ISSN 1815-9834 · EISSN 2587-5957
Языки: ru · en

Архив статей журнала

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ: ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОЙ ПОЛИТИКИ (2023)
Выпуск: Том 19 № 4 (2023)
Авторы: Бардаль Анна Борисовна

VIII Международная научная конференция «Институциональная трансформация экономики: правила эффективной политики (Восточная конференция ITE-2023)» проводилась 25–30 сентября 2023 г. в Новосибирске.

Сохранить в закладках
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНЬЮНКТУРА В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ В 2022 Г. (2023)
Выпуск: Том 19 № 2 (2023)
Авторы: Прокапало Ольга Михайловна, Бардаль Анна Борисовна, Исаев Артем Геннадьевич, Мазитова Марина Гамиловна

На основе оперативной статистической, аналитической и экспертной информации проводится анализ социально-экономической ситуации ДФО в 2022 г. по основным видам экономической деятельности и территориально-административным регионам. Рассматриваются проблемы функционирования отраслей реального сектора экономики, социальной сферы, внешнеэкономической деятельности в условиях обострения геополитической ситуации и введения санкционных ограничений. Отмечена положительная динамика инвестиционной активности, но темп роста был ниже уровня 2021 г. По-прежнему основной объем инвестиционных ресурсов аккумулируется в Республике Саха (Якутия) и Амурской области, где продолжается реализация крупных инвестиционных проектов в области добычи полезных ископаемых, транспорта, газохимии, энергетики. Сокращение промышленного производства в ДФО было вызвано падением добычи полезных ископаемых, особенно в Сахалинской области, и снижением производства в обрабатывающем секторе. В строительном комплексе ДФО отмечена положительная динамика, связанная в том числе с расширением жилищного строительства. Но высокие темпы жилищного строительства в регионах ДФО пока не могут компенсировать хронического отставания ввода жилья в расчете на душу населения по сравнению со среднероссийскими параметрами. Транспортный комплекс ДФО столкнулся с ростом спроса на перевозки внешнеторговых грузов. Это обострило конкуренцию доступа к ограниченной по провозной способности инфраструктуре экспортно-импортного направления (железная дорога, морские порты), повысило затраты грузоотправителей и неопределенность условий транспортировки. Негативное влияние различных ограничительных мер не повлияло на структуру внешней торговли ДФО. Снижение физического объема экспорта продукции топливно-энергетического комплекса нивелировалось высокими мировыми ценами на энергоресурсы. На снижение экономической активности существенное влияние оказывало сжатие внутреннего спроса на фоне сокращения реальных доходов населения. Острой проблемой остается снижение численности населения как за счет естественной убыли, так и за счет миграционного оттока.

Сохранить в закладках
ТЕОРИЯ, МЕТОДЫ И ПРАКТИКА ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ (2024)
Выпуск: Том 20 № 4 (2024)
Авторы: Бардаль Анна Борисовна

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием памяти академика П.А. Минакира «Теория, методы и практика пространственной экономики» проводилась 3–4 декабря 2024 г. в г. Хабаровске. Организаторами выступали Институт экономических исследований ДВО РАН, Дальневосточное отделение РАН и правительство Хабаровского края1. Эта конференция, с одной стороны, является традиционной, так как продолжает ряд ежегодных научных мероприятий, проводимых в ИЭИ ДВО РАН, с другой стороны – выделяется, поскольку посвящена памяти академика П.А. Минакира.

Сохранить в закладках
ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА АЗИАТСКОЙ РОССИИ (РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ "АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПРОЦЕССОВ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ В АЗИАТСКОЙ РОССИИ ТРАНСПОРТНОЙ МАГИСТРАЛЬНОЙ СЕТИ РАЗЛИЧНОГО НАЗНАЧЕНИЯ") (2024)
Выпуск: Том 20 № 2 (2024)
Авторы: Бардаль Анна Борисовна

