Положившая начало обширному исследовательскому полю эмоционального труда книга А.Р. Хокшилд «Управляемое сердце» теперь переведена на русский язык, но многие важнейшие аспекты книги еще ждут осмысления. К одному из таких аспектов относится вопрос о том, как связаны отчуждение и эмоциональный труд. Хокшилд рассматривает отчужденность работника от своих чувств и своего Я в процессе выполнения эмоционального труда в сервисной сфере. Целью статьи выступает не только анализ использования Хокшилд концепции отчуждения, но и прежде всего поиск ответа на вопрос, почему это понятие сохраняет свою актуальность для современных исследователей эмоционального труда. С точки зрения автора статьи, Хокшилд использует марксистское понятие отчуждения, чтобы придать интеракционистскому подходу к управлению эмоциями критический потенциал и связать трудовые процессы на микроуровне и, в частности, субъективный опыт работника с макропроцессами и структурами. Это позволяет Хокшилд и ее последователям анализировать неравенство, ролевые напряжения, конфликты и психологические проблемы работников. Марксистский стиль рассуждений Хокшилд важен для характеристики обширной классовой прослойки - работников сферы обслуживания, использование эмоциональности которых служит максимизации экономической прибыли. Однако, как показали исследователи эмоционального труда, не все виды управления эмоциями могут быть отчуждающими и иметь негативные социальные и психологические последствия. Таким образом, понятие эмоционального труда является амбивалентным в смысле своих последствий, но остается эвристическим для исследования трудовых отношений и в новых социальных реалиях, в контексте пандемии и цифровизации общества.
Идентификаторы и классификаторы
Идея этой работы возникла, чтобы найти ответ на вопрос: почему специалисты из разных областей и, в частности, социологи, исследующие эмоциональный труд (ЭТ), продолжают использовать концепцию отчуждения? Ведь многие авторитетные специалисты либо считали последнюю идеологическим искажением, либо отмечали ее предельную теоретическую многозначность (см., например: Geyer 1980). Кроме того, смысл одного из самых популярных понятий в ХХ в. постоянно менялся.
Список литературы
- Бороздина Е., Здравомыслова Е., Темкина А. (ред.) (2019) Критическая социология заботы: перекрестки социального неравенства: сборник статей. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге. EDN: LMFWRJ
- Маркс К. (2010) Экономическо-философские рукописи 1844 года и другие ранние философские работы. М.: Академический Проект.
- Симонова О.А. (2013) Эмоциональный труд в современном обществе: научные дискуссии и дальнейшая концептуализация идей А. Р. Хохшильд. Журнал исследований социальной политики, 11(3): 339-354. EDN: SGNZUH
- Фромм Э. (1992) Концепция человека у К. Маркса. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика: 375-414.
- Хокшилд А.Р. (2019) Управляемое сердце: коммерциализация чувств. М.: Изд. дом “Дело” РАНХиГС. EDN: XBSOUF
- Чернова Ж.В., Шпаковская Л.Л. (2021) Преподавательский труд в условиях пандемии: академический неолиберализм и эмоционализация. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 3: 155-178. EDN: VNQDXP
- Шетулова Е.Д. (2020) Отчуждение как проблема современной социологии. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 4(60): 41-46. EDN: CGVWHF
- Abrutyn S., Lizardo O. (eds.) (2021) Handbook of Classical Sociological Theory. Springer: Cham.
- Ashforth B.E., Humphrey R.H. (1993) Emotional Labor in Service Roles: The Influence of Identity. Academy of Management Review, 18(1): 88-115. EDN: BNUSBB
-
Bolton S.C. (2003) Multiple Roles? Nurses as Managers in the NHS.International Journal of Public Sector Management, 16(2): 122-130. EDN: EARGTB
-
Bolton S.C., Boyd C. (2003) Trolly Dolly or Skilled Emotion Manager? Moving on from Hochschild's Managed Heart'. Work, Employment and Society, 17(2): 289-308. EDN: JQNOQB
-
Bolton S.C. (2005) Emotion Management in the Workplace. L.: Palgrave.
-
Bolton S.C. (2009) Getting to the Heart of the Emotional Labour Process: A Reply to Brook. Work, Employment and Society, 23(3): 549-560.
