены губернаторы, органы местного самоуправления. Но понятие «внутренние дела» не было точно определено еще очень длительное время.
Так продолжалось до начала ХХ века и в послереволюционные годы. Многочисленные реорганизации Министерства так и не позволили окончательно сформировать определение рассматриваемых терминов.
Заключение. В результате исследования авторы приходят к выводу, что понятие «органы внутренних дел» не может претендовать на универсальное применение к различным историческим периодам, поскольку отсутствуют единые критерии отнесения функций, выполняющихся теми или иными звеньями государственного аппарата, к «внутренним делам».
Введение. Потребность установления пределов правового регулирования возникает при осуществлении различных видов правовой деятельности, таких как правотворческая, интерпретационная и правоприменительная. Особое место в установлении пределов правового регулирования в интерпретационной деятельности занимают высшие судебные инстанции - Конституционный Суд Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации. Цель исследования: выявить особенности и значение установления пределов правового регулирования в интерпретационной деятельности высших судебных инстанций.
Методы исследования: общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, аналогии, системно-структурный и др.) и частно-научные (сравнительно-правовой, формально-юридический, метод толкования норм права и др.).
Результаты. Установление пределов правового регулирования в интерпретационной деятельности, осуществляемой Конституционным Судом Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации, имеет свои особенности как по отношению к правотворческой деятельности, так и по отношению друг к другу. Особенностями установления пределов правового регулирования в этом виде деятельности высших судебных инстанций является их вторичный характер и форма выражения (интерпретационные акты, имеющие нормативное содержание).
Вторичность определяет специфику критериев, которые будут значительно отличаться от критериев выявления и установления пределов правового регулирования в правотворческой деятельности. В деятельности Конституционного Суда Российской Федерации критериями установления пределов правового регулирования являются конституционно-правовые ценности и (или) принципы, а в деятельности Верховного Суда Российской Федерации - исключительно принципы права в том виде, в котором они получили закрепление и отражение в действующем законодательстве.
Потребность установления пределов правового регулирования в интерпретационной деятельности обусловлена неопределенностью как одним из свойств права и может быть выражена в двух формах: позитивной и негативной. Видение пределов правового регулирования высшими судебными инстанциями имеет значение как для законодателя, так и для правоприменителя.
Введение. В данной статье поднимается проблема понимания правовой субъектности; отмечается, что от типа правопонимания зависит образ, социальное назначение и онтологическая сущность самого субъекта правоотношения. Восточная правовая традиция, в отличие от индивидуалистической западной, явила миру коллективного субъекта, в котором индивидуальность содержится в потенции и раскрывается только при особых условиях и в рамках определенной социальной структуры. Поэтому для понимания правовой субъектности в цивилизационном (широком) значении необходим новый подход, учитывающий многообразие форм существования человека в мире права.
Методы. Данная статья предлагает использовать постклассический антрополого-правовой подход, в рамках которого высвечивается контекстуальность правовых феноменов и актуализируется их релятивность.
Результаты. В статье доказывается, что правовая субъектность не сводима только к индивидуалистической интеракции. Восточные культуры по-иному формируют правовую идентичность, а дискурсивные практики высвечивают различные вариации взаимного признания, в которых индивид, статусная группа и общество в целом выступают по отношению друг к другу с разной степенью доминантности. В статье утверждается, что каждая культура рисует свой идеальный образ человека в мире права: иногда он выступает как «творец», иногда как «творение», а иногда сочетает и то, и другое одновременно. Это, в свою очередь, предполагает определенный набор ценностей, адаптирующих человека к той социальной системе, в которой он реально живет, в которой реализует свои социально значимые потребности. В статье актуализируется идея о том, что правовая субъектность - это конструкт, который формируется человеком на всех этапах его становления как социального существа, в потенции притязающего на универсальный правопорядок.
Введение. Период глобального цивилизационного конфликта, разворачивающегося сейчас на международной арене, актуализирует значение обращения к отечественному опыту осмысления истории государственного и цивилизационного развития нашей страны, его научно-теоретической рефлексии в произведениях классиков философии. Задача понять государственные и цивилизационные особенности нашей страны не решаема без изучения опыта прошлого, без ретроспективного анализа тенденций их становления и эволюции. Серьезную эвристическую проблему, связанную с изучением заявленной темы, представляет длительный период ее забвения в советской науке и вытеснение на периферию внимания в постсоветское время, вызванное доминированием в исследовательской парадигме прозападной, неолиберальной тематики. Цель исследования: осуществить теоретический и исторический анализ важнейших концептуальных подходов к изучению истории развития государственности российскими мыслителями XIX века - В. С. Соловьевым, Е. Н. Трубецким, Н. А. Бердяевым, Н. И. Кареевым и А. С. Хомяковым.
Методы. Основными методологическими принципами исследования явились принципы всесторонности и целостности изучения истории государственного и цивилизационного развития России, единства исторического и логического, принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Методологической основой проведенного исследования стали методы: системный, обеспечивающий целостность восприятия изучаемого объекта; сравнительно-исторический, позволивший рассмотреть предмет в его эволюции; аксиологический, способствующий выделению наиболее значимых концептуальных подходов к пониманию изучаемой проблематики. Были использованы общенаучные и специальные методы правовых исследований.
Результаты. Выявлен методологический смысл нравственного потенциала концептуального осмысления российской цивилизации, рассмотрена эволюция смыслового содержания понятия «гуманизм» в его традиционной, неолиберальной и современной патриотической интерпретации, изучена проблема конфликта цивилизаций: ее сущность и детерминанты.
Издательство
- Издательство
- СПбУ МВД России
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1
- Юр. адрес
- 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1
- ФИО
- Амельчаков Игорь Филиппович (НАЧАЛЬНИК)
- E-mail адрес
- universpb@mvd.ru
- Контактный телефон
- +8 (812) 7447024