Статьи в выпуске: 10

РУССКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ PER SE Рец. на кн.: Китаев В. А. К истории либерализма в России: вторая половина XIX — начало XX века. Н. Новгород: Изд-во Нижегородской консерватории, 2023. 320 с. (2024)
Авторы: Борзова Ирина Сергеевна, Усманов Сергей Михайлович

Авторы размышляют об истории и судьбе русского либерализма. Основное внимание в статье уделено монографии известного исследователя из Нижегородского государственного университета В. А. Китаева «К истории либерализма в России». Подчеркнуто, что ученый из Нижнего Новгорода очень точно, аргументированно и корректно выразил свой взгляд на эволюцию либерализма в нашей стране во второй половине XIX — начале XX столетия. Авторы отмечают тщательный анализ В. А. Китаевым либеральных убеждений И. С. Тургенева, полемики с русскими либералами Ф. М. Достоевского, итогового сочинения Б. Н. Чичерина, общественно-политических траекторий журналов «Атеней» и «Вестник Европы». Вместе с тем авторы излагают и свои соображения об историческом пути русского либерализма, которые существенно отличаются от анализа и оценок В. А. Китаева.

Сохранить в закладках
СТИХОТВОРЕНИЯ (2024)
Авторы: Годлевский Владимир Александрович

СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА СТИХОТВОРЕНИЯМ

Сохранить в закладках
СИМФОНИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ. ЗАМЕТКИ О ПРОФЕССОРЕ В. А. ГОДЛЕВСКОМ И ЕГО ТВОРЧЕСТВЕ (2024)
Авторы: Березина Елена Владимировна, Черноперов Василий Львович

Обоснованность крылатого выражения «талантливый человек талантлив во всем» российская интеллигенция подтверждала неоднократно. Очередной яркий пример — биография доктора технических наук, профессора кафедры фундаментальной физики и нанотехнологий Ивановского государственного университета Владимира Александровича Годлевского, которому посвящена представленная статья. Ее авторы обращают внимание не только на достижения В. А. Годлевского в науке, учебно-методической и преподавательской работе, но и на его вклад в музыкальное искусство и поэзию. В статье создан образ многогранной талантливой «симфонической» личности, которая представляет интерес не только для изучения биографии конкретного человека, но и для интеллигентоведения, в целом. Ведь на примере личности В. А. Годлевского и его стихов просматриваются определенные процессы развития российского интеллектуального сообщества и его умонастроений в XXI в.

Сохранить в закладках
ЭТОС ИНТЕЛЛЕКТУАЛА: ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ, НЕЯСНЫЕ ОТВЕТЫ (2024)
Авторы: Усманов Сергей Михайлович

Автор продолжает дискуссию, начатую статьей В. А. Порозова «Развитие понятия «интеллектуал» в отечественном интеллигентоведении». Отмечается значительный вклад ивановской школы интеллигентоведения в изучение поставленной проблемы и высокая оценка этого вклада пермским исследователем. Обсуждаются различные аспекты тематики изучения интеллектуалов в историческом и проблемном аспектах. Автор обращает внимание на методологическое измерение поставленной проблематики, отмечая недостаточное внимание к ней отечественных исследователей. В статье рассматриваются также то, как изучаются интеллектуалы в контексте концепций «прединтеллигенции» и «креативного класса». Признавая заслуги В. А. Порозова в интерпретации избранной им тематики, автор вместе с тем высказывает ряд критических замечаний в связи с его соображениями и используемыми им научными подходами. Автор выражает пожелание расширить и более основательно обосновать дальнейшие научные изыскания в данной сфере.

Сохранить в закладках
ЕВРОПЕЙСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В ТРУДАХ Ю. ХАБЕРМАСА (2024)
Авторы: Шепелева Екатерина Олеговна

Статья посвящена концепции европейской идентичности и ее осмыслению немецким философом Юргеном Хабермасом. Рассматриваются ключевые события жизни исследователя, повлиявшие на его политические взгляды и философские воззрения относительно современной международной ситуации и состояния Европейского союза.

