Культурный империализм в среднеазиатском медиапространстве: механизмы и институты реализации (2024)
В статье рассматривается рост культурного империализма и влияние этого институционального порядка на информационное поле национальных государств. Отмечается, что в современной мировой системе культурный империализм становится важной частью американской имперской идеологии, что также является показателем того факта, что идея глобализации - это лишь идеологическое прикрытие субъектов нового империализма, в том числе и в среднеазиатском регионе. На этой основе делается вывод о том, что культурный империализм представляет собой не только принудительную аккультурацию западной гегемонии, но и систематическое восприятие феномена вестернизации и американизации под воздействием различных видов механизмов идеологического воздействия, к которым можно отнести в том числе и институт журналистики. Этот аспект рассматривается в сравнительном ключе с учетом анализа влияния культурного империализма на политическое, культурное и информационные пространства таких стран как Киргизия, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан. Отправным концептуальным основанием данного исследования является научное представление о том, что по мере усиления влияния культурного империализма актуализируется вопрос об обеспечении обоснованности политики национальных государств, чья устойчивость предполагает наличие новых инструментов информационного воздействия власти на общество и моделей политического позиционирования СМИ. Такая поставка проблемы также объясняется тем, что культурный империализм и цифровизация института журналистики в регионе привели к появлению менее регулируемого медийного пространства. Это проявляется в деятельности оппозиционных СМИ и сетевого сообщества, чье позиционирование зачастую противоречит идеологии местных властей. В то же время, наличие менее регулируемого института СМИ способствовало еще и формированию в национальных государствах новой медийной стратегии, которая ориентирована как на персонификацию властей, так и на легитимации их действий в условиях сложной внутренней и внешней борьбы.
Идентификаторы и классификаторы
Политическая динамика среднеазиатских стран демонстрирует наличие новых механизмов и институтов формирования культуры общества, которые, с одной стороны, значительным образом стерли традиционные границы взаимодействия субъектов политики, с другой — способствовали установлению новых моделей взаимодействия участников публичной политики. Этот процесс происходит одновременно с ростом влияния нового империализма в регионе, чьи субъекты ведут империалистическую политику. Особенность нового импе-
риализма заключается в том, что с ним постоянно возникает чудовищная опасность паразитизма политики и культуры западного мира, что идентифицируется с понятием культурного империализма. Содержание и понятие культурного империализма под-разумевает господство одной культуры над другой. Однако, как показывает опыт среднеазиатских стран, культурный империализм — это не только принудительная аккультурация общества, но и восприятие чужой культуры под воздействием различных видов механизмов воздействия, к которым можно отнести и СМИ.
Список литературы
- Табейкина Е.К. Реализация внешней политики США в мусульманском мире / Е.К. Табейкина. - DOI 10.35775/PSI.2023.96.3.031. - EDN NLOJLF // Вопросы национальных и федеративных отношений. -2023. - Т. 13, №: 3. - С. 1110-1117.
- Рахнамо А. Афганистан и Центральная Азия: особенности и перспективы взаимовлияния / А. Рахнамо. - Душанбе : Ирфон, 2015. - 380 с.
- Наумов А.О. «Цветные революции» как угроза государственному суверенитету. Опыт Кыргызстана / А.О. Наумов. - DOI 10.7256/2409- 8671.2016.2.17599. - EDN WDOKBT // Мировая политика. - 2016. - № 2. - С. 36-45.
- Доступ к информации и новым технологиям / под ред. С. Карпова. - Вена : Флориан Симса, 2010. - 207 с.
- Навстречу свободной прессе Центральной Азии: 20 лет спустя / под ред. С. Карпова. - Aлматы : Бюро Юнеско, 2013. - 349 с.
- Ogan C. Media Imperialism and the Videocassette Recorder: The Case of Turkey / С. Ogan // Journal of Communication. - 1988. - No. 2. - P. 93-106.
- Walter D. Colonialism and Imperialism / D. Walter // Encyclopedia of Violence, Peace and Conflict. - 2008. - No. 2 - P. 340-349.
- White L. Reconsidering Cultural Imperialism Theory / L.White // Transnational Broadcasting Studies. - 2001. - No. 6. - P. 67-79.
- Каспэ С.И. Империя и модернизация: общая модель и российская специфика / С.И. Каспэ. - Москва : РОССПЭН, 2001. - 253 с. - EDN QOHZED.
- Тойнби А. Цивилизация перед судом истории / А. Тойнби. - Санкт-Петербург : Культура, 1995. - 477 с. - EDN QOMZDT.
- Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. - Москва : Прогресс, 2003. - 603 с. - EDN TUPBEP.
- Лавлинский С.Г. Культурный империализм и джингоизм в современной культурной политике / С.Г. Лавлинский. - EDN KUXASX // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2008. - № 2. - С. 26-29.
- Tomlinson J. Cultural Imperialism: A Critical Introduction / J. Tomlinson. - London : Continuum, 2002. - 204 p.
- Offen K. The Visual Culture of Empire / K. Offen // Journal of Historical Geografy. - 2014. - No. 45. - P. 19-49.
- Саид Э. Культура и империализм / Э. Саид. - Санкт-Петербург : Владимир Даль, 2012. - 733 с. - EDN VWMXRT.
- Kuisel R. Americanization for Historians / R. Kuisel // Diplomatic History. - 2000. - No. 3. - P. 509-515.
- Bullock A. The Harper Dictionary of Modem Thought / A. Bullock, О. Stallybross. - New York : Harper & Row, 1977. - 952 p.
- Morley D. Media and Cultural Theory / D. Morley. J. Curran. - London : Routledge, 1998. - 324 p.
- Шиллер Г. Манипуляторы сознанием / Г. Шиллер. - Москва : Мысль, 1999. - 326 с.
- Ashraf A. Electronic Colonialism: Outsourcing as Discontent of Media Globalization / А. Ashraf // American International Journal of Contemporary Research. - 2011. - No. 3. - P. 134-143.
- Культурный империализм как государственная традиция российского общества и западной цивилизации / А.В. Ширшов, М.А. Елдин, Е.В. Мочалов [и др.]. - DOI 10.34670/AR.2021.68.55.004. - EDN HSXFIT // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. - 2021. - № 5. - С. 34-44.
- Hamm B. Cultural Imperialism: Essays on the Political Economy of Cultural Domination / B. Hamm. - United Kingdom : Broadview Press, 2005. - 336 p.
- Mattelart A. Cultural Imperialism in the Multinationals’ Age / А. Mattelart // Instant Research on Peace and Violence. - 1976. - No. 3. - P. 160-174.
- David P. Satellites over South Asia, Broadcasting Culture and the Public Interest / P. David, W.Crawley. - New Delhi : Sage Publications, 2001. - 455 p.
- Osman W. Between the White House and the Kremlin: A Comparative Analysis of Afghan and Tajik Media / W. Osman // International journal of communication. - 2019. - No. 13. - P. 619-641.
- Цветкова Н.А. Cultural imperialism: международная образовательная политика США в годы «холодной войны» / Н.А. Цветкова. - Санкт-Петербург : изд-во СПбГУ, 2007. - 195 с. - EDN QOGJSB.
- Hesmondhalgh D. Media and Social Theory / D. Hesmondhalgh, J. Toynbee. - New York : Routledge, 2008. - 291 p.
- Силаков Н. Деятельность фондов и неправительственных организаций США в странах Центральной Азии / Н. Силаков. - DOI 10.20542/2073- 4786- 2021- 2- 115- 129. - EDN FRSPPR // Россия и новые государства Евразии. - 2021. - № 2. - С.115-129.
- Morley D. Media and Cultural Theory / D. Morley, J. Curran. - London : Routledge, 2006. - 324 p.
- Heinrich A. The Meaning of ‘Limited Pluralism’ in Media Reporting under Authoritarian Rule / A. Heinrich, H. Pleines // Authoritarianism in the 21st Century. - 2018. - No. 2. - P. 103-111.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена изучению приемов слоганистики, к которым прибегают разработчики российской и зарубежной социальной рекламы. Актуальность исследования определяется возрастающим вниманием специалистов самых разных отраслей науки к дискурсу социальной рекламы, с одной стороны, и недостаточной изученностью специфики слогана социальной рекламы в современной лингвистике, с другой. Опираясь на классические и современные подходы к определению слогана, автор предлагает типологию дифферен-циальных признаков и функций слогана как структурного компонента рекламного сообще-ния, формулирует определение слогана с учетом того, что он может быть использо-ван в рамках не только коммерческой, но и социальной кампании. Поскольку концепция И.Г. Морозовой, согласно которой основными значимыми единицами слогана являются уникальное торговое предложение и имя бренда, не может быть экстраполирована на слоган, используемый в социальной рекламе, предлагается модификация данного подхода. Применительно к слогану в социальной рекламе, по мнению автора, основными значимыми единицами являются социальная проблема и целевая аудитория. Поскольку текст социальной рекламы представляет собой лингвовизуальный феномен, актуализация и конкретизация выделенных единиц может осуществляться благодаря иконическому компоненту. В качестве вспомогательных (второстепенных) значимых единиц слогана в социальной рекламе выделяются художественные приемы слоганистики и стратегии коммуникативного воздействия. Материалом исследования стали более 150 слоганов российской и зарубежной социальной рекламы. В качестве базовой при проведении исследования была использована интегративная методика дискурс-анализа. В заключении обозначены векторы дальнейшего изучения приемов слоганистики в дискурсе социальной рекламы.
Глубокий интерес к лингвистическому изучению виртуальной коммуникации в современной гуманитаристике не случаен. В частности, дискуссии комментаторов в научно-популярных онлайн-каналах дают возможность изучить динамику вовлечения участников в диалог, который, благодаря экспликации возражений и ответа на них, из «вертикального» (от более сведущего к менее сведущему) переходит в «горизонтальный». Эмпирическим материалом данного исследования послужили комментарии к публикациям в телеграм-каналах, разъясняющих новые научные идеи («Блуждающий нерв» и QWERTY). Цель статьи - проанализировать динамику речевой структуры смысловой позиции участников дискуссии. Предмет нашего рассмотрения - речевое поведение дискутантов в экспликации расхождения смысловых и коммуникативных позиций. В исследовании используется диалогический метод анализа, позволяющий рассматривать «поле вовлечения» в медиа как стимулирующую реплику, а последующую дискуссию, «поле вовлеченности», как речевое реагирование в виде полилогического взаимодействия смысловых позиций. Каждая смысловая позиция рассматривается в виде структуры, включающей денотатный, модусный и коммуникативный компоненты. Благодаря такому подходу представилась возможность увидеть разные когнитивные и коммуникативные формы возражения в дискуссии: в поле вовлечения возражение провоцирует дискуссию, втягивая во взаимодействие других участников; в поле вовлеченности дискуссия продолжается посредством расширения неопределенности в возражении, чем провоцируется развитие дискуссии. В последующем дискуссия поддерживается вопросами, оценками, уводом в подтекст и т.д. Установлено, что речевое развертывание возражения имеет интеракциональную структуру и включает не только акт демонстрации несовпадения взглядов, но и акты выражения сомнения, сопоставления, противоречия, поддержки возражения, критической оценки и т.п. Новизна работы - в установлении разнообразия когнитивных и коммуникативных форм речевого поведения полемистов.
В статье музей позиционируется как новое медиа, передающее научные знания об актуальном социокультурном и историческом пространстве с помощью IT-технологий, системы вербальных и невербальных текстов - историко-культурных объектов, музейных предметов. Описаны продуктивные научные подходы к исследованию коммуникативной системы музея, показана эволюция понятия «язык музея» с 1930-х гг. Отмечено, что со второй половины ХХ в. специфичный экспозиционный язык исследуется как полизнаковая система, продуцирующая институциональный контент - музейный дискурс, сопряженный с историко-социальными, технико-технологическими, информационно-медийными процессами. Установлено, что коммуникативная практика литературного Музея В.Г. Распутина дает основание для классификации музейного дискурса аналоговой и цифровой среды на экспозиционный (статичный системообразующий дискурс, статичный сопрово-дительный дискурс, статичный парадискурс, динамичный сопроводительный дискурс), дискурс экспозиционного «сопространства» (дискурс служебного и придомового пространства, дискурс корпоративного пространства, «дискурс включения», «пространственный монодискурс»), дискурс обратной связи (традиционная и цифровая модели), презентационный дискурс (мерч). В ходе интермедиального, медиалингвисти-ческого, дискурсивного анализа выявлено, что язык музея подчиняется медийным законам кроссплатформенности, кроссмедийности, трансмедийности, гиперсвязности, мультимедий-ности. Определены факторы, делающие медиапространство музея конкурентоспособным по отношению к другим информационным средам: технокреатив, геймификация контента, историко-культурная ценность артефактов, неконфликтность «новостного» топика, художественный дизайн среды, эстетика образцовой речевой формы, привлечение онлайн- и офлайн-посетителей к совместному производству музейного контента. Показано, как дешифруются, на нескольких уровнях интерпретируются сложные смыслы авторской нехудожественной прозы с помощью семиотики различных культурных сфер (науки, искусства, образования, медиа, системно-информ
Искусственный интеллект сегодня можно назвать одним из самых обсуждаемых явлений. Между тем, границы этого термина чрезвычайно широки и размыты. Подобной размытости во многом способствует разноплановое прочтение понятия в медиа. Медиа формируют амбивалентное и неустойчивое отношение к явлению в восприятии аудитории. В связи с этим представляется важным определить ассоциативное поле термина, существующее к настоящему моменту времени в восприятии студентов-журналистов, которые транслируют и будут транслировать собственные ассоциации потребителям медиаконтента. Задача исследования - конкретизация особенностей ассоциативного поля термина «искусственный интеллект», сформированного у студентов-журналистов российских вузов. В нашем исследовании на основе анализа результатов ассоциативного теста, пройденного 380 студентами, обучающимися на направлениях «Журналистика», «Телевидение», «Медиакоммуникации» и «Реклама и связи с общественностью» в трех вузах страны (МГУ имени М.В. Ломоносова, ДВФУ и ТГУ имени Г.Р. Державина) мы определяем ассоциативное поле термина. Хронологические рамка исследования - декабрь 2023 г. Ассоциации фиксируются на основе следующих вопросов: «С каким словом у вас ассоциируется «искусственный интеллект?», «С каким животным у вас ассоциируется «искусственный интеллект?», «С каким растением у вас ассоциируется «искусственный интеллект?», «С каким цветом у вас ассоциируется «искусственный интеллект?», «С какой страной у вас ассоциируется «искусственный интеллект?», «С какой эмоцией у вас ассоциируется «искусственный интеллект?», «С какой известной личностью у вас ассоциируется «искусственный интеллект?», «Если бы у вас была возможность дать искусственному интеллекту имя, то какое вы выбрали бы?». Выявляются ассоциации, характерные для студентов всех трех вузов, а также осуществляется попытка выявить различия в формировании ассоциативного поля студентов разных вузов.
Статья посвящена особенностям конструирования национальной идентичности в современном российском медиадискурсе, представляющем собой один из основных агентов влияния на социум. Материалом исследования послужили идентифицирующие дискурсивные конструкции, извлеченные из газетного подкорпуса «Национального корпуса русского языка» и системы «Яндекс. Новости» (Дзен) за период 2000-2024 гг. Реконструирована предлагаемая российскими массмедиа модель национальной идентичности, включающая когнитивный компонент, содержащий знания и представления об особенностях национальной общности, и аффективный компонент, отражающий оценку общности, отношение к членству в ней и значимость этого членства для всех ее участников. Выявлены и охарактеризованы основные признаки, по которым в современном российском медиадискурсе осуществляется идентификация представителей идеализированной общности «мы - русские». Установлено, что в качестве идентификаторов могут выступать как жесткие факторы (раса, этнос, территория, гражданство), так и мягкие (язык, культура, ментальность), при этом национальная идентичность на современном этапе проявляется преимущественно в социокультурном измерении, поскольку приверженность культуре, духовным ценностям и традициям признаются более важными факторами, нежели расовая, этническая или государственная принадлежность. Акцентирована особая значимость фактора самоидентификации, поскольку русским признается тот, кто сам считает себя таковым, воспринимает Россию как свою Родину, осознает значимость принадлежности к великой русской нации. Продемонстрировано, что современные российские массмедиа транслируют преимущественно позитивные оценки конструируемой национальной общности (уникальность, величие, особая роль в истории России и мира), формируют чувство гордости за достижения русского народа.
Глобальные и национальные изменения и трансформации, оказывающие влияние на медиасистемы, актуализируют те их характеристики, которые связаны с их социальными, политическими, экономическими, культурными особенностями. Эти процессы в том числе оказывают влияние на особенности формирования идентичности современного журналиста, его ценностей и компетенций в контексте национальной медиасреды, в условиях общественных вызовов, технологических революций, мировоззренческих кризисов. В этой связи важно иметь представление о динамике изменений в представлениях о ценностях, мотивации и приоритетах и учитывать это при преподавании профессиональных дисциплин будущим журналистам. Статья представляет результаты одного из этапов пролонгированного исследования ценностей будущих журналистов, в ней приводятся итоги сравнительного анализа результатов опроса российских и иностранных (преимущественно граждан КНР) студентов, обучающихся в бакалавриате по направлению «Журналистика». В ходе исследования выявились национально обусловленные различия в целеполагании, мотивации в профессии студентов в обеих группах, что позволило описать возможные модели развития ценностных представлений с учетом страновой специфики и в контексте актуальных ценностных конфликтов. Данные могут быть использованы для обновления и адаптации образовательных программ, практикумов, лекционных курсов для студентов. Кроме того, сформулирован ряд рекомендаций по сбалансированному в плане ценностей преподаванию профессиональных дисциплин в разных группах учащихся.
Продолжающаяся цифровая трансформация медиапотребления аудитории, отчетливо проявляющаяся на примере медиапрактик представителей цифровой молодежи, в контексте геополитической напряженности заострила вопрос трансляции информационных материалов патриотической направленности. Стороны, заинтересованные в распространении позитивного, формирующего устойчивую гражданскую позицию, контента, реагируют, с одной стороны, на запрос молодежи на глубокий информационный материал исторической, патриотической направленности, а с другой стороны, признают, что молодежная аудитория специфически воспринимает подобный контент. В статье представлены результаты фокусированных групповых интервью, посвященных восприятию контента патриотической тематики молодежной аудиторией социальной сети VK и мессенджера Telegram. В рамках фокус-групп обсуждалось содержание постов, затрагивающих российскую политику в контексте исторических, социокультурных и идеологических ценностей российского общества, то есть метанарративного повествования. Верификацию проходит метанарратив: «Россия - сильная страна, которая защищает свой суверенитет. В основе ее мощи - сильный лидер, устойчивый рубль, закон, порядок и безопасность». Фокусированные групповые интервью поведены в Москве среди учащихся колледжей и студентов вузов в возрасте от 17 лет до 21 года. Фокус-группы в целом демонстрируют устойчивые патриотические установки представителей цифровой молодежи, однако выявляют негативную реакцию на прямолинейные пропагандистские методы подачи информации.
