Введение. Поиск себя и меры измерения постигаются через сравнение общественно допустимого и морально одобряемого образца. Закрепление образца или его уничтожение прослеживается в морали представляемого, подкрепляемого своим опытом в самопереживании к герою произведения и дальнейшем перенесении в формы визуального изображения. Результаты исследования. Для оценки разностороннего внутреннего содержания одного подхода слишком мало, поэтому нами используется поступательная вариация оценок и суждения. Нам интересен подход, связанный с восприятием и перенятием формы с последующим изменением в зависимости от прочтения. В парадигме оценки справедливости во времени и пребывания в рамках норм прошлого, настоящего и будущего форма познания постоянно индивидуальна. Обществом закладывается фундамент, но процесс созерцания и акт выбора - сугубо личная ответственность женского с последующей формой отказа от ранней формы общественных норм. Нами рассматривается вопрос вне категорического суждения времени, которое вневременное и постоянное, о продуцировании в женском начале общественной парадигмы и вычленении отличной от общества парадигмы следования новому. Закостенелость форм общественной парадигмы породила не только борьбу за равенство женщин, но и сверхрадикализм с примыканием к радикальным группам, с последующим отказом женщин от женской доли, женского Я. Обсуждение и заключение. Модель мировосприятия женского Я сквозь призму справедливости представляется нам включающей такие компоненты, как поиск себя, встраивание в систему общественных отношений, понимание семейной основы и т. д. Проблема сублимации образов и сопоставления с жизнью нивелирует исторические представления о мире. Образы обрядов и их последующая эволюция в творческом начале не выставляют идею о доминировании добра как такового. Выход из системы ложного окружающего и доброго сказочного, поэтического приводит к уходу из общества творческого абсолютного, заменяя его творческим компромиссным.
Идентификаторы и классификаторы
Стремление к созерцанию своего Я возвышает идею о познании мира. Свое Я ощущается через призму многократного восприятия исторического культурного наследия. Таким образом, самовосприятие женского Я постигается через переосмысление парадигмы женской доли в различных контекстах: бытовом, семейном, профессиональном, социокульурном – и направлении сферы деятельности – творческом.
Список литературы
-
Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1990. 543 с. EDN: VQMUNR
-
Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / пер. с фр. С. Н. Зенкина. М.: РИПОЛ классик, 2021. 512 с.
-
Гегель Г. В. Ф. Наука логики / пер. с нем. Б. Столпнера. М.: АСТ, 2018. 912 с.
-
Лем С. Сумма технологии / пер. с пол. под общ. ред. С. Переслегина и Н. Ютанова. М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2012. 635 с.
-
Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. 525 с.
-
Наговицын А. Е., Пономарева В. И. Симвология: от философских теорий до практики сказкотерапии. М.: Генезис, 2014. 302 с.
-
Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. Русский героический эпос. СПб.: Азбука; Азбука-Аттикус, 2021. 1 168 c. EDN: LROTGT
-
Философия и природа, космо-психо-логическая модель русской сказки. В 3 кн. Кн. 3. Этнокультурная природа и философия сказки: русской, европейской, эрзянской и мокшанской, татарской. Образовательная, религиозная. Книжная среда сказки / отв. ред.: А. А. Гагаев, П. А. Гагаев. Саранск, 2016. 437 с.
-
Шаронова Е. А. “Масторава” - книжная форма эрзянского героического эпоса // Шаронов А. М. Масторава. Саранск, 2019. С. 458-472.
-
Эпштейн М. Первопонятия: ключи к культурному коду. М.: КоЛибри; Азбука-Аттикус, 2022. 720 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Трансформационные процессы современности настолько разноплановы и многоуровневы, что вновь и вновь побуждают апеллировать к необходимости их комплексного исследования. Переходное состояние мировой системы усиливает настоятельные потребности в поиске, аргументации и объяснении текущих и вероятностных тенденций, закономерностей, движущих сил, принципов и перспектив также с философских позиций. В последнее время в центре внимания все более оказывается философия геополитики, позволяющая акцентировать взаимосвязь совокупности аспектов, включая аксиологический. Одним из ведущих представителей в этой области в Союзном государстве Беларуси и России по праву можно назвать действительного члена Академии военных наук, доктора военных наук, профессора Н. В. Карпиленю. Монография «Философия геополитики: современные аспекты» (2024) продолжает серию публикаций в обозначенном русле и развивает разработанную им авторскую концепцию.
Введение. Цель исследования - выявить и оценить ключевые факторы, влияющие на состояние иммерсивного образования и присущий ему формат ролевых игр, а также направления и условия совершенствования данной модели обучения.
