В статье освещается деятельность выдающегося ученого академика Ивана Алексеевича Каблукова, ставшего одним из прототипов стихотворения С. Я. Маршака «Вот какой рассеянный». Дан критический анализ литературы, посвященной его жизнедеятельности, выявлены основные лакуны в оценке личности И. А. Каблукова. Цель исследования — представить комплексный портрет И. А. Каблукова, в котором гармонично сочетались бы черты гениального ученого и неординарной личности. В процессе исследования были использованы методы, имеющиеся в арсенале истории и других общественных наук: диахронный метод, идеографический метод, историко-сравнительный метод, контент-анализ, лингвистический анализ. Приведены узловые моменты биографии И. А. Каблукова: воспитание в семье зубного врача, учеба в гимназии и на физико-математическом факультете Московского университета, чтение лекций в Тимирязевской академии, деятельность в Академии наук СССР. Показано, что наряду с изучением природных ресурсов России, ставшим основной сферой его научных исследований, И. А. Каблуков оставил заметный след в пчеловодстве. Доказано, что мировую известность И. А. Каблуков получил благодаря работе в Тимирязевской академии. Показана противоречивость его образа. Раскрыты причины популярности академика в студенческой среде. Показано отношение к личности академика современных студентов, которые в своем подавляющем большинстве отмечают гениальность ученого, а к его «странностям» относятся с пониманием. Опровергнуты мифы, созданные вокруг имени Каблукова, прежде всего о том, что он основной прототип произведения С. Я. Маршака «Вот какой рассеянный». Также поставлены под сомнение многие истории, а по существу, анекдоты об ученом. Главный научный результат: доказано, что неординарность личности И. А. Каблукова послужила залогом его популярности в студенческой среде, а научные достижения позволили занять одно из ведущих мест в плеяде отечественных ученых.
Идентификаторы и классификаторы
Актуальность поднятой темы объясняется тем, что место и роль интеллигенции в становлении национального самосознания, социализации студенческой молодежи переоценить трудно. Начиная с середины XIX в. в истории нашей страны интеллигенция заняла особую нишу, когда вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?» приобрели особую значимость, выйдя за рамки академического интереса. Менялись властвующие элиты, уходили с арены политические классы, а интеллигенция оставалась.
Список литературы
1 Академик Иван Алексеевич Каблуков (к 80-летию со дня рождения) // Пчеловодство. 1938. № 1. С. 17.
2 Варущенко Р. М., Зайцева Е. А. Жизнь, посвященная науке // Вестник Российской академии наук. 2007. Т. 77, № 10. С. 900—910.
3 Голицин Я. С. На славном посту ученой и пчеловодной деятельности (5 лет со дня смерти И. А. Каблукова) // Пчеловодство. 1947. № 8. С. 53—55.
4 Григорьев Н. Д. Химик, практик, учитель… Иван Алексеевич Каблуков (1857—1942) // Мир транспорта. 2022. Т. 20, № 1. С. 113—119. doi: 10.30932/1992-3252-2022-20-1-13.
5 Демьянов Н. Я. Иван Алексеевич Каблуков (к 80-летию со дня рождения) // Вестник Академии наук СССР. 1937. № 9. С. 72—73.
6 Дмитриенко Г. В. И. А. Каблуков как ученый и педагог // Химия в школе. 1952. № 5. С. 23—29; Жуков И. И. И. А. Каблуков (к 80-летию со дня рождения) // Природа. 1937. № 11. С. 120—123.
7 Елховский А. А. Иван Алексеевич Каблуков. М.: Тимирязев. сельхоз. акад. 1957. 56 с.
8 Иван Алексеевич Каблуков // Серия «Ученые Тимирязевской академии» / под общ. ред. И. Н. Заозерского. М.: [Тимирязев. сельхоз. акад.], 1957. 56 с.
9 Капустинский А. Ф. Иван Алексеевич Каблуков. (Некролог) // Известия Академии наук СССР. Отделение химических наук. 1942. № 4. С. 181—184.
10 Михайленко Я. М. Иван Алексеевич Каблуков (к 80-летию со дня рождения) // Химия в школе. 1937. № 6. С. 53—57.
11 Михайленко Я. М. Почетный академик И. А. Каблуков // Высшая школа. 1937. № 10. С. 58—63.
12 Оришев А. Б. Тайны российской аграрной науки: тимирязевский прорыв. [Б. м.] : Издательские решения, 2016. 398 с.
13 Петровский М. С. Книги нашего детства. СПб.: Книга, 2006. 291 с.
14 Полосин В. А. Иван Алексеевич Каблуков (1857—1942) // Вестник высшей школы. 1950. № 8. С. 53—58.
15 Попов М. М. И. А. Каблуков (1857—1942) // Люди русской науки / cост. и ред. И. В. Кузнецов. Т. 1. М. ; Л.: Государственное издательство технико-теоретической литературы, 1948. С. 333—340.
