Выбор инструментов научного исследования - задача важная и часто нетривиальная, особенно когда в фокусе внимания ученого находятся сложные объекты. Системы расселения, безусловно, являются такими объектами. Простой выбор в пользу широко известной теории в данном случае далеко не всегда будет самым правильным вариантом. В частности, теория центральных мест В. Кристаллера относится к числу тех концепций, мимо которых не прошла, пожалуй, большая часть исследователей, изучавших системы расселения. Однако анализ тех ограничений, которые заложены в эту теорию ее базовыми предположениями, показывает, что область эмпирического применения этой теории является достаточно узкой. Описанная в настоящей работе в самых общих чертах специфика опорного каркаса системы расселения Южной макроэкономической зоны Дальнего Востока («нанизанность» большей части крупнейших городов зоны на полимагистраль) обуславливает предпочтительное использование коридорного подхода. Как представляется, концепция «коридора» (вкупе с подкрепляющими ее концепциями - оси развития, города-врата, полюсы интеграции и т. п.) обладает достаточной объяснительной силой для изучения особенностей развития указанной системы расселения.
Идентификаторы и классификаторы
То обстоятельство, что регионы представляют собой сверхсложные системы, в какой бы плоскости – экономической, социальной, политической и т. д. – их не рассматривали, не должно вызывать у современного исследователя какого-либо удивления. Как и тот факт, что эти системы, включающие в себя немногим более «простые» элементы, сами являются элементами систем более высокого ранга: «Города и группы городов – это системы, поддающиеся такому же анализу, что и другие системы, и для которых характерны такие же обобщения, конструкции и модели» (Berry, 1964, p. 158).
Список литературы
-
Баранский H.H. Об экономико-географическом изучении городов // Вопросы географии. Сб. № 2. 1946. С. 19-62.
-
Бёвентер Э. фон. Размеры городских систем: Теоретические вопросы, эмпирические закономерности и руководство для планирования // Новые идеи в географии. Выпуск 2: Городские системы и информатика. М.: Прогресс, 1976. С. 95-127.
-
Божё-Гарнье Ж., Шабо Ж. Очерки по географии городов. М.: Прогресс, 1967. 424 с.
-
Бунге В. Теоретическая география. М.: Прогресс, 1967. 279 с. EDN: ZBVREL
-
Вишневский Д.С., Демьяненко А.Н. Макроэкономическое зонирование как метод стратегического анализа: Дальний Восток России // Пространственная экономика. 2010. № 4. С. 6-31. DOI: 10.14530/se.2010.4.006-031 EDN: NCGRXX
-
Гарнер Б.Дж. Модели географии городов и размещения населенных пунктов // Модели в географии. М.: Прогресс, 1971. С. 29-86.
-
Грицай О.В. Западная Европа: региональные контрасты на новом этапе НТР. М.: Наука, 1988. 148 с.
-
Гутнов А.Э. Эволюция градостроительства. М.: Стройиздат, 1984. 256 с.
-
Денисов В.И. Россия на Дальнем Востоке. Амурский рельсовый путь. Владивостокский порт. Приамурский край. Япония и Китай. Манчжурия. Монголия. СПб.: Типо-литография Ю.Я. Римана, 1913. 149 c.
-
Лёш А. Пространственная организация хозяйства. М.: Наука, 2007. 663 с. EDN: QSGGJJ
-
Малиш Б. Полосно-узловая модель сети расселения в Польше // Урбанизация и расселение / под ред. Ю.Л. Пивоварова. М.: Статистика, 1975. С. 68-87.
-
Мерлен П. Город. Количественные методы изучения. М.: Прогресс, 1977. 263 с.
-
Мерфи Р. Американский город. М.: Прогресс, 1972. 320 с.
-
Минакир П.А. Экономика регионов. Дальний Восток / отв. ред. А.Г. Гранберг; Институт экономических исследований. М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2006. 848 с. EDN: RWHZNP
-
Наймарк Н.И. Перспективы использования американского опыта градорегулирования в России // Географическое положение и территориальные структуры: памяти И.М. Маергойза. М.: Новый хронограф, 2012. С. 721-730.
