Введение. Цель исследования - выявить и оценить ключевые факторы, влияющие на состояние иммерсивного образования и присущий ему формат ролевых игр, а также направления и условия совершенствования данной модели обучения.
Материалы и методы. Основой для написания статьи послужили публикации российских и зарубежных авторов по вопросам организации иммерсивного обучения, цифровизации образования и использования искусственного интеллекта в образовательной сфере. В исследовании использованы методы экспертно-аналитического, программно-целевого, структурно-функционального, системного, сравнительного, морфологического и сравнительного анализа и оценки понятий «иммерсивное обучение», «ролевая игра», «искусственная реальность», «интеллект». Объектом исследования является современное иммерсивное обучение, предметом исследования являются ролевая игра и роль современных отраслей науки в ее организации и развитии. Результаты исследования. Основной задачей развития практики ролевых игр и иммерсивного образования в целом является необходимость обеспечения связанности всех элементов образовательного процесса для достижения «эффекта присутствия» и обеспечения безопасности современного образовательного процесса. На фоне развития новых технологий и изменения роли техносферы в образовательном процессе особое внимание уделяется малоизученной проблеме, связанной с негативными последствиями использования искусственных ситуаций, а также практики «погружения» в таких ситуациях («эффект третьей стороны»). Обсуждение и заключение. Выявлены экзогенные и эндогенные факторы таких негативных последствий: отсутствие приоритетов и особого подхода к планированию различных форматов иммерсивного обучения; отсутствие учета психологического здоровья обучающихся, возможностей их адаптации на «входе» и «выходе» из ролевых игр и т. д. На фоне сравнения возрастных различий субъектов образования в разных моделях современной педагогики (андрагогике, эвтагогике, хьютагогике) сделан вывод о необходимости использования аксиоматики современной ноксологии (науки о рисках и опасностях), фантомологии (науки о влиянии техносферы на человека) и достижений асфатроники (науки о глобальной безопасности).
Идентификаторы и классификаторы
Современное иммерсивное обучение представляет собой обучение в искусственно смоделированной ситуации (среде), благодаря которой учащиеся могут более глубоко усвоить (освоить) учебный материал. Задача такого обучения состоит в погружении учащихся в действие, активное участие в процессе обучения, вовлечение в те процессы или явления, которые являются предметом обучения. Иными словами, такое обучение создает эффект «непосредственного присутствия», тогда как традиционное обучение связано лишь с «эффектом наблюдателя».
Список литературы
-
Авербух Н. В. Психологические аспекты феномена присутствия в виртуальной среде // Вопросы психологии. 2010. № 5. С. 105-113. EDN: PYHKNF
-
Азевич А. И. Иммерсивные образовательные среды: проектирование, конструирование, использование // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании. Красноярск, 2020. С. 357-361. EDN: FONVRO
-
Артемьева О. А., Макеева М. Н. Система учебно-ролевых игр профессиональной направленности. Тамбов: Изд-во Тамбов. гос. техн. ун-та, 2007. 208 с.
-
Артемьева О. А. Игровая концепция обучения иностранным языкам на основе системы учебно-ролевых игр профессиональной направленности. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2001. 74 с.
-
Бакин М. В. Иммерсивные технологии в развитии социальной эмпатии и образования // Педагогические науки. 2020. Т. 100, № 10-2. С. 16-19.
-
Бижанов Е. Г. Технологии дополненной реальности в образовательной сфере (обзор) // Молодой ученый. 2020. Т. 321, № 32. С. 10-12. EDN: UQLRCX
-
Блохин Б. М., Гаврютина И. В., Стешин В. Ю., Овчаренко Е. Ю., Лобушкова И. П. Иммерсивные симуляционные технологии обучения практикующих врачей навыкам сердечно-легочной реанимации детям // Вестник терапевта. 2018. Т. 31, № 7. С. 4-11. EDN: QFQLYL
-
Боева И. В. Ролевая игра - эффективный метод обучения взрослых слушателей иностранному языку // МНКО. 2020. Т. 83, № 4. С. 145-147. EDN: KIGMAY
-
Болбаков Р. Г., Мордвинов В. А., Синицын А. В. Смешанная реальность как образовательный ресурс // Образовательные ресурсы и технологии. 2020. Т. 33, № 4. С. 8-16. EDN: VVCKSH
-
Валиуллина Е. В. Перспективы медицинского образования: иммерсивные методы обучения // Вестник общественных и гуманитарных наук. 2021. Т. 2, № 1. С. 39-41. EDN: GVGJTG
-
Винер Н. Творец и будущее. М.: АСТ, 2003. 732 с. EDN: QMMNND
-
Войскунский А. П., Меньшикова Г. Я. О применении систем виртуальной реальности в психологии // Вестник Московского университета. Сер.: Психология. 2008. № 1. С. 22-36. EDN: MSNNHL
-
Волхонская А. С., Клименко Е. В. Использование ролевых игр в реализации коммуникативного подхода в обучении иностранному языку студентов технического вуза // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27485 (дата обращения: 01.04.2024). EDN: XNYFED
-
Делез Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато. Капитализм и шизофрения. Екатеринбург: У-Фактория; М.: Астрель, 2010. 895 с.