16 Почетный академик Иван Алексеевич Каблуков. 1857—1942. (К пятой годовщине со дня кончины). М.: МГУ, 1947. 64 с.
17 Пятилетие со дня кончины почетного академика И. А. Каблукова // Известия Академии наук СССР. Отделение химических наук. 1947. № 4. С. 414—415.
18 Ражина О. Л. Иван Алексеевич Каблуков. Жизнь и труды неординарного профессора // Вклад студентов в развитие аграрной науки: сб. ст. студ. науч.-практ. конф. 18 октября 2018 г. / под общ. ред. А. В. Шитиковой, Е. М. Куренковой. М.: РГАУ—МСХА, 2018. С. 52—53.
19 Савиткин Н. И., Авдеев Я. Г., Толкачева Т. К. И. А. Каблуков: ученый, педагог, общественный деятель // Химия в школе. 2007. № 6. С. 66—75.
20 Смарыгин С. Н. Труды по пчеловодству ученика А. М. Бутлерова и В. В. Марковникова почетного академика АН СССР И. А. Каблукова // Бутлеровские сообщения. 2015. Т. 43, № 8. С. 19—29.
21 Соловьёв Ю. И., Каблукова М. И., Колесников Е. В. Иван Алексеевич Каблуков: 100 лет со дня рождения. 1857—1957. М.: Изд-во АН СССР, 1957. 211 с.
22 Усанович М. И. Почетный академик И. А. Каблуков (к 10-летию со дня смерти) // Вестник Академии наук Казахской ССР. 1952. № 7. С. 70—73.
23 Druzhinina A. I., Tiflova L. A., Monayenkova A. S. Goryunkov A. A. History of the VF Luginin Thermal Laboratory // Russian Journal of Physical Chemistry. 2019. Vol. 93, № 11. P. 2101—2107.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Авторы размышляют об истории и судьбе русского либерализма. Основное внимание в статье уделено монографии известного исследователя из Нижегородского государственного университета В. А. Китаева «К истории либерализма в России». Подчеркнуто, что ученый из Нижнего Новгорода очень точно, аргументированно и корректно выразил свой взгляд на эволюцию либерализма в нашей стране во второй половине XIX — начале XX столетия. Авторы отмечают тщательный анализ В. А. Китаевым либеральных убеждений И. С. Тургенева, полемики с русскими либералами Ф. М. Достоевского, итогового сочинения Б. Н. Чичерина, общественно-политических траекторий журналов «Атеней» и «Вестник Европы». Вместе с тем авторы излагают и свои соображения об историческом пути русского либерализма, которые существенно отличаются от анализа и оценок В. А. Китаева.
Обоснованность крылатого выражения «талантливый человек талантлив во всем» российская интеллигенция подтверждала неоднократно. Очередной яркий пример — биография доктора технических наук, профессора кафедры фундаментальной физики и нанотехнологий Ивановского государственного университета Владимира Александровича Годлевского, которому посвящена представленная статья. Ее авторы обращают внимание не только на достижения В. А. Годлевского в науке, учебно-методической и преподавательской работе, но и на его вклад в музыкальное искусство и поэзию. В статье создан образ многогранной талантливой «симфонической» личности, которая представляет интерес не только для изучения биографии конкретного человека, но и для интеллигентоведения, в целом. Ведь на примере личности В. А. Годлевского и его стихов просматриваются определенные процессы развития российского интеллектуального сообщества и его умонастроений в XXI в.
Автор продолжает дискуссию, начатую статьей В. А. Порозова «Развитие понятия «интеллектуал» в отечественном интеллигентоведении». Отмечается значительный вклад ивановской школы интеллигентоведения в изучение поставленной проблемы и высокая оценка этого вклада пермским исследователем. Обсуждаются различные аспекты тематики изучения интеллектуалов в историческом и проблемном аспектах. Автор обращает внимание на методологическое измерение поставленной проблематики, отмечая недостаточное внимание к ней отечественных исследователей. В статье рассматриваются также то, как изучаются интеллектуалы в контексте концепций «прединтеллигенции» и «креативного класса». Признавая заслуги В. А. Порозова в интерпретации избранной им тематики, автор вместе с тем высказывает ряд критических замечаний в связи с его соображениями и используемыми им научными подходами. Автор выражает пожелание расширить и более основательно обосновать дальнейшие научные изыскания в данной сфере.
Статья посвящена концепции европейской идентичности и ее осмыслению немецким философом Юргеном Хабермасом. Рассматриваются ключевые события жизни исследователя, повлиявшие на его политические взгляды и философские воззрения относительно современной международной ситуации и состояния Европейского союза.
Автор выделяет условия возникновения европейской идентичности: формирование европейской солидарности, конституционного патриотизма и европейского гражданского общества. Европейская идентичность рассматривается в рамках ее политического понимания, в меньшей степени зависимого от культурных, языковых и исторических факторов формирования идентичности, однако их роль полностью не умаляется.
