ПОСТКОЛОНИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ДИАЛОГА (2023)
Одним из наиболее значимых феноменов в духовном космосе современного человечества является постколониальный дискурс. Его экзистенциальную основу составляет столкновение двух качественно различных процессов - глобализации и акцентировки своеобразия отдельных человеческих общностей, приводящее к «фронтиризации» пространства всех культур. Идеологи и сторонники постколониального дискурса, как правило, находятся в «пограничной» ситуации, в центре зоны чрезвычайно напряженных контактов различных традиций. Многие из них зеркально воспроизводят в своих работах свойственный Западу «исключающий» дискурс, в соответствии с которым «другой» (весь «незападный» мир) ставился и ставится в иерархии бытия на место неизмеримо более низкое, нежели «фаустовская» цивилизация, что приводит в ходе взаимодействия с неевропейскими культурами к монологизации диалога. Постколониальные критики переворачивают это соотношение, отвергая не только европоцентризм, но и диалог с западной традицией; Запад оказывается на самой низкой ступени, а высшие - отводятся цивилизациям Востока и доколумбовой Америки. Эта инверсия обуславливает главный когнитивный предел постколониальных исследований. Однако часть представителей постколониального дискурса сумели преодолеть «исключающий» подход. Причем их подход к проблеме межцивилизационного диалога, как показывается в статье, обнаруживает прямые аналогии с российской традицией, прежде всего - с «диалогикой» русского философа и культуролога М.М. Бахтина.
Идентификаторы и классификаторы
Постколониальный дискурс — один из наиболее значимых феноменов духовного космоса современного человечества. Специфику этого понятия лучше всего выразил, на мой взгляд, И.М. Бобков, полагающий, что приставка «пост» ориентирует вовсе не во времени, но «обозначает определенную ситуацию, определенный ракурс видения, из которого опознаются и анализируются разноаспектные проблемы: протоколониальные, колониальные и послеколониальные.
Список литературы
-
Аверинцев С.С. Греческая литература и ближневосточная "словесность" (противостояние и встреча двух творческих принципов) // Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. 1971. С. 206-266. EDN: XSJEPP
-
Бауман З. Текучая современность. С-Пб. 2008. EDN: QOABEJ
-
Бахтин М.М. Избранное. Том 2. Поэтика Достоевского. М.; С-Пб. 2020.
-
Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук. М.: Книга по требованию, 2013.
-
Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т. 5. 1997. С. 386-400.
-
Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т.5. М. 1997. EDN: OHIOWJ
-
Бахтин М.М. Человек в мире слова. М. 1995. EDN: UDUFVZ
-
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М. 1986. EDN: VQMUMN
-
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М. 2013.
-
Бобков И.М. Постколониальные исследования // Новейший философский словарь / Под ред. А.А. Грицанова. Минск. 2003. С. 776-777.
-
Боливар С. Избранные произведения (речи, статьи, письма, воззвания). М. 1983.
-
Бочаров С. "Война и мир" Л.Н. Толстого // Три шедевра русской классики. 1971. С. 7-106.
-
Бхабха Х. Местонахождение культуры // Перекрестки: Журнал исследований восточноевропейского пограничья. 2005. №3-4. С. 161-191. - URL: ru.ehu.lt/wp-content/uploads/2017/10/CrossRoad_3-4_2005.pdf (дата обращения: 04.06.2022).
-
Варьяш О.И. Проблема границы в пограничной культуре (пиренейский вариант) // Пограничные культуры между Востоком и Западом: Россия и Испания. 2001. С. 62-69.
-
Декарт Р. Избранные произведения. М. 1950.