-
Наймарк Н.И., Юсин Г.С. Виды, формы и системы расселения // Районная планировка. М.: Стройиздат, 1986. С. 116-120.
-
Нефедова Т.Г. Большой, малый, средний город и село в России // География, градостроительство, архитектура: синтез наук и практик / под ред. А.Д. Акименко, В.Л. Бабурина, П.Л. Кириллова, А.Г. Махровой, С.Г. Сафронова. Смоленск: Ойкумена, 2013. С. 171-190. EDN: AFTXLY
-
Нефедова Т.Г., Трейвиш А.И. Теория "дифференциальной урбанизации" и иерархия городов в России на рубеже XXI века // Проблемы урбанизации на рубеже веков. Смоленск: Ойкумена, 2002. С. 71-86. EDN: UJWIWB
-
Основы теории градостроительства. М.: Стройиздат, 1986. 326 с.
-
Перцик Е.Н. Районная планировка. М.: Мысль, 1973. 271 с. EDN: VNJXDP
-
Покшишевский В.В. В поисках "иерархии" городов // Вопросы географии. Сб. № 45: География городских и сельских поселений. 1959. С. 259-263.
-
Полян П.М. Территориальные структуры - урбанизация - расселение: теоретические подходы и методы изучения. М.: Новый хронограф, 2014. 785 с. EDN: TAYFBZ
-
Рыбаковский Л.Л. Население Дальнего Востока за 150 лет. М.: Наука, 1990. 168 с.
-
Саушкин Ю.Г. Экономическая география: история, теория, методы, практика. М.: Мысль, 1973. 559 с. EDN: VJEHBR
-
Сильницкий А. Культурное влияние Уссурийской железной дороги на Южно-Уссурийский край. Хабаровск: типография канцелярии Приамурского генерал-губернатора, 1901. 177 с.
-
Слука Н.А. Городское развитие мира в постмаергойзовский период // Географическое положение и территориальные структуры: памяти И.М. Маергойза. М.: Новый хронограф, 2012. С. 498-517. EDN: VUGPRF
-
Хаггет П. Пространственный анализ в экономической географии. М.: Прогресс, 1968. 391 с.
-
Харвей Д. Научное объяснение в географии. М.: Прогресс, 1974. 502 с.
-
Хорев Б.С. Проблемы городов (Урбанизация и единая система расселения в СССР). М.: Мысль, 1975. 428 с.
-
Целищев М.И. Экономические очерки Дальнего Востока. Владивосток: Книжное дело, 1925. 132 c.
-
Albrechts L., Coppens T. Megacorridors: Striking a Balance between the Space of Flows and the Space of Places // Journal of Transport Geography. 2003. Vol. 11. Issue 3. Pp. 215-224. DOI: 10.1016/S0966-6923(03)00032-2
-
Berg L. van den, Drewett R., Klaassen L.H., Rossi A., Vijverberg C.H.T. Urban Europe: A Study of Growth and Decline. Vol. 1. Oxford: Pergamon Press, 1982. XXII, 162 p.
-
Berry B.J.L. Cities as Systems within Systems of Cities // Papers of the Regional Science Association. 1964. Vol. 13. Issue 1. Pp. 147-163. DOI: 10.1111/j.1435-5597.1964.tb01283.x EDN: LNEPGQ
-
Bird J. Of Central Places, Cities and Seaports // Geography. 1973. Vol. 58. No. 2. Pp. 105-118.
-
Bird J. Seaports as a Subset of Gateways for Regions: A Research Survey // Progress in Human Geography. 1980. Vol. 4. Issue 3. Pp. 360-370. DOI: 10.1177/030913258000400303
-
Boventer E. von. Walter Christallers Zentrale Orte und Periphere Gebiete // Geographische Zeitschrift. 1968. H. 2. S. 102-111.
