ISSN 1029-8053 · EISSN 2306-6946
Языки: ru · en

ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Архив статей журнала

КАРЬЕРНЫЕ СТРАТЕГИИ РАБОТНИКОВ СФЕРЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ДЕЛОВЫХ УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ МОСКОВСКИХ КОМПАНИЙ) (2023)
Выпуск: Том 26 № 2 (2023)
Авторы: Пинчук Антонина Николаевна, Тихомиров Дмитрий Андреевич, Карепова Светлана Геннадьевна, Литовко Милада Александровна

Представлены результаты социологического исследования, направленного на выявление типов карьерных стратегий современных работников сферы интеллектуальных деловых услуг. Концептуальная рамка исследования эксплицирует субъективистский подход, в котором карьерные стратегии отражают вектор движения к субъективно определяемым целям карьеры, тем самым раскрывается агентность субъекта, его выбор направления карьерного развития и реализуемые действия в этом направлении. Эмпирические материалы исследования включают данные анкетного опроса (133 респондента) и 11 полуструктурированных интервью, осуществленных в московских компаниях в 2022 г. Данные анкетирования послужили основой для иерархического кластерного анализа, в результате которого выделено три целевых сегмента, репрезентирующих различные модели карьерных стратегий. Так, в соответствии с направленностью воспроизводимых действий составлены кластерные профили «образцовых», «пассивных» и «проактивных» работников, показаны личностно-индивидуальные характеристики и особенности карьерных целей респондентов в разрезе кластерных групп. Отдельный фокус исследовательского внимания был направлен на субъективные оценки внутриорганизационных и внеорганизационных условий реализации карьерных стратегий, что позволило рассмотреть стимулы и барьеры для построения карьеры в сфере интеллектуальных деловых услуг. Дополняют полученную картину нарративы интервью, в которых сотрудники российских компаний рассказали о собственных карьерных перспективах в ситуации динамичных изменений на рынке труда и предложили различные сценарии дальнейшего развития российских компаний сферы интеллектуальных деловых услуг в современных условиях.

Сохранить в закладках
"CВЕТЛЫЕ" И "ТЕМНЫЕ" СТОРОНЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ТРУДА: КОНЦЕПЦИЯ ОТЧУЖДЕНИЯ В ТЕОРИИ А.Р. ХОКШИЛД И СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (2023)
Выпуск: Том 26 № 1 (2023)
Авторы: Симонова Ольга Александровна

Положившая начало обширному исследовательскому полю эмоционального труда книга А.Р. Хокшилд «Управляемое сердце» теперь переведена на русский язык, но многие важнейшие аспекты книги еще ждут осмысления. К одному из таких аспектов относится вопрос о том, как связаны отчуждение и эмоциональный труд. Хокшилд рассматривает отчужденность работника от своих чувств и своего Я в процессе выполнения эмоционального труда в сервисной сфере. Целью статьи выступает не только анализ использования Хокшилд концепции отчуждения, но и прежде всего поиск ответа на вопрос, почему это понятие сохраняет свою актуальность для современных исследователей эмоционального труда. С точки зрения автора статьи, Хокшилд использует марксистское понятие отчуждения, чтобы придать интеракционистскому подходу к управлению эмоциями критический потенциал и связать трудовые процессы на микроуровне и, в частности, субъективный опыт работника с макропроцессами и структурами. Это позволяет Хокшилд и ее последователям анализировать неравенство, ролевые напряжения, конфликты и психологические проблемы работников. Марксистский стиль рассуждений Хокшилд важен для характеристики обширной классовой прослойки - работников сферы обслуживания, использование эмоциональности которых служит максимизации экономической прибыли. Однако, как показали исследователи эмоционального труда, не все виды управления эмоциями могут быть отчуждающими и иметь негативные социальные и психологические последствия. Таким образом, понятие эмоционального труда является амбивалентным в смысле своих последствий, но остается эвристическим для исследования трудовых отношений и в новых социальных реалиях, в контексте пандемии и цифровизации общества.

Сохранить в закладках