-
Brook P. (2009a) The Alienated Heart: Hochschild's ‘Emotional Labor' Thesis and the Anti-Capitalist Politics of Alienation. Capital & Class, 33(2): 7-31.
-
Brook P. (2009b) In Critical Defense of Emotional Labor: Refuting Bolton's Critique of Hochschild's Concept. Work, Employment and Society, 23(3): 531-548.
-
Brook P., Koch G., Wittel A. (2013) Thirty Years after Hochschild's ‘Managed Heart': Exploring the commodity frontier. Culture and Organization, 19(4): 275-282.
-
Burkitt I. (2019) Alienation and Emotion: Social Relations and Estrangement in Contemporary Capitalism. Emotions and Society, 1(1): 51-66.
-
Cottingham M.D., Erickson R.J., Diefendorff J.M. (2015) Examining Men's Status Shield and Status Bonus: How Gender Frames the Emotional Labor and Job Satisfaction of Nurses. Sex Roles, 72: 377-389. EDN: FXMYGL
-
Erickson R.J., Ritter C. (2001) Emotional Labor, Burnout, and Inauthenticity: Does Gender Matter? Social Psychology Quarterly, 64(2): 146-163. EDN: HAIWQB
-
Geyer R.F. (1980) Alienation Theories: A General Systems Approach. 1st ed. Oxford; N.Y.: Pergamon Press.
-
Geyer F. (2001) Alienation, Sociology of. In: Smelser N.J., Baltes P.B. (eds.) International Encyclopedia of the Social and Behavioral Sciences. Oxford: Pergamon: 388-392.
-
Grandey A.A., Diefendorff J.M., Rupp D.E. (eds.) (2013) Emotional Labor in the 21st Century: Diverse Perspectives on the Psychology of Emotion Regulation at Work. N.Y.: Routledge.
-
Grandey A.A., Gabriel A.S. (2015) Emotional Labor at a Crossroads: Where Do We Go from Here? Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior, 2: 323-349.
-
Grandey A.A., Rupp, D., Brice W.N. (2015) Emotional Labor Threatens Decent Work: A Proposal to Eradicate Emotional Display Rules. Journal of Organizational Behavior, 36(6): 770-785.
-
Guan B., Jepsen D.M. (2020) Burnout from Emotion Regulation at Work: The Moderating Role of Gratitude. Personality and Individual Differences, 156(3): 109703. EDN: IODJMM
-
Guy M.E., Newman M.A. (2004) Women's Jobs, Men's Jobs: Sex Segregation and Emotional Labor. Public Administration Review, 64(3): 289-298. EDN: EBOSYV
-
Guy M.E., Mastracci S.H., Yang, S.B. (eds.) (2019) The Palgrave Handbook of Global Perspectives on Emotional Labor in Public Service. Cham: Springer Nature; Palgrave Macmillan.
-
Guy M.E., Mastracci S.H., Yang, S.B. (eds.) (2019) The Palgrave Handbook of Global Perspectives on Emotional Labor in Public Service. Cham: Springer Nature; Palgrave Macmillan.
-
Hochschild A.R. (1979) Emotion Work, Feeling Rules, and Social Structure. American Journal of Sociology, 85: 551-575.
-
Hochschild A. (2011) Emotional Life on the Market Frontier. Annual Review of Sociology, 37(1): 21-33.
-
Hochschild A. (2013) The Back and Forth of Market Culture. Culture and Organization, 19(4): 368-370.
-
Humphrey R.H., Ashforth B.E., Diefendorff J.M. (2015) The Bright Side of Emotional Labor. Journal of Organizational Behavior, 36(6): 749-769. EDN: UPTVCR
-
Humphrey N.M. (2021) Emotional Labor and Employee Outcomes: A Meta- Analysis. Public Administration, 1-25.
-
Kammeyer-Mueller J.D., Rubenstein A.L., Long D.M., Odio M.A., Buckman B.R., Zhang Y. et al. (2013) A Meta-Analytic Structural Model of Dispositional Affectivity and Emotional Labor. Personnel Psychology, 66(1): 47-90.
-
Koch G. (2013) Border Work. Resisting Commodification in the Workplace (and elsewhere). Culture and Organization, 19(4): 353-367.