-
Елисеев А. В., Рябикова Д. Л. Иммерсивные технологии как средство обучения по программам юриспруденции // Наука в мегаполисе. Электронный научный журнал. 2023. Т. 46, № 1. С. 16. URL: https://mgpu-media.ru/issues/issue-46/informatsionnye-tekhnologii/immersivnye-tekhnologii-kak-sredstvo-obucheniya-po-programmam-yurisprudentsii.htm (дата обращения: 01.04.2024).
-
Заславская О. Ю. Анализ подходов к трансформации образования в условиях развития иммерсивных и других цифровых технологий // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер.: Информатика и информатизация образования. 2020. Т. 53, № 3. С. 16-20. EDN: JHABQB
-
Злобин С. М., Соловьев И. В. Метод и базовые модели деловой игры // Cloud of Science. 2018. Т. 5, № 4. С. 608-619. EDN: VNVGGK
-
Камардин М. В. Педагогический потенциал ролевой игры в учебной и воспитательной работе // Современное педагогическое образование. 2018. № 6. С. 172-175. EDN: YZDYKL
-
Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2005. 832 с. EDN: UCTHYC
-
Карев Б. А., Покровцев Н. В. Возможности применения иммерсивных технологий при преподавании гуманитарных дисциплин в современной образовательной среде // Перспективы науки. 2021. Т. 138, № 3. С. 130-134. EDN: GSEULL
-
Кефели И. Ф. Асфатроника: на пути к глобальной безопасности. СПб.: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2020. 228 с.
-
Корнилов Ю. В. Иммерсивный подход в образовании // Азимут научных исследований. Педагогика и психология. 2019. Т. 8, № 1. С. 174-178. EDN: ZAAIPJ
-
Корнилов Ю. В., Попов А. А. К вопросу о терминологии и классификации иммерсивных технологий в образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-2. С. 171-174. EDN: GYZECN
-
Котов Г. С. Иммерсивный подход в образовании: возможности и проблемы реализации // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 73-1. С. 179-182. EDN: FOSCCP
-
Кувшинов С. В., Харин К. В. Иммерсивные образовательные технологии в проектной деятельности учащихся на базе виртуальной и дополнительной реальности: проблемы и перспективы // Запись и воспроизведение объемных изображений в кинематографе, науке, образовании и других областях: материалы ХII Междунар. науч.-практ. конф. М., 2020. С. 175-186. EDN: EIBBRF
-
Левицкий М. Л., Гриншкун А. В. Иммерсивные технологии: способы дополнения виртуальности и возможности их использования в образовании // Вестник Московского городского педагогического университета. 2020. Т. 53, № 3. С. 21-25.
-
Лем С. Фантастика и футурология: в 2 т. М.: АСТ, 2004. Т. 1. 591 с.
-
Маджитова Х. Т., Бурибаева Ш. А. Ролевые игры как метод интенсификации учебного процесса // Молодой ученый. 2017. Т. 154, № 20. С. 450-452. EDN: YPEEFH
-
Малий Д. В. К вопросу об использовании иммерсивных технологий в образовательном процессе // Преемственность в образовании. 2019. Т. 6, № 22. С. 818-826. EDN: XXLLPT
-
Малова Ю. А. Оценка возможностей использования иммерсивных 3D-технологий в образовании // Инновационные научные исследования. 2021. Т. 4, № 2-3. С. 23-33. EDN: GOTTRW
-
Матинян С. Г., Альберт Е. С. Анализ ключевых проблем и угроз стремительного развития технологий искусственного интеллекта // Инновации и инвестиции. 2023. № 6. С. 128-131. EDN: MRJKAD
-
Муравьева А. А., Олейникова О. Н. Иммерсивное обучение - технологии будущего или временное увлечение? // Казанский педагогический журнал. 2023. № 1. С. 120-129. EDN: QGMTSK
-
Мустафаева Д. Ш. Использование ролевой игры в подготовке бакалавров педагогического образования // Ученые записки университета Лесгафта. 2015. Т. 124, № 6. С. 144-148. EDN: UADEYX
-
Пономарева Е. Ю. Искусственный интеллект: как новые технологии внедряются в сферу психического здоровья студентов высшего учебного заведения // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 7. С. 326-329. EDN: ZSDWQS
-
Проблемы когнитивной безопасности / под ред. И. Ф. Кефели. СПб.: Петрополис, 2023. 488 с.