-
Brand A., Geyer H.S., Geyer H.S.Jr. Corridor Development in Gauteng, South Africa // GeoJournal. 2017. Vol. 82. Issue 2. Pp. 311-327. DOI: 10.1007/s10708-015-9683-x EDN: HLYBTZ
-
Burghardt A.F. A Hypothesis about Gateway Cities // Annals of the Associationof American Geographers. 1971. Vol. 61. Issue 2. Pp. 269-285. DOI: 10.1111/j.1467-8306.1971.tb00782.x
-
Carriere P. Les villes sovietiques // Annales de Geographie. 1975. T. 84. No. 461. Pp. 52-77. DOI: 10.3406/geo.1975.18966
-
Christaller W. Central Places in Southern Germany. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1966. 230 p.
-
Christaller W. Wie ich zu der Theorie der zentralen Orte gekommen bin. Ein Bericht, wie eine Theorie entstehen kann, und in meinem Fall entstanden ist // Geographische Zeitschrift. 1968. H. 2. S. 88-101.
-
Debrie J., Comtois C. Une relecture du concept de corridors de transport: illustration compare Europe / Amerique du Nord // Les Cahiers scientifiques du transport. 2010. No. 58. Pp. 127-144.
-
Drewett R. Changing Urban Structures in Europe // The Annals of the American Aca-demy of Political and Social Science. 1980. Vol. 451. Issue 1. Pp. 52-75. DOI: 10.1177/000271628045100107
-
Geyer H.S. The Development Axis as a Development Instrument in the Southern African Development Area // Development Southern Africa. 1987. Vol. 4. Issue 2. Pp. 271-300. DOI: 10.1080/03768358708439316
-
Geyer H.S. The Terminology, Definition, and Classification of Development Axes // SA Geographer. 1988-1989. Vol. 16. Issue 1/2. Pp. 113-129.
-
Geyer H.S., Kontuly T. A Theoretical Foundation for the Concept of Differential Urbanization // International Regional Science Review. 1993. Vol. 15. Issue 2. Pp. 157-177. DOI: 10.1177/016001769301500202
-
Hall P. Modelling the Post-Industrial City // Futures. 1997. Vol. 29. Issues 4-5. Pp. 311-322. DOI: 10.1016/S0016-3287(97)00013-X EDN: AFZYBT
-
Hautreux J., Rochefort M. Physionomie generale de l'armature urbaine francaise // Annales de Geographie. 1965. T. 74. No. 406. Pp. 660-677. DOI: 10.3406/geo.1965.18398
-
Hoyt H. Is City Growth Controlled by Mathematics or Physical Laws? // Land Economics. 1951. Vol. 27. Issue 3. Pp. 259-262.
-
Hoyt H. Recent Distortions of the Classical Models of Urban Structure // Land Economics. 1964. Vol. 40. Issue 2. Pp. 199-212.
-
Le Gleau J.-P., Pumain D., Saint-Julien T. Villes d'Europe: a chaque pays sa definition // Economie et statistique. 1996. No. 294-295. Pp. 9-23. DOI: 10.3406/estat.1996.6079
-
Losch A. The Economics of Location. New Haven: Yale University Press, 1954. XXVIII, 520 p.
-
Pain K. ‘New Worlds' for ‘Old'? Twenty-First-Century Gateways and Corridors: Reflections on a European Spatial Perspective // International Journal of Urban and Regio-nal Research. 2011. Vol. 35. Issue 6. Pp. 1154-1174. DOI: 10.1111/j.1468-2427.2010.01005.x
-
Parr J.B. The Regional Economy, Spatial Structure and Regional Urban Systems // Regional Studies. 2014. Vol. 48. Issue 12. Pp. 1926-1938. DOI: 10.1080/00343404.2013.799759
-
Ponsard C. History of Spatial Economic Theory. Berlin: Springer-Verlag, 1983. XII, 238 p.