-
Lafferty N., MacCurtain S., McNamara P.M. (2021) Donning the Mask: The Impact of Covid-19 on Emotional Labour Performance.International Journal of Quality and Innovation, 5(2): 141-157.
-
Lively K.J. (2008) Emotional Segues and the Management of Emotion by Women and Men. Social Forces, 87(2): 911-936.
-
Lively K.J., Weed E.A. (2014) Emotion Management: Sociological Insight into What, How, Why, and to What End? Emotion review, 6(3): 202-207.
-
Mastracci S., Adams I. (2018) ‘"That's What the Money's for": Alienation and Emotional Labor in Public Service. Administrative Theory and Praxis, 40(4): 304-319.
-
MacDonald C.L., Sirianni C. (eds.) (1996) Working in the Service Society. Philadelphia: Temple University Press.
-
McKenzie J., Olson R.E., Patulny R., Bellocchi A., Mills K.A. (2019) Emotion Management and Solidarity in the Workplace: A Call for a New Research Agenda. The Sociological Review, 67(3): 672-688.
-
Newcomb M. (2021) The Emotional Labour of Academia in the Time of a Pandemic: A Feminist Reflection. Qualitative Social Work, 20(1-2): 639-644. EDN: IMREMC
-
O'Donohue W., Nelson W. (2014) Alienation: An Old Concept with Contemporary Relevance for Human Resource Management.International Journal of Organizational Analysis, 22(3): 301-316.
-
Pierce J. (1999) Emotional Labor Among Paralegals. Annals of the American Academy of Political and Social Science, 561: 127-142. EDN: JLEDUR
-
Patulny R., Mills K.A., Olson R.E., Bellocchi A., McKenzie J. (2020a) The Emotional Trade-off between Meaningful and Precarious Work in new Economies. Journal of Sociology, 56(3): 333-355. EDN: IPDQTY
-
Patulny R., Lazarevic N., Smith V. (2020b) ‘Once More, with Feeling,' said the Robot: AI, the End of Work and the Rise of Emotional Economies. Emotions and Society, 2(1): 79-97. EDN: AUFDFN
-
Paules G.F. (1991) Dishing it out: Power and Resistance among Waitresses in a New Jersey Restaurant. Philadelphia: Temple University Press.
-
Seeman M. (1959) On the Meaning of Alienation. American Sociological Review, 24(6): 783-791.
-
Sloan M.M. (2007) The Real "Self " and Inauthenticity: The Importance of Self- Concept Anchorage for Emotional Experience in Workplace. Social Psychology Quarterly, 70(3): 305-318.
-
Sloan M.M. (2007) The Real "Self " and Inauthenticity: The Importance of Self- Concept Anchorage for Emotional Experience in Workplace. Social Psychology Quarterly, 70(3): 305-318.
-
Simonova O.A. (2017) Emotion Management and the Professional Culture of Administrative Social Workers in Russia: Common Standards Versus the Moral Mission of Social Care. Journal of Social Policy Studies, 15(1): 129-142. EDN: YJKOLV
-
Szanto Th. (2017) Emotional Self-Alienation. Midwest Studies in Philosophy, 41(1): 260-286.
-
Szanto Th. (2017) Emotional Self-Alienation. Midwest Studies in Philosophy, 41(1): 260-286.
-
Temkina A., Litvina D., Novkunskaya A. (2021). Emotional Styles in Russian Maternity Hospitals: Juggling between Khamstvo and Smiling. Emotions and Society, 3(1): 95-113. EDN: QXUWEQ
-
TenHouten W. (2016) Alienation and Affect. N.Y.: Routledge.
-
Tolich M. (1993) Alienating and Liberating Emotion at Work. Journal of Contemporary Ethnography, 22(3): 361-381. EDN: JNDVZX
-
Tsang K.K., Wu H. (2022) Emotional Labour as alienated labour versus selfactualized labour in teaching: Implications of the outbreak of the COVID-19 pandemic for the debate', Educational Philosophy and Theory [] (дата обращения: 15.12. 2022). DOI: 10.1080/00131857.2022.2108399
-
Ward J., McMurray R. (2015) The Dark Side of Emotional Labour. L.: Routledge.
-
Wharton A.S. (2009) The Sociology of Emotional Labor. Annual Review of Sociology, 35(1): 147-165.