В работе анализируется содержание и особенности монографии «Анализ и оценка процессов создания и развития в Азиатской России транспортной магистральной сети различного назначения». Отмечается, что монография основана на сочетании макроэкономического и отраслевого подходов. Показаны особенности монографии, отличающие ее от научных публикаций по вопросам функционирования транспорта восточных регионов России на современном этапе геополитических шоков. Первая - комплексность подхода, выражающаяся в широком перечне объектов исследования (грузовой и пассажирский сегменты, железнодорожный, автомобильный, воздушный и речной виды транспорта). Вторая особенность монографии заключается в широком представлении теоретических, методических, практических результатов исследований, включая обзор подходов к изучению транспортной инфраструктуры как фактора пространственного развития, анализ тенденций и ключевых проблем грузового и пассажирского сегментов, прогнозные оценки развития экономики и транспорта в долгосрочном периоде (2035 г.), изучение перспективных технологий и возможностей экологизации транспортных процессов. Третья особенность - соседство парадигм «инфраструктура для производства» и «инфраструктура для человека», подчеркивающее социальную значимость принимаемых в транспортном комплексе решений. В целом монография представляет системный взгляд на современную ситуацию и развитие транспортного комплекса восточных регионов России. В то же время привлечение к работе над монографией большого числа экспертов (из четырех учреждений) определяет сложности соблюдения единого подхода при работе с текстом и общей координации работы. Последнее отражается, с одной стороны, в наличии содержательных повторов отдельных проблемных моментов в разделах монографии, с другой стороны - в отсутствии в монографии важных для транспортного комплекса восточных регионов России аспектов (например, динамика тарифной политики, эффективное развитие системы пунктов пропуска через государственную границу, оценка регулирующего воздействия на транспортный комплекс при изменении институциональных условий использования ограниченной инфраструктуры и пр.).

Сохранить в закладках
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНЪЮНКТУРА В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ В 2023 Г (2024)
Выпуск: Том 20 № 2 (2024)
Авторы: Прокапало Ольга Михайловна, Бардаль Анна Борисовна, Исаев Артем Геннадьевич, Мазитова Марина Гамиловна

На основе оперативной статистической, аналитической и экспертной информации проводится анализ социально-экономической ситуации ДФО в 2023 г. по основным видам экономической деятельности и территориально-административным регионам. Рассматриваются проблемы функционирования отраслей реального сектора экономики, социальной сферы, внешнеэкономической деятельности в условиях продолжающегося санкционного давления. Отмечается, что сохраняется неустойчивость и противоречивость тенденций развития в отдельных секторах экономики. Индекс выпуска базовых видов экономической деятельности демонстрирует положительную динамику с темпом роста выше уровня 2022 г. Инвестиционная активность оставалась на высоком уровне, несмотря на существующие шоковые ограничения. Большой прирост инвестиций в основной капитал связан с реализацией крупнейших, в том числе и экспортно ориентированных, проектов в области нефте- и газохимии, добычи полезных ископаемых, реконструкции транспортно-логистической инфраструктуры в связи с новой географией торговых взаимодействий. Общий рост выпуска промышленной продукции главным образом был связан с наращиванием объемов производства углеводородов в Сахалинской области и значительным увеличением улова рыбы в Камчатском крае. Наибольшую устойчивость к внешним шокам демонстрирует строительный комплекс, в котором второй год подряд сохраняется положительная динамика, связанная, в том числе, с расширением жилищного строительства. Грузовые перевозки всеми видами транспорта ДФО, за исключением автомобильного, имели положительную динамику. Проблемным элементом остается дефицит провозной способности Восточного полигона железных дорог. Внешняя торговля характеризовалась увеличением физических объемов экспорта и импорта. Одним из факторов экономического роста выступает расширение потребительского спроса в условиях роста реальных доходов населения и снижающегося уровня инфляции. На фоне этого существует ряд негативных факторов, которые впоследствии могут стать серьезной преградой дальнейшего воспроизводства: сохранение опережающего уровня инфляции по сравнению с динамикой экономического роста; сокращение численности кадров, в том числе и высокопрофессиональных; продолжающееся снижение численности населения как за счет естественной убыли, так и за счет миграционного оттока.

Сохранить в закладках