В статье на основе документов Государственного архива Российской Федерации анализируется деятельность Особого совещания - правительства генерала А.И. Деникина - по разработке законодательства о земском самоуправлении на подконтрольных Белому движению территориях в период Гражданской войны в России. Рассматриваются позиции политических объединений и их влияние на принятие нормативных актов по вопросу избирательного права при формировании органов местного самоуправления.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 93/94. История
Принято считать, что история российских земств закончилась в результате «триумфального шествия» советской власти. Действительно, после октября 1917 года на территориях, где была установлена советская власть, земское самоуправление просуществовало недолго. Декретом СНК от 19 декабря 1917 г. «Об учреждении комиссариата по местному самоуправлению» главное управление по делам местного хозяйства, касса городского и земского кредита, а также все относящиеся к местному самоуправлению учреждения передавались в ведение вновь образованного комиссариата по местному самоуправлению, а Декретом от 27 декабря
1917 г. был распущен состав Всероссийского земского союза и образован комитет по роспуску земств вообще.
Список литературы
- Белый Север. 1918-1920 гг.: Мемуары и документы. - В 2-х т. - Т.2. - Архангельск: [б.и.], 1993. - 493 с.
- Всероссийский Национальный Центр. М.: “Российская политическая энциклопедия” (РОССПЭН), 2001. - 608 с.
- Деникин А.И. Очерки русской смуты. [В 3 кн.]. Кн. 3. Т. 4-5. Вооружённые силы Юга России. М.: Айрис-пресс, 2006. - 832 с.
- Журналы заседаний Особого совещания при Главнокомандующем Вооруженными Силами на Юге России А. И. Деникине. Сентябрь 1918-го - декабрь 1919 года. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. - 1003 с.
- Местное самоуправление / Труды Общества для изучения городского самоуправления в Чехословацкой республике. Вып. 3. Прага: Пламя, 1926. - 345 с.
- Раков В.В. Аграрная реформа Врангеля в Крыму и Северной Таврии в 1920 году // Аграрная сфера в контексте российских модернизаций XVIII-XX веков: макро- и микропроцессы: Сб. статей. Оренбург: Изд-во ГУ РЦРО, 2010. - С. 209-215.
- Раков В.В. Волостное земство российской деревни (70-е гг. XIX века - 1920 г.) // Актуальные проблемы научного творчества ученых кафедры истории России. Вып. 1: К 70-летию образования исторического факультета / отв. ред. К. В. Яценко, В. В. Раков. Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2004. - С. 92-104.
- Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое Особым совещанием при Главнокомандующем Вооруженными силами на Юге России: 1918-1919 гг. Ростов-н/Д.: Отдел законов, 1919. - 73 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В данной статье рассматриваются вопросы становления системы законодательства Эстонской Республики (1918-1940). Автор статьи исследует предпосылки становления законодательства, которые были заложены еще в период Эстляндской губернии Российской империи. В процессе создания Остзейского законодательства активно принимали участие немцы (в частности, Ф.Г. Фон-Бунге), в связи с этим автор делает вывод о немецком влиянии на систему эстонского законодательства, которое имеет черты романо-германской правовой семьи. В статье дается обзор основных правовых источников, действовавших в Эстонии до 1940 г. Показано, что значительное влияние на систему законодательства Эстонии оказали источники права Российской империи. При этом активно принимаются отдельные нормативные акты национальным парламентом. В статье делается вывод о том, что система законодательства Эстонской Республики начала складываться, по нашему мнению, в 1918 г. с момента провозглашения ее государственной независимости. Важными актами, послужившими началом ее развития, стали Манифест ко всем народам Эстонии 1918 г., Конституция Эстонии 1920 г., а также Тартуский мирный договор между Россией и Эстонией, который, в том числе, подчеркивает государственный суверенитет и отсутствие взаимных претензий между двумя государствами.