-
Wettergren Å., Holmes M., Manning N. (2020) Emotions in the Pandemic: Crises and Politics of Change. Emotions and Society, 2(2): 115-119. EDN: MIEKCI
-
Weyher L.F. (2012) ‘Re-reading Sociology via the Emotions: Karl Marx' Theory of Human Nature and Estrangements. Sociological Perspectives, 55(2): 341-363.
-
Wingfield A.H. (2010) Are Some Emotions Marked "Whites only"? Racialized Feeling Rules in Professional Workplaces. Social Problems, 57(2): 251-268.
-
Yildirim M., Türker N. (2018) The Effect of Emotional Labor on Work Alienation: A Study at Hotel Businesses. Journal of Business Research - Turk, 10(3): 606-621.
-
Hochschild A.R. (2020) Emotional Labor Is a Store Clerk Confronting a Maskless Customer' [https://www.scientificamerican.com/article/emotional-labor-isa-store-clerk-confronting-a-maskless-customer/] (дата обращения: 20.11.2022).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Книга не из последних новинок, но заслуживает внимания социологов. Для описания отношений Китая с западным миром широко используется теория «обмана». Суть ее состоит в том, что, несмотря на обильные инвестиции Запада, Китай как был, так и остался самобытной страной со своими ценностями и малопонятной западному человеку духовной культурой. Особенно это проявляется в положении женщины, которая дома может быть полновластной хозяйкой (при условии, что она доказала способность к материнству), но занимает скромное место в публичном пространстве.
В Социологическом институте РАН — филиале ФНИСЦ РАН 18 ноября 2022 г. состоялась конференция «Продленная взрослость / отложенное старение во времена постковида и неопределенности». Уникальной ее особенностью стала концентрация исследований на заявленной теме, а также вокруг трансформаций политики активного долголетия, развития региональных политик, интеграции пожилых людей в различные виды активностей и социальную жизнь.
Практики стихийного туризма остаются белым пятном в современных исследованиях рекреации. В то же время пригородные лесные массивы являются точкой притяжения, рекреационным магнитом для жителей больших городов, ориентированных на пассивный стихийный туризм. Данная работа направлена на исследование поведенческого аспекта формирования ценности места обитателей туристических стоянок как основы для возникновения у них чувства места. Описан механизм преобразования унифицированного лесного ландшафта в уникальное (ценное) место через конструирование и воспроизводство практик пользования туристическими стоянками и прав собственности на них. Информационную базу составили материалы кейс-стади, реализованного в течение летних полевых сезонов 2021 и 2022 гг. на территории Караканского бора Новосибирской области. В ходе экспедиции выборочно исследовано 30 км береговой линии Обского водохранилища, сплошное обследование реализовано на 12 км непрерывной береговой линии северной части Караканского бора. Выявлены туристические сообщества, береговой стаж которых насчитывает 30-40 лет и которые включают в себя уже третье поколение отдыхающих. Предложена типология туристов по степени их укорененности, «врастания» в ландшафт, т.е. длительности и регулярности пребывания, а также степени преобразования этого ландшафта. Рассмотрены практики выбора и освоения места, определяющие, как место становится своим, как оно удерживается и затем передается следующим пользователям. Несмотря на неформальный характер отношений собственности и необходимость постоянного их подтверждения, основные компоненты права собственности (право изменять форму и содержание блага и право передавать другим лицам) осуществляются подавляющим большинством пользователей. При всей вариативности практик места экологические практики являются неоспоримым основанием для присвоения пространства туристической стоянки. Отсутствие мусора - видимый и социально поддерживаемый индикатор реализации практик благоустройства, т.е. вложения в место, инвестиций в его рекреационный потенциал.