Материалы и методы. Основой для написания статьи послужили публикации российских и зарубежных авторов по вопросам организации иммерсивного обучения, цифровизации образования и использования искусственного интеллекта в образовательной сфере. В исследовании использованы методы экспертно-аналитического, программно-целевого, структурно-функционального, системного, сравнительного, морфологического и сравнительного анализа и оценки понятий «иммерсивное обучение», «ролевая игра», «искусственная реальность», «интеллект». Объектом исследования является современное иммерсивное обучение, предметом исследования являются ролевая игра и роль современных отраслей науки в ее организации и развитии. Результаты исследования. Основной задачей развития практики ролевых игр и иммерсивного образования в целом является необходимость обеспечения связанности всех элементов образовательного процесса для достижения «эффекта присутствия» и обеспечения безопасности современного образовательного процесса. На фоне развития новых технологий и изменения роли техносферы в образовательном процессе особое внимание уделяется малоизученной проблеме, связанной с негативными последствиями использования искусственных ситуаций, а также практики «погружения» в таких ситуациях («эффект третьей стороны»). Обсуждение и заключение. Выявлены экзогенные и эндогенные факторы таких негативных последствий: отсутствие приоритетов и особого подхода к планированию различных форматов иммерсивного обучения; отсутствие учета психологического здоровья обучающихся, возможностей их адаптации на «входе» и «выходе» из ролевых игр и т. д. На фоне сравнения возрастных различий субъектов образования в разных моделях современной педагогики (андрагогике, эвтагогике, хьютагогике) сделан вывод о необходимости использования аксиоматики современной ноксологии (науки о рисках и опасностях), фантомологии (науки о влиянии техносферы на человека) и достижений асфатроники (науки о глобальной безопасности).
Введение. Статья посвящена рассмотрению оснований типологии личности архаичного общества. Одной из преобладающих в современной науке точек зрения является утверждение, что в первобытном обществе не было типологии личности, так как первобытный коллективизм полностью подчинял и подавлял индивида. В противовес данной точке зрения авторы пытаются обосновать положение о том, что такая типология существовала и была достаточно сложной для своего времени.
Материалы и методы. Исследование проводится на основе компаративного (при сопоставлении разных точек зрения и концептуальных подходов) и системного (при обосновании своей позиции) подходов. Результаты исследования. Половозрастная стратификация представляла собой совокупность взаимосвязанных социальных институтов, поведенческих норм и мировоззренческих установок. Она обеспечивала в первобытном обществе воспроизводство и необходимое распределение социальных ролей между лицами разного возраста и пола с целью эффективного ведения хозяйственной деятельности. Обсуждение и заключение. В результате анализа и обобщения значительного этнографического и социально-антропологического материала авторы приходят к обоснованию наличия развитой типологии личности первобытного общества на естественно-природных основаниях: 1) на основе базовых психологических типов личности (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик) и их подтипов; 2) на основе половозрастного деления. Особое значение здесь имеет половозрастное деление, определяющее место и социальные роли личности в первобытном обществе с точки зрения наибольшей ее хозяйственной эффективности.
Введение. Миф, играя роль вечной символической формы, обнаруживает себя во многих сферах культуры, в том числе в моде. Оба феномена формируют комфортные пространства для личности, а миф моды укрепляет онтологический статус моды в социальном, что актуализирует исследование его специфики.
Материалы и методы. Теоретико-методологической базой послужили идеи Р. Барта о моде, символическая концепция мифа Э. Кассирера, воспоминания модельеров П. Пуаре, К. Диора, М. Руфф и М. Куант. Основным методом исследования избран аналитический. Результаты исследования. Выявлено, что миф моды в абстрактно-чувственном ракурсе представляет модные тенденции/коллекции/образ(ц)ы, личность кутюрье/топ-модели/потребителя, дает объяснение, для кого и для чего созданы ее модели. Характерными чертами мифа моды оказываются позиционирование моды и модных коллекций как сакрального пространства, превращение модного дома/кутюрье/образ(ц)ов моды в идолов, формирование сочувственно-эмоционального взгляда потребителя на моду посредством антропоморфности ее атрибутов. Особую роль в перечисленном играют метафоры, превращающие все элементы моды в уникальные и оригинальные составляющие. В результате в мифе видение актуального образа играет роль мана, что создает ауру вокруг моды и заставляет потенциального потребителя перенести демонстрируемое на себя. Привлекающим элементом оказывается и акцент на чуде преображения личности посредством одежды. Обсуждение и заключение. Миф моды утверждает онтологический статус всего модного и способствует продажам моделей, обновляясь каждые полгода. Миф играет в моде роль мощного поддерживающего начала, способствуя ее актуализации.
Введение. В 2022 г. политические элиты России проявили понимание того, что историческая наука является оружием за умы молодежи. Министерство образования и науки значительно увеличило часы на изучение истории студентами всех специальностей. В связи с этим уместно вспомнить богатый опыт Советского Союза по формированию созидательной и героической концепции отечественной истории, а также те ошибки, которые были допущены в советское время.