Автор выделяет условия возникновения европейской идентичности: формирование европейской солидарности, конституционного патриотизма и европейского гражданского общества. Европейская идентичность рассматривается в рамках ее политического понимания, в меньшей степени зависимого от культурных, языковых и исторических факторов формирования идентичности, однако их роль полностью не умаляется.

Анализируются эмпирические характеристики европейской идентичности: приводятся данные проекта Eurobarometer, в частности, результаты опросов периода 2020—2023 гг. на тему проблемы демократического дефицита и отношения граждан к Европейскому союзу. Теоретические идеи Ю. Хабермаса сравниваются с современной политической ситуацией, сложившейся в Европейском союзе. Отмечается недавнее дополнение философом концепции публичной сферы, напрямую влияющей на европейскую идентичность.

Сохранить в закладках
АКАДЕМИК И. А. КАБЛУКОВ: ПОРТРЕТ МОСКОВСКОГО ИНТЕЛЛИГЕНТА (2024)
Авторы: Оришев Александр Борисович

В статье освещается деятельность выдающегося ученого академика Ивана Алексеевича Каблукова, ставшего одним из прототипов стихотворения С. Я. Маршака «Вот какой рассеянный». Дан критический анализ литературы, посвященной его жизнедеятельности, выявлены основные лакуны в оценке личности И. А. Каблукова. Цель исследования — представить комплексный портрет И. А. Каблукова, в котором гармонично сочетались бы черты гениального ученого и неординарной личности. В процессе исследования были использованы методы, имеющиеся в арсенале истории и других общественных наук: диахронный метод, идеографический метод, историко-сравнительный метод, контент-анализ, лингвистический анализ. Приведены узловые моменты биографии И. А. Каблукова: воспитание в семье зубного врача, учеба в гимназии и на физико-математическом факультете Московского университета, чтение лекций в Тимирязевской академии, деятельность в Академии наук СССР. Показано, что наряду с изучением природных ресурсов России, ставшим основной сферой его научных исследований, И. А. Каблуков оставил заметный след в пчеловодстве. Доказано, что мировую известность И. А. Каблуков получил благодаря работе в Тимирязевской академии. Показана противоречивость его образа. Раскрыты причины популярности академика в студенческой среде. Показано отношение к личности академика современных студентов, которые в своем подавляющем большинстве отмечают гениальность ученого, а к его «странностям» относятся с пониманием. Опровергнуты мифы, созданные вокруг имени Каблукова, прежде всего о том, что он основной прототип произведения С. Я. Маршака «Вот какой рассеянный». Также поставлены под сомнение многие истории, а по существу, анекдоты об ученом. Главный научный результат: доказано, что неординарность личности И. А. Каблукова послужила залогом его популярности в студенческой среде, а научные достижения позволили занять одно из ведущих мест в плеяде отечественных ученых.

Сохранить в закладках
ЛЕНД-ЛИЗ В ИСТОРИИ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ВОСПОМИНАНИЯХ ОЧЕВИДЦЕВ И АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТАХ (1941—1942 гг.) (2024)
Авторы: Околотин Владимир Сергеевич

Статья посвящена иностранной помощи, поступавшей в СССР по ленд-лизу в годы Великой Отечественной войны. Несмотря на изученность данной темы, ее региональная составляющая не нашла должного отражения в отечественной историографии, в том числе и применительно к Ивановской области. В этой связи данная статья направлена на преодоление существующего вакуума и на формирование цельного представления об освоении иностранной помощи на территории региона в 1941—1942 гг. Статья основана на воспоминаниях, а также на материалах из Российского государственного архива социально-политической истории и Государственного архива Ивановской области, часть из которых впервые вводится в научный оборот. При этом следует отметить, что важным ориентиром для написания статьи послужили воспоминания А. Д. Смолярова, опубликованные в 1995 г., а затем стенограмма выступления А. С. Мальковой о поездке в Великобританию в составе делегации ВЦСПС в январе 1942 г. Стенограмма была введена в научный оборот в 2019 г. и в совокупности с архивными материалами, полученными автором в ходе исследовательской работы, и воспоминаниями А. Д. Смолярова, позволила сформировать общее представление о реализации ленд-лиза на территории Ивановской области и развитии форм межгосударственной народной дипломатии. Результаты данного исследования могут представлять интерес для специалистов в области региональной экономики, истории Великой Отечественной войны и международного сотрудничества.

