В статье речь идет о просветительской деятельности представителей художественной и других групп интеллигенции Байкальской Сибири во второй половине XIX — начале XX в. Источниковой основой статьи выступают материалы иркутских архивных и музейных собраний. Автор особое внимание обращает на историю формирования музейно-выставочных центров в Байкальской Сибири и их место в просвещении населении. Отдельно показана просветительская деятельность художников во взаимодействии с педагогами, духовенством и представителями других групп интеллигенции по распространению культурных знаний. Среди наиболее активных участников данного процесса автор выделяет художника Н. И. Верхотурова и педагога, историка и архивиста священника Иоанна Дроздова. Благодаря деятельности этих и других активистов горожане Байкальской Сибири получали возможность познакомиться с достижениями мировой и отечественной культуры. Художники и поддерживающие их творческие личности активно включались в движение за сохранение и изучение художественного и архитектурного мирового и отечественного наследия. Постепенно они втягивали в него и других людей, стали применять достижения культуры в просветительских и воспитательных целях. Со временем этот процесс вел к формированию массового движения за охрану культуры во всем ее многообразии — от сохранения архивных документов и объектов архитектуры до повышенного интереса к краеведению.
Идентификаторы и классификаторы
Актуальность. В период модернизации второй половины XIX — начала XX в. города России становились местами, где появлялась возможность знакомства с произведениями искусства, которые находились в музеях и галереях.
Список литературы
1 С. Д. Художественная интеллигенция Сибири (1961—1980 гг.). Барнаул: Алт. гос. ин-т искусств и культуры, 1997. 136 с.
2 Грязнухина Т. В. Особенности формирования и просветительская деятельность сибирской интеллигенции на рубеже XIX—XX веков // Духовно-исторические чтения: тез. докл. межвуз. науч.-практ. конф. Вып. VII. Красноярск, 2002a. С. 366—373.
3 Грязнухина Т. В. Роль и значение местной творческой интеллигенции в развитии культуры Сибири рубежа XIX—XX веков. // Духовно-исторические чтения: тез. докл. межвуз. науч.-практ. конф. Вып. VII. Красноярск, 2002b. С. 373—383.
4 Грязнухин А. Г., Грязнухина Т. В., Дворецкая А. П., Жулаева А. С. Отношение русской интеллигенции XIX в. к ценностям и образу жизни западноевропейского общества // Былые годы. 2023. № 18. С. 115—124.
5 Дамешек Л. М., Гимельштейн А. В., Левченко В. А., Пушкина Т. Л. Выставки и краев едческая деятельность ВСОРГО (1851—1931 гг.). Иркутск: Востсибкнига, 2012. 240 с.
6 Дубровский К. В. Рождение в стране изгнания: биогр. очерки. Петроград: Тип. «Виктория», 1916. 255 с.
7 Известия Восточно-Сибирского отдела Государственного Русского Географического Общества / Обзор деятельности ВСО за 75 лет. 1851—1926: юбил. сб. Т. 50, вып. 1. Иркутск: Власть Труда. 1926. 142 с.
8 Колотило Л. Г. Военные моряки Байкала: проблемы исторической реконструкции деятельности военных моряков российского флота по физико-географическому изучению и освоению озера Байкал в XVIII—XX вв. СПб.: Наука, 2004. 559 с.
9 Кошман Л. В. Город и городская жизнь XIX столетия: социальные и культурные аспекты. М.: РОССПЭН, 2008. 446 c.
10 Ларева Т. Г. История изобразительного искусства Прибайкалья XX — начала XXI века. Иркутск: Принт Лайн, 2015. 616 с.
11 Левина Ж. Е. Художественные выставки как форма гражданской инициативы сибирской интеллигенции (20—30-е гг. XX в.) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 7. Ч. 2. С. 96—100.
12 Лыхин Ю. П. Художественная жизнь Иркутска (первая четверть XX века). Иркутск: АЭМ «Тальцы», 2002. 336 c.
13 Лыхин Ю. П., Крючкова Т. А. Иконописцы, мастера и художники Иркутска (XVII век — 1917 год): биобиблиогр. слов. Иркутск: АЭМ «Тальцы», 2000. 408 c.