-
Земсков В.Б. Конкиста, судьбы американских культур и полемика о Новом Свете // История литератур Латинской Америки. От древнейших времен до начала Войны за независимость. 1985. С. 132-151. EDN: VQNIMJ
-
Земсков В.Б. О литературе и культуре Нового Света. М.; С-Пб. 2014. EDN: VQLXUD
-
Земсков В.Б. Образ России в современном мире и другие сюжеты. М.; С.-Пб. 2015. EDN: VQLIFX
-
Ионов И.Н. Мировая история в глобальный век: Новое историческое сознание. М. 2015. EDN: YIFTUX
-
Кофман А.Ф. Латиноамериканский художественный образ мира. М. 1997. EDN: RRKFWN
-
Кофман А.Ф. Под покровительством Сантьяго. Испанское завоевание Америки и судьбы знаменитых конкистадоров. С-Пб. 2017. EDN: NSGLXD
-
Куайн У.О. Слово и объект. М. 2000.
-
Миры миров: В поисках идентичности. Россия и Латинская Америка в сравнительно-исторической перспективе. М. 2016.
-
Померанц Г.С. Диалог культурных миров // Лики культуры. Альманах. Т. 1. 1995. С. 445-455.
-
Померанц Г.С. Выход из транса. М. 1995.
-
Саид Эдвард В. Ориентализм. Западные концепции Востока. С.-Пб. 2006.
-
Сеа Л. Философия американской истории. Судьбы Латинской Америки. М. 1984.
-
Социокультурное пограничье как феномен мировых и российских трансформаций. М. 2008.
-
Следзевский И.В. Диалог цивилизаций как смысловое поле мировой политики // Диалог в полицентричном мире: философско-культурные, исторические, политические и коммуникативные проблемы. 2010. С. 136-174.
-
Толстанова В.М. Постсоветская литература и эстетика транскультурации. Жить нигде, писать ниоткуда. М. 2004.
-
Фергюсон Н. Цивилизация: чем Запад отличается от остального мира. М. 2014.
-
Шемякин Я.Г. "Пограничные" цивилизации планетарного масштаба. Особенности и перспективы эволюции // Латинская Америка. 2007. №7. С. 75-84. EDN: IBCZSF
-
Шемякин Я.Г. Вера и рацио в духовном космосе латиноамериканской цивилизации // Латинская Америка. 2007. №3. С. 78-92. EDN: HZEMLP
-
Шемякин Я.Г. Граница: процесс перехода и тип системности // Общественные науки и современность. 2009. №5. С. 111-124.
-
Шемякин Я.Г. Европа и Латинская Америка: взаимодействие цивилизаций в контексте всемирной истории. М. 2001.
-
Шемякин Я.Г. Еще раз к вопросу о специфике гуманитарного знания в свете проблематики сравнительных цивилизационных исследований // Электронный научно-образовательный журнал "История". Т. 12. 2021. № 8 (106). DOI: 10.18254/S207987840016465-0 EDN: HGAYGJ
-
Шемякин Я.Г. Идентичность как способ бытия культуры // Ибероамерика: культурная идентичность в эпоху глобализации. 2019. С. 34-66.
-
Шемякин Я.Г. Конфликт интересов и конфликт ценностей. Миграционная проблематика в контексте проблемы цивилизационной идентичности // Цивилизационные вызовы во всемирно-исторической перспективе. М. 2018. С. 348-402.
-
Шемякин Я.Г. Культурный трансфер и диалог культур в российском и латиноамериканском цивилизационных "пограничьях" // Перспективы. 2021. №1. С. 110-127.
-
Шемякин Я.Г. Культурный трансфер как взаимодействие идентичностей: опыт различных цивилизационных типов в универсальном контексте // Цивилизации. 2021. № 12. С. 137-184.
-
Шемякин Я.Г. О пределах процесса глобализации // Общественные науки и современность. 2018. № 1. С. 143-157. EDN: YLSQRE
-
Шемякин Я.Г. Универсальное и локальное измерения человеческого бытия и полюса смыслового поля цивилизационного исследования // Реконструкции мировой и региональной истории: от универсализма к моделям межкультурного диалога. М. 2017. С. 441-466.
-
Шемякин Я.Г. Феномен "пограничности": социокультурное содержание и исторические типы // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. М. 2013. С. 23-45. EDN: RBXCLP
-
Шемякин Я.Г. Цивилизации "пограничного" типа: формирование концепции // Социокультурное пограничье как феномен мировых и российских трансформаций. М. 2008. С. 138-141.