-
Пфаненштиль И. А., Яценко М. П. Асфатроника как новый конструктивный подход к системе глобальной безопасности // Век глобализации. 2021. № 1. С. 103-115. EDN: GMLUQB
-
Рыжик Н. Ролевая игра как метод активного обучения // Кадровик. 2013. № 2. С. 110-116. EDN: RHASXT
-
Саргсян А. С. Принципы и особенности развития эвтагогики как области педагогической науки // Человек и образование. 2014. Т. 40, № 3. С. 111-116.
-
Смирнова Е. О., Рябкова И. А. Психология и педагогика игры: учеб.-практикум для вузов. М.: Юрайт, 2024. 233 с.
-
Соснило А. И., Резванов Н. Н. Применение иммерсивных технологий в образовательном процессе // Научный журнал НИУ ИТМО. Сер.: Экономика и экологический менеджмент. 2021. № 4. С. 83-91. EDN: WPYKTI
-
Усенков Д. Ю. Виртуальная реальность // Компьютерные инструменты в образовании. 2006. № 5. С. 76-84. EDN: MVXJBN
-
Чирков Ю. Г. Время химер. Большие генные игры. М.: Академкнига, 2002. 397 с.
-
Хант М. История психологии. М.: АСТ, 2009. 863 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Трансформационные процессы современности настолько разноплановы и многоуровневы, что вновь и вновь побуждают апеллировать к необходимости их комплексного исследования. Переходное состояние мировой системы усиливает настоятельные потребности в поиске, аргументации и объяснении текущих и вероятностных тенденций, закономерностей, движущих сил, принципов и перспектив также с философских позиций. В последнее время в центре внимания все более оказывается философия геополитики, позволяющая акцентировать взаимосвязь совокупности аспектов, включая аксиологический. Одним из ведущих представителей в этой области в Союзном государстве Беларуси и России по праву можно назвать действительного члена Академии военных наук, доктора военных наук, профессора Н. В. Карпиленю. Монография «Философия геополитики: современные аспекты» (2024) продолжает серию публикаций в обозначенном русле и развивает разработанную им авторскую концепцию.
Введение. Поиск себя и меры измерения постигаются через сравнение общественно допустимого и морально одобряемого образца. Закрепление образца или его уничтожение прослеживается в морали представляемого, подкрепляемого своим опытом в самопереживании к герою произведения и дальнейшем перенесении в формы визуального изображения. Результаты исследования. Для оценки разностороннего внутреннего содержания одного подхода слишком мало, поэтому нами используется поступательная вариация оценок и суждения. Нам интересен подход, связанный с восприятием и перенятием формы с последующим изменением в зависимости от прочтения. В парадигме оценки справедливости во времени и пребывания в рамках норм прошлого, настоящего и будущего форма познания постоянно индивидуальна. Обществом закладывается фундамент, но процесс созерцания и акт выбора - сугубо личная ответственность женского с последующей формой отказа от ранней формы общественных норм. Нами рассматривается вопрос вне категорического суждения времени, которое вневременное и постоянное, о продуцировании в женском начале общественной парадигмы и вычленении отличной от общества парадигмы следования новому. Закостенелость форм общественной парадигмы породила не только борьбу за равенство женщин, но и сверхрадикализм с примыканием к радикальным группам, с последующим отказом женщин от женской доли, женского Я. Обсуждение и заключение. Модель мировосприятия женского Я сквозь призму справедливости представляется нам включающей такие компоненты, как поиск себя, встраивание в систему общественных отношений, понимание семейной основы и т. д. Проблема сублимации образов и сопоставления с жизнью нивелирует исторические представления о мире. Образы обрядов и их последующая эволюция в творческом начале не выставляют идею о доминировании добра как такового. Выход из системы ложного окружающего и доброго сказочного, поэтического приводит к уходу из общества творческого абсолютного, заменяя его творческим компромиссным.