14 Манзырева Е. С. Развитие художественной культуры в городах Восточной Сибири (XIX — начало XX в.) // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств. 2014. № 2. C. 18—22.
15 Манзырева Е. С. История зарождения художественных выставок и музейных коллекций в городах Восточной Сибири (XIX — нач. XX в.) // Научное наследие И. И. Соктоевой в свете актуальных проблем современного изобразительного искусства: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ., посвящ. 90-летию со дня рождения И. И. Соктоевой, Улан-Удэ, 26—30 июня 2018 г.. Улан-Удэ: Бурят. гос. ун-т, 2018. С. 59—64.
16 Меметов В. С. Проблемы теории и методологии генезиса интеллигенции // Интеллигенция и мир. 2007. № 4. С. 7—15.
17 Покацкий В. А. Польские художники в художественной жизни Байкальского региона в XIX в. // Современное искусствоведение: теоретические концепции и практики: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ., Улан-Удэ, 10 июня 2020 г. / отв. редактор
Е. Ю. Перова. Улан-Удэ, 2020. С. 157—161.
18 Романов Н. С. Летопись города Иркутска за 1881—1901 гг. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1993. 542 с.
19 Романов Н. С. Летопись города Иркутска за 1902—1924 гг. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1994. 559 c.
20 Рыженко В. Г. Социокультурные функции интеллигенции крупных городов Сибири в условиях 1920-х гг.: поиск подходов // Интеллигенция в советском обществе. Кемерово, 1993. С. 88—98.
21 Рыженко В. Г. Современное культурно-историческое родиноведение: востребованная традиция или новое направление? // Источниковедение и краеведение в культуре России: сб. к 50-летию служения С. О. Шмидта историко-архивному институту. М.: РГГУ, 2000. С. 298—299.
22 Рыженко В. Г. Локальные трансформации музейных «мест памяти» в постсоветских условиях: историографические заметки и непосредственные наблюдения // Вестник Самарского университета. Серия: История, педагогика, филология. 2021. Т. 27, № 1. С. 23—31. doi: 10.18287/2542-0445-2021-27-1-23-31.
23 Танский М. В. Верхнеудинск. Улан-Удэ: очерк. Общество русской культуры Республики Бурятия. Улан-Удэ: НоваПринт, 2016. 111 с.
24 Ткачев В. В. Культурно-просветительская деятельность И. Н. Жукова в Забайкальской Сибири (вторая половина XIX — начало XX в.) // Интеллигенция и мир. 2023. № 3. С. 92—115. doi: 10.46725/ IW.2023.3.5.
25 Токарев В. П. Художники Сибири XIX в. Новосибирск: Наука: Сиб. изд. фирма, 1993. 117 с.
26 Фатьянов А. Д. Судьба сокровищ. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1967. 112 c.
27 Фатьянов А. Д. Владимир Сукачев. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1990. 352 с.
28 Фатьянов А. Д. Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1995. 192 c.
29 Чирков В. Ф. Изобразительное искусство Сибири XVII — начала XXI в.: словарь-указатель в 2 т. Тобольск: Обществ. благотворит. фонд «Возрождение Тобольска», 2014. 815 c.
30 Шахеров В. П. Социально-демографические характеристики городского населения Иркутской губернии // Государственная власть и общество: на материалах городов Иркутской губернии XIX — начала XX в.: кол. монограф. Иркутск: Оттиск, 2019. С. 132—181.
31 Шахеров В. П. От простого собирательства к первым музеям (из истории становления музейного дела в дореформенной Сибири) // Известия Иркутского государственного университета. Серия: История. 2023. Т. 43. С. 26—40.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Авторы размышляют об истории и судьбе русского либерализма. Основное внимание в статье уделено монографии известного исследователя из Нижегородского государственного университета В. А. Китаева «К истории либерализма в России». Подчеркнуто, что ученый из Нижнего Новгорода очень точно, аргументированно и корректно выразил свой взгляд на эволюцию либерализма в нашей стране во второй половине XIX — начале XX столетия. Авторы отмечают тщательный анализ В. А. Китаевым либеральных убеждений И. С. Тургенева, полемики с русскими либералами Ф. М. Достоевского, итогового сочинения Б. Н. Чичерина, общественно-политических траекторий журналов «Атеней» и «Вестник Европы». Вместе с тем авторы излагают и свои соображения об историческом пути русского либерализма, которые существенно отличаются от анализа и оценок В. А. Китаева.