В статье рассмотрена трансформация нормативного правового регулирования промысловой кооперации в Российской империи до 1917 г. В статье промысловая кооперация рассматривается как отдельный подвид производственной кооперации, с особым юридическим статусом. Показано, что прототипом промыслового кооперативного товарищества с трудовым участием, появившимся в середине XIX века, являлась исконно русская форма хозяйствования - артельное товарищество. Признаки трудового товарищества в течении XVII - XIX веков постоянно трансформировались, однако, законодательно по Положению «О об артелях трудовых» от 01 июня 1902 г. трудовому товариществу были присущи следующие признаки: 1) добровольность участия; 2) «вкупное» членство; 3) круговая порука; 3) самостоятельность в управлении; 4) учредительное начало на основе Устава или договора; 5) цель деятельности - производство работ и улучшение условия труда членов, а не извлечение прибыли. Отмечено, что артельное трудовое товарищество товарищество по своей правовой сущности являлось юридическим лицом, с присущими ему правами. Показано, что кооперативное законодательство, детально регулировавшее деятельность производственных кооперативов до 1913 г. затронуло лишь трудовую артель, а, сырьевые, складочные, подсобные товарищества, которые, также, относились к промысловой кооперации, так и не получили в Положении 1904 г. законодательного закрепления.
В статье проводится конкретно исторический анализ становления советской прокуратуры как органа обеспечившего революционную, а затем социалистическую законность и как органа диктатуры пролетариата, как органа построения правового режима призванного осуществлять три основных функции диктатуры пролетариата: правоохранительную, воспитательную (идеологическую) и созидательную. Делается вывод, что в основе деятельности советской прокуратуры был заложен не абстрактный принцип верховенства права, а конкретно историческая революционная законность и конкретно историческая диктатура пролетариата. Последнее обстоятельство отводило прокуратуре роль средства в осуществлении социально-экономических преобразований. Рассматриваются проблемы взаимодействия прокуратуры с центральными, региональными и местными органами публичной власти, проблемы взаимодействия прокуратуры Верховного суда СССР и руководства союзных республик. Раскрывается роль советской прокуратуры в социально-экономических преобразованиях общества и централизации государственного аппарата.
Исследование особенностей статуса лиц, ограниченных в осуществлении своих политических прав, важно для характеристики структуры общества в СССР (1920-1930). Установлено, что специфика правового положения граждан, поражённых в избирательных правах, позволяет составить представление о практике применения инструментов внутренней политики государства, нацеленных на обеспечение поддержки власти со стороны общества за указанный период. Определено, что в СССР в данные годы функционировало несколько механизмов ограничения и лишения прав (включая раскулачивание и политические репрессии). Выявлены отличительные черты процедуры лишения избирательных прав. В работе представлена характеристика правового положения лиц, лишенных избирательных прав. Делается вывод о том, что для укрепления своих позиции у значительной части общества, сохранения своей легитимности в условиях внешнеполитических и внутриполитических трудностей, было лишение избирательных прав - поражение в отдельных избирательных правах для лиц, действия которых объявлялись посягательством на интересы государства и существующий политический строй.
В статье анализируется созданный в Российской империи в 1754 г. словесный суд. В качестве судебного органа, предшествующего словесным судам органа, но не его разновидности, рассматриваются таможенные суды, созданные сенатским указом от 1 февраля 1726 г. Прослеживается эволюция законодательства, регламентирующего организацию и деятельность словесных судов в России. Делает вывод, что с позиции соотнесения словесного суда с моделями судов с народным представительством он является вариантом модели суда шеффенов. При этом от классической модели суда шеффенов его отличает отсутствие в составе судейской коллегии профессиональных судей - все члены словесного суда, включая самого судью, были выборными. Выделяются такие специфические черты словесного суда как устность и быстрота рассмотрения дел, сословность и медиационный характер. Обращается внимание на то, что упразднение словесных судов в Российской империи происходило не одномоментно, а в разных губерниях в разное время по мере территориального распространения действия Судебных уставов 1864 г.
Статья исследует правосознание древних греков сквозь призму их представлений о законах и обычаях войны. Автор, анализируя свидетельства античных авторов, утверждает, что в Древней Греции сложились достаточно развитые представления о правилах ведения войны, выраженные в ее законах и обычаях. Их основными источниками являлись нормы обычного и религиозного права и, лишь в очень незначительной степени, нормы писанного права. Последовательно рассматривая наиболее важные законы и обычаи войны (обращение с пленными, сложившими оружие и просящими о пощаде, мирным населением, телами павших, религиозными объектами, послами и переговорщиками и другие) автор приходит к выводу, что несмотря, на то, что греки признавали их справедливость и божественный характер, они часто нарушались, вследствие отсутствия эффективного механизма их исполнения, противоречий норм обычного права.