-
Шемякин Я.Г., Шемякина О.Д. Соотношение веры и рацио в цивилизационном "пограничье": российские параллели латиноамериканского опыта // Латинская Америка. 2007. № 11. С. 58-77. EDN: IJADIV
-
Abdel Malek A. La dialéctica social. México. 1975.
-
Abdel Malek A. Orientalism in Crisis // Diogenes. 1963. Vol. 44. P. 107-112.
-
Bhabha H.Interrogating Identity // Anatomy of Racism / Ed. D. Goldberg. Minneapolis. 1990.
-
Bhabha, H. The Location of Culture. London, 1994.
-
Chakrabarty D. Provincializing Europe. Postcolonial Thought and Historical Di erence. Princeton. 2000.
-
Convivencia: Jews, Muslims and Christians in Medieval Spain. N.Y. 1992.
-
Dussel E. The Underside of Modernity: Apel, Ricoeur, Rorty, Taylor and the Philosophy of Liberation. N.Y. 1995.
-
Echeverría B. Tres versiones de las Tesis sobre la modernidad capitalista // Contrahistorias. 2016. №26. P. 23-42.
-
Echeverría B. La múltiple modernidad de América Latina // Contrahistorias. La otra mirada del Clío. 2005. №4. P. 57-70.
-
Martínez García P. Alteridad Iberica: el otro en la Edad Media. Sociedad Española de Estudios. Murcia. 2021.
-
McLeod, J. Beginning Postcolonialism. Manchester. 2010.
-
Mignolo W. Local Histories / Global Designs. Coloniality, Subaltern Knowledges and Border Thinking. Princeton. 2000.
-
Mignolo W. The Idea of latin America. Wiley. 2005.
-
Mitre Fernández E. Cristianos, musulmanes o hebreos. La di cil convivencia de la España medieval. Madrid. 1988.
-
Paz O. El laberinto de soledad. Mexico. 1981.
-
Paz.O. One Earth, Four or Five Worlds. Re ections on Contemporary History. San Diego. - N.Y.; London. 1986.
-
Post-Colonial Studies: the Key Concepts / Ed. B. Ashoro, G. Gri ths, H. Ti n. London; N.Y. 2004.
-
Spencer R. The Price of Silence: Intellectual Communication in the Age of Globalization // Global Fissures: Postcolonial Fusions (Cross Cultures 85) / Ed. C.A.B. Joseph, J. Wilson. Amsterdam; N.Y. 2006.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье анализируются тенденции нарастающего кризиса института семьи в современном американском обществе. Эволюция семейных отношений на протяжении последних 70 лет прослеживается как последовательный отход от модели «идеальной» многодетной семьи, возглавляемой двумя родителями, в направлении бездетных семей и семей с родителями-одиночками. В 1970-е годы основную роль в этой эволюции сыграли социально-экономические факторы, однако впоследствии «отходу от брака» был придан статус «новой нормальности» экстремистской гендерной идеологией, которая казуистически подменила биологическое понятие пола социально детерминированной категорией гендера.
С конца 2021 г. в Чехии правят силы, в чьих действиях и речах зримо или незримо присутствует дух гавелизма. Гавелизм - наследие Вацлава Гавела - можно трактовать как сочетание антироссийских установок во внешней политике с манипулированием абстрактными ценностями демократии и «добра» при отстраненности от конкретных проблем чешского социума в политике внутренней. Такое двуединство было присуще Гавелу и проявляется у его последователей. Уже при своем зарождении гавелизм представлял собой сугубо постмодернистский проект, построенный на установке: не быть, а казаться. Это также стиль с элементами драмы абсурда и политического шутовства, который восприняли некоторые лидеры сегодняшней Европы. Особенно сильное негативное влияние современный вариант гавелизма оказывает на сферу отношений с Россией и международной политики в целом.