-
Pottier P. Axes de communication et developpement economique // Revue economique. 1963. Vol. 14. No. 1. Pp. 58-132. DOI: 10.3406/reco.1963.407543
-
Priemus H., Zonneveld W. What Are Corridors and What Are the Issues? Introduction to Special Issue: The Governance of Corridors // Journal of Transport Geography. 2003. Vol. 11. Issue 3. Pp. 167-177. DOI: 10.1016/S0966-6923(03)00028-0
-
Rochefort M. Methodes d'etude des reseaux urbains.Interet de l'analyse du secteur tertiaire de la population active // Annales de Geographie. 1957. T. 66. No. 354. Pp. 125-143. DOI: 10.3406/geo.1957.18262
-
Scholvin S., Breul M., Revilla Diez J. Revisiting Gateway Cities: Connecting Hubs in Global Networks to Their Hinterlands // Urban Geography. 2019. Vol. 40. Issue 9. Pp. 1291-1309. DOI: 10.1080/02723638.2019.1585137 EDN: WQEOFI
-
Taaffe E.J., Krakover S., Gauthier H.L.Interactions between Spread-and-Backwash, Population Turnaround and Corridor Effects in the Inter-Metropolitan Periphery: A Case Study // Urban Geography. 1992. Vol. 13. Issue 6. Pp. 503-533. DOI: 10.2747/0272-3638.13.6.503
-
Touchart L., Torgachova E. Khabarovsk // L'information geographique. 1998. Vol. 62. No. 2. Pp. 75-84. DOI: 10.3406/ingeo.1998.2578
-
Vaughan R. The Age of Great Cities: Or, Modern Civilization Viewed in Its Relation to Intelligence, Morals and Religion. London: Jackson and Walford, 1843. VIII, 376 p.
-
Veyret-Verner G. Essai de definition et de classification des petites villes: leur insertion dans un reseau urbain // Revue de geographie alpine. 1970. T. 58. No. 1. Pp. 51-66. DOI: 10.3406/rga.1970.3458
-
Whebell C.F.J. Corridors: A Theory of Urban Systems // Annals of the Association of American Geographers. 1969. Vol. 59. Issue 1. Pp. 1-26. DOI: 10.1111/j.1467-8306.1969.tb00655.x
Выпуск
Другие статьи выпуска
Морской конгресс Дальний Восток проводился 30–31 мая 2024 г. в г. Владивостоке. Организатором конгресса выступили ООО «НЕВА-Интернэшнл» при поддержке Правительства Приморского края. Общее число участников Конгресса – более 1,2 тыс. человек из 5 стран мира. Деловая программа Конгресса включала пленарное заседание с участием первых лиц отрасли, стратегические сессии и круглые столы – всего более 30 мероприятий. В дискуссии принимали участие ведущие российские и международные эксперты, а также руководители крупнейших предприятий в сфере судостроения, судоремонта, судоходства, портовой деятельности, морской логистики и добычи водных биологических ресурсов, операторов железной дороги и грузоотправителей.
4–7 июня 2024 г. в городе Байкальске Иркутской области состоялась IV Всероссийская конференция с международным участием «Региональная энергетическая политика Прибайкальской территории», организованная Институтом систем энергетики им. Л.А. Мелентьева Сибирского отделения РАН традиционно на базе отдела комплексных и региональных проблем энергетики ИСЭМ СО РАН.
В работе анализируется содержание и особенности монографии «Анализ и оценка процессов создания и развития в Азиатской России транспортной магистральной сети различного назначения». Отмечается, что монография основана на сочетании макроэкономического и отраслевого подходов. Показаны особенности монографии, отличающие ее от научных публикаций по вопросам функционирования транспорта восточных регионов России на современном этапе геополитических шоков. Первая - комплексность подхода, выражающаяся в широком перечне объектов исследования (грузовой и пассажирский сегменты, железнодорожный, автомобильный, воздушный и речной виды транспорта). Вторая особенность монографии заключается в широком представлении теоретических, методических, практических результатов исследований, включая обзор подходов к изучению транспортной инфраструктуры как фактора пространственного развития, анализ тенденций и ключевых проблем грузового и пассажирского сегментов, прогнозные оценки развития экономики и транспорта в долгосрочном периоде (2035 г.), изучение перспективных технологий и возможностей экологизации транспортных процессов. Третья особенность - соседство парадигм «инфраструктура для производства» и «инфраструктура для человека», подчеркивающее социальную значимость принимаемых в транспортном комплексе решений. В целом монография представляет системный взгляд на современную ситуацию и развитие транспортного комплекса восточных регионов России. В то же время привлечение к работе над монографией большого числа экспертов (из четырех учреждений) определяет сложности соблюдения единого подхода при работе с текстом и общей координации работы. Последнее отражается, с одной стороны, в наличии содержательных повторов отдельных проблемных моментов в разделах монографии, с другой стороны - в отсутствии в монографии важных для транспортного комплекса восточных регионов России аспектов (например, динамика тарифной политики, эффективное развитие системы пунктов пропуска через государственную границу, оценка регулирующего воздействия на транспортный комплекс при изменении институциональных условий использования ограниченной инфраструктуры и пр.).