Сохранить в закладках
«ИЕРУСАЛИМСКАЯ АНТОЛОГИЯ»: РОЖДЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УЧАСТИЕ В ИЗРАИЛЬСКО-РОССИЙСКОМ КУЛЬТУРНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В 1999—2022 гг. (2024)
Авторы: Анисимова Анастасия Павловна

Статья посвящена «Иерусалимской антологии» — неформальному творческому объединению русскоязычных литераторов и художников в Государстве Израиль. Данная ассоциация впервые в отечественной историографии становится объектом исследований. В представленном материале показаны история «Иерусалимской антологии», направления ее деятельности и участие в развитии израильско-российского культурного взаимодействия. Методология исследования исходит из принципов системного подхода. «Иерусалимская антология» рассматривается как динамичная структура в культурном пространстве Государства Израиль, развивающая несколько проектов, и как участник израильско-российского гуманитарного диалога. Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы. «Иерусалимская антология» за годы существования стала известным в русскоязычной среде Израиля культурным феноменом, внесла значительный вклад в укрепление позиций местной русскоязычной диаспоры и в развитие израильско-российских культурных связей.

Сохранить в закладках
НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ Ф. А. ФРАДКИНА И П. Б. ГУРВИЧА (2024)
Авторы: Рогачева Елена Юрьевна, Тимощук Игорь Алексеевич

Статья посвящена анализу двух научных школ педагогического института Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, а именно: методической школы Перси Борисовича Гурвича и педагогической школы Феликса Ароновича Фрадкина. Осмысливается вклад владимирских исследователей в популяризацию истории педагогики, новой педагогической методологии и освоение их идей школьными коллективами, учителями новаторами. Дается оценка роли владимирских ученых в развитии педагогической культуры университета и всей нашей страны. Особое внимание уделяется критериям определения научной школы, что позволяет выявить совокупную деятельность исследователей владимирской методической научной школы П. Б. Гурвича и педагогической научной школы Ф. А. Фрадкина, а также обозначить перспективы их развития.

Сохранить в закладках
ИЗ ИСТОРИИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ И ДРУГИХ ГРУПП ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ БАЙКАЛЬСКОЙ СИБИРИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX — НАЧАЛЕ XX в. (2024)
Авторы: Ткачев Виталий Викторович

В статье речь идет о просветительской деятельности представителей художественной и других групп интеллигенции Байкальской Сибири во второй половине XIX — начале XX в. Источниковой основой статьи выступают материалы иркутских архивных и музейных собраний. Автор особое внимание обращает на историю формирования музейно-выставочных центров в Байкальской Сибири и их место в просвещении населении. Отдельно показана просветительская деятельность художников во взаимодействии с педагогами, духовенством и представителями других групп интеллигенции по распространению культурных знаний. Среди наиболее активных участников данного процесса автор выделяет художника Н. И. Верхотурова и педагога, историка и архивиста священника Иоанна Дроздова. Благодаря деятельности этих и других активистов горожане Байкальской Сибири получали возможность познакомиться с достижениями мировой и отечественной культуры. Художники и поддерживающие их творческие личности активно включались в движение за сохранение и изучение художественного и архитектурного мирового и отечественного наследия. Постепенно они втягивали в него и других людей, стали применять достижения культуры в просветительских и воспитательных целях. Со временем этот процесс вел к формированию массового движения за охрану культуры во всем ее многообразии — от сохранения архивных документов и объектов архитектуры до повышенного интереса к краеведению.

Сохранить в закладках