Обоснованность крылатого выражения «талантливый человек талантлив во всем» российская интеллигенция подтверждала неоднократно. Очередной яркий пример — биография доктора технических наук, профессора кафедры фундаментальной физики и нанотехнологий Ивановского государственного университета Владимира Александровича Годлевского, которому посвящена представленная статья. Ее авторы обращают внимание не только на достижения В. А. Годлевского в науке, учебно-методической и преподавательской работе, но и на его вклад в музыкальное искусство и поэзию. В статье создан образ многогранной талантливой «симфонической» личности, которая представляет интерес не только для изучения биографии конкретного человека, но и для интеллигентоведения, в целом. Ведь на примере личности В. А. Годлевского и его стихов просматриваются определенные процессы развития российского интеллектуального сообщества и его умонастроений в XXI в.
Автор продолжает дискуссию, начатую статьей В. А. Порозова «Развитие понятия «интеллектуал» в отечественном интеллигентоведении». Отмечается значительный вклад ивановской школы интеллигентоведения в изучение поставленной проблемы и высокая оценка этого вклада пермским исследователем. Обсуждаются различные аспекты тематики изучения интеллектуалов в историческом и проблемном аспектах. Автор обращает внимание на методологическое измерение поставленной проблематики, отмечая недостаточное внимание к ней отечественных исследователей. В статье рассматриваются также то, как изучаются интеллектуалы в контексте концепций «прединтеллигенции» и «креативного класса». Признавая заслуги В. А. Порозова в интерпретации избранной им тематики, автор вместе с тем высказывает ряд критических замечаний в связи с его соображениями и используемыми им научными подходами. Автор выражает пожелание расширить и более основательно обосновать дальнейшие научные изыскания в данной сфере.
Статья посвящена концепции европейской идентичности и ее осмыслению немецким философом Юргеном Хабермасом. Рассматриваются ключевые события жизни исследователя, повлиявшие на его политические взгляды и философские воззрения относительно современной международной ситуации и состояния Европейского союза.
Автор выделяет условия возникновения европейской идентичности: формирование европейской солидарности, конституционного патриотизма и европейского гражданского общества. Европейская идентичность рассматривается в рамках ее политического понимания, в меньшей степени зависимого от культурных, языковых и исторических факторов формирования идентичности, однако их роль полностью не умаляется.
Анализируются эмпирические характеристики европейской идентичности: приводятся данные проекта Eurobarometer, в частности, результаты опросов периода 2020—2023 гг. на тему проблемы демократического дефицита и отношения граждан к Европейскому союзу. Теоретические идеи Ю. Хабермаса сравниваются с современной политической ситуацией, сложившейся в Европейском союзе. Отмечается недавнее дополнение философом концепции публичной сферы, напрямую влияющей на европейскую идентичность.