На основе оперативной статистической, аналитической и экспертной информации проводится анализ социально-экономической ситуации ДФО в 2023 г. по основным видам экономической деятельности и территориально-административным регионам. Рассматриваются проблемы функционирования отраслей реального сектора экономики, социальной сферы, внешнеэкономической деятельности в условиях продолжающегося санкционного давления. Отмечается, что сохраняется неустойчивость и противоречивость тенденций развития в отдельных секторах экономики. Индекс выпуска базовых видов экономической деятельности демонстрирует положительную динамику с темпом роста выше уровня 2022 г. Инвестиционная активность оставалась на высоком уровне, несмотря на существующие шоковые ограничения. Большой прирост инвестиций в основной капитал связан с реализацией крупнейших, в том числе и экспортно ориентированных, проектов в области нефте- и газохимии, добычи полезных ископаемых, реконструкции транспортно-логистической инфраструктуры в связи с новой географией торговых взаимодействий. Общий рост выпуска промышленной продукции главным образом был связан с наращиванием объемов производства углеводородов в Сахалинской области и значительным увеличением улова рыбы в Камчатском крае. Наибольшую устойчивость к внешним шокам демонстрирует строительный комплекс, в котором второй год подряд сохраняется положительная динамика, связанная, в том числе, с расширением жилищного строительства. Грузовые перевозки всеми видами транспорта ДФО, за исключением автомобильного, имели положительную динамику. Проблемным элементом остается дефицит провозной способности Восточного полигона железных дорог. Внешняя торговля характеризовалась увеличением физических объемов экспорта и импорта. Одним из факторов экономического роста выступает расширение потребительского спроса в условиях роста реальных доходов населения и снижающегося уровня инфляции. На фоне этого существует ряд негативных факторов, которые впоследствии могут стать серьезной преградой дальнейшего воспроизводства: сохранение опережающего уровня инфляции по сравнению с динамикой экономического роста; сокращение численности кадров, в том числе и высокопрофессиональных; продолжающееся снижение численности населения как за счет естественной убыли, так и за счет миграционного оттока.
Принятие решений на основе сложных человеко-машинных алгоритмов может привести к дискриминации граждан по полу, расе и другим признакам. Однако в мировой науке отсутствует представление об алгоритм-обусловленной дискриминации граждан по месту их проживания. Это относится и к принятию алгоритмических решений по социально-экономическому развитию регионов. Поэтому целью нашего исследования стало обнаружение алгоритмической предвзятости в результатах социально-экономической кластеризации российских регионов. Для достижения цели потребовалось выявить в кластерном анализе чувствительные операции, способные привести к пространственной несправедливости, сформировать массив статей по социально-экономической кластеризации субъектов РФ (регионов), проанализировать все статьи на возможность существования алгоритмической предвзятости и идентифицировать российские регионы с потенциально предвзятым отношением к ним в результате кластеризации. Предложен термин «пространственная алгоритмическая предвзятость». С помощью авторского алгоритма семантического поиска в библиографических базах данных выявлено 604 статьи с эмпирическими результатами кластерного анализа российских регионов по социально-экономическим показателям. Приведена характеристика выявленных статей. Анализ всех статей показал, что алгоритмическая предвзятость наиболее проявляется в четырех операциях алгоритма кластеризации - развертывании концептуальной модели в оптимальный набор показателей, отборе регионов, выборе способа объединения регионов в кластеры и определении количества кластеров. По каждой операции представлены примеры дискриминируемых российских регионов. Указаны три направления дальнейших исследований: выявление пространственной несправедливости в стратегических документах и национальных целях развития, определение новых видов алгоритмической предвзятости, разработка рекомендаций по справедливой кластеризации регионов.