53-й Всемирный экономический форум, прошедший в швейцарском Давосе 16-20 января 2023 г. под девизом «Сотрудничество в разобщенном мире», предрек конец глобализации и десятилетие геоэкономических и геополитических потрясений. В числе государств, несущих максимальные потери на переломном этапе в мировом порядке, фигурируют страны Европейского союза, балансирующие на грани экономической рецессии. В настоящее время государства Объединенной Европы сталкиваются с новыми экономическими вызовами и рисками, отражающими, с одной стороны, изменение в соотношении мировых сил, а с другой - обострение конкурентной борьбы в самом западном лагере. В первом случае речь идет о конфликте с Россией, которую коллективный Запад стремится «выдавить» из глобальной экономики, и углублении противоречий с Китаем, во втором - о формировании зоны торгово-экономических разногласий с США, в том числе в альтернативной энергетике и сфере высоких технологий. В этих условиях Брюссель лихорадочно ищет тех членов ЕС, которые демонстрируют сравнительно высокие темпы роста и могут стать мотором экономического развития Евросоюза. На эту роль, в частности, претендует Испания. Насколько обоснованы такие расчеты брюссельских чиновников?
Страной-председателем ЕС на первые шесть месяцев 2023 г. стала Швеция, с которой у России имеются давние противоречия и которая уже в наше время сыграла огромную роль в событиях украинского «Евромайдана». Сегодня история отошла на второй план, а на первый вышли геополитика, разногласия по Украине, вмешательство во внутренние дела РФ и намерение шведов войти в НАТО. Внутри шведской политической элиты имеется разброс мнений по вопросам, связанным с Россией, Украиной и членством в НАТО. Наиболее антироссийски и атлантически настроенные «ястребы» не пользуются поддержкой большинства населения, однако нет и ни одной крупной политической силы, выступающей с позиций понимания российских действий. Потому перспективы российско-шведских отношений не выглядят радужными, хотя к первому ряду явных противников России Швецию все же отнести нельзя.
Иссякают американские возможности для глобального доминирования - реальностью становится многополярность. Миропорядок остается в переходном состоянии, но качество и суть этого состояния меняются. Ведущие игроки в новом составе формируют правила взаимодействия, и этот процесс не может быть легким, тем более что за игроками стоят разные культуры и разные внутренние системы, которыми они дорожат. Конкуренция приобретает две основные формы: конкуренты пытаются ослаблять друг друга путями непрямого воздействия и проявляют готовность к управляемому столкновению интересов в важных регионах. Все это ведет к постоянной напряженности и затрудняет формирование общих правил и принципов. Но одновременно эта же модальность конкуренции не дает - по крайней мере, пока - даже самым жестким противоречиям принять форму открытой большой войны.
Рассмотрение ключевых вех истории последнего столетия демонстрирует взаимосвязь между устремлениями и судьбой сербов, других балканских народов, европейской геополитикой и ролью России. Геополитические процессы как прошлого, так и настоящего показывают невозможность для Сербии избежать втягивания в узлы западно-российского противостояния. Британия еще более века назад взяла курс, продолженный США, на сталкивание Германии с Россией и противодействие формированию однородных славянских государств, грозящему, с точки зрения англосаксов, попаданием «латинских» народов в германскую, а православных - в российскую орбиту. Национальные чаяния сербов подлежали осуждению и сдерживанию. С распадом СФРЮ Сербию и вовсе обрекли на фрагментацию - примечательная параллель с судьбой исторической российской государственности и русского народа. Новый западный постмодернистский технократический концепт будущего исключает продолжение самостоятельной культурно-исторической жизни народов и угрожает смыслообразующему ядру как русской цивилизации, так и сербства. Сербская нация вновь находится в центре событий мирового значения, подтверждая связь судьбы поствизантийского пространства с положением России.
Издательство
- Издательство
- ФИП
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127051, г. Москва, Большой Каретный пер., д. 7
- Юр. адрес
- 127051, г. Москва, Большой Каретный пер., д. 7
- ФИО
- Нарочницкая Наталия Алексеевна (ПРЕЗИДЕНТ)
- E-mail адрес
- fip@stoletie.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6263026
- Сайт
- https://www.fiip.ru