В статье освещается деятельность выдающегося ученого академика Ивана Алексеевича Каблукова, ставшего одним из прототипов стихотворения С. Я. Маршака «Вот какой рассеянный». Дан критический анализ литературы, посвященной его жизнедеятельности, выявлены основные лакуны в оценке личности И. А. Каблукова. Цель исследования — представить комплексный портрет И. А. Каблукова, в котором гармонично сочетались бы черты гениального ученого и неординарной личности. В процессе исследования были использованы методы, имеющиеся в арсенале истории и других общественных наук: диахронный метод, идеографический метод, историко-сравнительный метод, контент-анализ, лингвистический анализ. Приведены узловые моменты биографии И. А. Каблукова: воспитание в семье зубного врача, учеба в гимназии и на физико-математическом факультете Московского университета, чтение лекций в Тимирязевской академии, деятельность в Академии наук СССР. Показано, что наряду с изучением природных ресурсов России, ставшим основной сферой его научных исследований, И. А. Каблуков оставил заметный след в пчеловодстве. Доказано, что мировую известность И. А. Каблуков получил благодаря работе в Тимирязевской академии. Показана противоречивость его образа. Раскрыты причины популярности академика в студенческой среде. Показано отношение к личности академика современных студентов, которые в своем подавляющем большинстве отмечают гениальность ученого, а к его «странностям» относятся с пониманием. Опровергнуты мифы, созданные вокруг имени Каблукова, прежде всего о том, что он основной прототип произведения С. Я. Маршака «Вот какой рассеянный». Также поставлены под сомнение многие истории, а по существу, анекдоты об ученом. Главный научный результат: доказано, что неординарность личности И. А. Каблукова послужила залогом его популярности в студенческой среде, а научные достижения позволили занять одно из ведущих мест в плеяде отечественных ученых.
Статья посвящена иностранной помощи, поступавшей в СССР по ленд-лизу в годы Великой Отечественной войны. Несмотря на изученность данной темы, ее региональная составляющая не нашла должного отражения в отечественной историографии, в том числе и применительно к Ивановской области. В этой связи данная статья направлена на преодоление существующего вакуума и на формирование цельного представления об освоении иностранной помощи на территории региона в 1941—1942 гг. Статья основана на воспоминаниях, а также на материалах из Российского государственного архива социально-политической истории и Государственного архива Ивановской области, часть из которых впервые вводится в научный оборот. При этом следует отметить, что важным ориентиром для написания статьи послужили воспоминания А. Д. Смолярова, опубликованные в 1995 г., а затем стенограмма выступления А. С. Мальковой о поездке в Великобританию в составе делегации ВЦСПС в январе 1942 г. Стенограмма была введена в научный оборот в 2019 г. и в совокупности с архивными материалами, полученными автором в ходе исследовательской работы, и воспоминаниями А. Д. Смолярова, позволила сформировать общее представление о реализации ленд-лиза на территории Ивановской области и развитии форм межгосударственной народной дипломатии. Результаты данного исследования могут представлять интерес для специалистов в области региональной экономики, истории Великой Отечественной войны и международного сотрудничества.
Статья посвящена «Иерусалимской антологии» — неформальному творческому объединению русскоязычных литераторов и художников в Государстве Израиль. Данная ассоциация впервые в отечественной историографии становится объектом исследований. В представленном материале показаны история «Иерусалимской антологии», направления ее деятельности и участие в развитии израильско-российского культурного взаимодействия. Методология исследования исходит из принципов системного подхода. «Иерусалимская антология» рассматривается как динамичная структура в культурном пространстве Государства Израиль, развивающая несколько проектов, и как участник израильско-российского гуманитарного диалога. Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы. «Иерусалимская антология» за годы существования стала известным в русскоязычной среде Израиля культурным феноменом, внесла значительный вклад в укрепление позиций местной русскоязычной диаспоры и в развитие израильско-российских культурных связей.
Статья посвящена анализу двух научных школ педагогического института Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, а именно: методической школы Перси Борисовича Гурвича и педагогической школы Феликса Ароновича Фрадкина. Осмысливается вклад владимирских исследователей в популяризацию истории педагогики, новой педагогической методологии и освоение их идей школьными коллективами, учителями новаторами. Дается оценка роли владимирских ученых в развитии педагогической культуры университета и всей нашей страны. Особое внимание уделяется критериям определения научной школы, что позволяет выявить совокупную деятельность исследователей владимирской методической научной школы П. Б. Гурвича и педагогической научной школы Ф. А. Фрадкина, а также обозначить перспективы их развития.
Издательство
- Издательство
- ИвГУ
- Регион
- Россия, Иваново
- Почтовый адрес
- 153025, Центральный федеральный округ, г.Иваново, ул. Ермака, 39
- Юр. адрес
- 153025, Ивановская обл, г Иваново, ул Ермака, д 39
- ФИО
- Малыгин Алексей Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@ivanovo.ac.ru
- Контактный телефон
- +7 (493) 2326210