Цель исследования - количественная оценка влияния интеграционных и геополитических факторов на торговлю Дальнего Востока России с зарубежными странами. Полученные на основе гравитационного моделирования для 2000-2021 гг. оценки выявили стимулирующее влияние на внешнюю торговлю Дальнего Востока интеграционных факторов (участие России и стран - торговых партнеров в ВТО; участие России в «глубоких» торговых соглашениях) и сдерживающее - в геополитических (острое политическое противостояние России с зарубежными странами; санкции, введенные против российской экономики). Установлено, что участие России и стран - торговых партнеров в ВТО способствовало увеличению внешней торговли Дальнего Востока на 58%. Определено положительное опосредованное влияние «фактора ВТО» и стимулирующее воздействие глобальной экономической конъюнктуры на внешний товарооборот Дальнего Востока, указывая на «чувствительность» открытой экономики макрорегиона к либерализации торговли на глобальном уровне. Выявлено, что создание Россией «глубоких» интеграционных форматов со странами ЕАЭС и Вьетнамом способствовало увеличению товарооборота Дальнего Востока с ними на 141%, однако доля во внешней торговле макрорегиона данных экономик была небольшой. Обнаружено, что наличие острого политического конфликта между Россией и зарубежными странами сокращало торговлю Дальнего Востока с этими государствами на 79%, однако по причине малой доли этих стран в товарообороте макрорегиона данный эффект был практически незаметен. Определено, что введение санкций против России со стороны ряда западных стран в 2014-2021 гг. привело к сокращению товарооборота Дальнего Востока с ними на 43% и могло способствовать ускоренному сооружению инфраструктуры для поставок углеводородного сырья на китайский рынок, ограничивая возможности для географической диверсификации экспорта макрорегиона.
В статье рассматриваются проблемы измерения пространственных мультипликаторов на базе многорегиональных моделей экономических взаимодействий. Выделяются две линии сравнительного анализа многорегиональных постановок: 1) в зависимости от выбора спецификации торговых коэффициентов, 2) в зависимости от выбора формата балансовых уравнений (таблицы «затраты-выпуск» vs матрицы социальных счетов). В качестве базы для сравнения используются межрегиональные балансы Японии, построенные в соответствии с моделью У. Айзарда на основе официально подтвержденной статистики по межрегиональной торговле. В центре внимания - «классические» многорегиональные модели с высокой степенью прозрачности систем допущений: модель Ченери - Мозеса, в которой неизвестными являются секторы назначения ввозимой в регион продукции, и модель Леонтьева - Страута, в которой неизвестными являются также объемы межрегиональных поставок. Расчеты показали, что в многорегиональных системах действуют компенсационные механизмы обратных связей, в результате чего явной пропорциональной зависимости между объемом используемой при построении балансов фактической информации о межрегиональной торговле и точностью оценок пространственных мультипликаторов не обнаруживается. Специфика разных многорегиональных моделей проявляется прежде всего в оценках структурных компонентов пространственных мультипликаторов - системных эффектов, формируемых на рынках разных иерархических уровней. Предположение о большей точности многорегиональных матриц социальных счетов (по сравнению с многорегиональными таблицами «затраты-выпуск» ввиду учета большего количества компенсационных механизмов обратных связей) подтверждается лишь на уровне средних по секторам пространственных мультипликаторов. Проведенные расчеты приводят к выводу о том, что при работе с многорегиональными моделями (особенно в рамках детализированного анализа пространственных мультипликаторов - в разрезе различных секторов или рынков различных иерархических уровней) важно принимать в расчет, с помощью каких дискурсивных приемов они были получены.
Издательство
- Издательство
- ИЭИ ДВО РАН
- Регион
- Россия, Хабаровск
- Почтовый адрес
- 680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 153.
- Юр. адрес
- 680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 153.
- ФИО
- Исаев Артём Геннадьевич (Директор)
- E-mail адрес
- st@ecrin.ru
- Контактный телефон
- +7 (421) 2725225
- Сайт
- http:/www.ecrin.ru