Материалы и методы. Задача данной работы - проследить общественно значимые тренды в развитии исторического сознания с конца 1980-х гг. до настоящего времени. Результаты исследования. Кризис исторического сознания в России возник в конце 1980-х гг., с началом политики гласности. В значительной степени он был обусловлен неспособностью советской исторической науки компетентно отреагировать на те информационные вбросы, которые были сделаны прессой для дискредитации советской истории, советских героев и советских достижений. Для дальнейшего разрушения исторического сознания в 1990-е гг. были реализованы лженаучные исторические проекты, направленные на дискредитацию истории как системы научного знания, разрушение значимости Победы СССР в Великой Отечественной войне, распространение «альтернативных» исторических концепций, эксплуатирующих невежество масс. Обсуждение и заключение. Важнейшими ресурсами в борьбе с лжеисторией стали познавательный интерес общества и массовый запрос на позитивную историческую позицию патриотического толка. После Крымской весны эти ресурсы получили поддержку государства: в интернете началась активная публикация исторических документов по обсуждаемым проблемам, появились популярные блогеры, живо и интересно обсуждающие историческую тематику с профессиональными историками. Современная Россия преодолела кризис исторического сознания. Основой современного исторического дискурса является заинтересованный диалог общества с профессиональными историками с целью заинтересованного осмысления основных этапов развития страны.
Введение. Предметом исследования являются формы социальной и политической активности мусульман и светских интеллектуалов в период революции 1905-1907 гг. в контексте национальных движений в Российской империи, а также специфика этого процесса в региональном измерении. В статье освещается опыт взаимодействия общества и власти, нашедший отражение в формах исламской общественной инициативы в одном из центров мусульман дореволюционной России - Уфимской губернии.
Материалы и методы. Источниковую базу исследования составили архивные документы, материалы дореволюционных изданий и современных монографий, посвященных проблеме анализа общественно-политического движения мусульман в период революции 1905-1907 гг. Для написания статьи были использованы общенаучные и специальные исторические методы. Результаты исследования. В статье освещается участие мусульманской политической элиты в социально-политических реформах, проводимых Российским государством в начале XX в. Привлекается внимание к формам общественно-политической активности, таким как петиционная кампания, проекты обустройства социальной жизни в программных документах мусульманской партии «Иттифак эль-муслимин», деятельности по развитию национальных учебных заведений. Особо подчеркиваются специфика участия в Государственной думе 1905-1907 гг. представителей мусульманской общественности Уфимской губернии, региональная особенность мусульманского движения края, взявшего курс на умеренно-центристские взгляды и отказ от политического радикализма. Обсуждение и заключение. Естественным итогом движения стало расширение количественного состава башкирской интеллигенции, выходцев из обновленных учебных заведений. Несмотря на то что период существования партии «Иттифак эль-муслимин» (1905-1907) был кратковременным, ее наличие обусловлено появлением легального политического объединения российских мусульман - парламентской фракции в Государственной думе России, были созданы социально-политические предпосылки для модернизации общественной, экономической, культурной жизни региона.
Введение. Цель статьи - исследовать процесс трансформации отношений «центр - этническая периферия» в эпоху Петра I. По кардинальности пересмотра всей прежней структуры управления нерусскими народами период петровских преобразований может быть сопоставлен только с ленинской национальной программой. Одним из символов новой политики России в отношении с этническими окраинами становится принятие нового титула российским монархом.
Материалы и методы. Источниковую базу составили монографии и научные статьи современных зарубежных и отечественных авторов. Использование комплекса общенаучных и специальных исторических методов послужило условием достижения поставленной цели предпринимаемого исследования. Результаты исследования. В литературе утвердились два положения, согласно которым смена титула российским монархом в 1721 г. была обусловлена, во-первых, изменением международного статуса России, а во-вторых, эволюцией представлений об источнике царской власти. Однако эти объяснения противоречат самой концепции империи как сложносоставного государства, в котором центр и провинции связаны непрямым способом. Последнее положение предполагало управление национальными окраинами посредством местных элит путем заключения особых соглашений, подтверждающих права и привилегии подданных. В допетровской России осуществлялся дифференцированный подход к управлению населением бывших государств, законодательно признавались особые права и привилегии отдельных народов. Однако уже в конце XVII в. правительство Петра I проводит ряд мер, направленных на унификацию положения подданных и ликвидацию государственных учреждений, осуществлявших национальную политику. Поскольку башкиры являлись одним из самых привилегированных народов России, их статус изменился наиболее радикально. Фискальные требования государства к населению Уфимской провинции возросли в 16 раз. В литературе податную политику Петра I принято трактовать с точки зрения камерализма. Тем не менее как по замыслу, так и по практическому воплощению фискальная политика Петра I в отношении башкир противоречила основам этого рационалистического учения. Обсуждение и заключение. Попытка правительства Петра I «стандартизировать» башкирское население фактически означала отмену всех предыдущих льготных грамот и одностороннее устранение системы косвенного управления. Подобные процессы в это время происходили на Украине, на Дону, на Северном Кавказе и на Нижней Волге. Изменение титулатуры в 1721 г. для всех подданных народов символизировало новую концепцию государства, в которой отменялись все привилегии, предоставленные русскими монархами отдельным нациям. В результате действия правительства Петра I привели государство не к преобразованию империи с евразийского на римский образ, а фактически к началу ее распада.
Издательство
- Издательство
- МГУ им. Н. П. Огарёва
- Регион
- Россия, Саранск
- Почтовый адрес
- 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68
- Юр. адрес
- 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68
- ФИО
- Глушко Дмитрий Евгеньевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@adm.mrsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (834) 2222961
- Сайт
- https://mrsu.ru