Анализируется социальная активность и участие пожилых людей в контексте активного долголетия. Исследовательская задача состояла в реконструкции репертуара социальной активности/участия современных пожилых россиян и тех смыслов, которые они вкладывают в эту активность, и ответе на вопрос о том, как эта активность вписывается в концепцию активного старения (долголетия). В анализе мы делали акцент на практиках и приписываемых им значениях и смыслах среди двух возрастных групп информантов. Полученные результаты сопоставляли с индексом активного долголетия (ИАД) как наиболее популярным инструментом для определения активности пожилых. Эмпирическую базу составили 28 глубинных интервью с людьми старше 60 лет. Данные нашего исследования демонстрируют гораздо более богатый репертуар социальной активности и участия пожилых, нежели тот, который предполагается учитывать в рамках ИАД. При этом существенных различий в формах активности между работающими и неработающими пожилыми в возрасте 60-75 лет не обнаружено. На репертуар активности влияет возраст - после 75 форм активности становится меньше, и она дрейфует в сторону приватной жизни (семья, забота о внуках и родственниках) и дачных забот, оставляя ностальгию взамен утраченных возможностей. Пожилые 75+ не стараются вернуть прежние активности, а, наоборот, стремятся к рутинизированной повседневности и вовлечению в семейные дела, а также к повседневным делам и хобби, которые позволяют чувствовать вовлеченность в социальную жизнь. Отсрочка старения в группе 60+ связана с сохранением активности на уровне среднего возраста и замещением утраченных активностей в случае окончания трудовой деятельности. Предписанность и формализованность способов оценки активности (в частности, ИАД) не учитывает реально существующий широкий репертуар социальной активности и участия пожилых, а также не позволяет реконструировать индивидуальные смыслы и значения активности и связать это с общей удовлетворенностью жизнью.
Проблема активизации потенциала молодежи в развитии территорий, перехода ее скрытых ресурсов (возможностей) в актуальное состояние движущей силы социальных преобразований на региональном уровне представляет особую актуальность в общественном и научном дискурсе. С позиции деятельностно-активистской парадигмы молодежь рассматривается как значимый субъект территориального развития посредством ее вовлеченности в разнообразные практики гражданского участия. Цель - выявление возможностей и ограничений гражданского участия молодежи в развитии территорий. Определено, что в российском обществе создается благоприятная институциональная среда гражданского участия молодежи, однако отмечаются проблемы в реализации молодежной политики в части активизации молодежного ресурса как на национальном, так и на региональном уровне. На основе методологии количественной социологии (авторами разработан инструментарий социологического опроса, который апробирован на территории Вологодской области в 2021 г., N=1900) выявлено, что молодежь в большей степени, чем население региона в целом, демонстрирует готовность к участию, но реже включена в реальные практики общественно полезной деятельности. Получен вывод, что как политическое (при вертикальном взаимодействии с властью), так и социальное участие молодежи (в пространстве повседневности) реализуется в первую очередь в неформальных (одномоментных или спонтанных) практиках. Определено, что демотивирующие причины вовлеченности молодежи в практики гражданского участия в региональном пространстве отличаются разнообразием - от институциональных до социальных и психологических. На примере МБУ «Молодежный центр “ГОР.СОМ35”» (г. Вологда), показано, что молодежный центр - это комплексная структура или новая модель «общественно-государственного партнерства», создающая условия для развития гражданского участия молодежи в регионе. Представленные материалы могут лечь в основу социологической диагностики уровня, потенциала, барьеров вовлеченности молодежи в общественно полезную деятельность с целью дальнейшего развития приоритетов молодежной региональной политики, эффективного выстраивания работы молодежных организаций.
Соседство понимается как социальное явление, где пространственная близость имеет принципиальное значение, однако в современных исследованиях феномена акцент, скорее, делается на качестве соседских связей, в то время как пространство и время соседских коммуникаций нередко уходят на второй план. В фокусе статьи - современное российское соседство в пространственно-временной перспективе. Исследование фокусировалось на анализе микроуровня явления - на соседских практиках и рутинных взаимодействиях, и с этой целью введено понятие «соседствование». Основные исследовательские вопросы - где и когда происходят взаимодействия соседей в современных российских мегаполисах и как пространство и время проявляют себя в соседстве? Эта точка входа позволяет увидеть многослойность и процессуальность явления, а также зафиксировать значимые характеристики современного соседства, среди которых дистанцированность, мимолетность и краткосрочность, ситуативность, управляемость и др. Пространство соседствования рассматривается с точки зрения мест взаимодействия соседей между собой, границ и масштабов. Время в соседстве анализируется через множественность темпоральностей и ритмов соседства, стаж проживания, а также флуктуации соседских отношений. Исследование позволило выявить места соседских коммуникаций, зафиксировать множественность и значение границ в соседстве. Вводятся понятия дальнего и ближнего соседства, которые связаны не столько с дистанцией и масштабами, сколько с качеством соседских связей. Дальнее соседство базируется на локальной идентичности и классовой близости, а ближнее - на общей / поделенной материальности и совместности. Важнейшая социальная дифференциация в соседстве определяется стажем проживания и разделением на «старичков» и «новичков». Интенсивность соседствования и изменения соседских сценариев изменяются с течением времени. Статья основана на исследовании, которое проводилось в 2018-2019 гг. в Санкт-Петербурге. Основными материалами стали лейтмотивные интервью с жителями города об их опыте быть соседями (всего 17 интервью), дневники общения с соседями (12 дневников) и автоэтнографии.
