"САММИТЫ ЗА ДЕМОКРАТИЮ" И КРАХ АМЕРИКАНСКИХ ИЛЛЮЗИЙ О ЛИБЕРАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ПЕРЕУСТРОЙСТВЕ МИРА. ЧАСТЬ 2 (2023)
Администрация Дж. Байдена взяла на вооружение принцип «кто не с нами, тот против нас», основанный на видении либеральной демократии как безальтернативной формы политического универсализма. Тем самым США лишь заблокировали свою традиционную стратегию распространения либеральной демократии посредством гибридных и переходных режимов. Неадекватность этой стратегии мировым реалиям отчетливо дала о себе знать уже в 2000-х годах. А диагностика конкуренции «демократий» с «автократиями», представленная пятью ведущими западными аналитическими центрами в 2022-2023 гг., не оставляет сомнений в том, что мир подошел к точке бифуркации. Преодолев ее, процессы поступательного нисхождения института либеральной демократии примут, возможно, необратимый характер. В любом случае,неоднородность типов политических систем оказывается тесно увязанной с полицентричным устройством современного мира.
Идентификаторы и классификаторы
Администрация Дж. Байдена взяла на вооружение принцип «кто не с нами, тот против нас», основанный на видении либеральной демократии как безальтернативной формы политического универсализма. Тем самым США лишь заблокировали свою традиционную стратегию распространения либеральной демократии посредством гибридных и переходных режимов. Неадекватность этой стратегии мировым реалиям отчетливо дала о себе знать уже в 2000-х годах. А диагностика конкуренции «демократий» с «автократиями», представленная пятью ведущими западными аналитическими центрами в 2022–2023 гг., не оставляет сомнений в том, что мир подошел к точке бифуркации.
Список литературы
- Citizens in Advanced Economies Want Significant Changes to Their Political Political Systems // Pew Research Center. 21.10.2021. - URL: pewresearch.org/global/2021/10/21/citizens-inadvanced-economies-want-significant-changes-to-their-political-systems.pdf (date of access: 05.05.2023).
- Democracy Index 2022. Frontline democracy and the battle for Ukraine. The Economist Intelligence Unit Limited 2023. - URL: eiu.com/n/campaigns/democracy-index-2022/ (date of access: 05.05.2023).
- Democracy Report 2023. Defiance in the Face of Autocratization. V - Dem Institute. University of Gothenburg. March 2023. - URL: v-dem.net/publications/democracy-reports/ (date of access: 05.05.2023).
- Diamond L. Democracy’s Arc: From Resurgent to Imperiled // Journal of Democracy. January 2022. Pp. 163-179. EDN: JTVMLK
- Foa R., Klassen A., Slade M., Rand A., Collins R. The Global Satisfaction with Democracy Report 2020. Centre for the Future of Democracy. Cambridge University. January 2020. - URL: bennettinstitute.cam.ac.uk/media/uploads/files/DemocracyReport2020.pdf (date of access: 05.05.2023).
- Freedom in the World 2023. Marking 50 Years in the Struggle for Democracy. Freedom House. March 2023. - URL: freedomhouse.org/sites/default/files/2023-03/FIW_World_2023_DigtalPDF.pdf (date of access: 05.05.2023).
- Fukuyama F. The End of History? // The National Interest. Summer 1989. P. 3-18.
- Gavison R. On the relationship between civil and political rights, and social and economic rights // Coicaud J.-M., Doyle M., Gardner A.M. The Globalization of Human Rights. N.Y. 2003. Pp. 23-55.
- The Global State of Democracy 2022. Forging Social Contracts in a Time of Discontent // International IDEA. 30.11.2022. - URL: idea.int/blog/global-state-democracy-2022-forging-socialcontracts-time-discontent (date of access: 05.05.2023).
-
Goldman A. Biden's Great Rhetorical Gambit That Wasn't // The National Interest.03.04.2023. - URL: nationalinterest.org/feature/biden%E2%80%99s-great-rhetorical-gambit-wasn%E2%80%99t206272?page=0%2C1 (date of access: 05.05.2023).
-
Gözler Çamur. E. Civil and Political Rights vs. Social and Economic Rights: A Brief Overview // Journal of Bitlis Eren University. June 2017. Pp. 205-214.