Биографический методологический подход является важным познавательным инструментом, благодаря которому определяется роль личности ученого в истории формирования, функционирования и развития российской науки истории политических и правовых учений. Данный подход используется в целях объяснения влияния субъективно-личностных факторов на процессы познания учений о государстве и праве, являющихся неотъемлемой частью социокультурной среды общества. В статье обосновывается значимость и актуальность исследования биографического методологического подхода на теоретическом уровне, подчеркивается междисциплинарность данного подхода, а именно возможность заимствования наукой истории правовых и политических учений методологических инструментов исторической науки.
В статье представлены результаты анализа ряда отечественных изданий XIX - начала XX вв., которые полностью или частично посвящены истории полиции в России. Можно выделить три вида публикаций. К первым относятся затрагивающие проблемы той или иной сферы деятельности (административного управления, судебной) и содержащие разделы, посвященные истории полиции как деятельности, связанной с предметом изучения. Ко вторым - результаты научных исследований в области полицейского права, где разделы по истории полиции служат элементом понимания развития соответствующего законодательства и полицейских учреждений. Третьи являются публикацией результатов работы комиссий по подготовке преобразований полиции. Применительно к каждому из выбранных для анализа изданий раскрывается кратко структура, наиболее значимые, представляющие научный интерес мнения авторов по вопросам хронологии истории полиции, содержания этапов ее развития. Особое значение имеет представленный в трудах анализ недостатков в деятельности полиции, хода подготовки и реализации ее преобразований. Отражены особенности видения сущности, места полицейских органов в системе обеспечения общественных потребностей, государственного регулирования. Предлагается основанное на результатах исследования видение сильных и слабых сторон изученных публикаций. В заключении предлагаются выводы о значении данных изданий для современного исследователя истории отечественной полиции.
Гражданский кодекс РСФСР 1922 года и Декрет о трестах 1923 года во многих своих положениях определяли новые правоотношения, соответствующие новой общественно-экономической формации социалистического типа. Новации гражданского, в том числе промышленного законодательства, соответствующая практика правоприменения стали предметом пристального внимания советских правоведов. Например, в 1922 году впервые в гражданское законодательство России, а именно в Гражданский кодекс РСФСР, был введен институт юридических лиц. О государственных предприятиях - юридических лицах писали С.В. Александровский, А.Г. Гойхбарг, Б.С. Мартынов, А.А. Никонов, Л.И. Поволоцкий, Е.А. Флейшиц, В.Н. Шретер и др. Данная тема активно обсуждалась представителями органов власти, юристами-учеными, юристами-практиками. Одной из значимых работ того периода является труд А.В. Венедиктова «Организационная структура государственных предприятий» (1928), обозначивший проблемы, связанные с трестами как государственными предприятиями. Анализ авторских теоретических выкладок и нормативных правовых актов того периода приводит к выводам о направленности научной мысли А.В. Венедиктова на объяснение проблем соотношения «государственно-хозяйственной» и «гражданско-правовой» природы трестов, внутренних и внешних отношений треста в системе управленческих и производственных отношений, признания субъектами права собственности государства и треста, признания единой государственной собственности и ее разделения по производственным центрам. Встречающиеся противоречивые и не вполне обоснованные утверждения, как представляется, связаны с тем, что к концу 20-х годов не сложилось четкое представление в юридической науке о наполнении статуса субъекта права, о системе отраслей права и о предмете отдельных отраслей права, об особенностях организационно-технических отношений.
Издательство
- Издательство
- Курский государственный университет
- Регион
- Россия, Курск
- Почтовый адрес
- 305000, Курская область, город Курск, ул. Радищева, д.33
- Юр. адрес
- 305000, Курская область, город Курск, ул. Радищева, д.33
- ФИО
- Худин Александр Николаевич (ректор)
- E-mail адрес
- info@kursksu.ru
- Контактный телефон
- +7 (471) 2702247
- Сайт
- https://kursksu.ru