На примере взаимодействия волонтеров с профессиональным сообществом медицинских работников в условиях пандемии COVID-19 рассматривается проблема взаимодействия гражданских и государственных организаций в сферах здравоохранения и спасательной работы. Доступ к участию в этих сферах обычно строго регламентирован и зависит от наличия у участников соответствующей профессиональной подготовки, а на деятельность волонтеров накладываются существенные ограничения. Однако исследования показывают, что на уровне повседневных взаимодействий между волонтерами и штатными работниками внутри организаций можно наблюдать размывание этих барьеров, обусловленное тем, что волонтеры непрерывно осуществляют работу с границами для легитимации своей позиции и обхода формальных ограничений. Участие волонтеров в деятельности больницы рассматривается точки зрения теории ситуативного обучения - прагматического подхода, в рамках которого участие новичков рассматривается как постепенное расширение границ доступных им практик, происходящее в процессе обучения. На основе включенного наблюдения больничного труда, интервью с волонтерами и анализа рабочих переписок показаны некоторые особенности такого участия в период, когда сообщество профессионалов в больнице трансформируется под влиянием пандемии. В частности, границы и работа с ними актуализируются вслед за нормализацией и рутинизацией больничной жизни - у волонтеров появляется необходимость обоснования легитимности собственного участия, чего не происходит в режиме чрезвычайности. Также показано, какую роль играют материальные объекты больницы и отряда в работе с границами и как осмысление границ и взаимодействие с материальными объектами формируют представления волонтеров о том, каким навыкам они хотят обучиться. Отдельно рассматривается, какими способами полученные знания и навыки переносятся из сообщества медработников в сообщество спасателей и становятся частью практик спасательной работы.
Мотивация трудовой деятельности представляет собой сложно-организованную систему, которая не сводится к отношению актора к конкретной работе в конкретной организации. В ней синхронизируются отношение к труду как целенаправленной деятельности, отношение к своей профессии, отношение актора к конкретной работе. Различные уровни обобщения, восхождение от конкретно-видового к общеродовому (генерализация) отношению к труду, находясь в тесном взаимодействии, в то же время обладают автономностью и относительной независимостью. Основные теоретические идеи прошли эмпирическое тестирование в процессе регрессионного анализа данных, собранных в результате онлайн-опроса. Они свидетельствуют, что в условиях перехода от индустриального к постиндустриальному обществу роль ведущих факторов успешной трудовой деятельности постепенно приобретают приверженность профессии и ориентированность работника на самореализацию и профессиональное развитие.
Статья посвящена социально-эпистемологическому исследованию понятия цивилизации. Логика развития данного понятия реконструируется с учетом взаимообратимой зависимости между ростом методологического сознания науки и изменением культурно-исторического контекста реализации соответствующих социальных идей, культурных универсалий. Показано, что генезис рассматриваемого понятия является следствием эволюции идей, которые не просто выражают соответствующие теоретико-методологические, социокультурные преобразования,но и сами влияют на развитие культуры и общества. Большой интерес для автора представляет обусловленность различных моделей цивилизационного анализа, во-первых, принципами научной рациональности и, во-вторых, вырастающими на основе подобных принципов (в условиях доминирования научной картины мира) парадигмами социального мышления и деятельности. Это позволяет делать социально-эпистемологические выводы о современных возможностях и перспективах развития цивилизационного подхода с учетом преобладающих сегодня тенденций развития методологической культуры мышления, с одной стороны, и реалий культурно-исторического процесса - с другой.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru