Публицистика Валентина Распутина на языке музея 2.0: новая трансляция смыслов (2024)
В статье музей позиционируется как новое медиа, передающее научные знания об актуальном социокультурном и историческом пространстве с помощью IT-технологий, системы вербальных и невербальных текстов - историко-культурных объектов, музейных предметов. Описаны продуктивные научные подходы к исследованию коммуникативной системы музея, показана эволюция понятия «язык музея» с 1930-х гг. Отмечено, что со второй половины ХХ в. специфичный экспозиционный язык исследуется как полизнаковая система, продуцирующая институциональный контент - музейный дискурс, сопряженный с историко-социальными, технико-технологическими, информационно-медийными процессами. Установлено, что коммуникативная практика литературного Музея В.Г. Распутина дает основание для классификации музейного дискурса аналоговой и цифровой среды на экспозиционный (статичный системообразующий дискурс, статичный сопрово-дительный дискурс, статичный парадискурс, динамичный сопроводительный дискурс), дискурс экспозиционного «сопространства» (дискурс служебного и придомового пространства, дискурс корпоративного пространства, «дискурс включения», «пространственный монодискурс»), дискурс обратной связи (традиционная и цифровая модели), презентационный дискурс (мерч). В ходе интермедиального, медиалингвисти-ческого, дискурсивного анализа выявлено, что язык музея подчиняется медийным законам кроссплатформенности, кроссмедийности, трансмедийности, гиперсвязности, мультимедий-ности. Определены факторы, делающие медиапространство музея конкурентоспособным по отношению к другим информационным средам: технокреатив, геймификация контента, историко-культурная ценность артефактов, неконфликтность «новостного» топика, художественный дизайн среды, эстетика образцовой речевой формы, привлечение онлайн- и офлайн-посетителей к совместному производству музейного контента. Показано, как дешифруются, на нескольких уровнях интерпретируются сложные смыслы авторской нехудожественной прозы с помощью семиотики различных культурных сфер (науки, искусства, образования, медиа, системно-информ
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 908. Краеведение
Коммуникация в музее — «процесс общения музейной аудитории с культурным наследием, аккумулирующим опыт материальной деятельности, духовных исканий и традиционную культуру» [1, с. 45] — имеет целью просвещение музейной аудитории, удовлетворение ее духовных потребностей путем передачи научных знаний «о человеке и его среде обитания».
Музейная коммуникация происходит с помощью концептуально целостной системы вербальных и невербальных текстов, отражающих социокультурную действительность
посредством историко-культурных объектов, источников, музейных предметов как знаков культурно-исторического пространства. Интерес к музейной коммуникации определился «формированием во второй половине XX столетия науки… музееведение».
Список литературы
- Самарина Н.Г. Музейная коммуникация в контексте культурной памяти и культурного наследия / Н.Г. Самарина. - EDN RWNGCT // Вопросы музеологии. - 2013. - № 2 (8). - С. 45-55.
- Сапанжа О.С. Развитие представлений о музейной коммуникации / О.С. Сапанжа. - EDN KHNUBX // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 103. - С. 245-252.
- Бурганов И.А. Музейный предмет - знак «двух языков» / И.А. Бурганов. - EDN JXZFEX // Дом Бурганова. Пространство культуры. - 2008. - № 2. - С. 61-66.
- Никишин Н.А. «Язык музея» как универсальная моделирующая система музейной деятельности / Н.А. Никишин // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности / отв. ред. В.Ю. Дукельский. - Москва, 1988. - С. 7-15.
- Мишуровская О.С. Музей как один из языков культуры / О.С. Мишуровская. - EDN SEKTCB // Человек. Культура. Образование. - 2013. - № 4 (10). - С. 13-21.
- Бонами З.А. Игры разума с предметом: в поисках дефиниции музейной коммуникации / З.А. Бонами. - EDN UUGCGF // Музей - Памятник - Наследие. - 2018. - № 1 (3). - С. 41-50.
- Прилукова Е.Г. Тайны власти языка музея / Е.Г. Прилукова. - EDN HEQBME // Гороховские чтения : материалы ХIII регион. музейной конф., Челябинск, 25 нояб. 2022 г. - Челябинск, 2022. - С. 160-162.
- Прилукова Е.Г. Музей фактов или факты музея: знаково-символическая природа музея / Е.Г. Прилукова. - EDN WEDKME // Гороховские чтения : материалы Х регион. музейной конф., Челябинск, 01 нояб. 2019 г. - Челябинск, 2019. - С. 269-272.
- Козьякова М.И. Музей в истории культуры: постмодернистский дискурс / М.И. Козьякова. - EDN VJNOER // Культура культуры. - 2020. - № 3. - С. 6.
- Ковешникова Е.А. Музейный экспонат как информационный текст межкультурной коммуникации / Е.А. Ковешникова. - EDN NQYEYN // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2010. - № 13. - С. 115-125.
- Кряжевских М.Ю. Модификация «музейного» языка в коммуникативном поле Объединенного музея писателей Урала / М.Ю. Кряжевских. - EDN MUFNGD // Известия Уральского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. - 2010. - № 2 (76). - С. 190-196.
- Комлев Ю.Э. Методология исследования управления музейными коммуникациями / Ю.Э. Комлев. - EDN OYMBUN // Теория и практика общественного развития. - 2011. - № 5. - С. 113-118.
- Резник И.И. Диалог на языке музея / И.И. Резник. - EDN PBDGGD // Омский научный вестник. - 2012. - № 2 (106). - С. 264-265.
- Лапин Е.С. Диалог в музейном пространстве как фактор формирования гипертекста / Е.С. Лапин. - EDN YLZLOH // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2018. - № 3 (83). - С. 116-122.
- Бондарева Л.М. Текст и дискурс как понятийные категории / Л.М. Бондарева. - EDN RVFHEP // Язык. Текст. Дискурс. - 2009. - № 7. - С. 91-97.
- Демьянков В.З. Текст и дискурс как термины и как слова обыденного языка / В.З. Демьянков. - EDN SCKDSN // Вопросы филологии. - 2007. - № S1. - С. 86-95.
- Дроздова-Пичурина Н.Н. Диалектика пространственного дискурса музея и мегаполиса: К постановке проблемы / Н.Н. Дроздова-Пичурина, О.С. Сапанжа. - EDN UVQQWQ // Музей - Памятник - Наследие. - 2017. - № 1. - С. 87-93.
- Добросклонская Т.Г. Методы анализа видео-вербальных текстов / Т.Г. Добросклонская. - EDN VZDSWP // Медиалингвистика. - 2016. - № 2 (12). - С. 13-25.
- Никонова А.А. Статус литературного наследия в музее и формы его презентации / А.А. Никонова, Е.В. Яновская. - EDN GSEOMT // Литературные музеи в контексте истории и культуры : Всерос. науч. конф., Москва, 02-03 июня 2018 г. - Москва, 2019. - С. 305-318.
- Гаранина Е.В. Литературный текст в дискурсе литературного музея / Е.В. Гаранина. - DOI 10.34670/AR.2022.70.63.013. - EDN GNPXSQ // Культура и цивилизация. - 2022. - Т. 12, № 3-1. - С. 87-95.
- Распутин В.Г. Вниз по Лене-реке / В. Г. Распутин // Сибирь, Сибирь… - Иркутск : Изд. Сапронов, 2006. - С. 418.
- Распутин В.Г. У нас остается Россия : [очерки, эссе, статьи, выступления, беседы] / В. Г. Распутин. - Москва : Ин-т русской цивилизации, 2015. - 1190 c.
- Хаминова А.А. Теория интермедиальности в контексте современной гуманитарной науки / А.А. Хаминова, Н.Н. Зильберман. - EDN THHFKL // Вестник Томского государственного университета. - 2014. - № 389. - C. 38-45.
- Романцова Т.Д. Мультимедийный словарь в Музее В.Г. Распутина: концепция, опыт создания / Т.Д. Романцова. - EDN UOSTDU // Валентин Распутин. Правда памяти : материалы Всерос. конф., Иркутск, 28 сент. - 02 окт. 2017 г. - Иркутск, 2018. - С. 204-213.
- Курбатов В.Я. Валентин Распутин : Личность и творчество / В.Я. Курбатов. - Москва : Сов. писатель, 1992. - 172 c.
- Барсукова Н.И. Медиапространство музея как поиски нового формата / Н.И. Барсукова, Н.В. Родионова // Костюмология. - 2022. - Т. 7, № 1. - URL: https://kostumologiya.ru/PDF/14IVKL122.pdf.
- Музей в цифровую эпоху: Перезагрузка / П.О. Васильева, Д.В. Качуровская, А.В. Михайлова, С.Э. Феоктисова. - Екатеринбург : Издательские решения, 2018. - 183 с.
- Анюхина А.М. Феномен мультимедийного лонгрида и digital storytelling в сетевых медиа / А.М. Анюхина. - EDN YRGIGD // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2017. - № 2 (24). - С. 146-150.
- Романцова Т.Д. Медийный сторителлинг как коммуникативный инструмент литературного музея / Т.Д. Романцова. - EDN JBLRIF // Журналистика XXI века: в пространстве культуры : материалы междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 17-18 нояб. 2023 г. / под ред. С.Г. Корконосенко. - Санкт-Петербург, 2023. - С. 465-471.
- Полонский А.В. Язык в современнных медиа: история приобретений и потерь / А.В. Полонский, В.Г. Глушкова. - EDN PXFYYO // РКИ: Лингвометодическая образовательная платформа : сб. трудов междунар. науч.-практ. конф., Белгород, 21 мая 2021 г. - Белгород, 2021. - С. 289-295.
- Альбедиль М. Ф. Вещь в музейном пространстве: изменение статуса и другие трансформации / М. Ф. Альбедиль. - DOI 10.31696/2618-7043-2021-4-3-620-634. - EDN MAZHMN // Ориенталистика. - 2021. - Т. 4, № 3. - С. 620-634.
- Распутин В.Г. Видение / В.Г. Распутин // Собрание сочинений : в 4 т. - Иркутск, 2007. - Т. 3. - С. 429-433.
- 33.Simon N. The Participatory Museum / N. Simon. - URL: .
- Джумайло О.А. Понятие интермедиальности и его эволюция в современном научном знании / О.А. Джумайло. - DOI 10.24411/2499-9679-2018-10197. - EDN YRPTGH // Верхневолжский филологический вестник. - 2018. - № 4. - С. 58-62.
- Пустовойт Ю.В. Классифицирование мультимедийных технологий в экспозиционно-выставочном пространстве современного музея / Ю.В. Пустовойт. - EDN SMULZM // Культурное наследие России. - 2019. - № 1. - С. 62-67.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена изучению приемов слоганистики, к которым прибегают разработчики российской и зарубежной социальной рекламы. Актуальность исследования определяется возрастающим вниманием специалистов самых разных отраслей науки к дискурсу социальной рекламы, с одной стороны, и недостаточной изученностью специфики слогана социальной рекламы в современной лингвистике, с другой. Опираясь на классические и современные подходы к определению слогана, автор предлагает типологию дифферен-циальных признаков и функций слогана как структурного компонента рекламного сообще-ния, формулирует определение слогана с учетом того, что он может быть использо-ван в рамках не только коммерческой, но и социальной кампании. Поскольку концепция И.Г. Морозовой, согласно которой основными значимыми единицами слогана являются уникальное торговое предложение и имя бренда, не может быть экстраполирована на слоган, используемый в социальной рекламе, предлагается модификация данного подхода. Применительно к слогану в социальной рекламе, по мнению автора, основными значимыми единицами являются социальная проблема и целевая аудитория. Поскольку текст социальной рекламы представляет собой лингвовизуальный феномен, актуализация и конкретизация выделенных единиц может осуществляться благодаря иконическому компоненту. В качестве вспомогательных (второстепенных) значимых единиц слогана в социальной рекламе выделяются художественные приемы слоганистики и стратегии коммуникативного воздействия. Материалом исследования стали более 150 слоганов российской и зарубежной социальной рекламы. В качестве базовой при проведении исследования была использована интегративная методика дискурс-анализа. В заключении обозначены векторы дальнейшего изучения приемов слоганистики в дискурсе социальной рекламы.
Глубокий интерес к лингвистическому изучению виртуальной коммуникации в современной гуманитаристике не случаен. В частности, дискуссии комментаторов в научно-популярных онлайн-каналах дают возможность изучить динамику вовлечения участников в диалог, который, благодаря экспликации возражений и ответа на них, из «вертикального» (от более сведущего к менее сведущему) переходит в «горизонтальный». Эмпирическим материалом данного исследования послужили комментарии к публикациям в телеграм-каналах, разъясняющих новые научные идеи («Блуждающий нерв» и QWERTY). Цель статьи - проанализировать динамику речевой структуры смысловой позиции участников дискуссии. Предмет нашего рассмотрения - речевое поведение дискутантов в экспликации расхождения смысловых и коммуникативных позиций. В исследовании используется диалогический метод анализа, позволяющий рассматривать «поле вовлечения» в медиа как стимулирующую реплику, а последующую дискуссию, «поле вовлеченности», как речевое реагирование в виде полилогического взаимодействия смысловых позиций. Каждая смысловая позиция рассматривается в виде структуры, включающей денотатный, модусный и коммуникативный компоненты. Благодаря такому подходу представилась возможность увидеть разные когнитивные и коммуникативные формы возражения в дискуссии: в поле вовлечения возражение провоцирует дискуссию, втягивая во взаимодействие других участников; в поле вовлеченности дискуссия продолжается посредством расширения неопределенности в возражении, чем провоцируется развитие дискуссии. В последующем дискуссия поддерживается вопросами, оценками, уводом в подтекст и т.д. Установлено, что речевое развертывание возражения имеет интеракциональную структуру и включает не только акт демонстрации несовпадения взглядов, но и акты выражения сомнения, сопоставления, противоречия, поддержки возражения, критической оценки и т.п. Новизна работы - в установлении разнообразия когнитивных и коммуникативных форм речевого поведения полемистов.
Искусственный интеллект сегодня можно назвать одним из самых обсуждаемых явлений. Между тем, границы этого термина чрезвычайно широки и размыты. Подобной размытости во многом способствует разноплановое прочтение понятия в медиа. Медиа формируют амбивалентное и неустойчивое отношение к явлению в восприятии аудитории. В связи с этим представляется важным определить ассоциативное поле термина, существующее к настоящему моменту времени в восприятии студентов-журналистов, которые транслируют и будут транслировать собственные ассоциации потребителям медиаконтента. Задача исследования - конкретизация особенностей ассоциативного поля термина «искусственный интеллект», сформированного у студентов-журналистов российских вузов. В нашем исследовании на основе анализа результатов ассоциативного теста, пройденного 380 студентами, обучающимися на направлениях «Журналистика», «Телевидение», «Медиакоммуникации» и «Реклама и связи с общественностью» в трех вузах страны (МГУ имени М.В. Ломоносова, ДВФУ и ТГУ имени Г.Р. Державина) мы определяем ассоциативное поле термина. Хронологические рамка исследования - декабрь 2023 г. Ассоциации фиксируются на основе следующих вопросов: «С каким словом у вас ассоциируется «искусственный интеллект?», «С каким животным у вас ассоциируется «искусственный интеллект?», «С каким растением у вас ассоциируется «искусственный интеллект?», «С каким цветом у вас ассоциируется «искусственный интеллект?», «С какой страной у вас ассоциируется «искусственный интеллект?», «С какой эмоцией у вас ассоциируется «искусственный интеллект?», «С какой известной личностью у вас ассоциируется «искусственный интеллект?», «Если бы у вас была возможность дать искусственному интеллекту имя, то какое вы выбрали бы?». Выявляются ассоциации, характерные для студентов всех трех вузов, а также осуществляется попытка выявить различия в формировании ассоциативного поля студентов разных вузов.
В статье рассматривается рост культурного империализма и влияние этого институционального порядка на информационное поле национальных государств. Отмечается, что в современной мировой системе культурный империализм становится важной частью американской имперской идеологии, что также является показателем того факта, что идея глобализации - это лишь идеологическое прикрытие субъектов нового империализма, в том числе и в среднеазиатском регионе. На этой основе делается вывод о том, что культурный империализм представляет собой не только принудительную аккультурацию западной гегемонии, но и систематическое восприятие феномена вестернизации и американизации под воздействием различных видов механизмов идеологического воздействия, к которым можно отнести в том числе и институт журналистики. Этот аспект рассматривается в сравнительном ключе с учетом анализа влияния культурного империализма на политическое, культурное и информационные пространства таких стран как Киргизия, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан. Отправным концептуальным основанием данного исследования является научное представление о том, что по мере усиления влияния культурного империализма актуализируется вопрос об обеспечении обоснованности политики национальных государств, чья устойчивость предполагает наличие новых инструментов информационного воздействия власти на общество и моделей политического позиционирования СМИ. Такая поставка проблемы также объясняется тем, что культурный империализм и цифровизация института журналистики в регионе привели к появлению менее регулируемого медийного пространства. Это проявляется в деятельности оппозиционных СМИ и сетевого сообщества, чье позиционирование зачастую противоречит идеологии местных властей. В то же время, наличие менее регулируемого института СМИ способствовало еще и формированию в национальных государствах новой медийной стратегии, которая ориентирована как на персонификацию властей, так и на легитимации их действий в условиях сложной внутренней и внешней борьбы.
Статья посвящена особенностям конструирования национальной идентичности в современном российском медиадискурсе, представляющем собой один из основных агентов влияния на социум. Материалом исследования послужили идентифицирующие дискурсивные конструкции, извлеченные из газетного подкорпуса «Национального корпуса русского языка» и системы «Яндекс. Новости» (Дзен) за период 2000-2024 гг. Реконструирована предлагаемая российскими массмедиа модель национальной идентичности, включающая когнитивный компонент, содержащий знания и представления об особенностях национальной общности, и аффективный компонент, отражающий оценку общности, отношение к членству в ней и значимость этого членства для всех ее участников. Выявлены и охарактеризованы основные признаки, по которым в современном российском медиадискурсе осуществляется идентификация представителей идеализированной общности «мы - русские». Установлено, что в качестве идентификаторов могут выступать как жесткие факторы (раса, этнос, территория, гражданство), так и мягкие (язык, культура, ментальность), при этом национальная идентичность на современном этапе проявляется преимущественно в социокультурном измерении, поскольку приверженность культуре, духовным ценностям и традициям признаются более важными факторами, нежели расовая, этническая или государственная принадлежность. Акцентирована особая значимость фактора самоидентификации, поскольку русским признается тот, кто сам считает себя таковым, воспринимает Россию как свою Родину, осознает значимость принадлежности к великой русской нации. Продемонстрировано, что современные российские массмедиа транслируют преимущественно позитивные оценки конструируемой национальной общности (уникальность, величие, особая роль в истории России и мира), формируют чувство гордости за достижения русского народа.
Глобальные и национальные изменения и трансформации, оказывающие влияние на медиасистемы, актуализируют те их характеристики, которые связаны с их социальными, политическими, экономическими, культурными особенностями. Эти процессы в том числе оказывают влияние на особенности формирования идентичности современного журналиста, его ценностей и компетенций в контексте национальной медиасреды, в условиях общественных вызовов, технологических революций, мировоззренческих кризисов. В этой связи важно иметь представление о динамике изменений в представлениях о ценностях, мотивации и приоритетах и учитывать это при преподавании профессиональных дисциплин будущим журналистам. Статья представляет результаты одного из этапов пролонгированного исследования ценностей будущих журналистов, в ней приводятся итоги сравнительного анализа результатов опроса российских и иностранных (преимущественно граждан КНР) студентов, обучающихся в бакалавриате по направлению «Журналистика». В ходе исследования выявились национально обусловленные различия в целеполагании, мотивации в профессии студентов в обеих группах, что позволило описать возможные модели развития ценностных представлений с учетом страновой специфики и в контексте актуальных ценностных конфликтов. Данные могут быть использованы для обновления и адаптации образовательных программ, практикумов, лекционных курсов для студентов. Кроме того, сформулирован ряд рекомендаций по сбалансированному в плане ценностей преподаванию профессиональных дисциплин в разных группах учащихся.
Продолжающаяся цифровая трансформация медиапотребления аудитории, отчетливо проявляющаяся на примере медиапрактик представителей цифровой молодежи, в контексте геополитической напряженности заострила вопрос трансляции информационных материалов патриотической направленности. Стороны, заинтересованные в распространении позитивного, формирующего устойчивую гражданскую позицию, контента, реагируют, с одной стороны, на запрос молодежи на глубокий информационный материал исторической, патриотической направленности, а с другой стороны, признают, что молодежная аудитория специфически воспринимает подобный контент. В статье представлены результаты фокусированных групповых интервью, посвященных восприятию контента патриотической тематики молодежной аудиторией социальной сети VK и мессенджера Telegram. В рамках фокус-групп обсуждалось содержание постов, затрагивающих российскую политику в контексте исторических, социокультурных и идеологических ценностей российского общества, то есть метанарративного повествования. Верификацию проходит метанарратив: «Россия - сильная страна, которая защищает свой суверенитет. В основе ее мощи - сильный лидер, устойчивый рубль, закон, порядок и безопасность». Фокусированные групповые интервью поведены в Москве среди учащихся колледжей и студентов вузов в возрасте от 17 лет до 21 года. Фокус-группы в целом демонстрируют устойчивые патриотические установки представителей цифровой молодежи, однако выявляют негативную реакцию на прямолинейные пропагандистские методы подачи информации.
Статья предлагает результаты пилотного исследования существующих в медийной отрасли установок в отношении профессионально-этического регулирования журналистских практик. Методологической основой стала теория фреймов, которая все чаще используется в изучении текущего состояния дел в медийной отрасли. В качестве основного метода обнаружения существующих в профессиональной среде представлений об этической составляющей в повседневной практике использованы интервью с работниками средств массовой информации разного уровня. Полученные результаты в виде законченных суждений журналистов сгруппированы в отдельные кластеры по сходству отношения опрошенных к отдельным аспектам профессионально-этического регулирования. Анализ суждений обнаружил отсутствие одинакового понимания профессионально-этических аспектов журналистской работы, включая: отрицание этического регулирования как такового, разные толкования нарушений и проступков в области этики, неоднозначность оценок современного состояния профессии, особенности толкования этических аспектов «новых медиа», а также приблизительность в формулировках конструктивной программы, т.е. того, что необходимо предпринимать в ближайшей перспективе. Профессиональная этика в текущих практиках журналистов - скрытая переменная, функция, варьирующаяся в зависимости от экономических, политических, технологических, культурных, социальных обстоятельств, в которые погружена повседневная работа журналиста. «Нормативные очки» журналисты либо подбирают произвольно, либо пользуются ими избирательно, в зависимости от контекста. Полученные в ходе исследования данные напоминают о том, что «поле согласия» в области этики требует постоянной заботы профессионального журналистского цеха.
С целью анализа взаимосвязи между самоэффективностью и удовлетворенностью работой военных корреспондентов, участвующих в специальной военной операции, проведено обследование 102 журналистов. Исследование проводилось с июля по декабрь 2023 г. Средний возраст журналистов составил 32 года, средний стаж работы по профессии - 7 лет. Все журналисты были поделены на две группы по критерию участия в специальной военной операции (СВО): в первую группу из 52 человек вошли действующие военные корреспонденты - «военкоры», во вторую группу из 50 человек - корреспонденты, которые работают с темой СВО, но не выезжают в зону СВО. В целях исследования мы обозначили их как «корреспонденты». Статистический анализ результатов исследования проведен с использованием программы SPSS 23. Для определения взаимосвязей между самоэффек-тивностью и удовлетворенностью работой военных журналистов применялся анализ ранговой корреляции Спирмена. Для составления уравнения прогноза использован логистический регрессионный анализ. В группе «военкоры» выявлены значимые положительные корреляции самоэффективности со многими шкалами: особенно выраженную с зависимыми вознаграждениями (r=0,623), информирование (r=0,582), коллеги (r=0.602). Это может указывать на то, что уровень самоэффективности в группе военкоров связан с общим уровнем удовлетворенности работой, восприятием поддержки коллег и информационной открытостью на работе. Показано, что военные корреспонденты демонстрируют высокий уровень удовлетворенности ключевыми аспектами работы в медиа, такими как зарплата и карьерные перспективы, что связано со спецификой их деятельности. С помощью логистического регрессионного анализа разработана модель прогноза самоэффективности военных корреспондентов, точность модели на тестовой выборке составила 77,42 %. Результаты исследования подчеркивают значимость самоэффективности как ключевой характеристики, влияющей на удовлетворенность работой военных корреспондентов.
В статье представлены результаты исследования особенностей визуального контента, который является неотъемлемой составляющей современной интернет-коммуникации, в районных каналах г. Москвы. Материалом для исследования послужили 2 620 постов из 43 Telegram-каналов, представляющих практически все районы девяти административных округов города. В качестве основного метода исследования выбран контент-анализ, позволивший выделить структурно-содержательные характеристики коммуникации в районных каналах, охарактеризовать визуальную составляющую постов. Результаты исследования показали: большинство постов в Telegram-каналах сопровождается визуальным контентом. В отдельных каналах подобные посты составили более 80 % от всего проанализированного массива постов по каждому округу. Среди основных типов невербального контента - фото, видео, плакат/афиша. При этом больше всего визуализированы оказались сообщения на темы природы, ЖКХ и инфраструктуры района. Визуальная составляющая связана и с эмоциональной окрашенностью постов. Так, материалы в районных каналах города преимущественно положительно окрашены или нейтральны, что связано с тематикой публикуемого контента и работы авторов каналов. К самым «позитивным» относятся каналы ЮЗАО. Каналы с «негативной» риторикой (ЮВАО, ВАО, САО, ЦАО связаны преимущественно с проблемами района. Важной составляющей визуальной коммуникации являются также эмодзи, которые использовались практически в половине всех проанализированных постов. Больший процент эмодзи, главной темой которых является природа, был отмечен в каналах СЗАО и ЗАО. Эмодзи наряду с основными визуальными элементами (фото и видео) способствуют созданию определенного эмоционального климата в каналах, что может сказаться не только на формировании определенного образа городской среды среди жителей, но и повысить вовлеченность пользователей в городскую коммуникацию. Зафиксированные характеристики могут указать направление следующих исследований, связанных с функциональным своеобразием и структурными характеристиками медиатизированны
В статье представлены результаты научного исследования, направленного на идентификацию матрицы современной медиакоммуникации. Выявление определенной общности черт, признаков, интенций, а также доминантных ценностей и целей актуальных медийных феноменов позволяет увидеть определенный базовый паттерн, культурную матрицу, проявлениями которой они являются. Отличительные сущностные черты массовой коммуникации ХХI века, выявленные исследователями медиасферы, позволяют определить ее матрицу как «ярмарочно-карнавальную». Авторы показывают, что про-
цесс коммодификации, означающий превращение в товар того, что ранее таковым не являлось, охвативший большинство средств массовой коммуникации, превращает современную медиасферу в своеобразное ярмарочное пространство, на которое медийно-информационная продукция поставляется как товар, а главной целью ее производителей
становится получение прибыли. Данная тенденция тесно сопрягается с феноменом «карнавализации» современных медиа, о чем уже давно свидетельствует популярность таких форматов журналистских практик, как инфотейнмент, ориентированный на предоставление материалов в развлекательной форме, и геймификация, предполагающая активное использование игровых форматов. Сегодня же на первый план, по мнению авторов, вышли и усилились такие сущностные черты карнавала, как аксиологическая конверсия «верха» и «низа», тотальное растабуирование и агрессивный юмор, трансформировавшийся в явление, именуемое «стёбом». При этом налицо целенаправленное использование медийными акторами не только развлекательных форматов, но и стеба в качестве наиболее популярного средства монетизации контента, что
и позволяет говорить о некоем сплаве двух обозначенных тенденций и формировании рыночно-карнавальной матрицы, все более определяющей функционирование современной медиасреды.
В статье дается критический обзор специализированных публикаций с целью выяснить текущее состояние общей культурологии и на этом фоне оценить перспективы развития культурологии журналистики. В первой части статьи на основе анализа научной и учебной
литературы выявляются три узловые проблемы теоретической культурологии. Первой из них является неопределенность статуса культурологии и ее места в общей системе науки и образования. Одни ученые называют ее автономной дисциплиной, другие представляют как широкую область знания, в которой объединяются все научные отрасли, изучающие культуру. Вторая проблема заключается в отсутствии общепринятого и разделяемого всем профессиональным сообществом культурологов определения культуры. Это затрудняет понимание того, что из себя представляет центральный объект изучения культурологии. Третья проблема состоит в неясности структуры культурологии. Одни теоретики
подразделяют ее на теорию культуры и историю культуры, другие считают ее структурными элементами различные социальные и гуманитарные дисциплины. Во второй части статьи прослеживается становление культурологического направления в науке о журналистике и анализируются накопленные в этой области наработки. Показаны различия в подходах
отечественных и зарубежных исследователей, а также культурологов и медиаспециалистов. Автор приходит к выводу о том, что в процессе институциализации культурологии журналистики как новой самостоятельной отрасли знания необходимо учитывать проблемные ситуации, сложившиеся в общей культурологии. Прояснение проблемных вопросов будет способствовать не только приращению нового знания о журналистике, но и развитию общей культурологии.
Издательство
- Издательство
- БГУ
- Регион
- Россия, Иркутск
- Почтовый адрес
- 664025, Иркутская обл, г Иркутск, Кировский р-н, ул Ленина, д 11
- Юр. адрес
- 664025, Иркутская обл, г Иркутск, Кировский р-н, ул Ленина, д 11
- ФИО
- Игнатенко Виктор Васильевич (Ректор)
- E-mail адрес
- info@bgu.ru
- Контактный телефон
- +7 (395) 2522677
- Сайт
- https:/bgu.ru