-
Lemm L., Lauth H-J., Stawski Th. Democratic Deficits and Autocratic Closings Outweigh Breakdowns of Democracies and Democratization Dynamics. State of Democracy 2021 (Context Measurement). - URL: democracymatrix.com/fileadmin/Mediapool/Downloads/DeMaX_Report_2022_Democratic_Deficits_and_Autocratic_Closings_Outweigh_Breakdowns_of_Democracies_and_Democratization_Dynamics.pdf (date of access: 05.05.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Экономическая реформа 1965 г. занимает особое место среди многочисленных советских реформ. Она являлась попыткой найти баланс между сохранением директивного планирования Центра и расширением прав предприятий. Это не была«реформа ради реформы», необходимость преобразований диктовалась потребностью преодолеть нарастание трудностей в экономике и повысить эффективность планового механизма. Реформа разрабатывалась с участием десятков НИИ, имела хорошие стартовые условия, и первые годы преобразований показали ее эффективность. Однако к концу 1960-х годов новации в экономической сфере существенно замедлились, обозначилась тенденция к восстановлению «дореформенных» методов руководства экономикой. В имеющихся работах, посвященных этой реформе, подробно освещены ее мероприятия, подготовка, ход реализация и причины свертывания, а также влияние на последующее развитие страны. Автор данной статьи делает акцент на содержании нововведений с точки зрения их соответствия социально-экономическим и политическим реалиям своего времени и влияния на поведение хозяйствующих субъектов.
В последние годы почти нулевой отметки достигли политические отношения между Россией и Нидерландами, и этому не помешали даже крепкие экономические связи. Причиной тому - разные точки зрения на международную повестку, несовместимые взгляды на катастрофу самолёта МН17 в Донбассе, расходящиеся представления о ценностях и суверенитете. Немалую роль в таком развитии событий сыграл голландский премьер Марк Рютте - один из самых влиятельных политиков ЕС, сильно поспособствовавший упадку отношений между РФ и Европейским союзом o целом. Политическое поле «страны тюльпанов» крайне разнообразно, но там почти невозможно найти партию, готовую отстаивать курс на сотрудничество с Россией. В итоге российско-голландские отношения подошли к тупику, без шансов на сколько-нибудь существенное улучшение в обозримой перспективе.
К началу третьего десятилетия XXI в. Испания накопила достаточный потенциал и консолидировала претензии на роль одного из активных международных акторов. В последнее время стали просматриваться контуры меняющихся подходов Мадрида к сотрудничеству с традиционными союзниками в Европе и Америке и признаки его повышенного интереса к контрагентам на других континентах. Фундаментальные сдвиги в мировой экономике и политике легли в основу поворота Мадрида на восток, o направлении более тесного торгово-экономического партнерства с Китаем и другими азиатскими государствами. Учитывая экономический, научно-технический и торговый потенциал стран Азии, их растущее политическое влияние в международных делах, следует признать инициативы испанских властей по диверсификации внешних связей отвечающими долгосрочным интересам страны. Однако существуют определенные ограничители модификации международного курса Испании. Евроатлантический вектор был и остается главным в ее политике и внешней торговле. Поэтому речь идет не о замене европейского направления на азиатское, а скорее об усилиях по налаживанию продуктивного партнерства с Азиатско-Тихоокеанским регионом.
Во внешней политике Чешской Республики происходят существенные изменения, связанные как с внутренними, так и с международными факторами. Коалиционный кабинет Петра Фиалы еще в самом начале своего пребывания у власти, независимо от последующего военного конфликта на Украине, в качестве одного из приоритетов поставил задачу пересмотра отношений с Россией и Китаем. Победа Петра Павела на президентских выборах в январе 2023 г. придала дополнительный импульсреализации этой программы. Его избрание ознаменовало окончательное завершение эпохи М. Земана и В. Клауса, которые были приверженцами многовекторной и прагматичной внешней политики. В статье анализируются политические взгляды, интересы и действия нового президента в рамках изменений в чешской внешней политике как на нормативном, так и на практическом уровнях, с акцентом на антироссийский и анти-китайский векторы.
В статье анализируются истоки и значение «саммитов за демократию», созванных демократической администрацией Дж. Байдена в Вашингтоне в декабре 2021 г. и в марте 2023 г. Подчеркивается, что их основное назначение сводилось к возведению принципа смены политических режимов в один из главных приоритетов американской внешней политики в условиях глобального противостояния Соединенных Штатов Китаю и России. Проведение «саммитов за демократию» было задумано в Белом доме и для укрепления внутриполитических позиций Дж. Байдена путем демонстрации его влияния в качестве лидера «коллективного Запада» на международной арене. Вместе с тем важнейшим фактором созыва эти форумов является прогрессирующее падение привлекательности либерально-демократической системы ценностей. С обезоруживающей откровенностью это был вынужден признать и сам американский президент. Об этом же свидетельствуют доклады ведущих западных центров, исследующих глобальную динамику политических режимов.
Издательство
- Издательство
- ФИП
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127051, г. Москва, Большой Каретный пер., д. 7
- Юр. адрес
- 127051, г. Москва, Большой Каретный пер., д. 7
- ФИО
- Нарочницкая Наталия Алексеевна (ПРЕЗИДЕНТ)
- E-mail адрес
- fip@stoletie.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6263026
- Сайт
- https://www.fiip.ru