Статья предлагает результаты пилотного исследования существующих в медийной отрасли установок в отношении профессионально-этического регулирования журналистских практик. Методологической основой стала теория фреймов, которая все чаще используется в изучении текущего состояния дел в медийной отрасли. В качестве основного метода обнаружения существующих в профессиональной среде представлений об этической составляющей в повседневной практике использованы интервью с работниками средств массовой информации разного уровня. Полученные результаты в виде законченных суждений журналистов сгруппированы в отдельные кластеры по сходству отношения опрошенных к отдельным аспектам профессионально-этического регулирования. Анализ суждений обнаружил отсутствие одинакового понимания профессионально-этических аспектов журналистской работы, включая: отрицание этического регулирования как такового, разные толкования нарушений и проступков в области этики, неоднозначность оценок современного состояния профессии, особенности толкования этических аспектов «новых медиа», а также приблизительность в формулировках конструктивной программы, т.е. того, что необходимо предпринимать в ближайшей перспективе. Профессиональная этика в текущих практиках журналистов - скрытая переменная, функция, варьирующаяся в зависимости от экономических, политических, технологических, культурных, социальных обстоятельств, в которые погружена повседневная работа журналиста. «Нормативные очки» журналисты либо подбирают произвольно, либо пользуются ими избирательно, в зависимости от контекста. Полученные в ходе исследования данные напоминают о том, что «поле согласия» в области этики требует постоянной заботы профессионального журналистского цеха.
С целью анализа взаимосвязи между самоэффективностью и удовлетворенностью работой военных корреспондентов, участвующих в специальной военной операции, проведено обследование 102 журналистов. Исследование проводилось с июля по декабрь 2023 г. Средний возраст журналистов составил 32 года, средний стаж работы по профессии - 7 лет. Все журналисты были поделены на две группы по критерию участия в специальной военной операции (СВО): в первую группу из 52 человек вошли действующие военные корреспонденты - «военкоры», во вторую группу из 50 человек - корреспонденты, которые работают с темой СВО, но не выезжают в зону СВО. В целях исследования мы обозначили их как «корреспонденты». Статистический анализ результатов исследования проведен с использованием программы SPSS 23. Для определения взаимосвязей между самоэффек-тивностью и удовлетворенностью работой военных журналистов применялся анализ ранговой корреляции Спирмена. Для составления уравнения прогноза использован логистический регрессионный анализ. В группе «военкоры» выявлены значимые положительные корреляции самоэффективности со многими шкалами: особенно выраженную с зависимыми вознаграждениями (r=0,623), информирование (r=0,582), коллеги (r=0.602). Это может указывать на то, что уровень самоэффективности в группе военкоров связан с общим уровнем удовлетворенности работой, восприятием поддержки коллег и информационной открытостью на работе. Показано, что военные корреспонденты демонстрируют высокий уровень удовлетворенности ключевыми аспектами работы в медиа, такими как зарплата и карьерные перспективы, что связано со спецификой их деятельности. С помощью логистического регрессионного анализа разработана модель прогноза самоэффективности военных корреспондентов, точность модели на тестовой выборке составила 77,42 %. Результаты исследования подчеркивают значимость самоэффективности как ключевой характеристики, влияющей на удовлетворенность работой военных корреспондентов.
В статье представлены результаты исследования особенностей визуального контента, который является неотъемлемой составляющей современной интернет-коммуникации, в районных каналах г. Москвы. Материалом для исследования послужили 2 620 постов из 43 Telegram-каналов, представляющих практически все районы девяти административных округов города. В качестве основного метода исследования выбран контент-анализ, позволивший выделить структурно-содержательные характеристики коммуникации в районных каналах, охарактеризовать визуальную составляющую постов. Результаты исследования показали: большинство постов в Telegram-каналах сопровождается визуальным контентом. В отдельных каналах подобные посты составили более 80 % от всего проанализированного массива постов по каждому округу. Среди основных типов невербального контента - фото, видео, плакат/афиша. При этом больше всего визуализированы оказались сообщения на темы природы, ЖКХ и инфраструктуры района. Визуальная составляющая связана и с эмоциональной окрашенностью постов. Так, материалы в районных каналах города преимущественно положительно окрашены или