Анализируются эмпирические характеристики европейской идентичности: приводятся данные проекта Eurobarometer, в частности, результаты опросов периода 2020—2023 гг. на тему проблемы демократического дефицита и отношения граждан к Европейскому союзу. Теоретические идеи Ю. Хабермаса сравниваются с современной политической ситуацией, сложившейся в Европейском союзе. Отмечается недавнее дополнение философом концепции публичной сферы, напрямую влияющей на европейскую идентичность.
Статья посвящена иностранной помощи, поступавшей в СССР по ленд-лизу в годы Великой Отечественной войны. Несмотря на изученность данной темы, ее региональная составляющая не нашла должного отражения в отечественной историографии, в том числе и применительно к Ивановской области. В этой связи данная статья направлена на преодоление существующего вакуума и на формирование цельного представления об освоении иностранной помощи на территории региона в 1941—1942 гг. Статья основана на воспоминаниях, а также на материалах из Российского государственного архива социально-политической истории и Государственного архива Ивановской области, часть из которых впервые вводится в научный оборот. При этом следует отметить, что важным ориентиром для написания статьи послужили воспоминания А. Д. Смолярова, опубликованные в 1995 г., а затем стенограмма выступления А. С. Мальковой о поездке в Великобританию в составе делегации ВЦСПС в январе 1942 г. Стенограмма была введена в научный оборот в 2019 г. и в совокупности с архивными материалами, полученными автором в ходе исследовательской работы, и воспоминаниями А. Д. Смолярова, позволила сформировать общее представление о реализации ленд-лиза на территории Ивановской области и развитии форм межгосударственной народной дипломатии. Результаты данного исследования могут представлять интерес для специалистов в области региональной экономики, истории Великой Отечественной войны и международного сотрудничества.
Статья посвящена «Иерусалимской антологии» — неформальному творческому объединению русскоязычных литераторов и художников в Государстве Израиль. Данная ассоциация впервые в отечественной историографии становится объектом исследований. В представленном материале показаны история «Иерусалимской антологии», направления ее деятельности и участие в развитии израильско-российского культурного взаимодействия. Методология исследования исходит из принципов системного подхода. «Иерусалимская антология» рассматривается как динамичная структура в культурном пространстве Государства Израиль, развивающая несколько проектов, и как участник израильско-российского гуманитарного диалога. Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы. «Иерусалимская антология» за годы существования стала известным в русскоязычной среде Израиля культурным феноменом, внесла значительный вклад в укрепление позиций местной русскоязычной диаспоры и в развитие израильско-российских культурных связей.
Статья посвящена анализу двух научных школ педагогического института Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, а именно: методической школы Перси Борисовича Гурвича и педагогической школы Феликса Ароновича Фрадкина. Осмысливается вклад владимирских исследователей в популяризацию истории педагогики, новой педагогической методологии и освоение их идей школьными коллективами, учителями новаторами. Дается оценка роли владимирских ученых в развитии педагогической культуры университета и всей нашей страны. Особое внимание уделяется критериям определения научной школы, что позволяет выявить совокупную деятельность исследователей владимирской методической научной школы П. Б. Гурвича и педагогической научной школы Ф. А. Фрадкина, а также обозначить перспективы их развития.
В статье речь идет о просветительской деятельности представителей художественной и других групп интеллигенции Байкальской Сибири во второй половине XIX — начале XX в. Источниковой основой статьи выступают материалы иркутских архивных и музейных собраний. Автор особое внимание обращает на историю формирования музейно-выставочных центров в Байкальской Сибири и их место в просвещении населении. Отдельно показана просветительская деятельность художников во взаимодействии с педагогами, духовенством и представителями других групп интеллигенции по распространению культурных знаний. Среди наиболее активных участников данного процесса автор выделяет художника Н. И. Верхотурова и педагога, историка и архивиста священника Иоанна Дроздова. Благодаря деятельности этих и других активистов горожане Байкальской Сибири получали возможность познакомиться с достижениями мировой и отечественной культуры. Художники и поддерживающие их творческие личности активно включались в движение за сохранение и изучение художественного и архитектурного мирового и отечественного наследия. Постепенно они втягивали в него и других людей, стали применять достижения культуры в просветительских и воспитательных целях. Со временем этот процесс вел к формированию массового движения за охрану культуры во всем ее многообразии — от сохранения архивных документов и объектов архитектуры до повышенного интереса к краеведению.
Издательство
- Издательство
- ИвГУ
- Регион
- Россия, Иваново
- Почтовый адрес
- 153025, Центральный федеральный округ, г.Иваново, ул. Ермака, 39
- Юр. адрес
- 153025, Ивановская обл, г Иваново, ул Ермака, д 39
- ФИО
- Малыгин Алексей Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@ivanovo.ac.ru
- Контактный телефон
- +7 (493) 2326210