Введение. Статья посвящена рассмотрению оснований типологии личности архаичного общества. Одной из преобладающих в современной науке точек зрения является утверждение, что в первобытном обществе не было типологии личности, так как первобытный коллективизм полностью подчинял и подавлял индивида. В противовес данной точке зрения авторы пытаются обосновать положение о том, что такая типология существовала и была достаточно сложной для своего времени.
Материалы и методы. Исследование проводится на основе компаративного (при сопоставлении разных точек зрения и концептуальных подходов) и системного (при обосновании своей позиции) подходов. Результаты исследования. Половозрастная стратификация представляла собой совокупность взаимосвязанных социальных институтов, поведенческих норм и мировоззренческих установок. Она обеспечивала в первобытном обществе воспроизводство и необходимое распределение социальных ролей между лицами разного возраста и пола с целью эффективного ведения хозяйственной деятельности. Обсуждение и заключение. В результате анализа и обобщения значительного этнографического и социально-антропологического материала авторы приходят к обоснованию наличия развитой типологии личности первобытного общества на естественно-природных основаниях: 1) на основе базовых психологических типов личности (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик) и их подтипов; 2) на основе половозрастного деления. Особое значение здесь имеет половозрастное деление, определяющее место и социальные роли личности в первобытном обществе с точки зрения наибольшей ее хозяйственной эффективности.
Введение. Миф, играя роль вечной символической формы, обнаруживает себя во многих сферах культуры, в том числе в моде. Оба феномена формируют комфортные пространства для личности, а миф моды укрепляет онтологический статус моды в социальном, что актуализирует исследование его специфики.
Материалы и методы. Теоретико-методологической базой послужили идеи Р. Барта о моде, символическая концепция мифа Э. Кассирера, воспоминания модельеров П. Пуаре, К. Диора, М. Руфф и М. Куант. Основным методом исследования избран аналитический. Результаты исследования. Выявлено, что миф моды в абстрактно-чувственном ракурсе представляет модные тенденции/коллекции/образ(ц)ы, личность кутюрье/топ-модели/потребителя, дает объяснение, для кого и для чего созданы ее модели. Характерными чертами мифа моды оказываются позиционирование моды и модных коллекций как сакрального пространства, превращение модного дома/кутюрье/образ(ц)ов моды в идолов, формирование сочувственно-эмоционального взгляда потребителя на моду посредством антропоморфности ее атрибутов. Особую роль в перечисленном играют метафоры, превращающие все элементы моды в уникальные и оригинальные составляющие. В результате в мифе видение актуального образа играет роль мана, что создает ауру вокруг моды и заставляет потенциального потребителя перенести демонстрируемое на себя. Привлекающим элементом оказывается и акцент на чуде преображения личности посредством одежды. Обсуждение и заключение. Миф моды утверждает онтологический статус всего модного и способствует продажам моделей, обновляясь каждые полгода. Миф играет в моде роль мощного поддерживающего начала, способствуя ее актуализации.
Введение. В 2022 г. политические элиты России проявили понимание того, что историческая наука является оружием за умы молодежи. Министерство образования и науки значительно увеличило часы на изучение истории студентами всех специальностей. В связи с этим уместно вспомнить богатый опыт Советского Союза по формированию созидательной и героической концепции отечественной истории, а также те ошибки, которые были допущены в советское время.
Материалы и методы. Задача данной работы - проследить общественно значимые тренды в развитии исторического сознания с конца 1980-х гг. до настоящего времени. Результаты исследования. Кризис исторического сознания в России возник в конце 1980-х гг., с началом политики гласности. В значительной степени он был обусловлен неспособностью советской исторической науки компетентно отреагировать на те информационные вбросы, которые были сделаны прессой для дискредитации советской истории, советских героев и советских достижений. Для дальнейшего разрушения исторического сознания в 1990-е гг. были реализованы лженаучные исторические проекты, направленные на дискредитацию истории как системы научного знания, разрушение значимости Победы СССР в Великой Отечественной войне, распространение «альтернативных» исторических концепций, эксплуатирующих невежество масс. Обсуждение и заключение. Важнейшими ресурсами в борьбе с лжеисторией стали познавательный интерес общества и массовый запрос на позитивную историческую позицию патриотического толка. После Крымской весны эти ресурсы получили поддержку государства: в интернете началась активная публикация исторических документов по обсуждаемым проблемам, появились популярные блогеры, живо и интересно обсуждающие историческую тематику с профессиональными историками. Современная Россия преодолела кризис исторического сознания. Основой современного исторического дискурса является заинтересованный диалог общества с профессиональными историками с целью заинтересованного осмысления основных этапов развития страны.