нейтральны, что связано с тематикой публикуемого контента и работы авторов каналов. К самым «позитивным» относятся каналы ЮЗАО. Каналы с «негативной» риторикой (ЮВАО, ВАО, САО, ЦАО связаны преимущественно с проблемами района. Важной составляющей визуальной коммуникации являются также эмодзи, которые использовались практически в половине всех проанализированных постов. Больший процент эмодзи, главной темой которых является природа, был отмечен в каналах СЗАО и ЗАО. Эмодзи наряду с основными визуальными элементами (фото и видео) способствуют созданию определенного эмоционального климата в каналах, что может сказаться не только на формировании определенного образа городской среды среди жителей, но и повысить вовлеченность пользователей в городскую коммуникацию. Зафиксированные характеристики могут указать направление следующих исследований, связанных с функциональным своеобразием и структурными характеристиками медиатизированны
В статье представлены результаты научного исследования, направленного на идентификацию матрицы современной медиакоммуникации. Выявление определенной общности черт, признаков, интенций, а также доминантных ценностей и целей актуальных медийных феноменов позволяет увидеть определенный базовый паттерн, культурную матрицу, проявлениями которой они являются. Отличительные сущностные черты массовой коммуникации ХХI века, выявленные исследователями медиасферы, позволяют определить ее матрицу как «ярмарочно-карнавальную». Авторы показывают, что про-
цесс коммодификации, означающий превращение в товар того, что ранее таковым не являлось, охвативший большинство средств массовой коммуникации, превращает современную медиасферу в своеобразное ярмарочное пространство, на которое медийно-информационная продукция поставляется как товар, а главной целью ее производителей
становится получение прибыли. Данная тенденция тесно сопрягается с феноменом «карнавализации» современных медиа, о чем уже давно свидетельствует популярность таких форматов журналистских практик, как инфотейнмент, ориентированный на предоставление материалов в развлекательной форме, и геймификация, предполагающая активное использование игровых форматов. Сегодня же на первый план, по мнению авторов, вышли и усилились такие сущностные черты карнавала, как аксиологическая конверсия «верха» и «низа», тотальное растабуирование и агрессивный юмор, трансформировавшийся в явление, именуемое «стёбом». При этом налицо целенаправленное использование медийными акторами не только развлекательных форматов, но и стеба в качестве наиболее популярного средства монетизации контента, что
и позволяет говорить о некоем сплаве двух обозначенных тенденций и формировании рыночно-карнавальной матрицы, все более определяющей функционирование современной медиасреды.
В статье дается критический обзор специализированных публикаций с целью выяснить текущее состояние общей культурологии и на этом фоне оценить перспективы развития культурологии журналистики. В первой части статьи на основе анализа научной и учебной
литературы выявляются три узловые проблемы теоретической культурологии. Первой из них является неопределенность статуса культурологии и ее места в общей системе науки и образования. Одни ученые называют ее автономной дисциплиной, другие представляют как широкую область знания, в которой объединяются все научные отрасли, изучающие культуру. Вторая проблема заключается в отсутствии общепринятого и разделяемого всем профессиональным сообществом культурологов определения культуры. Это затрудняет понимание того, что из себя представляет центральный объект изучения культурологии. Третья проблема состоит в неясности структуры культурологии. Одни теоретики
подразделяют ее на теорию культуры и историю культуры, другие считают ее структурными элементами различные социальные и гуманитарные дисциплины. Во второй части статьи прослеживается становление культурологического направления в науке о журналистике и анализируются накопленные в этой области наработки. Показаны различия в подходах
отечественных и зарубежных исследователей, а также культурологов и медиаспециалистов. Автор приходит к выводу о том, что в процессе институциализации культурологии журналистики как новой самостоятельной отрасли знания необходимо учитывать проблемные ситуации, сложившиеся в общей культурологии. Прояснение проблемных вопросов будет способствовать не только приращению нового знания о журналистике, но и развитию общей культурологии.
Издательство
- Издательство
- БГУ
- Регион
- Россия, Иркутск
- Почтовый адрес
- 664025, Иркутская обл, г Иркутск, Кировский р-н, ул Ленина, д 11
- Юр. адрес
- 664025, Иркутская обл, г Иркутск, Кировский р-н, ул Ленина, д 11
- ФИО
- Игнатенко Виктор Васильевич (Ректор)
- E-mail адрес
- info@bgu.ru
- Контактный телефон
- +7 (395) 2522677
- Сайт
- https:/bgu.ru