Введение. Предметом исследования являются формы социальной и политической активности мусульман и светских интеллектуалов в период революции 1905-1907 гг. в контексте национальных движений в Российской империи, а также специфика этого процесса в региональном измерении. В статье освещается опыт взаимодействия общества и власти, нашедший отражение в формах исламской общественной инициативы в одном из центров мусульман дореволюционной России - Уфимской губернии.
Материалы и методы. Источниковую базу исследования составили архивные документы, материалы дореволюционных изданий и современных монографий, посвященных проблеме анализа общественно-политического движения мусульман в период революции 1905-1907 гг. Для написания статьи были использованы общенаучные и специальные исторические методы. Результаты исследования. В статье освещается участие мусульманской политической элиты в социально-политических реформах, проводимых Российским государством в начале XX в. Привлекается внимание к формам общественно-политической активности, таким как петиционная кампания, проекты обустройства социальной жизни в программных документах мусульманской партии «Иттифак эль-муслимин», деятельности по развитию национальных учебных заведений. Особо подчеркиваются специфика участия в Государственной думе 1905-1907 гг. представителей мусульманской общественности Уфимской губернии, региональная особенность мусульманского движения края, взявшего курс на умеренно-центристские взгляды и отказ от политического радикализма. Обсуждение и заключение. Естественным итогом движения стало расширение количественного состава башкирской интеллигенции, выходцев из обновленных учебных заведений. Несмотря на то что период существования партии «Иттифак эль-муслимин» (1905-1907) был кратковременным, ее наличие обусловлено появлением легального политического объединения российских мусульман - парламентской фракции в Государственной думе России, были созданы социально-политические предпосылки для модернизации общественной, экономической, культурной жизни региона.
Введение. Цель статьи - исследовать процесс трансформации отношений «центр - этническая периферия» в эпоху Петра I. По кардинальности пересмотра всей прежней структуры управления нерусскими народами период петровских преобразований может быть сопоставлен только с ленинской национальной программой. Одним из символов новой политики России в отношении с этническими окраинами становится принятие нового титула российским монархом.
Материалы и методы. Источниковую базу составили монографии и научные статьи современных зарубежных и отечественных авторов. Использование комплекса общенаучных и специальных исторических методов послужило условием достижения поставленной цели предпринимаемого исследования. Результаты исследования. В литературе утвердились два положения, согласно которым смена титула российским монархом в 1721 г. была обусловлена, во-первых, изменением международного статуса России, а во-вторых, эволюцией представлений об источнике царской власти. Однако эти объяснения противоречат самой концепции империи как сложносоставного государства, в котором центр и провинции связаны непрямым способом. Последнее положение предполагало управление национальными окраинами посредством местных элит путем заключения особых соглашений, подтверждающих права и привилегии подданных. В допетровской России осуществлялся дифференцированный подход к управлению населением бывших государств, законодательно признавались особые права и привилегии отдельных народов. Однако уже в конце XVII в. правительство Петра I проводит ряд мер, направленных на унификацию положения подданных и ликвидацию государственных учреждений, осуществлявших национальную политику. Поскольку башкиры являлись одним из самых привилегированных народов России, их статус изменился наиболее радикально. Фискальные требования государства к населению Уфимской провинции возросли в 16 раз. В литературе податную политику Петра I принято трактовать с точки зрения камерализма. Тем не менее как по замыслу, так и по практическому воплощению фискальная политика Петра I в отношении башкир противоречила основам этого рационалистического учения. Обсуждение и заключение. Попытка правительства Петра I «стандартизировать» башкирское население фактически означала отмену всех предыдущих льготных грамот и одностороннее устранение системы косвенного управления. Подобные процессы в это время происходили на Украине, на Дону, на Северном Кавказе и на Нижней Волге. Изменение титулатуры в 1721 г. для всех подданных народов символизировало новую концепцию государства, в которой отменялись все привилегии, предоставленные русскими монархами отдельным нациям. В результате действия правительства Петра I привели государство не к преобразованию империи с евразийского на римский образ, а фактически к началу ее распада.
Издательство
- Издательство
- МГУ им. Н. П. Огарёва
- Регион
- Россия, Саранск
- Почтовый адрес
- 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68
- Юр. адрес
- 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68
- ФИО
- Глушко Дмитрий Евгеньевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@adm.mrsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (834) 2222961
- Сайт
- https://mrsu.ru